Турист Elena Итенберг (Leolik)
Elena Итенберг — была сегодня 10:42

Бордо — Франция Октябрь 2016

Бордо, в который мы перебрались из Бержерака, ощущения оставил путанные. Поэтому мне хотелось побыстрее от него избавиться, запихнув все в один рассказ и парочку отзывов о главных достопримечательностях. Пыжилась я пыжилась, пыхтела-пыхтела и ничего у меня не получалось. Дай-ка думаю, напишу про Кафедральный собор св. Андрея, а там может и само все в кучку соберется. Кучка образовалась большая (извиняюсь), поэтому отзыв о соборе плавно перерос в рассказ о нем самом и о других рядом-расположенных домах, воротах и учреждениях.

Значится сегодня мы идем к Кафедральному собору св. Андрея. Начнем с площади перед Оперой и последуем за этим трамвайчиком по пл. Энтанданс вдоль рельс.

Гранд-театр.

Улица эта вся сплошь магазинная. Бренды в основном французские. Шмотки очень-очень качественные и гораздо дешевле чем Гуччи-шмуччи. Единственный бренд из семейства Zara — Massimo Dutti был мною там обнаружен. А так все местное. Рекомендую однозначно. А мы там обнаружили совершенно зефирный магазинчик для танцовщиц. Я вспомнила свое балетное детство и разумилилась прям вся. Причем Лизавета тоже умилилась, хоть детство у неё было совсем другое.

Страсти по Андрею, над и вокруг него. Бордо

Идем-идем, никуда не сворачиваем, а как только увидим, что трамвай заворачивает на улицу Виталь-Карль, то и мы следуем за ним и сразу же видим цель нашего сегодняшнего рассказа Кафедральный собор св. Андрея.

Кафедральный собор Сен-Андре в Бордо был освящен в честь святого Андрея Первозванного. Он расположен на площади Пе-Берлан недалеко от дворца Рогана.

Кстати, улица эта — Виталь-Карль тоже магазинная. Но не сплошь. Домики там есть симпатичные, винные бутики, гостиницы элитные. Так что если хотите там поселиться, не прогадаете. Улочка центральная, но тихая, до всего близко.

Когда приближаешься к собору, то непроизвольно начинаешь вытягивать шею, чтобы комфортно расположить это готическое чудо для личного восприятия. И если глаз с этим кое-как справляется, то фотоаппарату это совершенно не под силу. Ну, моему по крайней мере.

Поэтому поспешим для начала внутрь, а потом для полноты картины залезем на колоколню Пе-Берлен, стоящую отдельно. У входа в собор вас встречает надгробие. Наверное это честь быть похороненным в соборе, да еще кафедральном, но…мне бы не хотелось. Ходют всякие, разглядывают, фотографируют, никакого покоя. Хотя что я волнуюсь-то, мне никто и не предложит. Я, вообще-то, не специалист, но как-то в православных соборах я этих затей с усыпальницами внутри не встречала. Но возможно, я ошибаюсь.

Собор огромный. Витражи там редкой красоты.

Страсти по Андрею, над и вокруг него. Бордо

Немного обалдеваешь от такого пространства. Единостилия ему не хватает, но что поделать, за почти 500 лет, что его строили перестраивали, не только архитекторы сменялись и короли, которые начинали стройку перемерли, но и эпохи поменялись. Например вход в ризницу оформлен такой притолокой. Чистый ведь модерн.

Ризница.

Собор, как и водится строили на месте, где когда-то что-то религиозное уже стояло, а в данном случае в III веке. Наверное поэтому бытует пословица:«свято место пусто не бывает». Но то что мы видим сейчас, начали возводить в веке ХI, а главное событие собоа, которое на долгие годы затянуло Аквитанию в водоворот коллизий, конфликтов и войн — свадьба пятнадцатилетней Алиеноры Аквитанской с Людовиком VII, состоялась в 1137 году.

Собор святого Андрея с 1998 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. В этот реестр он был внесен как один из храмов, расположенный на пути паломников в город Сантьяго-де-Компостела.

Вот что значит пиар. Написал бы Гюго свой роман про собор в Бордо, или Шартре, или еще где-то, в Страсбурге, например. Куда как интереснее образчики готического стиля. И туда бы люди в очередь выстраивались. А так про Бордосский Кафедрал даже в сети информации почти нет. Да и народу не густо. Гаргули, правда, в Нотр-Дамм де Пари харизматичнее. Бордосские какие-то не серьезные.

Страсти по Андрею, над и вокруг него. Бордо

Лизка сказа, когда это увидела: «Ой, на меня похожа, когда я голодная»!

Чем он лично мне запомнился? А колоннами расписными. Нигде таких не встречала.

Орган там величественный. Но современный. Оказывается в XIX веке многие французские органы предприимчивые рЭволюционеры продали. На водопроводные трубы что-ли?

Орган современный. Работа мастера Даниэля Гонзалеза.

Но главное — витражи.

Страсти по Андрею, над и вокруг него. Бордо

Были там и современные картины и инсталяции. Как ни странно, они мне понравились. Выполненные в форме триптиха, на досках. Не в реалистичной манере, но подача интересная. Вроде как сцены из Евангелия. Но тут я не сильна.

Еще один штрих, меня позабавивший. Вот в итальянских, испанских соборах свечки бери какие хочешь, а денежку на твое усмотрение. По типу: «Боженька все видит!» Предприимчивые французы Богу не доверяют и свечки продают по 2,5 евро. Зато вход в церкви бесплатный. Не то что у испанцев.

Страсти по Андрею, над и вокруг него. Бордо

Посмотрели что внутри. Теперь поинтересуемся, что снаружи.

А снаружи у нас башня-колокольня Пе-Берлан. Стоит она отдельно, чтобы вибрация от колокола весом 8 тонн, не резонировала и не разрушала собор. Ну, мудрое решение. В 1863 году на вершину башни поставили золоченую Деву Марию Аквитанскую.

Башня Пе-Берлан, расположенная рядом с Кафедральным собором св.Андрея и на площади её имени.

Если в собор вход бесплатный, то на башню чтобы влезть, надо заплатить 5.50 евро. 232 ступеньки. Нормально. Лесенка узенькая. Хорошо, что я там одна была. А если 2 особи встретятся, да еще размера выше среднего, то разойтись будет очень проблематично.

Колокол сидит за решеткой. Я ручку двери подергала, закрыто.

Колокол на башне Пе-Берлан.

На верху было холодно и ветренно. Причем сильно. Все забрано часто решеткой, чтобы граждане из-за чрезмерного усердия при фотографировании не вывалились за перила.

Страсти по Андрею, над и вокруг него. Бордо

Или еще чего хуже не придумали: сигать вниз из-за несчастной любви, например.

Симметричные башни возносятся на высоту 80 метров, фасад украшен изображениями сцен Страшного суда, над которым расположено окно в виде розы, декорированное растительными мотивами

Ну, красавец же. На какое-то насекомое диковинное похож с множеством ножек.

Страсти по Андрею, над и вокруг него. Бордо

Как будто паучиха кладку свою стережет.

Можно обозреть окрестности и наметить куда дальше идти.

Вдалеке виднеется башня Базилики св. Михаила и Башня Грос-Клош.

Я и пошла вон в ту церковь, шпиль которой так гордо возвышается. Я видела её накануне, когда ночью гуляла по Бордо и фотографировала его праздничную подсветку. Нет, праздника никакого не было. Просто ночью город очень хорош.

Страсти по Андрею, над и вокруг него. Бордо

Шпиль этот — башня Базилики св. Михаила. Мы когда в гостинице включали телевизор, там заставкой шла короткометражка про достопримечательности Аквитании. Так вот эта башня там фигурировала и какой-то турист снимал на просвет её резную башенку. Ну, раз он снимал, то и мне, конечно надо. Пошла.

Оказывается и во Франции бывают землетрясения. Одно из них в середине XVIII века часть этой башни и разрушило, что по идее не мудрено, она высотой 131 метр и входит в число самых высоких религиозных построек. (Чуть не написала — учреждений). Строили её чуть меньше времени чем Кафедрал, всего 2 века.

Но самое главное в этой истории не история собора. Самое главное, что я там увидала. Начнем с того, что собор был закрыт. Башенка, в которую я рвалась на просвет облака увидеть, была снизу заперта деревянной огромной пробкой. Так что облаков я там не обнаружила. Но это бы я пережила.

Когда я шла в Собору св. Михаила, то показалось, что я как буд-то попала в другой город. Не то чтобы архитектура изменилась, а люди поменялись. Магазинчики сменились лавчонками. Для начала меня порадовала лавка зеленщика, но потом я увидела массу слоняющихся без дела молодых мужчин сильно восточной наружности. Потом какие-то стихийные барахолки. (Опять же по-поводу гостиниц. Не селитесь в том районе. Я агрессии не ощутила, но это было утром. Кто знает, что там творится под покровом ночи.)

Страсти по Андрею, над и вокруг него. Бордо

А потом, когда я поднялась на пару ступень в башню, мне в нос ударил такой запах, извиняюсь, мочи, что я малодушно оттуда сбежала, краем глаза успев заметить загаженную территорию вокруг собора и башни. Так что если вы не хотите портить из без того не самые радужное впечатление о городе, не ходите к Собору св. Михаила. Полюбуйтесь на него из далека. Или вечером от набережной, или днем с колокольни Пе-Берлан.

Да, чуть не забыла. И в Кафедрале и на башне есть перерыв на обед с 12–30 до 16–00.

К счастью по дороге обратно я зашла в Башню Гросс Клош. В прямом смысле зашла, т. к. в правой опоре находится приход Сэнт-Элуа.

Башня Гросс-Клош (или Большой Колокол) – это часть средневековых городских укреплений. В XIII столетии в городской стене был прорублен отдельный вход в город для беспрепятственного прохождения паломников, которые направлялись по Пути святого Иакова в испанский город Сантьяго-де-Компостела. Эти ворота назывались Сен-Элуа, и в XV столетии на их развалинах была построена ратуша Бордо, сейчас именуемая «старой».

Очень миниатюрная церковь, про которую вообще нет никакой инфы, что там и как. Только лишь про современные распри при её учреждении. Я когда туда зашла, там сидели 2 дядечки и обсуждали: уж не знаю что, но религиозное что-то. Т. к. имя Девы Марии там упоминалось через слово. Я церковку запротоколировала. Фотографий, конечно больше, чем эти. Но не буду вас утомлять. И так витражей на этот пост больше чем нужно.

Приход Сэнт-Элуа.

Хватит на сегодня приходов. церквей, базилик и колоколен. Пойдем в светское учреждение. Рядом с Кафедралом, вот совсем рядом, на той же площади — дворец Роганов.

Здание, в котором в настоящее время расположена мэрия Бордо – построенный во второй половине XVIII столетия епископский дворец. Его также называют дворцом Рогана, так как инициатором его строительства был архиепископ Фердинан Максимилиан де Роган, духовник императрицы Жозефины и представитель одного из самых влиятельных бретонских родов.

Здание монументальное. Очень серое. А в серый день — серое вдвойне. Но фонари очень изящные. Как говорится, платье делают детали. И французы в деталях большие доки. Надо было туда вечером прийти. Красиво наверное.

Фонари на дворце Роганов.

Предназначение его понятно по развивающимся флагам, правильно, это мэрия. Внутрь водят экскурсии. Но я не пошла. А пошла я в музей изобразительных искусств. Он находится в том же здании, но вход со двора. Т. е. здание мэрии надо обойти по боковой стороне и зайти в симпатичный скверик.

За годы своей истории дворец приспосабливали под разные нужды, в том числе под здание революционного трибунала, а также повышали его «ранг» до уровня дворца императорского и королевского. В 1835 году в нем разместилась городская мэрия и находится там по сей день. Квартал вокруг дворца называется кварталом здания муниципалитета. В дворцовом парке, основанном в XIX века, служебные помещения дворца были переданы музею изящных искусств.

Как в ворота небывалой красоты вошли,

Страсти по Андрею, над и вокруг него. Бордо

так идем направо, там вход в музей. Покупаем билет за 4 евро и вперед. Гуляйте в гордом одиночестве. Пишут про него, про музей, что там и Рубенс, и Тициан и… Нет, есть, конечно. Но ооочень скромно. Не чета Дижонского музею, например. Не говорю уже про столичные.

Но, если честно, я поняла, что мне такие музеи гораздо удобнее что-ли, чем огромные. По крайней мере, то что мне понравилось я не забуду. Восприятие не превратится в сплошную полосу, хоть и яркую, но не конкретную. Я как-то писала, что предпочитаю мужские портреты женским. А в галерею Бордо я пошла ради женского портрета. Видите, справа на здании музея.

Страсти по Андрею, над и вокруг него. Бордо

Вот она — кто бы вы думали? Не смотрите в ответ. Поразмыслите.

Jules-Elie Delaunay Офелия.
Jules-Elie Delaunay "Офелия".

Ну, вот, да! Никакая она не Офелия. Девушка с такими смелыми глазами и упрямым подбородком не тронулась бы умом. А уж топиться-то. Это точно не про неё. Но хороша!!!

Ещё очень интересный портрет. Мистический и загадочный. На меня он, по крайней мере, такое впечатление и произвел. Что в этой «Книге мира» записано такое, что эта «Снежная королева» так неуловимо улыбается. Вам не хотелось бы знать? Вот мне всегда хочется. А потом думаю: «А зачем? А вдруг там что-то эдакое?»

Edgar Maxence Книга мира.
Edgar Maxence "Книга мира".

Вот еще портрет — девчачий. Очень трогательно. Чистота в каждом мазке. Чистота, прозрачность и ясность. Хоть и боязнь. Её еще «книга мира» не волнует. Пока. Но заволнует. Очень пытливый детеныш.

Gaston Schness Жаннет в белом платье.
Gaston Schness "Жаннет в белом платье".

А это главная моя находка. Можно подумать гриб в лесу нашла. Но я радовалась. Вот он — Брейгель. Не Питер — мой любимчик, Ян. Но схожесть есть. Очень динамичное полотно и по цветам, и по рисунку. С холста так и веет разгоряченными телами, возбуждением, да и вожделением, которое тут явственно читается. Шикарно!

Ян Брейгель - Деревенские танцы.
Ян Брейгель - "Деревенские танцы".

Раньше я очень скульптуру любила. Помню не могла уйти из Эрмитажа, все этих Персеев да Тесеев рассматривала. Восторженная была девушка. Потом поутихла и на живопись переключилась. В конце экспозиции музея Бордо обнаружилась такая скульптура. Моцарт. Умирает. Кто-то пальцы ему пообломал. Хочется думать, что это следы времени, а не какого-нибудь вандала неудачника. А какая тонкая работа. Даже тиснение на подушке видно. Щетина умирающего на изможденном лице!

Rinaldo Carnielo Умирающий Моцарт.
Rinaldo Carnielo "Умирающий Моцарт".

Короче, музей мне понравился, чего и вам желаю.

Все, больше вас мучать сегодня не буду. Только еще одну скульптуру покажу. Она в аккурат напротив Кафедрала в скверике находится. Там какого-то ангела мучают. А точнее я не поняла. А кто-то и понимать не собирался. Или наоборот, все уже понял.

Страсти по Андрею, над и вокруг него. Бордо

Бордо, вообще, город очень непонятный получился. Может пройдет чуть больше времени и я в нем разберусь. Но то, что еще раз попытаюсь — это точно.

P. S. Все эти объекты реально осмотреть за один день и еще время останется. Очень всё компактно расположено.