Турист Vit (lokrumskif)
был 3 апреля 2023 10:59

Охрид — Северная Македония Август 2016

Славянский Иерусалим (Охрид)

Этот отчет оформлен, как самостоятельный, но на деле является продолжением автопутешествия, начатого поездкой в Албанию.

Завершалось предыдущее повествование выездом из албанского города Берат и пересечением албанско-македонской границы.

И вот мы в Македонии. Поначалу планировали еще до въезда в город Охрид тормознуть на побережье, прогуляться по кромке воды, окинуть взглядом берег… эх, мечты, реальность грубо вмешалась и все скомкала — погода мрачная, небо затянуто свинцовыми предгрозовыми тучами, прохладно, вот-вот пойдет дождь. так что едем сразу в город.

Отель не бронировали, просто наметили парочку. Навигатор в Македонии работает нормально, без сюрпризов. Однако, в центре Охрида движение очень плотное, часто одностороннее, к намеченным отелям и вовсе нельзя подъехать — пешеходная зона. Еле-еле нашел место, где приткнуться, включил аварийку, остался в машине, жена пошла проверять отели. Через минут пятнадцать возвращается — и мест уже нет, и вообще, жить в самом центре не хочет, очень много людей, везде (в том числе на первом этаже намеченного отеля) рестораны, бары, громко играет музыка. Нам же хотелось что-то тихое, спокойное. Оставляем центр и едем чуть в сторону вдоль берега (непосредственно набережная закрыта для проезда). Нашел место во дворе жилой многоэтажки, запарковались и пошли вдвоем искать жилье. Ресторанов и апартаментов много, однако, или нет мест, или цены (после Албании) кажутся слишком завышенными (например, около 100 евро за номер в отеле). Ходим так уже с полчаса, тут подъезжает мужик на велосипеде, обращается по-английски — Не ищете ли вы жилье? Да, говорим, ищем, но есть условия — чтоб был интернет и парковка, срок — 2 дня. Мужик — Все это есть, но могу только на один день, зато цену дам низкую — всего 25 евро. Мы немного посовещались, погода плохая, пляжного времяпровождения явно не получится, стоит ли оставаться еще на день? Решили так — если вдруг погода наладится и город нам очень понравится, завтра утром поищем новое место для следующей ночевки, а пока остановимся здесь. Мужик провел нас к своему апарт-отелю, я вспомнил, что видел его на Букинг.коме, но мест не было. Приличный двухэтажный дом, с садиком, собственной скважиной (вода минеральная, уверял хозяин), с местом для машины, все нас устроило. Вселились, получили от хозяина советы и карту с достопримечательностями, и пошли в сторону Старого Города, до него пешком минут 10.

2. Вид на Старый город:

Славянский Иерусалим (Охрид)

Город Охрид — основная туристическая изюмина Македонии. Очень много приезжих со всего света, вся инфраструктура Старого города ориентирована на туристов, значительная часть местных жителей говорит по-английски. Что же манит сюда туристов?

Во-первых, озеро, оно уникально как своим происхождением (прогиб земной поверхности), так и видами обитателей, здесь много эндемиков (в том числе знаменитая охридская форель), кроме того, здесь тепло, есть пляжи, т. е. можно устроить себе обычный пляжный отдых.

Во-вторых, Старый город Охрид, с историей, уходящей к 3-му веку до Н. Э. — город входил в Римскую империю, Византию, Болгарию, Сербию, Османскую империю, затем опять в Сербию, потом в югославскую Македонию, и, наконец, в современную Македонию (FYROM). Именно в этом городе была создана кириллица (такова одна из основных версий).

Изданием Lonely planet Охрид включен в десятку лучших мест для посещения в 2017 году (как я узнал спустя пару месяцев после возвращения из Охрида).

Наверху над городом видны стены крепости, это т.н. Самоилова тврдина, крепость времен болгарского царя Самоила (10-й век). Мы идем по набережной, затем входим в Старый город, который расположен на холме мыса, выступающего в озеро.

3. Набережная у начала Старого города:

Славянский Иерусалим (Охрид)

Погода откровенно плохая, снимки получаются мрачноватыми.

4. Углубляемся в Старый город:

Славянский Иерусалим (Охрид)

5. По кривым улочкам выходим к собору Святой Софии, это один из известнейших соборов Охрида (9-й век):

6. Собор Св. Софии:

7. Собор Св. Софии:

Старый город хаотичен. Улицы петляют и пересекаются под разными углами, образуя лабиринты. 8. Типичная улочка Старого города:

Славянский Иерусалим (Охрид)

Фонари в Охриде имеют оригинальный вид (на фото вверху видно, будут еще)

9. Дома Старого города:

10. Часто улочки соединяются меж собой такими вот проходами:

Приближаемся к церкви Йована Канео (на фото № 1). Это собор в характерном македонском стиле, лаконичность формы компенсируется выигрышным расположением — на крутом утесе, всё вместе вызывает восторженное восприятие (эх, если б еще погода была солнечной…) Собор, пожалуй, самый выразительный во всем Охриде.

11. Йован Канео (15-й век):

12.

13.

Славянский Иерусалим (Охрид)

Эх, какие красивые картинки могли получиться, если б погода была солнечная…

От церкви по тропе поднимаемся вверх, в сторону крепости. На пути встречаем свадебную процессию, молодожены охотно позируют туристам, не удержался и я (счастья вам, здоровья):

14.

Славянский Иерусалим (Охрид)

Идем дальше, рядом церковь святого Пантелеймона, она расположена на территории, называемой Плаошник, увы, всё огорожено забором, там ведутся раскопки. Собор красив, но не удалось его снять в хорошем ракурсе. Вскоре выходим к стенам крепости. Здесь народу значительно больше, чем на пешеходных маршрутах, туристов подвозят автобусами. Вход платный, цена среднеевропейская, заходим внутрь. Во внутреннем пространстве крепости идем к северо-западной части, там нет возможности взобраться на стену, зато хорошо видны новый город и озеро.

15. Вид из крепости на новый город:

16. Так выглядит изнутри главный вход:

17. Пляж:

Славянский Иерусалим (Охрид)

Затем можно подняться на хорошо сохранившиеся с юга и востока стены.

18. Шишки на дереве под стеной:

19. Над озером уже местами идет дождь:

20. На юго-востоке тоже неспокойно:

21. Вид на Старый город:

22. Так выглядит новый город на фоне части старого:

23. Крепостная стена:

Меняю объектив, надо спешить, пока нет дождя.

24. Фрагмент старого города:

25. Церковь Богородицы Перивлепты:

25. Мечеть в новом городе:

Славянский Иерусалим (Охрид)

Ладно, пора сматываться, скоро прольется дождь. И это будет не просто теплый дождик — ощутимо холодает. спускаемся и движемся в Старый город по другому пути.

26. Вид на крепость:

27. Улицы Старого города:

Выходим к амфитеатру, где висят многочисленные афиши — через несколько дней здесь выступают Продиджи и Ал Ди Меола.

28. Амфитеатр:

29. Улочки-переулочки:

30.

31.

32.

33.

34. Скверик напротив пристани:

35. Пристань и немного Старого города:

Температура падает, поднялся сильный ветер, на озере образовалась стоячая волна, т. е. нет привычных накатов волн, просто колебательные движения на месте.

36.

Славянский Иерусалим (Охрид)

Стихия сжалилась над нами, успели дойти до дома, и сразу же разразился ливень. Мы основательно устали, завалились с планшетами в кровать, пару часов провели никуда не выходя. Но накатил голод, в этой беготне даже забыли перекусить или выпить кофе. О, чудо — дождь кончился. Зато температура опустилась до +16. Достали кофты-куртки, вооружились зонтиком и пошли в ресторан, о котором вычитали в интернете.

Много людей вокруг еще одеты в шорты-майки, с утра ведь было тепло, но встречаются и те, кто успел утеплиться. Я поначалу лишь накинул свитер на плечи, но через полчаса замерз и одел его по-настоящему. Ресторан находится рядом с амфитеатром (на фото № 28 его видно, это здание над амфитеатром третье справа, с балконами во всю ширь), называется Гладиатор. Можно сесть как на балконе, так и внутри. Мы поначалу смело устроились снаружи (отличные виды), но через пять минут замерзли и постыдно бежали внутрь, благо, свободные места были.

Меню большое, есть там и два вида эндемичной охридской форели, заказали оба (одна крупнее, размером сантиметров 25, другая мельче, размером 15 см, первую приносят одну, вторую — несколько штук), очень вкусная рыбка. Шопский салат, пиво. Цены чуть выше, чем в среднем по городу, но терпимо. Девушка официантка отлично говорит по-английски (судя по всему, она дочь хозяев), разучивала с нами несколько русских фраз (по ее просьбе).

Сытые, медленно идем домой. Однако, погода не успокоилась, над озером постоянно грохочет гром, вспыхивают молнии. Начинается вторая серия «Успеть до дождя». Тем не менее, успеваю сделать несколько снимков.

37. Святая София:

38. Кирилл и Мефодий:

39. Всполохи над озером:

Славянский Иерусалим (Охрид)

И опять успели добраться до начала дождя. Хотелось бы сходить к Йовану Канео, он ночью красиво подсвечивается, но не судьба…

Утром дождь продолжался, оставаться на второй день не имело смысла. Хозяин накануне советовал на обратном пути заехать к соседнему озеру Приспен, для чего нужно двигаться на юг вдоль Охридского озера, но утром сам же сказал, что в эту погоду не стоит ехать. Так, сквозь непрекращающийся дождь выехали из Охрида, добрались до Битолы, затем пересекли греческую границу, и только там дождь прекратился.

Охрид понравился, дня три тут точно можно провести, можно и неделю, если погода хорошая. Наверное, в следующем году еще сюда заедем.

Так закончился наш балканский трип. Продлился он 18 дней, по плану мог быть до месяца, однако, немного скорректировался по обстоятельствам.