Турист Елена (Elpon)
Елена
была вчера 19:25

Архангельск — Россия Июль 2014

Из древней столицы поморского края — Холмогор (Остров академика) — дорога М8 ведет в современный центр — в Архангельск. Времени у нас немного, поэтому сразу начинаем знакомиться с городом: прямо за нашей гостиницей «Двина» находится пешеходная достопримечательность — местный Арбат — проспект Чумбарова-Лучинского, или просто «Чумбаровка».

В столице корабелов и трескоедов

Кстати, до этой поездки я даже не слышала о таком человеке. Как выяснилось, Фёдор Степанович Чумбаров-Лучинский (1899 — 1921 гг.) — революционный деятель, поэт и публицист. Родился в д. Васильевской Каргопольского уезда Олонецкой губернии (т. е. в Карелии). Окончил сельскую церковно-приходскую школу. В 1914 г. стал членом РСДРП. Во время гражданской войны служил лектором на Северном фронте. Погиб в марте 1921 г. при подавлении Кронштадтского мятежа в возрасте 22 лет. В июне 1921 года горисполком Архангельска решил назвать именем Чумбарова-Лучинского одну из центральных улиц. Так и появилась «Чумбаровка».

Ныне эта улица привлекательна своей деревянной застройкой. На «Чумбаровку» из разных районов города свезли наиболее интересные деревянные дома конца XIX — начала XX века.

В последнее время улицы в городах принято украшать оригинальными скульптурными памятниками. Архангельск не избежал этой участи, даже преуспел в ней. В том числе и, на Чумбаровке, увековечены свои местные знаменитости.

Степан Григорьевич Писахов — архангельский сказочник, этнограф и художник.

В столице корабелов и трескоедов

А неподалеку от писателя стоит герой его сказов, поморский мужичок Сеня Малина из деревни Уймы. Памятник воссоздает сюжет из сказа «Налим Малиныч».

…На самом дне я на матерушшого налима наскочил. Спал налим крепкой спячкой. Разбудился налим да и спросонок к проруби. Я на налима верхом скочил, в прорубь выскочил, на лед налима выташшил. На морозном солнышке наскоро пообсох, рыбину под мышку — и прямиком на соборну плошшадь…

Русским женам — берегиням семейного очага.

В столице корабелов и трескоедов

Шергин Борис Викторович — русский писатель, фольклорист и художник.

Как видно: прогулочная улица пользуется популярностью среди жителей города.

В столице корабелов и трескоедов

До сих пор архангелогородцев называют «трескоедами».

В столице корабелов и трескоедов

Такое прозвище, кстати, вовсе не обидное, появилось из-за особенностей поморской кухни, богатой блюдами из трески. В ресторане-музее «Трескоед» на Чумбаровке можно отведать шедевры местной кухни. Мы, правда, сделать этого не смогли, поскольку заглянули в «Трескоед» уже после сытного обеда в гостиничном ресторане. Зато, познакомились с интерьерами заведения, которые составлены из разнообразных предметов быта поморских семей.

В столице корабелов и трескоедов

Улов местных рыболовецких компаний — свежайшую треску, семгу и прочую рыбу, не затронутую мытарствами логистики и хранения — можно приобрести рядом, на городском рынке. И другие продукты, конечно, тоже. Мы, в частности, купили там козули — архангельские пряники.

Далее мы отправились к набережной Северной Двины

В столице корабелов и трескоедов

мимо церкви Николая Угодника 1904 г. и ансамбля Соловецкого подворья XVIII в.

В столице корабелов и трескоедов

Деревянная трехмачтовая шхуна «Запад» на Красной пристани, смотрится как что-то старинное. На самом деле это не совсем так. Шхуна построена в 1949 году в Финляндии. В основном она использовалась в качестве учебного судна, совершала походы по Белому и Баренцевому морям. В 1974 году принимала участие в съемках фильма «Георгий Седов». А с 1980 года стала одним экспонатов Морского музея — как памятник деревянный судам, бороздившим просторы северных морей. В настоящее время (2014 год) судну требуется реставрация, поскольку в один из ураганов оно лишилось всех трех мачт.

Около Северного морского музея установлены бюсты российских и советских мореплавателей и исследователей Арктики: Папанина, Седова, Воронина, Шмидта, Курочкина…

В столице корабелов и трескоедов

История Архангельска, так же как история зарождения и становления российского флота, неразрывно связана с именем первого российского императора. Памятник Петру I, знакомый нам по современной 500-рублевой купюре, находится в Петровском парке.

В столице корабелов и трескоедов

По набережной Двины, кстати, весьма живописной и очень протяженной, мы, наконец, добираемся до места, откуда пошел Архангельск — к мысу Пур Наволок.

С XIV по XVII в. экономическим и административным центром поморского Севера служил городок Холмогоры. Но беда, что этот центр был в отдалении от морских берегов.

В XVI веке, с развитием торговых связей с заморскими странами, стало очевидно, что Русскому государству необходим именно морской порт, т. е. расположенный непосредственно у моря. Раньше, с XII века, в устье Двины (на месте современного Архангельска) стоял Михайло-Архангельский монастырь, построенный предприимчивыми новгородцами. Возле него был небольшой поселочек и пристань, где и швартовались иностранные суда. Именно здесь, на мысе Пур-Наволок, в 1584 году по указу Ивана IV была возведена крепость, названная Новохолмогоры. Вот с неё то и отсчитывается летопись Архангельска.

В честь 400-летия набережную города украсил памятный знак в форме ладьи с надписью: «Здесь, на мысе Пур-Наволок в 1584 году основан Архангельск, колыбель отечественного кораблестроения, первый морской порт России».

В столице корабелов и трескоедов

В 1684 году Архангельск обзавелся собственным Гостиным Двором. Сейчас можно видеть лишь небольшую уцелевшую часть этого огромного строения. А когда-то здесь процветали склады, магазины и торговая биржа, проживали купцы…

Но продолжим путь по набережной…
…Северянам, павшим в Великой Отечественной войне.

В столице корабелов и трескоедов

…Памятник-стела «Город воинской славы». Указ президента о присвоении городу почетного звания вышел 5 декабря 2009 года.

…Памятник Тюленю. В суровые годы военного лихолетья тюленьим жиром обогревались и спасались от голодной смерти жители Архангельска и блокадного Ленинграда…

В столице корабелов и трескоедов

…Соловецкие юнги, наши мальчики русские
Ваши плечи, по-детски худые и узкие,
Заслонили просторы родной вам России.
Будьте вечно героями
Будьте ж вечно живыми!
Лев Вахрамеев.

В столице корабелов и трескоедов

…Образец исторической прибрежной застройки — усадьба Суркова, сооружена в 1851.

…Успенский храм, построен в 1744 году, восстановлен в 2008 году.

В столице корабелов и трескоедов

…Святые благоверные князь Петр и княгиня Февронья Муромские.

В столице корабелов и трескоедов

Ну, и напоследок, просто фотографии города…