Турист Лариса Киселева (larkis8)
Лариса Киселева
была вчера 19:01

Москва — Россия Октябрь 2016

Продолжаем нашу прогулку по центру Москвы. Кто только что присоединился, те могут посмотреть начало здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_17085, но так как мы вернулись к начальной точке первой части маршрута, то можно рассматривать следующий предложенный маршрут как самостоятельный. Предлагаю схему предстоящей прогулки:

Москва пешеходная. Маршрут по центру (часть 2)

Итак, стартуем от перекрестка ул. Воздвиженка и Никитского бульвара (метро Арбатская). Переходим через дорогу по подземному переходу направо и выходим к такому красивому дому — городской усадьбе Шаховских — Краузе — Осиповских (ул. Воздвиженка, д. 18/9). Этот двухэтажный дом с антресольным этажом, с флигелями и парадными воротами в 1783 году построил князь Алексей Яковлевич Шаховской. С 1842 года владение переходит в руки врачей. Сначала им владел известный врач И. И. Краузе., а в 1852 году, когда дом принадлежал штабс-ротмистру Николаю Яковлевичу Козлакову архитектор Н. И. Козловский перестроил дом. Изменения в основном касались декора фасада и внутренних помещений. Дом получил очень эффектный фасад, выполненный в стилистике рококо с очень интересными украшениями в виде цветочных гирлянд и раковин. В 1868 г. усадьбу купил врач Дмитрий Тимофеевич Осиповский (1812–1881). 14 июня 1878 года ему было пожаловано дворянство, и с этого времени во фронтоне дома расположился герб Осиповских.

Но на самом деле мы идем к дому «Моссельпрома», расположенном на пересечении Нижнего Кисловского 10 и Калашного переулка 2. Здание стало первым советским небоскребом благодаря своей угловой части в 11 этажей. Автором первоначального проекта стал архитектор Н. Д. Струков, выполнявший заказ купца А. И. Титова. На пересечении Калашного, Верхнего и Нижнего Кисловских переулков должен был стоять семиэтажный доходный дом. Но в 1913 году было частичное обрушение одной из стен здания, поэтому его стали достраивать только в 1923 году.

Проектировали дом архитекторы В. Д. Цветаев и Д. М. Коган. Угловая шестиугольная башня с зубцами была разработана другим архитектором, А. Ф. Лолейтом. Этот дом стал образчиком русского авангарда и конструктивизма. В 1925 году в этот дом въехало объединение переработчиков сельхозпродукции Моссельпром. Надписи на здании напоминают о панно, которое украшало этот дом и сделало его известным. Проект наружного оформления был выполнен художниками А. М. Родченко и его женой В. Ф. Степановой.

Кроме этого, фасад был заполнен различной рекламой товаров, таких как конфеты «Мишка Косолапый», сигареты «Герцоговина Флор». Здесь же располагался известный слоган Владимира Маяковского «Нигде кроме, как в Моссельпроме!». Вся реклама со здания была стерта во второй половине 30-х годов прошлого столетия и долгое время здание было серым и унылым. Кроме того, его закрывали другие дома, так что его не очень было видно. Но сейчас его отреставрировали, и он предстал во всей красе:

Сворачиваем на Нижний Кисловский переулок. Кстати, кисловскими называются переулки, на которых когда-то жили люди, занимавшиеся заквасками капусты, приготовлением кваса и подобной продукции. Эти названия типичны для Москвы, где многие улицы называются по характеру тех работ, которыми занимались люди, жившие в этом районе.

Доходим до дома № 5, в котором сейчас расположена Резиденция посла Швейцарии. Этот особняк, построенный в XVIII веке несколько раз менял хозяев и перестраивался. На улицу выходит торцевая часть дома, которая в 1894 г., получила новый фасад, выполненный по проекту архитектора П. М. Самарина, а на фронтоне дома появились буквы «ВД» — инициалы его тогдашнего хозяина Владимира Думнова, владельца известного в Москве издательства, которое выпускало первые сочинения Тургенева и Гоголя. Кстати, семья Тургеневых также жила в этом доме в 1832—1833 гг. Также здесь бывал композитор П. И. Чайковский, который часто гостил здесь у своего ученика и друга В. С. Шиловского, который также был владельцем этого дома с 1872 г.

Москва пешеходная. Маршрут по центру (часть 2)

Идем дальше по переулку, и доходим до дома 13 (Большая Никитская улица, 19/13). Здесь расположен знаменитый театр Маяковского. Первоначальное название «театр Парадиз» он получил по имени немца Георга (Георгия) Парадиза (1846 — 1901) актера и владельца собственной антрепризы, который начал театральные постановки в этом здании в 1886 году. Здание было построено по проекту архитектора К. В. Терского (автор фасада — Ф. О. Шехтель, с самым знамениты домом этого архитектора мы познакомимся чуть позже). Поначалу в помещении выступали европейские звезды, приезжавшие на гастроли; на этой сцене играли всемирно известные артисты, но после революции эти гастроли прекратились. Театр в разные годы возглавляли различные известные режиссеры и на его сцене играли и продолжают играть многие известные актеры. Не буду останавливаться на этой теме, иначе рассказ будет бесконечным. Но сходить в этот театр всегда было очень престижно, так что — рекомендую!

Сворачиваем налево по Большой Никитской улице и почти сразу справа видим еще одно очень известное здание ТАСС (Тверской б-р, д. 2). Корпус нового здания ТАСС, построенное на месте старых построек в 1977 г. называли одним из удачных архитектурных проектов 1970-х. Окна здания напоминают экраны телевизоров, что отражает суть организации, которая здесь расположена.

Москва пешеходная. Маршрут по центру (часть 2)

А мы переходим Никитский бульвар (кстати, от Арбатской до этого места можно было пройти именно по бульвару, там тоже много интересного), и сворачиваем на продолжение Большой Никитской улицы. Там наше внимание привлек ансамбль ранее доходных домов 1901—1903 гг. на Б. Никитской, 31, построенные в стиле модерн по проекту архитекторов Н. Д. Струкова и В. П. Цейдлера. Сейчас это административное здание.

ПРИМЕЧАНИЕ: Если пройти дальше по этой улице, потом перейти через Садовое кольцо и свернуть направо, то вы выйдете к Московскому Планетарию, а можно немного пройти вперед по Баррикадной улице, которая является продолжением Б.Никитской, там будет Московский зоопарк.

А вообще нашей целью бала церковь «Большое Вознесение» (ул. Б. Никитская, д. 36).

В одном из приделов еще недостроенной церкви Вознесения Господня венчался А. С. Пушкин с Натальей Гончаровой. В честь этого события в 1999 г. около церкви открыли фонтан «Наталья и Александр» с фигурами поэта и его жены. На гранитном постаменте установлены колонны из серого мрамора, привезенного из Италии, увенчанные золотистым куполом, символизирующим купол Церкви Вознесения Господня. Внутри ротонды — скульптуры Гончаровой и Пушкина, выполненные Михаилом Викторовичем Дроновым. Скульптуры очень плохо видны, их сфотографировать достаточно сложно.

Москва пешеходная. Маршрут по центру (часть 2)

Здание церкви Большое Вознесение в нынешнем виде строилось на месте старой церкви, и окончательно была достроена в 1830 — х годах. Освящение собора Большого Вознесения состоялось 19 сентября 1848 года. После революции колокольню снесли, а церковь использовали сначала под склад, потом — под лабораторию. 20 мая 1999 г., в праздник Вознесения Господня, храм заново освятил Святейший Патриарх всея Руси Алексий. А в 2002–2004 восстановили колокольню. Теперь храм выглядит так.

Внутреннее убранство храма:

Посетив храм, мы перешли на другую сторону, на улицу Малая Никитская.

Мне очень понравился фасад дома № 10 — бывший доходный дом А. И. Тороповой (1906, архитектор О. О. Шишковский).

Москва пешеходная. Маршрут по центру (часть 2)

Далее перешли к дому № 6, известного как дом Рябушинского (дом-музей Горького). Пришли мы сюда к 17 часам (через 2 часа от начала нашей прогулки, включая первую часть). Музей работает до 17–30. У нас было полчаса на беглый осмотр этого прекрасного дома-музея. Про это я написала отдельно https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/museum/26743/responses/2729 .

ПРИМЕЧАНИЕ: Если от дома Рябушинского пойти дальше по ул. Спиридоновка, а потом завернуть в Большой Патриарший переулок, то вы выйдете к Патриаршьим прудам. Обойдя это знаменитое место по Малой Бронной налево, можно выйти на Садовое кольцо. Завернув направо и немного пройдя вперед, вы увидите дом со знаменитой Булгаковской квартирой № 50 (ул. Большая Садовая, 10), где сейчас расположен музей писателя. Пройдя дальше, дойдете до Триумфальной площади, где расположено очень много достопримечательностей: гостиница «Пекин», театр Сатиры, Концертный зал им. Чайковского. На Триумфальной площади также недавно закончилась большая реконструкция, и сейчас вокруг памятника Маяковского прекрасная зона отдыха. Погуляв, можно спуститься в метро на красивейшую станцию «Маяковская».

Москва пешеходная. Маршрут по центру (часть 2)

Ну, а мы, посетив прекрасный музей, вернулись на Большую Никитскую улицу и пошли по ней в сторону центра. Здания на ней интересные и красивые, особенно после реставрации. Но останавливаться около них не будем, просто посмотрим.

Москва пешеходная. Маршрут по центру (часть 2)

На этой улице по адресу Большая Никитская ул, 18 находится Храм Вознесения Господня (Малое Вознесение) . Этот храм впервые упоминается в московских летописях в 1548 году. С 1830-х именуется «Малым Вознесением», чтобы не путать с храмом «Большое Вознесение», который мы недавно посетили. Считается, что новая каменная церковь была возведена на месте древней церкви царем Феодором Иоанновичем, сыном Иоанна Грозного, в память его венчания на царство в день праздника Вознесения Господня 10 июня 1584 года. Венчает главу храма красивый крест с короной и с цатой (т.н. «полумесяцем» или «новолунием») — символом великокняжеской и патриаршей власти, который относится к концу XVIII века. Он сохранился и был восстановлен на своем месте в 1992 году. Этот год является вторым годом рождения храма, который был закрыт в 1937 году и полностью утратил свое убранство, но за последние годы восстановлен и расписан известными художниками Иваном Глазуновым, Ириной Старженецкой, Дмитрием Алимовым. Храм небольшой, но очень уютный. В нем хранятся несколько редких икон и церковных ценностей. Так как храм расположен напротив московской консерватории, то в церковном хоре поют многие её студенты и выпускники.

Через дорогу от церкви, по адресу Большая Никитская ул.,13 расположена Московская Консерватория. Здание было построено по проекту архитектора В. И. Баженова и куплено в 1766 году для Екатерины Дашковой. В 1812 году дом принадлежал графу М. С. Воронцову, во время войны дом горел и был восстановлен к 1824 году. В 1878 году здание выкупила Московская Консерватория, основанная в 1866 году. Вскоре этого здания стало мало и на пожертвования были достроены Малый (1898 г.) и Большой (1901 г.) залы. В 2011 году завершилась реконструкция Большого зала, которую провели всего за год, так что теперь это место стало еще прекраснее. Если будет время, очень советую сюда сходить!

Москва пешеходная. Маршрут по центру (часть 2)

А мы сворачиваем в Брюсов переулок. Проходя по нему, можно увидеть часть Англиканской церкви, расположенной по адресу Вознесенский пер., д. 8/5, стр. 3. Эта церковь, построенная для английской общины Москвы в 1885 году, в советские годы была закрыта и использовалась, в том числе, для всесоюзной фирмы «Мелодия» — многие знаменитые грампластинки записывались именно здесь. А возрождение богослужений в церкви началось в 1991 году, которые сейчас проводятся здесь каждое воскресенье на английском языке, а также организуются органные концерты.

Мы в церковь не заходили. У нас были более плотские потребности. В доме 2/14 по Брюсову переулку находится это заведение уличного формата «Meat Point», где готовят турецкую национальную кухню. Своеобразное «Окно в Турцию» мне посоветовал сын, сказав, что там очень вкусная турецкая кюфта (лаваш с бараниной, овощами и специями) за 200 руб., которую готовят при тебе (за процессом приготовления можно смотреть на экране монитора). Также можно заказать турецкий кофе, чай или другие напитки. Заведение оказалось популярным. Перед нами было несколько человек, и девушка забирала заказ, который оставляла, как я поняла, по телефону. Для вечно бегущей Москвы такой формат еды — очень подходящий. А кюфта нам тоже понравилась.

Москва пешеходная. Маршрут по центру (часть 2)

Подкрепившись, пошли дальше. Впереди у нас была еще одна очень известная церковь

Воскресения на Успенском вражке (Брюсов пер., д. 15/2, стр. 3). Церковь пережила множество пожаров, и все же никогда не закрывалась, даже в советское время, что большая редкость для Москвы. Её не закрыли по просьбе многих известных актеров и композиторов, которые жили в этом районе. Поэтому эта церковь была и по сегодняшний день остается одной из самых посещаемых в центре Москвы. В ней особая атмосфера, сохранились интерьеры последней четверти XIX века, когда церковь была заново расписана и получила существующие иконостасы, в которых располагаются старые иконы, некоторые из них особо почитаемые. К сожалению, у нас не было времени, чтобы посетить нормально этот храм, а просто забегать в такое место не стоит. Поэтому мы пошли дальше.

Москва пешеходная. Маршрут по центру (часть 2)

В этом районе, благодаря близости к консерватории, жили и живут очень многие деятели культуры. Здесь же расположен Дом Композиторов. Вокруг установлено несколько памятников известным композиторам. Напротив церкви в 2012 году, в честь 85-летия со дня рождения, установлен памятник Мстиславу Ростроповичу, созданный известным скульптором Александром Рукавишниковым.

А во дворе Дома композиторов — памятник Араму Ильичу Хачатуряну, который был создан на средства мэрии Еревана и передан в дар Москве в 2006 году в год Армении в России. Авторами памятника выступили скульптор Георгий Франгулян и архитектор Игорь Воскресенский.

Москва пешеходная. Маршрут по центру (часть 2)

Проходим мимо Дома Композиторов и мимо Церкви Успения на Успенском вражке (Газетный пер., 15) выходим на Газетный переулок, поворачиваем налево к Тверской улице. На часах Центрального Телеграфа 18–20, значит, от музея Горького до этого места мы дошли за 50 минут. Здание Центрального Телеграфа было решено построить в 1925 году, оно включало в себя радиоузел и междугороднюю телефонную станцию. В открытом конкурсе победил проект Ивана Рерберга, по проекту которого уже было построено здание Киевского вокзала в Москве. Обратите внимание на герб около часов. Здесь серп и молот расположены не рядом, а по краям. Таким был один из первых вариантов герба Советского Союза.

Для любителей фастфуда — напротив Телеграфа расположен «Макдональдс» (второй из открывшихся в нашей стране, первый был — на Тверской, около метро Тверская). А мы доходим до перехода через Тверскую. Бросаем взгляд на расширенную и отремонтированную пешеходную зону, на Кремль и Манежную площадь впереди.

Москва пешеходная. Маршрут по центру (часть 2)

А сами уходим на пешеходную зону, которую не так давно открыли в центре Москвы, но она стала так любима жителями и гостями столицы. Начинается эта зона от Тверской с Камергерского переулка, на который мы выходим.

В этой зоне постоянно проходят различные фестивали, здесь много кафе, музыкантов и интересных для туристов объектов. Например, можно сделать такое фото на память о Москве.

Москва пешеходная. Маршрут по центру (часть 2)

А потом углубиться в красоту переливающихся арок.

Пройтись под разноцветными фонарями.

Полюбоваться светящимися деревьями.

И дойти до главного дома-мечты любого ребенка — центрального Детского Мира (сейчас он называется Центральный детский магазин на Лубянке)(Театральный пр-д, 5, стр. 3). Он открылся после многолетней реконструкции в конце 2014 года и стал, как и раньше, одним из главных точек притяжения в центре Москвы. От прежнего магазина, кроме стен, практически ничего не осталось. Плохо ли это? Кому как, а мне новый магазин нравится! Он стал современным центром, где интересно не только детям, но и взрослым. В центральном атриуме, где раньше был зал игрушек, сейчас свободная зона, где проводят разные представления для детей. Сохранили и отреставрировали восемь уникальных торшеров, освещающих центральную часть магазина. Часы, которые также были символом магазина, поменяли на новые современные.

А залы игрушек сейчас такие огромные и интересные, что уйти из них просто нереально!

Мы зависли, разглядывая огромных игрушечных зверей.

Москва пешеходная. Маршрут по центру (часть 2)

Изучили современную игрушечную технику, по цене сопоставимую с ценами на реальную.

А потом поднялись на верхний этаж на смотровую площадку, чтобы полюбоваться видами ночной Москвы.

Москва пешеходная. Маршрут по центру (часть 2)

На верхнем этаже магазина расположен огромный ресторанный дворик, с большой игровой площадкой в центре, где есть еда на все вкусы. Я почему-то полюбила здесь суши. Во-первых, тут пристально следят за качеством, ведь едят дети, во-вторых, роллы тут можно купить поштучно, значит можно набрать очень разнообразный сет. Мы, наконец-то присели, поели и поговорили. Решили, что на сегодня мы посмотрели достаточно, и пора ехать отдыхать. По пешеходной Никольской улице мы дошли до метро «Площадь Революции».

На этом наша прогулка по Москве закончилась. При желании можно по Никольской улице дойти до Красной площади.

Наша экскурсия (две части) продолжалась 5 часов. За день мы прошли, по моим замерам, около 17 км. Вторая часть без учета остановок занимает около 2 часов пешком, если идти достаточно быстро. Ну, а если не спешите, то можно пройти этот маршрут не торопясь, заходя в интересные места и останавливаясь на отдых в многочисленных кафе и слушая уличных музыкантов. Я уверена, что вы очень полюбите нашу прекрасную Москву!