Турист Oleg N. (Nomad)

Часть 1: https://www.tourister.ru/responses/id_17057

Часть 2: https://www.tourister.ru/responses/id_17120

Чудо-град Свияжск. Часть 3.1

В воскресенье у нас был запланирован выезд из Казани. Еще в Москве мы на один день арендовали Ладу Гранту (2000 рублей в сутки с учетом подачи-сдачи-помывки), с расчетом съездить в Свияжск. Вообще, попасть туда можно было несколькими путями — на автобусе с пересадками, на кораблике, с экскурсией и на машине. Сначала мы думали о кораблике — но было непонятно с погодой (плыть два часа под возможным дождем нам не хотелось), и было ограничение по времени, в сторону Казани они отплывают в три с чем-то. Про экскурсию и речи не было, словом, победила Гранта! Утром мы получили машину на стоянке около железнодорожного вокзала, который сам по себе весьма достопримечательный,

Чудо-град Свияжск. Часть 3.1

раскрутились по городу, и поехали в сторону чудо-града. Должен заметить, что ехать по Кировской дамбе на машине куда как быстрее, чем идти по ней пешком.

Наша первая остановка была около Храма Всех Религий или Вселенского храма, наверное, одного из самых странных строений, которые я видел. Храм в 1994 году начал строить некий Ильдар Ханов, человек весьма разносторонних интересов. В проекте храма предусмотрены элементы 16 религий, в том числе и исчезнувших цивилизаций.

Чудо-град Свияжск. Часть 3.1

Сооружение можно осмотреть только снаружи, внутрь народ не пускают. Храм оставляет странное впечатление какого-то китча.

Чудо-град Свияжск. Часть 3.1

С другой стороны — это весьма интересный туристический объект — найти что-то похожее в другом месте вряд ли удастся. Жаль только, что он не очень удачно расположен — с одной стороны вплотную к нему проходит автомобильная дорога, с другой — железная. Причем, как бы главный вход задуман именно со стороны железной дороги. Храм продолжает строиться, и будет ли достроен — непонятно…

Чудо-град Свияжск. Часть 3.1

Следующая наша остановка была около церкви святого Николая с высокой красной колокольней, прекрасно видимой с дороги. Трехпрестольная каменная церковь в поселке Красная Горка была построена в 1778 году, а колокольня — еще сто лет спустя.

Чудо-град Свияжск. Часть 3.1

С территории открывается красивый вид на Волгу.

Дальше оказалось что с дороги, по которой мы ехали, нельзя свернуть на дорогу, ведущую в Свияжск. Тут нам пришлось покрутиться, и вдобавок ко всему, мы умудрились целых два раза неправильно повернуть на развязке, так что нам удалось знатно покататься по трассам, на которых практически нет поворотов. Утешало то, что в Татарстане золотая осень уже вступила в свои права, и золотые деревья на фоне синего неба смотрелись красиво даже из окна машины.

Чудо-град Свияжск. Часть 3.1

В общем, с третьей попытки мы свернули на правильную трассу, переехали по мосту Волгу, и тут-то и началось все самое красивое! Для начала мы свернули в какое-то поле, с которого, через сапфирового цвета Свиягу, было видно искомое место.

Чудо-град Свияжск. Часть 3.1

Да и просто окружающие нас панорамы буквально завораживали.

Чудо-град Свияжск. Часть 3.1

Дальше мы чуть не повыпрыгивали из машины неподалеку от поселка Гаврилково, перед небольшим мостом через Свиягу — виды на поросшую мохнатыми зелеными островками реку были просто умопомрачительными. Увы, но остановиться там было негде, поэтому пришлось щелкать из окна.

Чудо-град Свияжск. Часть 3.1

Около деревни Исаково, над которой возвышается церковь Богоявления Господня (1772–79 года) надо повернуть направо.

Кстати, хочется отметить качество дорог — с учетом того, что мы все-таки не в Америке — они просто замечательные!

Чудо-град Свияжск. Часть 3.1

Еще один поворот, и мы оказываемся на дамбе соединяющей остров, где стоит Свияжск, с материком. Тут тоже стоит остановиться и пофотографировать и монастырь, и панорамы.

Чудо-град Свияжск. Часть 3.1

И вот мы наконец добрались до стоянки около входа, и видим… что мест на стоянке нет! Припарковано полно машин, десяток-другой туристических автобусов. И это, заметьте, не в сезон! Пришлось разворачиваться и парковаться немного дальше от входа, на обочине, в компании других машин, которым тоже не хватило места.

Чудо-град Свияжск. Часть 3.1

Итак, чтобы попасть на территорию, нужно в кассе, справа от лестницы, купить билет.

Это если вы хотите ходить по музеям или с экскурсией. Если не хотите, то все равно нужен билетик — его можно получить совершенно бесплатно в автоматах, стоящих около кассы. С помощью билетика преодолеваете турникеты — и вы на месте!

Чудо-град Свияжск. Часть 3.1

В Свияжске есть несколько основных points of interest, которые посещают все сюда приезжающие. Это Успенский Богородицкий монастырь и комплекс Иоанно-Предтеченского монастыря. На дальнем от входа конце острова находится фантастически красиво расположенная церковь святых Константина и Елены, ну, а панорамы на реки Щука и Свияга, на слиянии которых и стоит Свияжск — видны практически отовсюду!

Думаю, что все знают историю этого места, но на всякий случай скажу пару слов. Возник Свияжск при участии все того же Ивана Грозного. После нескольких безуспешных попыток взять столицу Казанского ханства, царь понял, что ему нужна укрепленная база недалеко от Казани. А так как построить крепость под носом у ханских войск было невозможно, царь сделал другую вещь, еще более невозможную.

Крепость со стенами, башнями и церквями срубили и поставили неподалеку от города Углич. Дальше каждое бревно было пронумеровано, крепость разобрали, погрузили на корабли и доставили к острову. И вот, на Круглой горе, всего за четыре недели, вырос деревянный город-крепость.

Оставив дела давно минувших дней, мы поднимаемся по лестнице, и оказываемся на площади между Успенским монастырем и комплексом бывших хозяйственных построек 17–18 веков «Конный двор».

Чудо-град Свияжск. Часть 3.1

Вход в монастырь ведет через надвратную церковь Вознесения Господня.

Внимание, тут надо четко соблюдать форму одежды — Ксю не пустили внутрь (у входа сидит бородатый мужичок из «бывших» с синими наколками на руках) даже в юбке — оказывается, она была слишком короткая и в обтяжку! К счастью, на входе можно взять накидку, и замотать ею лишние части тела.

Итак, пройдя через надвратную церковь построенную в начале 18 века (снесена в 1930-х годах, построена заново уже в наше время) взамен обветшавшей деревянной церкви Бориса и Глеба, мы попадаем на территорию монастыря, основанного ни много ни мало — в 1555 году архимандритом Германом.

Чудо-град Свияжск. Часть 3.1

Тут находятся две древнейшие каменные постройки Свияжска — Успенский собор (1561 год) и Никольская церковь с 43-метровой колокольней (1556 год). В Успенском соборе, в свое время расписанном и внутри и снаружи, сохранились ценнейшие фрески 16 века, практически единственные фрески времен Ивана Грозного, дошедшие до нас в таком состоянии и количестве. Строили собор псковские мастера в классическом псковско-новгородском стиле. В 18 веке собор получил новый купол в стиле украинского барокко и узорные кокошники, в остальном он почти такой же, каким был в 16 веке.

Чудо-град Свияжск. Часть 3.1

Напротив него возвышается колокольня Никольской трапезной церкви. Архитектурно она напоминает колокольню Ивана Великого московского кремля, и является редким сохранившимся образцом высотных церквей 16 века. На момент постройки она была выше колокольни Ивана Великого, которая выросла до 82 метров лишь в следующем веке. Сама Никольская церковь — самое старое сохранившееся каменное здание Свияжска.

Как видно, обе церкви сейчас реставрируются, что, как обычно, хорошо для архитектурного наследия, но не очень хорошо для приехавших туда туристов.

Так же на территории монастыря сохранилось ряд «бытовых» построек — слева от входа стоит похожий на белоснежный теремок Архимандритский корпус (17 век),

правее — длинное здание Братского корпуса

и Монастырское училище (18 век). Интересно, что Архимандритский корпус считается старейшим жилым зданием в окрестностях Казани — более древние храмы есть, а жилых построек не сохранилось.

Успенский монастырь переживал и подъемы и упадки. В 16–18 веках монастырь был самым богатым монастырем в Поволжье и входил в двадцатку самых богатых монастырей России! Свияжский архимандрит занимал седьмое место по значимости на Руси. В 1764 году монастырю был присвоен первый класс — высший для монастырей Российской империи. К началу 20 века монастырь потерял свою значимость, а вместе с ней и богатство. После революции монастырь был закрыт и разграблен, в его стенах была тюрьма НКВД, а позже здания древних корпусов занимала психиатрическая больница, которую закрыли только в 1994 году. В 1997 году монастырь был возвращен Церкви, и в нем стали вестись реставрационные работы, продолжающиеся до сих пор.

После монастыря мы выходим на площадь,

Чудо-град Свияжск. Часть 3.1

проходим через Конный двор, где продается масса разноплановых сувениров,

и идем в сторону Иоанно-Предтеченского монастыря.

Чудо-град Свияжск. Часть 3.1

Тут я крайне подивился, насколько все на острове аккуратно — иной раз казалось, что это декорации к какому-то фильму. Не поверите, но даже заборчики по всему острову не только аккуратные, но и одинаковые!

Чудо-град Свияжск. Часть 3.1

Чисто, зелено, аккуратно — настоящая заграница!

Окончание: https://www.tourister.ru/responses/id_17248

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия