Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была сегодня 20:54
На Кипре

По Стокгольму в компании Лисбет Саландер и Stockholm Pass

Стокгольм — Швеция Июль 2016

В Стокгольм мне ужасно захотелось ещё несколько лет назад, когда я прочитала, нет, проглотила трилогию Стига Ларссона «Миллениум». Именно из романов этого шведского писателя и была соткана первичная канва этого города, составлено конкретное представление о нём. Ну, в самом деле, какие ассоциации вызывает этот скандинавский город у среднестатистического туриста? Из детства это, конечно же, Карлсон, который живёт на крыше, потом АББА, Нобелевская премия, понятие Стокгольмский синдром, вот, наверное, и всё. А зачитавшись увлекательнейшими скандинавскими детективами Ларссона город стал оживать и приоткрываться мне совсем с иной стороны. Жизнь современной Швеции в срезе как нельзя лучше отражена в этих книгах, наверное, в этом и кроется секрет её успеха по всему миру.

Всего три с половиной дня было у меня в Стокгольме, чудовищно мало для такого многогранного города, за это время можно увидеть только самые растиражированные его визитные карточки и основные туристические районы, посетить самые популярные музеи, сплавать в два-три коротких речных круиза, покататься на метро (О! Оно того стоит!) и полюбоваться панорамами этого славного города. А панорамы там удивительные, запоминающиеся.

По Стокгольму в компании  Лисбет Саландер и Stockholm Pass

И смотровых площадок немало, только ходи, любуйся! А некоторые из них даже косвенно связаны с героями трилогии Ларссона, но об этом позднее. Утверждаю со всей ответственностью — самые эффектные и панорамные виды на Старый город открываются с Башни Ратуши. Весь Гамла Стан и Ридархольмен оттуда как на ладони.

На втором месте набережная на острове Сёдермальм со стороны музея Фотографиска. Оттуда открываются замечательные панорамы Гамла Стана и Юргордена.

По Стокгольму в компании  Лисбет Саландер и Stockholm Pass

Лифт Катарины тоже неплох, отдаю ему третье почётное место среди смотровых площадок Стокгольма.

Нельзя пропустить и площадку около Дворца Врангеля на Ридархольмене,

где стоит знаменитое Ухо и откуда отлично просматривается Ратуша и весь Кунгсхольмен.

По Стокгольму в компании  Лисбет Саландер и Stockholm Pass

Виды из Скансена на Остермальм тоже очень ничего, хотя немного далековато на мой взгляд.

Вроде и невысокий город Стокгольм, но скайлайн у него выдающийся.

По Стокгольму в компании  Лисбет Саландер и Stockholm Pass

Острые шпили его церквей то тут, то там разбавляют ровный профиль старинной застройки, создавая ощущение, что сам город завис между небом и водой.

Ещё бы, он же стоит на 14 островах на озере Меларен, вода, вода, повсюду вода и мостики, это ведь так красиво.

По Стокгольму в компании  Лисбет Саландер и Stockholm Pass

Есть какое-то необъяснимое очарование в таком распределении пространства,

наверное, поэтому города на воде всегда так привлекательны.

По Стокгольму в компании  Лисбет Саландер и Stockholm Pass

Так получилось, что в Стокгольме я была одна, поэтому компания гениальной хакерши Лисбет Саландер, той самой легендарной девушки с татуировкой дракона из трилогии Миллениум пришлась мне как нельзя кстати. Во всяком случае, на острове Сёдермальм я всё время её вспоминала. Во-первых, потому что на этом острове автор поселил всех своих положительных персонажей, а во-вторых, именно здесь на улице Фрискаргатан, 9 стоит дом, где Лисбет, сказочно разбогатев, купила себе 21-комнатную квартиру с видом на залив.

Вот таким видом должно быть любовалась Лисбет из окна своей роскошной квартиры.

По Стокгольму в компании  Лисбет Саландер и Stockholm Pass

Что ж, а теперь и я им любуюсь в воображаемой компании девушки-детектива с татуировкой дракона, спасибо Стигу Ларссону за наводку. Вот так придуманный писателем мир оживает и продолжает свою жизнь на улицах Стокгольма, сама там это прочувствовала.

А вот и дом, где жил другой главный герой трилогии, журналист Блумквист, вон он, выглядывает красным пятнышком между роскошными особняками по адресу Bellmansgatan 1.

По Стокгольму в компании  Лисбет Саландер и Stockholm Pass

А вот так он выглядит вблизи с внутренней стороны

Писатель поселил своего героя в отличное местечко, что и говорить! Значит, Микаэль мог любоваться из окна своей квартиры вот такими видами на Ратушу, Кунгсхольмен и Риддархольмен.

По Стокгольму в компании  Лисбет Саландер и Stockholm Pass

Неудивительно, что от таких видов его часто посещало вдохновение.

А по этой набережной Сёдер Маластранд ловелас Блумквист наверняка бегал трусцой для поддержания своей физической формы.

По Стокгольму в компании  Лисбет Саландер и Stockholm Pass

Как жаль, что на Сёдермальме у меня был лимит времени, я только поднялась на смотровую Лифта Катарины,

зашла в Музей Фотографиска и прогулялась вдоль набережной (в тот день у меня были наполеоновские планы!).

По Стокгольму в компании  Лисбет Саландер и Stockholm Pass

Там бы по-хорошему углубиться в лабиринты верхних улиц, прогуляться по металлическим мостикам,

соединяющих разноуровневые дома, посидеть на лавочках в скверах, найти редакцию журнала Миллениум, а потом бар Melloqvist, завсегдатаем которого был Блумквист и сам Стиг Ларссон. Одним словом, воскресить в памяти страницы замечательного шведского бестселлера. Эх, мечты-мечты, всё равно не все хотения никогда не хватает времени! Но кое-что по следам героев Ларссона мне всё же удалось обнаружить. Так, я нашла один сквер, где часто проходила Лисбет по дороге с работы домой — это Mosebacke Square, в центре которого стоит оригинальная скульптура «Сёстры».

По Стокгольму в компании  Лисбет Саландер и Stockholm Pass

Совсем неподалёку находится хайтековский бар Södra Teatern, где она пила пиво с Анникой, тоже зачёт!

А вот и здание Милтон Секьюрити (прилепленное слева к красивому зданию дворцового типа)), где в первом романе работала Лисбет.

По Стокгольму в компании  Лисбет Саландер и Stockholm Pass

Всё близко, всё рядом, всё компактно расположено. В красивом и, главное, удобном для жизни районе поселил автор своих героев, что и говорить.

И с каждым шагом по нему страницы романов Ларссона оживали и проживались мной заново, уже на новом, визуальном уровне, даря мне замечательные ощущения сопричастности к приключениям Лисбет и Микаэля.

Музей Фотографиска, где Лисбет скорее всего никогда не была, но уж точно видела из окна своей роскошной квартиры, мне определённо понравился.

По Стокгольму в компании  Лисбет Саландер и Stockholm Pass

В этом музее можно увидеть очень оригинальные фотографии с авторским взглядом и всё такое.

Нарвалась там на выставку фотографий Греты Гарбо, мимо которой, конечно же, не могла пройти, ведь эта актриса тоже в какой-то степени является символом Швеции.

По Стокгольму в компании  Лисбет Саландер и Stockholm Pass

Вот только желаемой смотровой площадки я в музее не обнаружила, хоть и пытала всех служащих подряд. Нет, говорят, и всё тут! Есть только кафе на четвертом этаже, откуда открываются действительно красивые виды на залив и Юргорден,

но выйти оттуда на волю не представляется возможным, поэтому из списка смотровых площадок я музей вычеркнула, открытой террасы там нет.

Здесь то мне и пригодился Stockholm Pass, туристическая карта дающая право на посещение огромного количества достопримечательностей и круизов в Стокгольме. Сразу же по приезду я приобрела такую карту с транспортным проездным на 3 дня и ни разу об этом не пожалела. Дорого, конечно (1125 крон), но экономия получается существенная. Да и удобно очень, нигде не нужно заморачиваться с билетами. Мотивация к посещению разных интересных музеев опять же, на общественном транспорте катайся, сколько хочешь, хоть целый день, а транспорт в Стокгольме безумно дорогой, как впрочем, и всё остальное. Отбилась она очень быстро, это надо признать. Жаль только, что ратуша и Скансен, две главные достопримечательности шведской столицы не входят в эту карту. Вся подробная информация по Стокгольм Пассу, здорово облегчающему туристу жизнь в Стокгольме вот здесь — https://www.stockholmpass.com/

Стокгольм — город не просто дорогой, а очень дорогой, это бесспорный факт. Наверное, поэтому я так долго и откладывала его на потом. Но всё же и бюджетным туристам есть в нём место, ведь существуют разные способы и хитрости, как там выжить. Первым делом я забронировала себе гостиницу капсульного типа Best Western and hotel рядом с метро Hotorget.

По Стокгольму в компании  Лисбет Саландер и Stockholm Pass

Удобное расположение в тихом квартале почти в центре города плюс вкусные, разнообразные и обильные завтраки сделали моё пребывание там очень приятным. Но вот сам номер это что-то с чем-то! 4 квадратных метра, не больше, без окна, но всё необходимое для жизни, даже электрочайник там имелось в наличии. Вставая с кровати одной ногой я тут же оказывалась в душе. Но это мелочи, я ведь там только ночевала. По стокгольмским меркам отель дешёвый, по моим же безумно дорогой — три ночи обошлись мне в 2085 крон, эквивалент 16000 рублей, и это при заблаговременном бронировании за три месяца! Но дешевле ничего удобоваримого там и в помине нет, пришлось раскошеливаться и экономить на питании. Поехала я в Стокгольм со своими российскими продуктами и три дня питалась в сухомятку, как ни печально это признавать. Для меня это некритично, но такие решения, конечно, не каждому подойдут. А вот Лисбет, которая питалась в основном замороженной пиццей, меня бы точно не осудила. Интересный она, всё-таки персонаж, очень неоднозначный — независимая и прагматичная и в то же время очень ранимая. Повсюду в Стокгольме я ощущала её незримое присутствие, даже когда перекусывала на ходу.

Стокгольм Пасс тоже мне помогал в экономии средств и в то же время заставлял меня ускоряться и рационально использовать время, чтобы объять необъятное, а именно успеть посетить многочисленные аттракции, которые предлагает туристам эта карта. В мои планы входило два круиза по разным маршрутам внутри города,

По Стокгольму в компании  Лисбет Саландер и Stockholm Pass

один загородный круиз в королевский дворец Дроттингхольм, посещение главных туристических районов — Гамла Стан, Ридархольмен, Сёдармальм, Эстермальм, Юргорден с его бесподобными музеями и этнопарком Скансен, осмотр разных станций метро, посещение Ратуши и её смотровой площадки, а также самых разных церквей и храмов и ещё многое другое. Голова просто шла кругом, как всё это уложить в три с половиной дня я слабо себе представляла. Здесь проблема ещё и в том, что нужно было подгадывать часы посещения разных достопримечательностей. Многие музеи и особенно церкви Стокгольма закрываются очень рано, в четыре-пять, поэтому приходилось всё кромсать и комбинировать, по нескольку раз возвращаясь то в один, то в другой район.Ратуша Стокгольма — Стадхюсет, это, наверное, самая узнаваемая его визитная карточка.

Её я приберегла для себя напоследок. На первый взгляд с героями Миллениума Ратуша никак не связана, но всё же из окна квартиры Блумквиста она отлична просматривается, и значит, наш герой любовался ею каждый день, а это уже немало.

По Стокгольму в компании  Лисбет Саландер и Stockholm Pass

Строгое здание из красного кирпича на стрелке острова Кунгсхольм довольно молодое, 1923 года рождения.

Очень интересно побывать внутри Ратуши, зайти в Зал Заседаний,

По Стокгольму в компании  Лисбет Саландер и Stockholm Pass

увидеть Синий Зал (который на самом деле совсем не сиий), где проходит банкет Нобелевской премии,

полюбоваться роскошными мозаиками Золотого Зала, в которых отображена вся история Швеции.

По Стокгольму в компании  Лисбет Саландер и Stockholm Pass

За привилегию попасть внутрь (а это возможно только с экскурсией) придётся заплатить 100 крон, сеансов на английском много, каждые полчаса, начиная с девяти утра и до четырёх дня. Экскурсия не длинная, длится минут пятьдесят. Очень большим спросом пользуются билеты на смотровую площадку башни Ратуши (50 крон). Туда пропускают по 30 человек на каждый сеанс, билеты раскупаются очень быстро, купить их можно только день в день. Сеансы летом такие — 09.10 / 09.50 / 10.30 / 11.10 / 11.50 / 12.30 / 13.10 / 13.50 / 14.30 / 15.10 / 15.50 / 16.30 /17.10. Мне несказанно повезло, подойдя к Башне в пять часов вечера, чтобы разведать обстановку, оказалось, что у них остался один последний билет на последний сеанс. Большая удача, потому что виды с Башни открываются нобыкновенно красивые.

По Стокгольму в компании  Лисбет Саландер и Stockholm Pass

Вся процедура подъёма на башню, нахождения наверху и спуска составляет 35 минут. Билеты в Ратушу и на Башню продают в разных кассах, это надо обязательно иметь в виду.

Очень приятно прогуляться по территории вокруг Ратуши, выйти на зелёную террасу у озера Меларен, полюбоваться панорамами от Ратуши на Старый грод. Здесь всегда многолюдно, народ собирается в ожидании своих сеансов, сидит у воды, греется на солнышке.

По Стокгольму в компании  Лисбет Саландер и Stockholm Pass

Да, с погодой в Стокгольме мне несказанно повезло, все три дня в конце июля было тепло, светило солнышко, и только один раз я промокла под дождём. Да и белые ночи здорово мне помогли, продлевая мой туристический день и позволяя допоздна гулять по городу.

По Стокгольму в компании  Лисбет Саландер и Stockholm Pass

Рассчитывала я на худшее, зная о капризном скандинавском климате.

Стокгольм Пасс позволил мне всласть покататься на метро и увидеть самые красивые его станции. Метро в Стокгольме выдающееся, совершенно особенное, с уникальным тематическим дизайном, яркими цветами и картинами на стенах. Оно очень сильно отличатся от нашего классического московского метро. Здесь правит бал буйство красок, концепция единения с природой и ультрасовременного дизайна. Стокгольмское метро вполне можно отнести к узнаваемым визитным карточкам шведской столицы. В подземке очень интересно, каждую станцию можно подолгу и с интересом рассматривать, ведь дизайн у каждой станции совершенно уникальный, ни на что не похожий. Называется метро Tunnelbana, а станции соответственно обозначаются большой буквой Т. Метро работает с 05:00 утра и до 01:00 ночи с интервалом в 10 минут в дневное время и 15 минут утром и вечером. Все самые красивые станции сгруппированы на синей ветке, это всем давно известно. Здесь можно любоваться неправильными формами голубых расписных гротов T-Centralen,

По Стокгольму в компании  Лисбет Саландер и Stockholm Pass

эта станция была вырублена в скале, отделка минимальная. Станция Kungstradgarden выделяется античными мотивами. Solna Centrum — очень красивая с гротообразным ярко-красным потолком, «нависающим» над платформой.

Вот нежно-нарядная Nakrosen, украшенная камнями и кувшинами.

По Стокгольму в компании  Лисбет Саландер и Stockholm Pass

На красной ветке больше всего понравились две станции — радужный Stadion

и Universitetet, украшенная гигантскими картами и панно научной тематики.

По Стокгольму в компании  Лисбет Саландер и Stockholm Pass

Фантазия шведских дизайнеров не может не восхищать. В общем, на метро я покаталась в своё удовольствие, хотя все интересные станции, конечно, не увидела, на это и дня не хватит, думаю. Везде очень чисто, немноголюдно (хотя я ездила не в час пик), спокойно, благопристойно до такой степени, что в душу мою стали закрадываться сомнения в подлинности эпизодов трилогии Ларссона. Ведь у Лисбет Саландер с метро связаны далеко не самые лучшие воспоминания — один раз её откровенно домогались в вагоне поезда, в другой раз ограбили среди бела дня, украли ноутбук. А здесь на самом деле всё так чинно-благородно.

Вообще, всех призываю и настоятельно рекомендую прочитать все три романа трилогии Стига Ларссона — «Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, которая играла с огнём» и «Девушка, которая взрывала воздушные замки» о расследованиях и приключениях журналиста Микаэля Блумквиста и девушки-хакере Лисбет Саландер. На редкость увлекательная трилогия, абсолютно новое слово в современной литературе, оторваться просто невозможно. Помню, проглотила все три книги за один присест. Они необычные, детальные и очень захватывающие. Потом было несколько экранизаций первого романа, но, ни шведская, ни уж тем более голливудская версия и рядом не стояли с первоисточником. Это как раз тот случай, когда лучше читать, чем смотреть.

Вот такая нетипичная прогулка по Стокгольму случилась у меня в один из дней, прогулка в компании героев шведского бестселлера, к поклонникам которого я давно себя причисляю. Что и говорить, открывать город под их руководством и по их наводкам, выискивая следы и места обитания персонажей романов мне очень понравилось! Для поклонников Миллениума здесь скрыто много всего интересного, а процесс погружения в реалии жизни героев романа может стать увлекательным приключением. Ну, а про традиционные места в Стокгольме я тоже обязательно как-нибудь расскажу, но уже в другой раз. Продолжение следует…