Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Пятигорск — Россия Сентябрь 2016

А вы знаете, почему Пятигорск называется Пятигорском? Пять гор? А легенду хотите?

Некогда правивший здешними землями князь Эльбрус влюбился в юную Машуку, невесту своего сына Бештау. И решили сойтись отец и сын в битве за сердце девушки. Пришли посмотреть на эту битву бык, змея, кабан и верблюд. Воины убили друг друга. Бештау разрубив голову князя на двое, Эльбрус разрубил своего сына на пять частей, а не выдержавшая горя Машука, сбросила обручальное кольцо и ударила себя кинжалом в сердце, так же поступили и подруги Машуки — Джуца и Юца. И окаменели все разом. Так и образовались горы Пятигорья: Седовласый двуглавый Эльбрус, Бештау с пятью вершинами, горы Джуца и Юца, Бык, Змейка, Верблюд и Кабанка. Сброшенное Машукой кольцо превратилось в гору Кольцо, сама Машука в гору Машук, а рана от кинжала в ее сердце будет вечно зиять Провалом. Как такое могло произойти на Кавказе я расскажу попозже.

Пятигорск встретил нас дождём, но мы нашли выход из положения.

Легендарный Пятигорск
В гостинице вызвали такси, приехал душка Самвел и провез нас по всем must see не смотря на дождь. Конечно, в хорошую погоду мы бы погуляли значительно больше.

Кстати, три часа, проведённые с Самвелом обошлись нам в 1200 р (меньше 20 долларов)

Начали осмотр мы с памятника Кисе Воробьянинову, который стоит у входа в парк «Цветник».

Легендарный Пятигорск

Сам парк никакого впечатления не произвёл, там идёт какая то стройка.

Легендарный Пятигорск

А вот фонтан у парка симпатичный.

Легендарный Пятигорск

Следующая остановка — Храм Христа Спасителя исцеляющего расслабленного у Овчей купели.

Легендарный Пятигорск

Вот такое дивное название. Иначе он называется Спасский кафедральный собор. История его начинается в 1837 году, когда русский государь Николай I посетил Пятигорск в рамках инспекционной поездки по Кавказу и отдал распоряжение об устройстве в Пятигорске большой каменной церкви.

Деньги собрали, проект утвердили, однако возведение собора весьма затянулось по причине нехватки средств и нарушения технологии строительства. И возвели его аж в 1867. С приходом Советской власти богослужения прекратились, а в 1936 собор взорвали. Восстановление началось в 2005 году, хотя место освятили еще в 1992.

Легендарный Пятигорск

В 2012 году его освятил Патриарх Кирилл, и собор снова стал Кафедральным.

Буквально напротив Храма — памятник Лермонтову.

Легендарный Пятигорск

Дальше мы поехали на гору Машук. Считается, что название горы произошло от кабардинских слов «маш» (просо) и «ко» (долина), ведь жители этих мест занимались выращиванием проса. Машук в переводе — гора просяной долины.

Но есть и другие версии происхождения названия. Давным-давно хан Золотой Орды Каплан Гирей с огромным войском внезапно напал на Кабарду. Незваные гости отнимали ценные вещи и скот, подвергали население всяческим издевательствам. Среди местных жителей большой отвагой отличался джигит Машук, который мстил за поруганную честь и смерть невесты. Хан, встревоженный смелыми подвигами народного героя, бросил лучших своих воинов на поимку Машука. На одном из уступов горы отряд Машука был окружен. Обессиленный воин не пожелал попадать в плен и прыгнул с обрыва вниз на серые камни. Весть о его гибели наполнила сердца народа гневом, в результате чего, незваное войско было разгромлено. На гору можно подняться на канатной дороге, но к сожалению, в такую погоду и при таком тумане на вершине делать было нечего. Поэтому начали мы с беседки с названием Эолова Арфа.

Легендарный Пятигорск

Вот мы поднимаемся к ней по склону Машук.

В начале 30-х гг. XIX века по проекту архитекторов братьев Бернардацци была сооружена круглая беседка с колоннами. В каменный пол был вмонтирован деревянный футляр с двумя арфами, флюгер на куполе беседки, поворачиваясь под действием ветра, приводил в движение устройство, касавшееся струн, — раздавались мелодичные звуки. Потому-то беседка и получила название «Эолова арфа» (Эол — бог ветра).

Легендарный Пятигорск

Эта беседка упоминается в повести М. Ю. Лермонтова «Княжна Мери»: «На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльбрус». Ныне Эолова арфа тоже звучит, но не от флюгера и арфы, а там стоит механическая музыка. В беседку стоит подняться ради видов на город. Даже в такую погоду): виденн весь Пятигорск,

питьевые галереи

Легендарный Пятигорск

Следующая остановка была в гостях у Остапа Бендера.

Да-да, тот самый Провал.

Легендарный Пятигорск

Озеро Провал — главная достопримечательность Пятигорска. Современные ученые полагают, что Провал скорее подземная пещера, образовавшаяся под действием минеральных вод, чем озеро — но в любом случае там есть и то и другое. Содержащийся в воде сероводород, испаряясь, постепенно разрушал известняковую породу.

Легендарный Пятигорск

В результате пещерный свод не выдержал, и образовалась воронка диаметром около 15 метров, грот и озеро, глубина которого составляет 11 метров.

Красивый бирюзовый цвет наполняющей водоем минеральной воды обусловлен высоким содержанием серы, именно поэтому Провал «славится» весьма неприятным запахом и присутствием в ней определенных бактерий.

У входа — два льва, охраняющие вход в пещеру. Эти скульптуры, выполненные по эскизу скульптура И. Ф. Шаховской, появились здесь в середине ХХ века. С тех пор туристы обязательно фотографируются (на удачу!) хотя бы с одним из них.

Легендарный Пятигорск

Рядом — скульптура Остапа Бендера, которого нужно подергать за нос и подержать в руках билетики- типа это сулит везение, в том числе и в деньгах. Меня удивило друое — у Ильфа и Петрова билеты были по 5, 10 и 30 копеек, а у нынешнегоОстиапа видимо в связи с инфляцией — по 50.

К самому озеру ведет красивый тоннель с подсветкой.

Легендарный Пятигорск

Во времена Лермонтова, местные жители называли озеро «адская бездна» и считали, что в нем обитает огнедышащее чудище, которое по ночам кружит над городом в поисках жертв. Тем не менее одной из забав «водяного общества» были танцы над бездной. И отуда постоянно доносились интригующие звуки. Происхождение их, впрочем, объяснялось весьма просто: вокруг Провала одно время селилось множество голубей и летучих мышей. Сейчас там играет музыка и электронная тётенька расказывает про историю и происхождение озера.

Еще внутри есть икона Пантелеймона Целителя, ибо считается, что вода обладает уникальными целеюными свойствами.

Легендарный Пятигорск

Для желающих испытать на себе чудодейственные свойства насыщенной сероводородом воды, напротив выхода из Провала расположены «бесстыжие ванны», где поплескаться в лужицах сероводорода может каждый, а если стыд не позволяет, так хотя бы ножки помочить.

Рядом с Провалом оригинальные сувенирные лавки.

Легендарный Пятигорск

Едем дальше — по красивому лесопарку, в котором воздух можно есть ложками,

к «воротам любви» или как они иначе называются — ворота солнца. именно сюда приезжают влюбленные парочки молодоженов в день свадьбы, чтобы сфотографироваться и совершить устоявшийся в Пятигорске ритуал. Жених должен взять свою прелестную невесту на руки и пройти вместе с ней под сводами Ворот Любви и порой не один раз, а целых три. Существует поверье, что желания, загаданные в этот момент, обязательно исполнятся, а совместное счастье молодоженов будет тем крепче, чем удобнее и надежнее чувствовала себя невеста на руках своего суженного.

Легендарный Пятигорск

Именно здесь по легенде и произошла легендарная история, которую я прассказала в самом начале. Могучие исполины — нарты — жили когда-то на землях Кавказа. Земли Кавказа в то время были ровной степью, на которой нарты растили своих детей, прививая им любовь к родине. И длилось бы это время вечно, если бы не деяния злого колдуна. Колдун тот завидовал дружным, смелым и отважным нартам. Он решил отравить их змеиным ядом, печенью бешеного кабана, желчью хищного волка да мозгом старого козла. Вкусили исполины даров отравленных, прибыв на пиршество. И стала расти в их сердцах кровожадность волка, ревность козла, злоба змеи и бешенство кабана — эмоции, прежде не знакомые. Выпив отравленного зелья, вождь нартов Эльбрус и воспылал то страстью к Машуке. Чем это закончилось вы уже теперь знаете.

Ну и последний пункт сегодняшней программы знакомства с Пятигорском — место дуэли Лермонтова.

Легендарный Пятигорск

Как подумаю, что виновата его бабушка, аж жутко становится. Дело в том, что Лермонтов захотел уйти в отставку с военной службы, он мечтал посвятить себя полностью литературе. Взяв отпуск, он отправился в Петербург навестить любимую бабушку.

Однако бабушка никогда не разделяла литературное увлечение своего внука, она всегда надеялась, что Михаил сможет сделать себе хорошую военную карьеру. Лермонтов не смел ослушаться бабушки и после отпуска он был вынужден вернуться на Кавказ в свой полк. Но так ему туда не хотедлось, что сначала он заехал в Пятигорск, типа на лечение. В этом курортном городе поэт и поссорился с майором в отставке Николаем Мартыновым. ем все закончилось — известно. А не навязывала бы бабушка своего мнения внуку? А? Хотя с этой дуэлью вопросов много, и по траектории пули, и по другим моментам. Углбляться не буду, история известная, и вообще-то Лермонтов сам бы сильно не прав. Это первый памятник, 1914 года

Легендарный Пятигорск

В каком же роскошном месте пришлось умирать.

Легендарный Пятигорск

К этому моменту, наш план по посещению главных достопримечательностей Пятигорска был выполнен.

Самое занятное, что как только мы вернулись к гостинице — дождь закончился, прояснилось небо, правда начало темнеть. Но не смотря на дождь Пятигорск мне очень понравился и возникло желание пожить там, среди легенд, гор и лесов некоторое время.