Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была сегодня 11:33

Октябрь 2016

Мои рассказы о Дивногорье:

Дивногорье. Быль и небыль... (окончание)

И был океан…

Огромный, суровый и неукротимый, он катил свои волны, борясь с наступающей сушей из последних сил. Юная Земля волновалась: большие и маленькие землетрясения раскалывали твердь, меняли русла рек, вздымали горы посреди равнин, убирали моря, изменяли облик пейзажей. Солнце, каждое утро выкатывающееся из-за горизонта, иногда совсем не узнавало привычных мест. Океан отступал под натиском упрямых берегов, нависавших неприступными горами. И однажды исчез навеки, оставив после себя белые пики, белые берега, белые тропы, белые горы. Время поработало еще немножко, что-то изрезав каньонами, что-то приподняв горами, что-то углубив пещерами. Полюбовалось результатом, потом подправило пейзаж лентами двух рек, разных по характеру и привычкам, но одинаково красивых, раскидало по меловым склонам цветы и травы, поселило живность летающую, бегающую, ползающую и плавающую, еще подумало, решило, что картина, в принципе, совершенна, но все-таки мазнуло последний штрих — поселило людей. Вот с этой поры и началось все самое интересное, обросшее за прошедшие века легендами, тайнами, былинами и всем тем, что так притягивает неутомимых любителей чудес и секретов.

Так начиналась история Дивногорья…

Дивногорье. Быль и небыль...

Дивногорье для меня — место совершенно особенное. Сюда я отправилась в самое первое свое путешествие, здесь я училась любить природу и замечать красивое в обычном. Здесь, с первым найденным черепком века эдак 15, появилась великая тяга к истории и археологии. Здесь я научилась не бояться всего мистического и таинственного, сказочного и волшебного, воспринимая его как одну из граней обычной жизни, правда, очень интересную и увлекательную, но совершенно не страшную. Сколько раз я побывала в Дивногорье в детстве, сосчитать невозможно. Но однажды детство закончилось. И я рассталась с Дивногорьем на очень много лет.

Родные места тихонько звали, снились ночами, заманивали своими горами, белыми Дивами, любимыми реками… Я строила планы на весну, переносила их на лето, откладывала на осень — так прошло много лет. Меня тянуло вернуться, и я боялась вернуться. Смотреть взрослыми глазами на любимые места своего детства всегда непросто, я не хотела разочарования.

И все-таки мы встретились. Осенью, когда природа наряжается в свои самые пышные наряды и в солнечный день, когда все вокруг радуется и звенит счастьем, я снова была там, в стране своего детства. Все было, как прежде, словно я никуда и не исчезала на несколько десятилетий…

Дивногорье. Быль и небыль...

Дивногорье — место мистическое, так плотно обернутое в чудеса и тайны, что разобраться, где здесь правда, а где вымысел, не сможет уже никто. Да и не нужно это никому, самое бесполезное занятие препарировать чудеса и копаться в былинах. Проще поверить в чудо и жить с этим…

На легендах и былях Дивногорья я выросла, впитала их душой и давным-давно убедилась, что напрасно люди врать не будут, и все эти чудеса и есть самая настоящая правда. Слушайте и вы…

Легенда самая главная, объясняющая почему Дивы называются именно Дивами.

На горе Годун, у великой реки Танаис, собрались боги древние, языческие. Пришло в эти места великое горе — страшное чудовище Индр пришел к Танаису, чтобы убивать людей, истреблять зверей, птиц и рыб. Обезлюдели берега Танаиса, некому стало приносить богатые дары богам и начали они терять свою силу. Не могут боги жить без поклонения. Долго ли, коротко ли, но решили боги вызвать Индра на бой смертный. Не испугалось чудовище, приняло вызов и закипела великая битва, какой отродясь не видели эти края. День бьются, второй бьются, третий пошел. Изнемогают боги, а жуткий Индр черпает силу во тьме ночной и остается непобедимым.

Обратились тогда боги к Яриле-солнцу, прося его не уходить с небосклона, пока Индр не будет побежден. А в благодарность за великую помощь, пообещали обратиться в каменных идолов и остаться в этих краях навечно, безмолвными стражами.

Согласился Ярило, стал палить нещадно. День светит, второй греет, на третий начал изнемогать Индр. И решил он выпить весь Танаис, чтобы залить этой водой Ярило, затушить его на веки вечные. Но не рассчитал своих сил и лопнул. Словно и не было страшного Индра…

Ярило-солнце заскользил с небосвода, спеша укрыться за горизонтом и впуская на раскаленную землю прохладу долгожданной ночи. Танаис вернулся в свои берега и покатил величаво волны, как и прежде. А на горе замерли окаменевшие боги, став вечными стражами меловых гор и великой реки. Благодарные люди окрестили идолов Дивами и стали поклоняться им, как своим спасителям.

Дивногорье. Быль и небыль...

Было тех Див больше тридцати, да только время и люди не сумели сберечь всех и опомнились, когда Див осталось совсем мало.

А Великий Танаис и сейчас течет мимо Див. Правда, называется эта река теперь Дон, батюшка рек великих…

Сказка сказкой, но великая сила Див проверена была не единожды. Берегут Дивы эти места, отводят всякую беду, стерегут мир и покой. Ни одна лихая сила не могла взять ни с лету, ни после осады, крепость, высившуюся на берегу Дона. Сами люди уходили с насиженных мест, это бывало, а чтобы покорил их кто — история не запомнила такого. Опальные и беглые тоже прятались под защитой Див. Монахи, прихватив самое дорогое: икону чудотворную, осели в меловых пещерах, дав начало монастырю и остались в памяти человеческой добрыми своими делами. Стенька Разин прятался здесь от царских слуг, да не усидел на месте, вот и сложил буйную голову раньше своего срока. После революции уберегли Дивы святые места от поругания и разрухи. Дальше планов снести все дело так и не пошло, правда монастырь превратили в туберкулезный санаторий, но главное — уцелели места заповедные, выстоял древний монастырь. В войну ни одна бомба не упала на Дивногорье, говорят, самолеты немецкие облетали эти места по широкой дуге, то ли опасаясь чего, то ли зачарованные Дивами. Даже великая стройка железной дороги пощадила меловые горы, так и вьется лента рельсов между горами и рекой, повторяя все изгибы пейзажа, ныряя то вверх, то вниз.

Дивногорье. Быль и небыль...

Все знают, пока стоят Дивы, пока светит солнце, пока течет река Дон — будет мир на нашей земле, бережет его неведомая, но могучая сила…

В Дивногорье, у подножья меловых гор, встречаются две реки — Тихая Сосна и Дон. И если про Дон знают все, то Тихая Сосна так и остается рекой неизвестной для многих. И напрасно!

Река Тихая Сосна долгое время служила пограничной линией почти на всем своем протяжении, «чертою» государства русского, отделяющей «дикия стороны» от «пустопорожней земли дикаго поля», где бесчинствовали крымские кочевники. Вдоль Сосны «покуда снеги глубокие не укинут» разъезжали дозорные, охраняя самые дальние рубежи.

Именно по Тихой Сосне, в самом конце века 14, приплыли в эти места царские люди: «Приплыхом к Тихой Сосне и видехом столпы камень белы, дивно ж красно стоят рядом, яко стози малы, белы, светлы зело, над рекою над Сосною»…

Кто и почему окрестил реку таким именем, доподлинно неизвестно, нам достались всего лишь версии. Несколько столетий назад росли по берегам реки редкие сосны, исчезнувшие со временем (отчего — опять загадка). А поскольку тихая и совсем не бурливая речка виляла среди сосен, так ее и окрестили — Тихая Сосна. Теперь про сосны и не упомнит никто, да и река стала не такой глубокой, но все так же тихо несет она свои чистые воды.

А ведь было время, и не так давно оно было, когда попала Тихая Сосна в Книгу рекордов Гиннеса за выловленного в ней икряного осетра, весом в 1227 килограммов (икры из осетра достали 245 кг, Гиннес не врет!). Да и нынче здесь рыбалка знатная, если только змей не боитесь, которых там великое множество.

Мало того, воды реки полны таинственных сил. Тягостно на душе, мучают проблемы и неразрешимые заботы, крутит кручина, печаль навалилась и не хочет отпускать — приходи на берег реки, опусти руки в ее тихие воды, посмотри, как неспешно вода струится меж пальцев, как колышется песок на дне, как подрагивают травинки, как качаются камыш и рогоз на берегу, запутывая ветер в своих стеблях. Попроси реку подарить душе покой и исполнит Тихая Сосна просьбу, обязательно исполнит! Ну, а если погода позволит, то и поплавать можно, чтобы чудо произошло наверняка. Вы, главное, верьте…

Дивногорье. Быль и небыль...

Говорят, что в совсем уж давние времена, жили в этих краях воинственные амазонки. Фактов, подтверждающих это, не сохранилось. Но есть главное доказательство. Дивногорье — место женской силы, усиливающее женскую энергию, помогающее особам женского рода во всем: хочешь замуж, не можешь ребятенка завести, молишь об исцелении, просишь за кого-то родного и близкого, все выслушают Дивы, все исполнят, только потому, что просит их женщина.

Ведьмы тоже облюбовали эти места. И это вам не непонятные амазонки, тут все проверено и доказано. В самом конце мая, когда степь наполняется цветами и ароматами разнотравья, а ночи стоят лунные и таинственные, слетаются на Лысую гору ведьмы. О чем они ведут беседы, что кидают в огромный кострище, взлетающий языками пламени и искрами до небес, что значат их странные и страшные пляски, что они ворожат, приговаривая, того не знают люди. Но видели ведьм и даже слышали, правда, подходить к ним никто не решался, мало ли. А гора Лысая даже в самый знойный день остается холодной и макушка всегда пустая, не растет трава на колдовском месте. Хранит ведьмины тайны гора, пугает холодом да гадюками, верными стражами, оставленными ведьмами для отпугивания самых любопытных, потому что самих ведьм давно никто не боится…

Дивногорье. Быль и небыль...

Или вот еще… Жил в этих краях Гаркун, чудище лесное, лохматое, страшное. Был он высок, свиреп и опасен, лошадей воровал, иногда кур таскал из сараев, но особого вреда не причинял людям, пока не пришла ему пора искать невесту. А нужна ему была самая раскрасавица из всех девиц в округе, на другую Гаркун не соглашался. Как ни прятали Настасью, не уберегли красавицу, утащил ее Гаркун из дома родного в пещеру меловую и запер там навсегда. Прошло два года, Настасья родила Гаркуну сына, Дубрынюшку, лицом в мать, статью в отца. Да заболел Дубрынюшка сильно — еле дышит, почти помирает. Упала Настасья в ноги Гаркуну, прося отпустить ее с сыном к людям, они вылечат, спасут кровинушку. Отпустил Гаркун. Но слово взял, когда сыну исполнится 18 лет, должен он сам выбрать где ему жить — с людьми или в пещерах. Так и порешили. Дубрыню спасли, он вырос статным парнем и все-таки ушел в пещеры, к отцу, тоже выкрав невесту, чтобы не переводился род. Где сейчас живет Гаркун и жив ли он — никто не знает. Но если ночь вас застанет в Дивногорье и вы сядете у костра дожидаться утра, поглядывайте на меловые горы, к ним и выйдет Гаркун посмотреть, кто нарушил тишину его владений. Зла он не причиняет, но уходя громко «гуркнет» пару раз, напоминая, кто здесь хозяин.

Опять не верите? Ну и зря. Зайдите в первый встречный дом в Дивногорье и хозяйка вам покажет пучок рыжей грубой шерсти, что утром она сняла с угла своего дома. То ли домовой шалит, то ли Гаркун бока чешет, но шерсть эта есть даже в местном музее.

Опять слабо верится? Что ж, есть у меня и исторические факты, против них не попрешь.

В реке Тихая Сосна затоплен сундук с кладом Степана Разина, что как раз в этих местах прятался. Есть и подсказка, как клад найти: в определенный час, определенного дня и месяца, особое дерево бросает тень на гладь реки. Куда указывает маковка дерева, там и лежит сундук. Правда, никто не знает, что за день и что за час, да и дерево то на каком берегу, тоже неведомо, а может и не дерево вовсе, а вершина одной из Див… И к тому же есть еще два сундука, спрятанных в меловых пещерах, а в каком из трех сундуков клад, никому не ведомо. Умел Стенька Разин следы заметать и головы морочить. Кто только не пытался найти клад, все бестолку. А грамотку секретную, где про клад все написано, люди видели, да только не запомнили все приметы, а может и забыли, вон сколько времени прошло с той поры…

Дивногорье. Быль и небыль...

Встречают в этих местах и Черного Монаха. Бродит он в ночь на Ивана Купалу, проверяет, не стащил ли кто его котомку с деньгами, грозится перстом в сторону могилки предавшего его ученика, пугает всех, кто встретится ему на пути и исчезает потом на целый год, чтобы новым июлем приняться за прежнее. Про этот клад знают все, но выкапывать никто не отважился, побаиваются Черного Монаха, не хотят сердить. Передается история из уст в уста, отчаянные головы ищут встречи с Монахом, стараются проникнуть в подземные ходы меловых пещер, поджидают его на берегу Тихой Сосны, караулят у могилы ученика, возжелавшего украсть деньги, да только никогда Черный Монах не покажется там, где его ждут, всегда его тень скользит с неожиданной стороны, заставляя вздрагивать искателей приключений от сладкого ужаса и невольно щипать себя за руку, в безуспешной попытке отогнать наваждение…

Старожилы рассказывают, что бродит по степи лунными ночами девица-красавица, ищет змеиную шкуру. То ли должна она вернуть себе облик привычный, змеиный и царствовать среди змей, то ли наоборот, спалить надо сброшенную шкуру, чтобы навсегда остаться человеком — доподлинно неизвестно. Но, говорят, видели и не единожды, деву грустную и красивую, что ищет что-то. Как здесь отсеешь правду от вымысла? Шкурок змеиных много в дивногорской степи, все приятели моего детства имели хоть одну, чтобы напугать ею девчонок. Может оттого никогда не найти девице сброшенную шкурку…

Если посчитать все легенды да россказни, то пожалуй, Дивногорье обойдет даже замок принцессы Ольденбургской, который тоже славится странными и потусторонними явлениями и так оброс сказками (не путайте с выдумками!), что до правды никто не докопается.

От поколения к поколению обрастают легенды и страшные истории подробностями. Не бывает такого лета, чтобы не встретились путникам все чудеса Дивногорья, да и неувиденными они быть не любят, сами норовят выйти к людям и попугать в свое удовольствие. Вот только выдумки не приживаются, не любят в этих местах вранья и все, что я вам рассказала — чистая правда!

Дивногорье. Быль и небыль...

Но не ради встречи с мистическим и потусторонним приезжают сюда. Дивногорье — место удивительной красоты, совершенно девственной природы и древних пещерных храмов. Кто-то едет за красотой, кто-то за чудом — Дивногорье порадует и одних, и других.

И всего-то для этого надо: выбрать день с погодой посимпатичнее, обуться в удобную обувь, прихватить пару бутылок воды (пить там очень хочется!) и отправиться в путь.

Как ни странно, но удобнее всего добираться до Дивногорья на электричке, на ней же и возвращаться домой. Только в этом случае маршрут получится сделать круговым, побывать во всех интересных местах заповедника, вдоволь налюбоваться степью, излазить все меловые горы, обойти Дивы (заодно и желания можно загадывать), посмотреть монастырь, научиться отличать Тихую Сосну от Дона, пройтись по исторической стене древней крепости, найти не менее древнюю черепушку (раньше они на каждом шагу валялись, сейчас растащили туристы, искать надо) и влюбиться в эти места навсегда.

Дивногорье. Быль и небыль...

Правда, прямая электричка из Воронежа ходит крайне редко, за весь сезон таких дней было от силы три-четыре и проще доехать до Лисок, а потом пересесть на электричку, что идет мимо Дивногорья. Ехать чуть дольше, но зато выбор электричек намного больше, а цена не будет дороже.

Выходить лучше всего на оп 143 километр, следующей после Дивногорья. Здесь, от реки Тихая Сосна и Больших Див и начнется наше путешествие.

Дивногорье. Быль и небыль...

Первым делом надо пойти к реке. Верьте-не верьте, а руки в Сосну опустить надо и помедитировать, любуясь тихим течением воды. А вокруг тишина, мошка звенит тихонечко, рыба хвостом бьет где-то неподалеку, ветер поет в камышах, волна к ногам ластится, облака неспешно плывут в голубом небе. Душу на чудеса настроить тоже надобно, почистив ее от городской суеты. Как проникнитесь природой, можно идти дальше, на встречу с седой стариной и такой древней древностью, что испытываешь невольное почтение и к местам этим, и к непростой истории нашей.

Всех приехавших встречает карта заповедника. Схема простая, гулять можно и вовсе без нее — везде помечены повороты и направления указаны, заблудиться не получится. Но ходить придется немало, к этому надо приготовиться. Автомобиль не поможет, по заповеднику на нем разъезжать строго запрещено.

Дивногорье. Быль и небыль...

Крутой берег Тихой Сосны — это Большие Дивы. Большие они не потому, что высокие, а потому, что много их. Правда, много было раньше, сейчас совсем мало осталось, мел довольно-таки хрупкий материал, а осознали это поздновато, когда многое было утеряно.

Куда идти от станции, понятно и без подсказок. Крутая лестница выведет вверх, к первому пещерному храму Сицилийской иконы Божьей матери. Если хотите посмотреть храм внутри, надо покупать экскурсию (чуть пройдя от станции к хутору Дивногорье, ориентиром будут экскурсионные автобусы, их там всегда много). Диких туристов внутрь не пускают — ходы запутанные, освещения нет, только свечи в руках, потеряться можно запросто. Хотя в детстве мы излазили все эти ходы-выходы и никто не потерялся даже без свечей, но рисковать вам не позволят.

Поднимаясь по лестнице, надо считать ступеньки — кто не собьется, имеет право загадать заветное желание и быть уверенным, что оно сбудется. Чудеса здесь гарантированы! На всякий случай, подскажу, что ступенек 400, много это или мало, решать вам. Но вроде и не очень высоко, бабули лестницу преодолевают, правда с передыхом на площадке, но им простительно.

Дивногорье. Быль и небыль...

Лестницу штурмуешь, а видами любоваться не забываешь. Чем выше поднимаешься, тем сильнее цепляют душу открывшиеся просторы. А вокруг ягодки, цветочки, бабочки, шмелики. Весной еще и цветет все неудержимо, осенью седую степь украшают яркие деревья — напиться красоты можно досыта.

Дивногорье. Быль и небыль...

Притормозить хочется, поймать ветер, пахнущий увяданием природы и печными дымками, налюбоваться впрок, надышаться всласть, да идти дальше надо, интересное впереди ждет…

Так, любуясь и наслаждаясь красотой, мы и добирались до церкви Сицилийской иконы Божьей матери, известной своими чудесами и исцелением хворей (местная молва утверждает, что с зеленым змием икона хорошо управляется. Не могу не подтвердить, не опровергнуть).

Историю этого храма я постараюсь рассказать очень коротко.

Беглые монахи из Сицилии, Ксенофонт и Иоасаф, принесли в эти места икону. Было это то ли в 10, то ли в 15 веке — точная дата неизвестна. Икона сама выбрала место, вознесясь на вершину Дивы, указав и на святость этого места, и на то, что отныне она будет охранять и эти места, и людей, живущих здесь. К сожалению, та, настоящая икона, давно утеряна — возили ее по деревням, исцеляя народ, да где-то и позабыли. Было это очень давно, найти пропажу так и не удалось, и теперь в церкви есть только список с нее, но чудеса вершатся исправно по сию пору.

Дивногорье. Быль и небыль...

Официально чудотворной икона стала в начале 19 века, когда вспыхнула эпидемия холеры и остановить ее получилось только у Сицилийской Божьей матери. Народ быстро переиначил ее название и сейчас, спроси про Сицилийскую икону, вас поправят, назвав ее Исцелийской, а то и того проще, Дивногорской. А вера в ее чудеса исцеления жива и сегодня. Список с иконы 19 века и сейчас висит над входом в церковь в Больших Дивах и посмотреть на него могут все желающие.

Дорогу в саму церковь перекрывает строгая тетенька, грозно требующая билет на экскурсию. Мимо нее и мышь не прошмыгнет, а мне и подавно ловить было нечего. На уговоры «мне только пару фоточек» она не ведется, безбилетников быстро выпроваживает, но хоть не ругается и на том спасибо. А идти с экскурсией по тайным ходам, разведанным еще в босоногом детстве, было не интересно.

Дивногорье. Быль и небыль...

Правда, особо смотреть в церкви не на что: древние фрески утрачены (влажность и холод их погубили), некогда белые стены покрыты мхом, но внутри всегда царит приятная прохлада и гуляет гулкое эхо, наводящее легкий ужас на непосвященных в тайны подземных ходов. Есть легенда (ну, никуда без них в Дивногорье!), что существует подземный лаз из церкви на другой берег Тихой Сосны, и вроде бы этот лаз спас не одну жизнь в лихие годы. Но сколько мы в детстве его не искали, найти так и не смогли…

Служба в церкви проходит всего лишь один раз в году и попасть на нее маловероятно.

Зато обойти вокруг, посмотрев «наскальную живопись», можно и нужно. Мел — порода мягкая, писать на нем просто, вот и пишут сакральное «Здесь был…», не для того, чтобы причинить вред Дивам, а потому что прижилась традиция варварская и не хочет искореняться. Папа мой до сих пор вспоминает с угрызениями совести, как царапал на Дивах свое имя в компании таких же хулиганских мальчишек. А вот я не царапала, даже в голову как-то не пришло, видно меня воспитали все-таки неплохо…

Дивногорье. Быль и небыль...

Но надписи читала, втайне надеясь встретить хулиганство своего папы и привезти ему уникальную фотографию. Не нашла. Много лет прошло с той поры…

Не думайте, что по Дивам можно полазить в свое удовольствие. Дивы хрупкие и если бы вся масса туристов начала их брать приступом, смотреть уже было бы не на что. Залезать на Дивы строго запрещено, о чем напоминают таблички. Говорят, что нарушителей ловят и наказывают, но технику этого дела я не знаю, да и не видела, чтобы кто-то лез на Дивы, наплевав на запреты.

Дивногорье. Быль и небыль...

Погуляв вокруг церкви, полюбовавшись видами и отдышавшись, надо двигать дальше, снова отсчитывая ступеньки лестницы. Дальше будет еще красивее!

Добравшись по лестнице на вершину горы, надо прислушаться к своим шагам. Гора отвечает то ли эхом, то ли гулом — это подземные пустоты резонируют. При большой фантазии кажется, что вибрирует мел под ногами, но это всего лишь фантазии, ходить можно смело. Внутри меловой горы пробиты комнаты и коридоры храма, они и отзываются на каждый шаг. Чем ближе к храму, тем громче гудит гора.

И здесь же, на вершине, можно найти доказательства того, что все Дивногорье было когда-то океанским дном. На меловых склонах есть бурые и не очень симпатичные растения — мелкие, сухие, неприметные. Не зная, искать приходится очень долго. Если на эти комочки плеснуть немножко водички, водоросль (а это именно она и есть) начнет на глазах зеленеть, набухать и распускаться. После хорошего дождя меловые горы зеленеют именно от этой водоросли, украшая холмы мягким бархатом. Увидеть такую красоту получается не часто, в дождь по меловым горам особо не попрыгаешь. Правда, дожди случаются редко, тучи здесь не цепляются и обходят горы стороной — это научный факт.

Притормозили на вершине, водоросли поискали, потопали осторожненько, полюбовались видом. А вокруг простор и раздолье: и поля свежескошенные, и Тихая Сосна меж берегов пробирается, и Дон вдалеке лихую петлю заворачивает, и хутор печными трубами дымит, и дорога змейкой вьется. Если простучит в это время поезд, почувствуешь, как вздрагивает гора в такт колесам — это самая большая беда этих заповедных мест. По идее, поезда должны притормаживать здесь и идти на маленькой скорости, но… Сколько еще выдержат Дивы, не знает никто…

Дивногорье. Быль и небыль...

С вершины горы начинается великая степь. Ну, может здесь, в Дивногорье степь и не такая уж великая, но в детстве я была убеждена, что пройти ее дня не хватит. Узенькая дорожка вьется меж подсохших трав, бабочки порхают с цветка на цветок, наслаждаясь последними теплыми деньками. Так и хочется упасть в высокую траву и смотреть на небо. И, думаю, многие бы расположились с удобствами, но таблички, щедро расставленные по всему заповедному маршруту, предупреждают, что падать не надо, гулять по траве густой тоже не надо и вообще, идите вы себе по тропинке, целее будете.

Дивногорье. Быль и небыль...

Да-да-да, гадюки здесь. Много гадюк! Сначала я считала, сколько их встретится на пути, после десятой змеи считать надоело, и дальше я только изредка поглядывала на тропинку, уловив краем глаза шевеление. Вообще-то укус гадюки не так и страшен, умереть не умрешь, но нога опухнет серьезно. Да и змею жалко, наступишь ей на хвост и получишь по заслугам. А весной гадюки клубками падают с дерева — невольно подпрыгнешь и завопишь, когда эдакое на тебя обрушится. В Тихой Сосне тоже много змей, гадюки по берегам расползаются, в воде тоже что-то плавает змееподобное. Вот Дон добрый, в нем только ужики встречаются, но ужиков бояться — это совсем уж несерьезно, особенно тем, кто вырос в этих местах.

Крупненькую гадючку я сфотографировала на память и как аргумент. Но шутки шутками, а гадюк надо серьезно опасаться, их действительно очень много в Дивногорье.

Есть и ящерки — маленькие, верткие, шустрые. Так ни одну и не поймала в кадр, хотя встретилось их великое множество. И вспомнилось, как лихо мы их ловили, уговаривая не капризничать и превращаться в царевен, раз мы их тайну уже все равно знаем. И ведь верили сами в эти сказки…

Тем временем, догуляли мы до места очень исторического, белокаменной крепости Маяцкое городище, расположенной на высоком берегу Тихой Сосны, у места ее впадения в Дон.

Дивногорье. Быль и небыль...

Почему городище было названо Маяцким, доподлинно не известно, но ученые предполагают, что каменные Дивы вокруг городища служили маяками тем, кто плыл по Дону, да и сама крепость была заметна издалека, тоже став своеобразным маяком. Других объяснений пока нет.

Крепостью городище было давно и от высоких стен почти ничего не осталось, только чуть приподнятый периметр угадывался в высокой траве. А раньше, окруженная глубоким рвом с водой, сверкала она белыми, шестиметровыми стенами. Из бойниц всматривались в донские степи аланы (потомки сармат) и болгары, несшие службу. А внутри неприступных стен жил со своими чадами и домочадцами наместник хазарского каганата, собиравший великую дань с конных и пеших, проплывающих и просто проживающих. Все бы ничего и можно пройти мимо, не притормаживая, посетовав, что смотреть особо не на что, что не сохранили памятник старины. Но старина-то какая — девятый-десятый век, это даже представить сложно, как давно все было.

Была тогда крепость границей, отделяющей от славянского мира и оберегающей от набегов славян. Жизнь у рубежан была беспокойной, тревожной. Селенье, разросшееся вокруг крепости, не раз спасалось за стенами городища. Сеяли здесь хлеб, ловили рыбу, которой в те времена было вдосталь, пасли скот, умели делать посуду. Вот эти-то черепки и находили мы в детстве, изображая из себя археологов. Позже, в 70-80-х годах прошлого века, работали на городище настоящие археологи из советско-венгерско-болгарской экспедиции, а нас возили на экскурсии, посмотреть на раскоп, потрогать древние черепки и послушать про хазар, печенегов и половцев, да заодно узнать, кто такие были язычники. Такие уроки истории не прогуляешь, не забудешь по прошествии лет, а все мои одноклассники были влюблены в археологию и знали предмет лучше, чем кто-либо. И помнится, отдавали мы ученым все свои бесценные находки, жертвуя найденное во имя науки.

Дивногорье. Быль и небыль...

А потом раскоп и городище законсервировали до лучших времен, которые пока так и не наступили. Оставить все открытым, ученые не могли и понять их можно — растащили бы бесценные находки в лихие девяностые. Начать изыскания заново в полном масштабе — нет средств. Раскопки время от времени возобновляются силами студентов, выезжающих на археологическую практику, каждый раз принося новые неожиданные открытия. Но пока заросшие травой древние стены под неусыпной охраной армии гадюк, надежно хранят так и не разгаданные тайны.

Меловые стены сохранили рисунки хазар и аланов — животные, батальные сцены, таинственные руны, загадочные узоры. С картинками тогда худо-бедно разобрались археологи, а вот, что за секреты сокрыты в рунах, не известно по сей день. Ученые до сих пор пытаются расшифровать послание хазар, но безрезультатно, кроме неистребимого в этих местах «Ума и Ангуш — наши имена», остальные письмена все еще остаются загадкой (на счет Умы и Ангуша — чистая правда!). А как хочется узнать, что записано на древних камнях…

В середине десятого века пало могущество хазар, крепость было оставлена, хазары и аланы просто ушли, бросив дома и все, что было нажито. На освободившиеся земли пришли печенеги, потом половцы. Крымские татары тоже скакали здесь на своих коротконогих лошадках, грабя и убивая. Потом прогнали и их.

От некогда высокой белокаменной крепости мало что осталось. Но кое-где видна крепостная стена, по ней можно даже пройти, любуясь полями и Доном. Место и правда было выбрано стратегически верно, вид открывается во все стороны, подобраться тайком и напасть внезапно совершенно невозможно. Вот только древние находки больше не встречаются, все растащили туристы. Стоишь на стене, которой больше десяти веков минуло, и испытываешь совершенно непередаваемые эмоции. Словно привет от тех, кто был, жил и ушел, чтобы вовсе исчезнуть с лица земли, растворившись в других народах, других странах и землях, но все еще незримо охраняющих место, где так вольготно жилось…

Дивногорье. Быль и небыль...

И строчки про Олега, что собирается «отмстить неразумным хазарам» для меня всегда были полны особого смысла: степь, Маяцкое городище, высокие и узкие бойницы и хазары, ощетинившиеся пиками и стрелами. И даже смерть Олега «от коня своего» была вполне логична — змей здесь хватит на все Олегово войско. Не знаю, как вам, а я всегда представляла умирающего Олега именно здесь, на белых холмах, рядом с Доном…

Для любителей красивых закатов, поделюсь секретом — самые лучшие закатные фотографии получаются с крепостной стены, если стать лицом к Дону и придонским полям и лугам.