Турист Vit (lokrumskif)
был 3 апреля 2023 10:59

Эдесса — Греция Июль 2016

Вода, вода, кругом вода

Лето, Халкидики, море, солнце, жара… А неподалеку от этих краев находится город Эдесса, с водопадами и прохладой тенистых парков. Пора, наконец, шевельнуть поршнями и посетить это место. Картинки я видел, давно собирался съездить, совсем ведь недалеко — от нашей деревни до Салоников ~ 100 км, да там еще около сотни до Эдессы. И вот, наконец, звезды сошлись благоприятно, назначили день, к нам присоединились двое друзей, сели и поехали.

Итак, едем в Эдессу. Ударение в этом слове, кстати, ставится на первом слоге. Погода солнечная, будний день выбран специально, чтоб было меньше машин (порой пусть Салоники — Халкидики может занять 4 часа, есть такой опыт). На этот раз проехали быстро, задолго до полудня подъезжаем к Эдессе. Водопад заметен издалека, среди густой растительности виден белый поток. Город невелик, очень много деревьев, порой узкие улицы погружены в полную тень — кроны деревьев на противоположных сторонах практически смыкаются. Редко, но все же имеются указатели проезда к водопадам. Опасаясь, что не найдем места на парковке, приткнулись на какой-то площадке в жилом дворе в трех минутах ходьбы от парка. К парку идем вдоль небольшой реки. Множество сайтов уверяют читателей, что это чуть ли не самая большая река то ли всей Греции, то ли Македонии, — врут. Река впадает в озерце неподалеку от Эдессы. А в самом городе ее давно заковали в искусственные русла.

2. Так выглядит река, образующая главный водопад:

3. Проходим еще сотню метров и река обрывается вот так:

Здесь расположен небольшой парк, осмотр его отложили на потом. Проходим к водопаду. Вдоль всех интересных мест проложены дорожки, установлены скамейки для отдыха и смотровые площадки. Кстати, парк здесь устроили немцы, причем во время оккупации, до этого всё имело неприглядный вид. Ну да ладно. Надо сказать, мощь потока плюс небольшой ветерок дают некое облако из нанобрызг, снимки часто получаются дымчатыми, приходится вытягивать программно.

4. Водопад Каранос, больший из двух (на фото 1 он же с чуть увеличенной выдержкой):

Вода, вода, кругом вода

Между скалой и потоком водопада Каранос проложена тропа с террасой. Там мокро, шумно, но интересно.

5. Идем туда:

6. Объектив непрерывно забрызгивается, темно, фотка чисто информативная:

Возвращаемся на простор, одежда как после дождя. Хорошо хоть солнечно и жарко. Возле водопада Каранос в скале есть пещера. Вход платный, всё хорошо освещено, в полу ступеньки, иду туда один, остальная команда ждет на скамеечке.

7. Пещера как пещера:

Вода, вода, кругом вода

Осмотр занимает не более пяти минут. Возвращаюсь к ждущей меня компании и идем вниз. Тут небольшой сюрприз — водяное облако, оно настолько интенсивное, что шансов остаться сухим нет совсем. Прячу фот в сумку, выворачиваю на нее непромокаемый вкладыш, и двигаемся вниз кто как может. Секунд двадцать тропического ливня и внезапное избавление, внизу сухо и комфортно. Идем к двойному водопаду. Он, в отличие от Караноса, не открывается полностью ни с какой точки, то густая листва мешает, то рельеф.

9. так он выглядит сбоку:

Вода, вода, кругом вода

10. В ограждении местами использована колючая проволока, брутальненько…

11. А это вид снизу:

Вода, вода, кругом вода

На мосту съемка затруднительна — водное облако, объектив покрывается слоем воды за микросекунды.

12. Сочащаяся отовсюду вода и солнце создали обстановку, местами напоминающую тропические джунгли:

13. Некоторые рукава реки забраны в искусственные русла, как бетонные, так и деревянные:

14. Обожаю такие корни:

Погуляли минут десять внизу, пора подниматься. Опять проходим через водяное марево, в этот раз всё привычно, каждый шаг быстр и точен, движения четкие, почти не обмочились.) Наверху небольшой парк, церковка и пруды.

15. На крышу церкви слегка облокотилось дерево:

16. Пруды:

17. Вид сверху на один рукав двойного водопада:

18. И последний взгляд сверху на Каранос:

19. Акация?

Вода, вода, кругом вода

Посещение Эдессы завершено. На очереди Лутраки. Это место, имеющее много названий, сама деревня называется Лутраки, рядом часто пишут македонское название Пожарско, там находятся термальные источники, известные также как Лутра Аридея, Лутраки/Позар. Как бы оно ни называлось, едем туда. От Эдессы езды 35 км. Дорога весьма пустынна, доехали быстро. В деревенской таверне слопали сувлаки с салатом, выпили кофе, готовы к дальнейшим впечатлениям. В районе источников многолюдно. Неожиданно много мотоциклистов. Нет, не много, а чудовищно много. Оказалось, у них тут лагерь, и проходит какой-то байкерский слет. Эфир забит треском моторов, мимо постоянно проносятся лихие парни в коже (по пояс раздетые проносятся тоже), местами возникают стихийные представления. Вот обильно пирсингованный зеленоволосый мотоакробат запрыгивает на мотоцикле по крутым ступеням, вот юноша с татуировкой во всю спину вращается на заднем колесе, вот пожилой пузатый байкер степенно проезжает на чудовищном Харлее с кожаными висюльками, всё вокруг непрерывно движется и шумит. Ладно, надо сосредоточиться и идти к цели. Заблудиться невозможно, слева река, нам нужно выше по течению. Нашли. Вдоль реки (вода в которой очень холодная) бьют термальные источники, в одном месте установили ограждение, создав что-то вроде небольшого бассейна, рядом раздевалки, можно заплатить пару евро и какое-то время поплескаться в том бассейне.

20. Выглядит это так:

21. А это вид с другой стороны реки:

Собственно это место и называется Лутра/Позар. Чуть выше в стороне есть еще один бассейн, полностью рукотворный. Наша четырехразмерная компания разделилась пополам по желанию искупаться, половина сделала это, половина подождала. Очень хочется пройти дальше в долину реки, вверх по течению. Идем. Дальше видим стихийно расположившихся термальных купальщиков, они сидят в естественных углублениях и никому ничего не платят.

22. Последние рукотворные объекты:

23.

Все дороги закончились, остается только забетонированная пешеходная тропа. Шум мотоциклов здесь не слышен, только шум реки да пение птичек. Людей мало, воздух потрясающе чист, всё вокруг зелено и девственно. Вскоре исчезла и бетонная дорожка, остаемся наедине с природой.

24.

25.

26. Камень и дерево:

Вода, вода, кругом вода

27. То ли огромный камень когда-то примял дерево, то ли деревце выросло и приподняло огромный камень:

Постепенно проход становится все уже, местами нужно прыгать по камням. Я б, конечно, полез бы дальше и дальше, но среди нас две дамы, да еще ехать назад… Принимаем решение возвращаться.

28.

Вода, вода, кругом вода

Весь путь с нами шла привязавшаяся к нам дружелюбная собака, никак не мешала, держалась в паре метров, было ощущение, что просто одной ей тут скучно бродить и она дождалась компанию. Я, скача по камням, слегка ушиб колено, чуть прихрамывая, дошел на обратном пути до первой скамьи и прилег на нее. Собака неторопливо подошла и принялась лизать ушибленное колено. Я благодарно не препятствовал. Чутье или просто совпадение?..

Побродили еще минут десять да и пошли к машине, пора ехать назад. Позже глянул по картам — мы были в шести километрах от греко-македонской границы. Что ж, впечатления остались благоприятные. Эдесса понравилась. Лутраки поначалу как-то не очень из-за обилия мотоциклистов и неожиданно маленького бассейна с термальной водой, но потом, после прогулки вглубь долины, восприятие значительно улучшилось. Да и, находясь в Эдессе, заехать сюда было просто необходимо. А вот поехал бы я специально на 250 км в одну сторону? Не знаю. Но в целом, повторю, место превосходное, однозначно рекомендовал бы к посещению, если находитесь где-то неподалеку.

И в заключение два маленьких любительских ролика, дающих чуть более полное представление об Эдессе и Лутраки: