Турист Екатерина (catys)
Екатерина
была 10 марта 11:53

Гренобль, Шамбери — Франция Июль 2016

Вот уж не знаю, как так получилось, что я дожила почти до тридцати пяти лет, ни разу в жизни не видев гор (авантюра с ночным походом на гору Моисея в пляжных шлепанцах, на которую нас подбили случайные попутчики в Египте, не в счет!), но это факт. И как-то меня сей факт не сильно беспокоил, но ровно до того момента, пока не случилось мне увлечься Туристером. Я вообще-то хорошо знаю, что меньше знаешь — крепче спишь, а еще целее и бюджет, и нервная система, но видимо именно это знание и заставляет делать все с точностью до наоборот:) Насмотрелась я картинок, особенно у наших заслуженных покорителей горных вершин Наташи NataliaC и Саши Aleksandr_Selifanov, и заболела самой настоящей горной болезнью. В общем, получилось в точности как в анекдоте про Париж: «Ой, что-то опять так в Париж захотелось… — А что, уже были? — Нет, уже хотелось».

Вообще зависть далеко не всегда плохое чувство, она очень даже может быть двигателем прогресса, если использовать ее во благо. Вот и в моей голове тут же начали лихорадочно роиться мысли, как только в плане нашего маленького французского путешествия прозвучало слово «Лион». Ведь сам Бог велел… не даром же даже регион этот называется — Рон-Альпы. Альпы, они же тут, они совсем близко, всего какой-то час на автомобиле! И Альпы — это горы, самые настоящие горы! Ну и пусть всего один денек, пусть немного, но хоть пальчиком-то потрогать мечту можно??? Мечта смилостивилась и сказала: «Валяйте. Раз уж будете в наших краях — заходите!» Ну, а все, что было дальше — это уже исключительно дело техники.

Учитывая то, что физподготовка моя оставляет желать лучшего, и с горами раньше мне сталкиваться не приходилось — решено было выбрать вариант для чайников, полегче. Ну и, само собой, покрасивее.

Потрогать пальчиком мечту

Альпийский массив между городами Гренобль и Шамбери носит название «Parc naturel regional de Chartreuse». Как вы уже поняли из названия, это природный заповедник — потому что флора и фауна этих мест необычайно интересна и разнообразна. Предгорья известняковых гор, создающих причудливые рельефы, поросли дубом и самшитом, на средней высоте встречаются в основном бук и ель, а на высоте выше 1500 метров — ели и сосны. Густые леса сменяются идиллическими альпийскими пастбищами, где пасутся ухоженные рыженькие коровки — с одной из них нам даже пришлось пообщаться нос к носу, и как-то это было страшновато:)

Потрогать пальчиком мечту

Первым, с чего мы начали знакомство с парком Шартрёз, был цирк де Сан-Мем — природный амфитеатр, из скалистых уступов которого берет начало горная речка, образуя четыре водопада. Место необыкновенно красивое, и поэтому дико популярное. Цирк находится всего в нескольких километрах от деревушки Сан-Пьер д`Энтремон со всей необходимой для отдыха инфраструктурой, добраться до него очень просто, поэтому количество семейств, решивших в это погожее июльское воскресенье порадовать себя пикником на природе, просто зашкаливало. Детишки радостно скакали по камням в мелкой, но дико ледяной горной речке — видимо, шило в попе обладает удивительной способностью отключать все остальные нервные рецепторы. Потому что я попробовала повторить этот подвиг — меня хватило только на то, чтоб помочить слегка лапки.

Потрогать пальчиком мечту

Но я же первый раз в горах — и меня так и тянуло куда-нибудь поскорее залезть, так что мы пошли прямиком к водопаду. Вокруг — сказочные нагромождения валунов, замшелые корни вековых деревьев, для полного антуража не хватает только эльфов и троллей, подхихикивающих из-за камней.

Потрогать пальчиком мечту

В лощине, окруженной пушистыми соснами, сверкая и перекатываясь по камням, шумит та самая горная речушка — но и ее голос перекрывается голосом приближающегося водопада.

Потрогать пальчиком мечту

После гимнастики для головастиков в цирке де Сан-Мем мы бодро двинулись дальше — покорять наконец-то настоящие горные вершины. Массив Шартрёз — не самая высокая горная система, ее самые высокие пики — мон Гранье, Дан де Кроль, Шамешод — имеют высоту чуть более 2000 метров. К одному из них — Шамешод — мы и направились. А пока едем и глазеем по сторонам — я вам расскажу немножко истории. Ну, а куда же без нее, в Европе даже по горам просто так не полазишь:)

Потрогать пальчиком мечту

Вряд ли есть кто-то, кто не слышал в своей жизни название «Шартрёз». Кто-то вспомнит породу кошек, кто-то — ликер «Шартрёз»… вот только к знаменитому Шартрскому собору он не имеет никакого отношения. Зато имеет к кое-чему другому. Продвинутые пользователи, наверное, уже уловили знакомые звуки — шартрёз, чертоза… картезианцы. Да да, именно они. Этот восхитительно красивый уголок французских Альп дал свое имя этому суровому монашескому ордену, и произошло это в 1084 году, когда монах по имени Бруно Кёльнский с небольшой кучкой сподвижников решает основать монастырь в этих труднодоступных и малонаселенных местах. А все потому, что Бруно был горячим сторонником Клюнийской реформы, направленной на «оздоровление» церкви, искоренение ее пороков, возвращение к «чистому» служению. И дошел в этом своем «оздоровлении» до того, что создал монашеский орден с одним из самых строгих уставов: картезианские общины ведут крайне аскетичный и уединенный образ жизни, посвящая все свое время физическому труду и молитве. Картезианские монахи дают обет молчания — пообщаться между собой они могут только раз в месяц во время прогулки в окрестностях монастыря, общение же с внешним миром отсутствует совершенно.

Потрогать пальчиком мечту

Как вы понимаете, посетить монастырь с туристической целью не удастся… Да что там посетить, даже близко подобраться будет сложновато, потому что в окрестностях монастыря запрещено любое автомобильное движение — ничто не должно нарушать тишину природы и отвлекать монахов от их служения. Но для тех, кто вдруг сильно заинтересуется — в двух с половиной километрах от монастыря есть музей, посвященный его истории. А еще в 2005 году о жизни монахов «Гранд Шартрёз» был снят документальный фильм «Великая тишина» — фильм тоже абсолютно немой, тишина, которая царит в монастыре, перерывается только звуками колоколов да изредка молитвами. Это уникальный, первый и единственный случай, когда монахи пустили к себе кинематографистов — уж не знаю, какие аргументы им приводил режиссер Филипп Грёнинг, но переговоры затянулись на 16 лет. В итоге получился фильм, абсолютно заслуживающий того, чтоб его посмотреть хотя бы единожды… да хотя бы только потому, что больше нигде вы все равно не сможете прикоснуться к жизни самого закрытого монашеского ордена в мире. Но на самом деле фильм несмотря на отсутствие сюжета и динамики, цепляет так, как не цепляет иной триллер. Уже минут через десять просмотра у меня было такое ощущение, что моя телесная оболочка осталась тут, а сознание отлетело куда-то далеко — настолько удивительно притягательны простые вещи, которые происходят на экране, без суеты и спешки, так присущей нашему бешеному миру, в полной тишине «Великого Безмолвия».

Потрогать пальчиком мечту

Вот он, таинственный монастырь в горах — мы разглядели его, только забравшись на верхушку Шарман Сом. Бруно Кельнский хорошо постарался, чтоб запрятать подальше свою общину! Шарман Сом чуть пониже, чем ее соседка Шамешод — 1867 метров, и в отличие от Шамешод, на нее легко можно забраться. Даже очень легко — потому что до перевала Коль дю Порт ведет прекрасная асфальтированная дорога, то есть подъем до высоты в 1326 метров можно совершить в очень комфортной обстановке и с ветерком.

Ну, а дальше уже придется карабкаться вверх по камням, но и это нельзя назвать мегасложным восхождением. Даже такой дохлый офисный планктончик, как я, проделал это довольно легко, единственным неприятным нюансом было нещадное июльское солнце. Но меня толкало вперед предчувствие того, какие же красоты я увижу там, на вершине.

Потрогать пальчиком мечту

И вот, стоя на растрескавшихся валунах в обнимку с простым деревянным крестом, венчающим вершину, не в силах в первые минуты справиться с набегающими на глаза слезами восторга, я повторяла и повторяла про себя, что теперь я наконец-то понимаю, понимаю тех, кто болеет горами!

Потрогать пальчиком мечту

Потому что такой мощной, первозданной, величественной красотой невозможно не заболеть… если вы, конечно, пока еще находитесь в здравом рассудке:) И уже потом, намного позже, я поняла, что я там почти не фотографировала… видимо, сказался эффект «первого раза», когда ты настолько ошеломлен тем, что на тебя вдруг свалилось, что просто не знаешь за что хвататься. Поэтому я, как ребенок, просто крутила головой по сторонам, стараясь запечатлеть на подкорке этот мир, который вдруг оказался далеко внизу и кажется, что до него не пара километров — а пара десятков световых лет. И ты надежно изолирован от него чистейшим и прозрачным горным воздухом, звенящей от цикад тишиной, такой густой, что в ней растворяются все окружающие звуки…

Каждому человеку, особенно тем, кому нравится мнить себя царем природы — надо обязательно сходить в горы, может быть тогда его отпустит эта бредовая идея. Особенно при виде таких мощных и убедительных свидетельств ее силы — посмотрите, одна из стен красавицы Шамешод абсолютно вертикальная. Это результат землетрясения, которое произошло тут когда-то очень давно и совершенно изменило рельеф местности. Меловые скалы частично обвалились, создав причудливые утесы, благодаря которым теперь пейзажи Шарман Сом — самые красивые во всем Шартрезе. Полный шарман, одним словом…

Потрогать пальчиком мечту

А если посмотреть налево, на северо-восток — то на горизонте, над горной грядой, видно белое облачко. Только никакое это не облачко, это сверкающая вечными снегами вершина «Крыши Европы» — Монблана. Поглядывая издалека на «Белую гору», я поставила себе галку на будущее — добраться до Монблана, осталось только решить, с какой стороны это лучше сделать — французской или итальянской.

Потрогать пальчиком мечту

Те, кто когда-нибудь куда-нибудь лазил, прекрасно знают, что спускаться всегда намного тяжелее, чем подниматься. Да хотя бы уже потому, что банально неинтересно — все самое лучшее-то уже позади!!! На спуске я один раз чуть не навернулась на скользких камнях, но, слава богу, членовредительства не случилось и мы благополучно сползли с горы вниз, к перевалу.

У подножия пика расположена ферма, окруженная пастбищами, на которых пасутся альпийские коровки. Ферма эта с каких-то незапамятных времен производит сыр, который можно приобрести тут же, а еще там есть ресторан и небольшая гостиничка-шале.

Потрогать пальчиком мечту

Коровьи угодья отделены от людских троп тонкой проволокой под вполне ощутимым электрическим током — трогать ее не советую! Убить, конечно, никого не убьет… но этого вполне достаточно, чтоб коровы не разбежались кто куда. Хотя это совершенно не означает, что им не любопытно, что же происходит за пределами их мира — когда мы подошли к очередной «дырке в заборе» — лазу, через который можно, миновав электрическое заграждение, просочиться на следующее пастбище — она оказалась напрочь заблокирована одной любопытной представительницей рогатого племени, которая не мигая смотрела на нас своими огромными коровьими глазами.

Потрогать пальчиком мечту

Это только издалека и на фотографиях коровки производят такое умильное впечатление, а на самом деле столкнуться с ними нос к носу довольно волнительно — ну хотя-бы потому, что ростом они выше меня… да и рога у нее совсем не бутафорские. Так что некоторое время пришлось выжидать, пока корова не удовлетворит свое любопытство и не пойдет заниматься своими важными коровьими делами. А мы, довольные и счастливые от увиденных красот, надышавшиеся кристальным горным воздухом и зарядившиеся энергией от этой фантастической батарейки под названием горы, плюхнулись в свою машинку и покатили обратно в Лион. Переваривать впечатления и тихонько обещать себе, что в горы мы еще непременно вернемся…