Турист Vi_taliy
Vi_taliy
был 7 марта 2017 12:55

Пятигорск — Россия Сентябрь 2016

Случилось — я побывал в Пятигорске. Честно говоря, ожиданий было вагон и маленькая тележка. Штудировал путеводители, справочники и даже… википедию.

Город пяти гор

Увиденное, услышанное, прочувствованное здесь, в одном из старейших городов Кавказских Минеральных Вод, оставило двойственное впечатление. Только плюсы, положительные эмоции, сплошные ахи — по поводу старой исторической курортной его части. В архитектуре, памятниках, природе — налет времени, аромат двух минувших веков.

Город пяти гор

В новостройках, на окраинах — безликость века нынешнего. И мусор. Умолкаю, дабы не обидеть гостеприимных пятигорчан, с которыми жизнь связала пусть и на 3 дня. Дальше все-таки о хорошем — о впечатлениях, об исторической части и ее достопримечательностях. Недаром же готовился и все проверял что называется опытным путем.

Город пяти гор

Начну как в сказке — с зачина. Год рождения Пятигорска — 1830, когда его минеральные воды были признаны целебными и принято решение основать этот удивительный город-курорт. Название очень говорящее, ведь город находится в окружении гор. Главная — Бештау. Ее название так и переводится — пять гор. К тому же Бештау — не просто обычная гора, это несостоявшийся вулкан.

Продолжим «Цветником». Так называется парк, довольно протяженный, живописный. У входа нас встречает бронзовая фигура Кисы Воробьянинова. Его нос по традиции истерт до благородного золотого цвета.

Город пяти гор

Понятно, что и я не удержался — примазался к его славе. И нос потер, и денежку подал.

Город пяти гор

Автор памятника — скульптор Равиль Юсупов. Около 400 килограммов бронзы ушло на изготовление двухметрового монумента. Парк «Цветник» в отечественную классическую литературу, советское кино «притянут» не мятущимся Печориным, а небезызвестным Остапом Бендером. Ведь именно он усадил здесь Ипполита Матвеевича просить милостыню.

— Сможете ли вы сказать по-французски следующую фразу: «Господа, я не ел шесть дней»?

— Мосье, — начал Ипполит Матвеевич, запинаясь, — мосье, гм, гм… же не, что ли, же не манж па… шесть, как оно, ен, де, труа, катр, сенк, сис… сис… жур. Значит — же не манж па сис жур!

— Ну и произношение у вас. Киса! Впрочем, что от нищего требовать.

Город пяти гор

Сам парк очень старинный, основан еще в 1828 году. Он по праву является любимым местом для прогулок.

Много деревьев и красивых клумб. Чисто. Гулял в 7 утра, в конце сентября уже падали листья, их старательно убирали многочисленные дворники.

Город пяти гор

Здесь находится еще одна из главных достопримечательностей Пятигорска — Лермонтовская галерея. Внешне напоминает сказочный дворец с башенками и разноцветными витражами.

Город пяти гор

Оказывается, это поистине уникальное сооружение из стекла и кружевного металла куплено в 1896 году в Нижнем Новгороде на художественно-промышленной выставке. Галерею, изобретателем которой является американец Джеймс Богард, в разобранном виде доставили в Пятигорск.

В 1901 году, в шестидесятую годовщину трагической гибели поэта, она была открыта и получила имя Лермонтова. В правом крыле — зрительный зал на 600 мест. Позднее пристроили открытую эстраду. Левое крыло предназначалось для неспешных прогулок, а также танцев и балов, читальная библиотека, бильярдная и ресторан. В наши дни в здании удачно расположилась Пятигорская государственная филармония. В нем проходят выставки, концерты. Судя по афишам, здесь любят гастролировать многие наши звезды. В общем, сегодня галерея — яркий и удачный пример «два в одном».

Рядом с галереей вот такой фонтан — мальчик, держащий на спине рыбу. И надпись-предупреждение. Видимо, желающие покупаться время от времени появляются.

Коль речь зашла о фонтанах, то следует упомянуть и об этом.

Город пяти гор

«Деды», он же «Гномы», он же «Сказка». Названия неофициальные и, видимо, — от этих бородатых физиономий по краям. Первый фонтан «Великан» (1890) выбрасывал струю на 10 метров, но быстро пришёл в негодность. Существующий соорудили более 100 лет назад.

И такой фонтан в виде нимфы напротив здания, в котором с 1932 года располагается Бальнеологический институт, он же НИИ Курортологии. Считается, что именно это здание — центр центра, сердце старого города. Построенное в 1820–25 годах архитекторами братьями Бернардацци, поначалу было известно как Ресторация — вновь «два в одном»: курзал и гостиница.

Город пяти гор

В 1829 году останавливался Пушкин, в 1837 и 1841 годах — Лермонтов (в «Герое нашего времени» здесь Печорин танцевал с княжной Мэри и спровадил нетрезвого ухажёра), а в 1853 году Толстой отмечал своё 25-летие.

Ну и как у любого уважающего себя города есть в Пятигорске и поющий фонтан. Его обновленная версия преподнесена в дар городу армянской общиной. Фото нет, только короткое видео.

В парке много курортных построек вычурной архитектуры. К примеру, кофейня Гукасова, которой 108 лет. За век с лишним она успела побыть и рестораном для немецких офицеров, и диетической столовой, сейчас — арт-кафе с художественной галереей.

Город пяти гор

Удалось и воды минеральной попить. Заставил себе даже ту попробовать, что с явным стойким запахом сероводорода.

«Водопой» — в питьевой галерее. Здание — типичный пример советского хайтека. Предвижу, что специалисты в области архитектуры в голос запоют про то, что, мол, не было такого стиля. Но вот так его для себя определил. Внешне оно показалось неказистым. Лишь таблички подсказывают что это. Галерея работает с семи утра до семи вечера. Наплыв народу конечно в так называемые приемные часы. А еще есть санитарный час, вернее, два — с 10 до 11 утра и с 15 до 16 часов.

Город пяти гор

Здесь же можно приобрести сувениры с символикой КМВ, Пятигорска и не только.

Далее можно подняться на гору Горячая: отрог другой горы — Машука. На ее склоне находится грот Дианы — творение одного из братьев Бернардацци — Джузеппе. Он построен в 1830–1831 годах в честь восхождения на Эльбрус. Позднее ему дали имя Дианы — покровительницы охоты в древнеримской мифологии. Считалось, что она в жаркие дни после купания предпочитала отдыхать в тенистых гротах. Грот Дианы — искусственно высеченная в скале пещера.

Рядом на площадке проходили балы под открытым небом, на которых и Михаил Юрьевич не раз был замечен. С интересом узнал, что в 1860-м году в погребе устроили ледник, а спустя 17 лет пустили через него на танцплощадку пивопровод. Опытным путем легко установить, что грот — отличное место для ледника: попробуйте посидеть на каменной лавочке. В общем, не советую, холодно, а потому чревато. Особенно тем, кто лечится.

Город пяти гор

На вершине горы установлен символ Пятигорска — знаменитый орел. Хотя свой орел есть практически в каждом городе региона Кавказских Минеральных Вод, но именно Пятигорский, можно сказать, — фельдмаршал над всеми орлами. Он символизирует победу добра над злом, целебной минеральной воды над различными болезнями. Птица изображена и на бутылках с нарзаном, на многих сувенирах. С интересом узнал, что в прошлом году в Ставропольском крае проходил интернет-конкурс «Чудеса Ставрополья», их номинировали 15, и именно нарзан стал победителем.

Следующая достопримечательность города — Эолова арфа. Расположена на самом высоком месте, которое называется Михайловский отрог. Это беседка. Построена в 1830–1831 году по проекту все того же Джузеппе Бернардацци. Идею он, так скажем, позаимствовал в Англии у зодчего Уильяма Чемберса (похожая беседка есть в парке Кью под Лондоном). В беседке был установлен специальный струнный инструмент, звуки из которого извлекались посредством ветра (бога ветра — Эол, отсюда и название Эолова арфа). По прошествии времени он, к сожалению, не сохранился. Сейчас в беседке — современная аппаратура, подсветка. Звук «электронной арфы» тоже завораживает.

Город пяти гор

В марте этого года здесь появился новый музей под открытым небом — музей древностей. Он расположен за Китайской беседкой (о ней расскажу позже) на круглой площадке. К сожалению, попасть туда не удалось, поскольку пришли на гору уже к вечеру, но из-за сетки кое-что разглядеть удалось. В центре — точная копия статуи Дука-Бека, этокского памятника высотой 2,65 метра. Круг разделен на секторы, каждый из которых посвящен истории народов региона от эпохи камня до нового времени. Временной их разброс — от II тыс. до н. э. до XIII — XIV веко в. н. э. С цифрами связано и название нового экскурсионного маршрута — «630 шагов по пути к Пятигорскому музею древностей». Именно столько, по мнению его организаторов, в среднем можно сделать шагов от краеведческого музея мимо достопримечательностей парка Цветник — Грота Дианы, скульптуры Орла.

Позднее, уже дома, докопался да еще одного примечательного факта. Оказывается, Пятигорский музей древностей был создан аж… в 1850 году. Находился в парке Цветник у Академической галереи. Проработал лет 30. Был первым не только на Кавказе, но и в Европе, где первый подобный музей был основан лишь в 1891 году.

Китайская беседка. Ей тоже в свое время не повезло.

Город пяти гор

Построена в 1902 году, называлась «Цветной», поскольку была украшена цветными стеклами. Они служили не только декором, но и препятствовали проникновению холодного ветра. Во время Великой Отечественной войны она совершенно разрушилась. Жители оккупированного города растащили из нее доски для растопки печей. В мирное время возобновились работы по реконструкции -хотели преподнести своеобразный подарок товарищу Сталину. В 1953 году Иосифа Виссарионовича не стало, проект заглох. Через несколько десятилетий скульптор Ирина Шаховская предложила другой вариант беседки, которую построили в 1974 году. С тех пор она — излюбленное место для горожан, туристов.

Музыкальный фонтан в Пятигорске.

Фонтан

Музыкальный фонтан в Пятигорске.