Турист Ксения (Schnapi)
Ксения
был 21 апреля 2020 8:49

Кахетия, Тбилиси, Сигнахи — Грузия Сентябрь 2016

Неделю назад я присоединилась к многочисленным фанатам удивительной Грузии и подтвердила для себя, что чтобы остаться равнодушным к этой стране, надо быть прожженым скептиком, потому что иначе шансов нет. Там хочется быть долго. Туда хочется возвращаться. Мы были всего неделю, и это очень-очень мало…

Но наверно подробно описывать красоту этих мест я в данном отзыве не буду, т. к. уже очень много сказано интересных слов и выложено прекрасных фотографий, и повторяться не хочется. Скорее я постараюсь дать некоторые рекомендации, которые, на мой взгляд, могут оказаться полезными, особенно если вы планируете самостоятельное путешествие.

Как перемещаться

Для меня это был самый главный вопрос, когда мы планировали путешествие. Вот что я могу теперь сказать.

Вариант первый, удобный — такси. Желающих вас отвезти, куда пожелаете, предостаточно. (Порядок цен за целый день, примерно такой: Мцхета — 60–70 лари, Казбеги — 200–230 лари, Сигнахи — 200 лари).

Вариант второй — для тех, кто любит, чтобы им все рассказывали и показывали — экскурсия. Например, на улице Коте Апхази туристических фирм на любой вкус, главное — убедиться в том, что с вами будет гид, который на самом деле хорошо говорит по-русски.

Вариант третий, экономичный: маршрутка. От автовокзала Дидубе можно доехать до Мцхеты, Казбеги, Боржоми, Вардзии, Зугдиди и Батуми. А от автовокзала рядом с метро Самгори — до Сигнахи и Сагареджо, а от автовокзала Арточала — до Телави. Минусы этого варианта, как мне кажется, — утомительность езды на большие расстояния (до Сигнахи или Казбеги больше 100 км), и кроме этого остается непонятно, как перемещаться, например, в Кахетии между городами и храмами.

Вариант четвертый, для автолюбителей — машина. На мой взгляд, самый оптимальный (грузины водят не лучше, но и не хуже московских водителей, а за пределами Тбилиси машин в разы меньше, поэтому вообще все хорошо). По цене это будет примерно столько же, сколько и брать такси (40–50 $ за день + бензин — 1,75 лари за литр), но зато куда хочу — туда лечу, что называется.

Тбилиси

Тбилиси — город душевный и очень приятный, чем-то мне напомнил Стамбул, при этом он совсем небольшой. Но если у вас есть время, то кроме осмотра обычных достопримечательностей, потратьте его на музеи, серные бани, театр марионеток Габриадзе (правда, купить билеты, находясь в России, на их спектакли нельзя, но можно попробовать позвонить в театр и заказать их, а выкупить уже по прилету), Театр оперы и балета (билеты можно купить здесь).

Слияние рек Куры и Арагви в Мцхете

Кахетия

Где жить

Чтобы неспеша все посмотреть и насладиться видами, в Кахетии надо остановиться дня на 2-3. Начинать путешествие лучше с Сигхнахи. И не только потому, что этот город является наиболее популярным среди туристов, и недалеко от него находится монастырь Бодбе, где похоронена святая Нина, просветительница Грузии, но и потому, что самые красивые пейзажи будут у вас еще впереди. Горы, горы, горы… они начинаются где-то в районе Кварели и продолжаются вплоть до Телави. Мне все время казалось, что вот за поворотом дороги еще и море покажется, но... не показалось))

Невозможно прекрасная Грузия

Для мечтающих об уединении и отдохновении от суеты и шума лучше всего остановиться не в городе, а в гостинице на виноградниках. Там вы получите прекрасную возможность и видом из окна полюбоваться, и вкусно поесть, и посмотреть, как делают вино по традиционной технологии хозяева виноградников.

Невозможно прекрасная Грузия

Второй похожий вариант - это Lapota Lake Resort, но туда нас, к сожалению, на посмотреть не пустили, дабы не беспокоить покой отдыхающих.
А это место, от корого просто дух захватило - Kvareli Lake Resort. Там закрытая территория с озером, вокруг которого можно кататься на велосипеде, а в самом озере ловить рыбу. Мы заехали туда попить кофе и мечтали остаться на пару дней, т.к. ну очень красиво и умиротворительно. Швейцария прям какая-то. Второй похожий вариант - это Lapota Lake Resort, но туда нас, к сожалению, "на посмотреть" не пустили, дабы не беспокоить покой отдыхающих.

Давидо-Гареджийский монастырь

Поездка в этот монастырь стала для меня одним из самых глубоких и ярких впечатлений. Скажу сразу, что ехать туда надо не по той дороге, которую показывает навигатор, а строго через город Сагареджо. Т. к. если вы, как и мы, послушаетесь навигатора, то двигаться будете по разбитой колее, без всякого намека на асфальт или какой-никакой гравий, то и дело съезжая в сторону. Вокруг будут только холмы, на которые придется иногда и взбираться (что, если у вас обычный седан, в принципе будет затруднительно). И единственными, кого вы встретите на пути, будут редкие коровы и… черепахи:) Но, с другой стороны, это тоже приключение. Тогда поэтому почему бы и нет? Виды там очень красивые!

А вот и черепаха!

Сам монастырь — это одно из самых значимых мест для православного паломника, т. к. там погребен Давид Гареджийский, пришедший в Грузию в VII в. в числе тринадцати сирийских отцов и почитающийся как один из основателей грузинского монашества. Для всех остальных туристов это место может быть интересно своим ошеломительным видом с горы, на которую можно взобраться минут за 30 (если вы тренированные туристы, то будет быстрее). Пока я карабкалась, цепляясь за ветки кустов, мне не раз хотелось повернуть назад, но когда я оказалась на вершине, то все, что смогла сказать, было: «Мама дорогая!….»

Еда

Банально говорить, что еда в Грузии — это отдельные развлечение и цель поездки:) У меня была задача, которая превратилась в настоящий розыск, найти и попробовать сациви. Под конец мне стало казаться, что это какое-то выдуманное блюдо, которое на самом деле просто не существует. Уж не знаю, правда или нет, но потом мне кто-то из местных объяснил, что процесс приготовления сациви достаточно трудозатратный, поэтому мало кто хочет с ним заморачиваться. В последний день я все-таки нашла его, но… мне не понравилось:) возможно, просто потому, что я плохо переношу жареное мясо.

Если говорить про Тбилиси, то за хинкали три раза совершенно разные люди отправляли нас в кафе Пасанаури, где и вправду они оказались потрясающими, лучшими из тех, что мы пробовали. Из бюджетных мест, где можно поесть без изысков, зато с колоритом местной жизни, назову Рача духан и Veliaminov (здесь интерьер поприятнее, чем в Раче). А если вы устанете от традиционных грузинских блюд, то советую сходить в Azarphesha, где кухня больше авторская, при этом очень уютно. Также можете там поиграть на гитаре или пианино.

Невозможно прекрасная Грузия

Ближайший рынок в Тбилиси, где продается всякое вкусное, находится на улице, ведущей от метро Авлабари к храму Святой Троицы, или можно проехаться на рынок на станции Дидубе.

Вот он, грузинский рай для сладкоежек

Про вино. Если будете в Кахетии, то покупайте вино на заводе "Киндзмараули" в Кварели. Выбор там большой, а дешевле вы не найдете нигде. Например, Хванчкара там стоит 24 лари, а в Тбилиси уже 36–40.

Деньги

Может, я плохо читала отзывы, когда готовилась к поездке, а может, и правда особенно никто не уделял этому внимание, но в Грузию выгоднее ехать с долларами, а не рублями, даже учитывая нынешний курс. Или при возможности расплачивайтесь банковской картов, а не наличными, т. к. списываться деньги у вас будут по курсу 28 руб. за лари, а не 35 руб., как при обмене наличных.

Ну что в итоге я могу сказать? Слава Богу, что есть такая страна на нашей земле, откуда каждый возвращается с трепетом в сердце и огнем в глазах, каждый говорит, что хотел бы снова туда поехать, и завидует тем, у кого Грузия еще впереди.