Турист Евгения Чех (evgeniaczech)
Евгения Чех
была 14 декабря 2022 18:46

Валлетта — Мальта Январь 2014

Одним из главных сокровищ Мальты является ее столица, Валлетта. Удивительное сочетание военной неприступной крепости, каменных улиц, изысканности и роскоши. Попадая в город, испытываешь смешанное ощущение сказки, живой истории и современности.

Мальта, мечта завоевателя. Валлетта

Валлетта (Valletta) — столица Республики Мальта, экономический, политический и туристический центр страны, располагается в северо-востоке острова Мальта. Валлетта так же является один из самых старинных и крупных портов на Средиземном море.

Валлетта начала строиться под началом Великого Магистра Ордена Святого Иоанна Жана Паризо де Ла Валлетта (Jean Parisot de La Valette) в 1566 году, после победы в Большой осаде над войском Сулеймана Великолепного. 28 марта Великий Магистр Ордена Жан-де ла Валлетт заложил первый камень в основание церкви Мадонны Победительницы в новой столице мальтийских рыцарей на мысе Шиберрас, оставив прежнюю столицу Мдину, расположенную в центральной части острова. Первоначально город официально назывался «Humilissima Civitas Valletta» (лат.), «Смиреннейший город Валлетта», или на итальянском Città Umilissima, «Смиреннейшая».

На территории позади форта Св. Эльма была возведена новая мощная крепость, ставшая центром Ордена госпитальеров в Западной Европе.

Мальта, мечта завоевателя. Валлетта

Уже через 5 лет, в 1571 году город был построен. Руководил строительством итальянский военный инженер Франческо Лапарелли де Кортона (Francesco Laparelli de Cortona), посланный на Мальту папой римским Пием V. Между двумя гаванями был прорыт ров, длина которого составила 1000 м, глубина 18 м, а ширина — 20 м. Общая длина стен Валлетты составляла 3,2 км, с 30 хорошо укрепленными бастионами от 20 до 50 м высотой. Попасть в город можно было через ворота Сент-Джордж со стороны Флорианы и через Морские ворота, выходившие в гавань Мерсамшетт, где стоял военный флот Ордена. Практически все здании Валлетты были возведены за несколько лет. Преемник Жана-де ла Валлетта, Великий магистр Пьетро дель Монте, совершил торжественный въезд в новый город в марте 1571 года.

Мальта, мечта завоевателя. Валлетта

С момента основания Валлетта сразу строилась по готовому плану, что в XVI веке оличало её от многих других европейских столиц. С учётом географического положения и назначения будущего города Лапарелли создал схему расположения домов и улиц в соответствии со всеми необходимыми архитектурными нормами. Для начала была срыта вершина холма Шиберрас, на котором должен был разместиться город. По проекту улицы должны были быть строго перпендикулярны друг другу: продольные улицы были достаточно широки, чтобы дать разъехаться двум экипажам, а поперечные были уже и короче и предназначались для пешеходов и портшезов. Благодаря этому расположению воздух проникал во все даже самые глухие переулки. В наши дни въезд автомобилей в город ограничен.

Мальта, мечта завоевателя. Валлетта

Главная улица города — улица Республики разделяет город на две части и является полностью пешеходной зоной. Своё нынешнее название улица получила в 1974 году, ранее она называлась Страда Сан-Джорджио, а при англичанах Кингзвэй или Страда Реале. Застройка улицы Республики представляет собой яркий образец южноевропейского стиля.

Мальта, мечта завоевателя. Валлетта
Жителяям Валлетты не привыкать к горкам

Основным украшением улиц Валлетты служат многочисленные скульптуры и невероятно красивые фасады. Замечательные дома со скульптурами на углах и садами во дворах, что восхищают нас сегодня, были предписаны хозяевам домов. Уже при постройке города начало действовать постановление Департамента городского планирования Валлетты о том, что дома должны стоять ровно, на одной линии, чтобы не сужать улицы города. Перед фасадами домов запрещалось разбивать сады. По углам каждый дом должен был быть украшен скульптурами, а во дворе каждого дома предписывалось иметь специальный колодец для сбора дождевой воды.

И снова Валлетта

К концу XVI века Валлета превратилась в самый населённый город Мальты.

После устранения военной угрозы со стороны Османской империи все силы рыцарей были направлены на улучшение собственного положения: за последующие 200 лет в столице Мальты было возведено множество соборов и дворцов. О главном соборе, св. Иоана я рассказывала здесь

Дворец Великого Магистра — это одно из первых зданий Валлетты, был построен на средства, выделенные европейскими державами после успешного снятия осады Мальты турками. Первоначальное деревянное здание было выстроено в октябре 1569, а каменное на его месте в 1571–1575 по проекту нового архитектора Ордена, ученика Лапарелли, Джероламо Кассара. Из Дворца Великого магистра (Grandmaster’s Palace) рыцари Ордена Святого Иоанна управляли страной.

Мальта, мечта завоевателя. Валлетта

Сегодня здесь находится офис Президента Мальты, а также парламента. Когда нет сессий парламента, дворец и его комнаты открыты для публики. Здание было значительно укрупнено и развито при следующих Великих Магистрах, чтобы служить их официальной резиденцией. В годы британского правления дворец служил домом губернатора, позже здесь заседало мальтийское правительство и премьер-министр.

Дворец построен вокруг двух внутренних дворов, в одном из которых установлена большая статуя Нептуна. Есть два входа с фасада и один с Пьяцца Реджина, западнее от национальной библиотеки. Вход в государственные залы ведет через двор Нептуна через витую лестницу.

Мальта, мечта завоевателя. Валлетта

Тронная зала (The Throne Room) была построена при Великом Магистре Ла Кассьере.

Мальта, мечта завоевателя. Валлетта

Здесь принимали послов и важные делегации. Комната расписана вокруг по стенам: работы Маттео Переса д’Алеччио представляют эпизоды Большой осады Мальты.

Герб-де ла Валлетта на стене за галерей минестрелей написан Джузеппе Кали. После избрания нового Великого Магистра от него всегда ожидался хороший подарок. Каждый новый Магистр стремился превзойти в щедрости предшественников, поэтому и дворец и соборы сегодня так роскошно украшены. Вдоль потолка в комнате Совета расположились картины с батальными сценами. Особенно примечательны бывший Зал Верховного Совета Рыцарей с его замечательными фресками и Зал посланников, где вывешены портреты Великих Магистров и европейских королей.

Мальта, мечта завоевателя. Валлетта

Дворец располагает Арсеналом, одной из крупнейших в мире коллекций такого рода, даже после того, как большая часть его экспонатов была вывезена французами во время их короткого правления. Копья, мечи, щиты, тяжелое вооружение и даже меч турецкого адмирала Драгута выставлены в задних комнатах. Я не большой любитель оружия, но в билет во дворец входит и оружейная палата, пошли. Особо впечатлили меня шлемы, похожие на водолазные, доспехи для ребенка и с сердечком))

Мальта, мечта завоевателя. Валлетта

Архитектурную ценность представляют не столько отдельные здания мальтийской столицы, сколько весь ансамбль, создающий атмосферу всегда готового дать отпор нежданным гостям города-крепости, не отказывающего себе в роскоши. В 1980 году старый город был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.