Турист Наталия Коннова (ttttasha)
Наталия Коннова
была 13 декабря 2022 17:20

Торжок — Россия Сентябрь 2016

Для развеяния сентябрьской хандры из-за дождливой и холодной погоды погнало нас в очередную экскурсию, за новыми впечатлениями и знаниями. А бешеной собаке, как известно, семь верст не крюк, так что на сей раз погнало нас аж в Тверскую область. По соседству уже почти все исколесили, так что этой осенью нас ждали Торжок и село Медное. Причем из-за реконструкции трассы, мы объездом этих ремонтных работ посетили еще и Тверь (как выразилась наша гид, «на проезде»), с удивлением узнав, что проезд через центр города получится быстрее. Таким образом, маршрут наш в составе организованной экскурсионной группы выглядел следующим образом:

Тверской «Сырный кусочек Италии»: Торжок-Медное

Что скрывать, дорога долгая, тяжелая. Первую четверть пути повезло расположиться вдвоем на 5 сидениях и под бубнеж экскурсовода сладко досмотреть утренний сон. Наконец нас вытряхнули по пути полюбоваться на некую очень и очень древнюю церковь — самую старую на территории Тверской области.

Церковь оказалась маленькой, в ней шла служба, там яблоку было негде упасть, так что нас с мужем больше заинтересовал свежий воздух и отличный вид с берега Волги. Хоть в церкви и собралось почти все немногочисленное население данного городка, некоторые, как и мы, предпочли природу: рыбаков была на реке субботним утром масса. Мы старались вести себя потише, чтобы не распугать им всю рыбу, а вот они перекрикивались будь здоров, видать, места рыбные, рыба сама в лодку запрыгивает и так.

Данная остановочка привела нас в чувства, встряхнула, мы даже вспомнили о необходимости включить геопозиционирование на фотоаппарате. А то вот сколько ни спрашивай меня теперь, я так и не вспомню, что же за населенный пункт это был.

Пока мы «входили в курс дела», уже будучи зажатыми на сидениях между другими, спохватившимися туристами в автобусе, добрались до первой остановки в Торжке — на ул. Дзержинского, на набережной реки Тверцы. Как нам успели рассказать, одним из «градообразующих» ремесел с давних времен в Торжке было вышивание золотом. Так что торжокские золотошвеи (ныне — фабрика) и результаты их рукоделия являются визитной карточкой города и страны в целом. Тут же расположен Музей золотного шитья и Музей пояса. В музее пояса, куда нам непременно рекомендовали отправиться, хранится самый большой в мире 12 метровый пояс, на котором золотыми нитями вышита молитва. Шили пояс вручную несколько лет. Ну что сказать… судите сами, как говорится, идти или не идти. =) Фактическая информация: взрослый билет — 60 руб., фотосъемка — 100 руб. Всё, что вы видите на фотографии, и есть весь музей пояса.

Тверской «Сырный кусочек Италии»: Торжок-Медное

Думаю, многих больше заинтересует магазин за соседней дверью, где можно побаловать себя разными предметами одежды и аксессуаров с вышивкой. Если, конечно, жаба не задушит. В конце концов, даже наше всё АС Пушкин еле-еле наскребал денег в свое время на покупку поясов у торжокских золотошвей, когда заезжал в Торжок по пути из Питера. Ознакомиться с примерными ценами и вообще ассортиментом можно на их сайте.

Пока дамы штурмовали магазин, мы любовались видом на реку Тверцу из сада Любви и Верности.

А вот то белое сооружение за каретой — кафе, «Лира», кажется, где по словам экскурсовода делают фирменные новоторжские Пожарские котлеты — куриные рубленые котлеты в панировке, по тому самому рецепту. Знакомство с котлетами предварила действительно интересная история их происхождения, в которую, как и во многие истории про Торжок, вошел А. С. Пушкин. Вот она вкратце: происхождение котлет связывается с Евдокимом Пожарским, держателем гостиницы и трактира при ней в Торжке. Их окончательный рецепт «устаканился» уже при дочери Дарье Пожарской, унаследовавшей трактир и гостиницу. Своими котлетами она каких только известных людей не поразила. Только с десяток именитых писателей и поэтов разных национальностей, включая Пушкина и Готье, отзывались восхищенно о данных котлетах в своих записках/письмах/мемуарах… Котлетами потчевали даже императора Николая I. (А вот рецепт фирменных конфет и кваса восстановить не удалось. Здание той гостиницы даже сохранилось, его активно реставрируют и собираются в ближайшее время открыть там музей и гостиничные номера.) Так что котлеты мы уже были готовы попробовать, еще на подъезде к городу. =) Жаль только, что наша мегера экскурсовод хороша только в риторике, а вот с умением работать с людьми у нее проблемы… Так, на посещение золотошвей, отведывание котлет, фотографирование и по возможности — посещение еще одного музея, было дано… 35 минут! Котлеты только готовились полчаса… Так что… Восторгался их вкусом и восхвалял в стихах весь автобус их во время движения из пластиковых контейнеров. Да. Думаю, наша гид в свободное от сопровождения экскурсий время работает либо в школе, либо в исправительных учреждениях. =) Наши предложения по оптимизации кормежки будущих туристов котлетами при помощи предварительного созвона с кафешкой были жестко отвергнуты с воплем: «Успели, значит успели, нет — так нет!»

Ну, а если вам ближе пища для души, а не для живота, то по соседству есть музей всеми любимого в Торжке А. С. Пушкина.

Тверской «Сырный кусочек Италии»: Торжок-Медное

Пока нас цербер тащила через центральную площадь города, где проходил концерт по поводу предвыборной компании, основанный на эксплуатации детского труда, мы любовались видами с пешеходного моста через Тверцу.

Поскольку отличник учебы ФСИН (по моим представлениям) дала нам 20 минут на ознакомление с местностью, то муж побежал в гору к церкви, мне же в это время довелось пообщаться с потрясающими животинками у одного из участков. Котята чего только не вытворяли, а пес, просунув голову в специальную дыру в заборе, наблюдал, как они резвятся. Потом еще и кошка-мама пришла, необыкновенной расцветки: черной с рыжим.

Затем Гитлер в юбке подвезла нас к Благовещенскому, или по-другому Михаилоархангельскому, храму (1864 г.), венчают который небесно-голубые купола со звездами и, заявив, что на осмотр храма у нас будет 10 минут, начала трындеть нескончаемо про что-то совсем потустороннее. Мы с мужем, уже разобравшись, что тут к чему, оставили ее увещевать дальше, и в тишине пошли смотреть храм. До его закрытия (в 14 часов) и правда оставалось 10 минут. Мне этот храм очень напомнил Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры, внешнее сходство весьма сильное.

У основания холма, на котором построен храм, памятник Преподобному Ефрему Новоторжскому — основателю Борисоглебского монастыря, который мы увидим далее. Вообще повезло, что эта экскурсия оказалась из тех, что начали за упокой, а закончили во здравие, а то могло так до конца экскурсии быть заунывной тягомотиной. Но далее мы посетили Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Старо-Вознесенский храм) — действующую деревянную (!!!) церковь 17 века. Конечно, она уже на ладан дышит, в связи с чем ее внешний облик перекрыт лесами, без которых она не устоит, к тому же, что церковь не отапливается, но все равно очень интересно было посмотреть, там даже частично сохранилась роспись. Внешне, может быть, ничего особенного, но понимающие в архитектуре люди говорят, что переход четырехгранника в восьмигранник (о стенах церкви) — сложная работа.

Тут нас тоже встречала яркая во всех смыслах представительница кошачьих. Таких умных кошек я, пожалуй, еще не видела: она сначала подбежала к нам, изобразила всякие пассы, чуть ли не сальто-мортале, потерлась всем о ноги, а затем умильно улеглась на перилах церкви для фотосессий. В общем, теперь мы уверены: Торжок — город кошачий!

Прямо сбоку от церкви в палаточке предприимчивая дама Ольга Ефремовна предлагает свой товар: перчатки, непременно, конечно, с золотым шитьем. Тоже золотошвея, получается. Есть и кожаные, и меховые — всякие! Многие дамы из нашей группы ушли от той церкви с обновкой, а мужчины с облегчившимся кошельком. =) Удовольствие недешевое. Вот рукавицы из норки — 5000 руб. Были модели и попроще, от 2 тысяч.

Тверской «Сырный кусочек Италии»: Торжок-Медное

Наконец мы по ухабистому направлению (дорогой это назвать нельзя) попали в, как мне кажется, главную точку торжокской программы — Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь. Он считается чуть ли не древнейшей обителью северной Руси, монастырь основан около 1038 года уже упоминавшимся Преподобным Ефремом Новоторжским. Строения обители не раз пострадали: и при взятии Торжка поляками, и при пожаре… Большая часть сохранившихся построек — 18 века. Центральную часть монастыря занимает Собор святых Бориса и Глеба.

Архитектура весьма необычна для наших соборов. Со всех сторон — колонны. Конечно, требуется обширная реставрация. Она идет, но очень медленно. Начали восстановительные работы в первую очередь с братской территории, куда вход запрещен.

Еще одним из ярких и красивых строений монастыря является Свечная башня (1870 г.)

Тверской «Сырный кусочек Италии»: Торжок-Медное

Но что действительно важно не упустить, находясь в Борисоглебском монастыре, так это возможности подняться на колокольню Надвратного Храма Спаса Нерукотворного Образа (1804—1811 гг.).

Надвратная Спасская церковь является самой высокой постройкой в городе, ее высота более 50 метров со шпилем. Билет на смотровую стоит 100 руб. Путь наверх, как и вниз, будет тернист, в церкви нет электричества (с наступлением сумерек можно попросить фонарь у кассира). Главное, чтобы обитающие там под куполом голуби вас не спугнули, а то там есть и где головой приложиться, и где ногу подвернуть… =)

Тверской «Сырный кусочек Италии»: Торжок-Медное

Зато в конце пути вы будете вознаграждены отличными видами на город. Забравшись на эту колокольню, можно увидеть все достопримечательности: и сам комплекс монастыря,

и реку Тверца, и мосты через нее, и храмы и соборы…

Есть на территории монастыря и всякие другие экспозиции, но при цейтноте очень рекомендую не полениться посетить именно смотровую на колокольне.

Наполненные впечатлениями от кучи монастырей, соборов, храмов, церквей и, конечно, котиков, мы отправились в село Медное, где находится итальянская агроферма «La Fattoria LITTLE ITALY», т. е. «Ферма Маленькая Италия». Ферма действующая, хозяин — Пьетро Мацца (якобы потомственный сыровар) и его русская жена. Особо не мешкая, нас пригласили в дегустационный зал, оформленный в стиле итальянской траттории, где предложили попробовать различные виды самодельных сыров: от мягкой рикотты до «золотой» качиотты, изготовленных из молока собственных коров, которые содержатся на соседней ферме в Селижаровском районе Тверской обл.

Дегустационная тарелка состояла из 9 видов сыров: рикотта, буттиро (тянущийся сыр со сливочным маслом внутри), бурратина (тянущийся со сливками — более легкий вариант), провола, моццарелла, качиотта свежая и выдержанная, юнката выдержанная и рикотта выдержанная. Возможны вариации, т. к. наполнение тарелки зависит от того, что приготовили на ферме в конкретные выходные. Для большинства невыдержанных сыров срок хранения — 2–5 дней. Самым тяжелым было (в 16–17 часов-то вечера, без обеда!) не слопать махом всю тарелку, а дегустировать потихоньку, в такт рассказу Жанны, жены сыровара. Рассказ, к слову, был отличным: и про технологию приготовления, и про особенности подачи каждого сорта к столу, и про использование в кулинарии… Что сказать, на вкус и цвет, конечно, товарища нет, нам вот больше всего понравились бурратина и юнката, соседям по столу — другое… Но все свежее, это чувствуется. Только мы переплыли сырную тарелку, нам предложили «обед» из салата, лазаньи, польпетты, профиттеролов (более диетический вариант профитролей) и кофейного фермерского десерта. Многие не преминули дозаказать и кувшинчик красного к этому ассортименту. =)

Вы не поверите, но гитлерша-экскурсовод и тут не упустила шанса продемонстрировать свой талант и умение наладить контакт с людьми: дабы не затягивать пребывание на ферме и время экскурсии в целом, она предложила не откладывать посещение магазина при ферме на потом, а сходить и осуществить все покупки в процессе перемены блюд! Конечно, что еще нужно человеку, который после тяжелого экскурсионного дня на свежем воздухе присел за стол и восполняет силы в душевной компании? Сорваться с места и бежать в магазин, пока его лазанья остывает. =) Ну это ладно, Бог ей судья, хотя именно из-за нее прогулка по территории фермы, где живут страусы и лошади — их целая конюшня, дочь хозяина увлечена конным спортом, получилась скомканной. Страусы легко шли на контакт, мы все ждали, когда кого-нибудь таки цапнут, а вот лошадки нас боялись и прятались за стеной. =)

В магазине же был уже опробованный нами ассортимент сыров, самодельный хлеб, вяленые томаты в масле, еще что-то… Но если есть желание приобрести свежий сыр, надо готовить кошелек потолще: цена почти всех видов — от 2500 руб./кг. Да-да, не фунт изюма. А долго выдержанный — 28 000 руб./кг. Чтобы было не так страшно, на витрине цены указаны за 100 грамм. =)

Жаль, правда, что по санитарным нормам доступ в производственный цех вот так запросто запрещен, но если есть желание подробно ознакомиться с самой технологией приготовления разных сортов сыра и даже попробовать свои силы в сыроварении — есть отдельные мастер-классы. А нас сгущающиеся сумерки и дождь уже подгоняли домой, к тому же что путь неблизкий, 220 км да в воскресный вечер не шутка. До новых встреч! Хочется верить, что впереди еще ждут нас не менее интересные поездки!