Турист Марина Федорова (FMarina)
Марина Федорова
была 24 марта 10:44

Стреза — Италия Август 2016
Лотос

Говорят, что завтра мы будем там, где сегодня наши мысли. Верно, ведь сегодня я здесь, и меня привели сюда мои мысли из 2012 года, когда я впервые увидела фотографии Борромейских островов. Мне осталось пройти всего сто метров чтобы превратить мечту в реальность.

Парк острова Изола-Мадре

При выборе нашего отеля в Стрезе мы сделали ставку на его месторасположение у подножия горы Моттароне, рядом с фуникулером, и прямо напротив Борромейских островов. Здесь же, в 100 метрах от отеля, находится маленькая пристань для катеров, снующих целыми днями от острова к острову. До центра Стрезы идти пешком минут 10–15, но мы с удовольствием регулярно гуляли вдоль набережной по этому маршруту, любуясь великолепными пейзажами Лаго-Маджоре. В центре Стрезы есть еще одна пристань для более вместительных прогулочных катеров, которые отправляются во-первых, по расписанию, во-вторых, не только на эти три острова.

Вот на таких катерочках мы и рассекали озерную гладь. Очень маневренное средство передвижения. Процесс отлажен до автоматизма, каждые полчаса-час катер отправляется с группой туристов на самый дальний остров- Изола Мадре, где выходят те, кто хочет посетить этот остров и заходят те, кто уже нагулялся по парку. Катер идет на Изола-дей-Пескатори, опять обмен пассажирами, далее на Изола-Белла, и потом опять на пристань в Стрезе. Билет на посещение всех трех островов стоит 30 евро на двоих. Интересно, что если вы захотите посетить только Изола-Белла и заплатите всего 10 евро, вам все равно придется проделать весь этот путь по трем островам. Совершенно нелогичное ценообразование, надо сказать. Тем более билеты ваши никто не рассматривает особо, вы машете ими в воздухе при посадке на борт, главное, чтобы значок компании перевозчика на катере и значок на ваших билетах совпадали. Катерочки — трудяги, каждый день без остановки по замкнутому кругу туда-сюда, туда-сюда, только отсутствие желающих дает им передышку.

Мы, конечно, начали осмотр с Изола-Мадре, и тут нас поджидало неожиданное препятствие в виде длинной-длинной очереди в кассу за билетами на посещение парка. Там, возможно, не всегда бывает именно такая очередь, но прямо перед нами пришвартовался довольно вместительный лайнер, туристов на котором было… ну очень немало. Эх, давно я не стояла по часу в очереди, с советских времен, пожалуй! Зато пока мы в ожидании — можно пробежаться по страничкам истории создания парка на этом острове. Сенатор Ланчилотто Борромео, живший во времена французской оккупации Италии, был женат на дочери дожа Генуи Луизе Адорно. Именно он приобрел в 1501 году остров Изола Мадре, вернее тогда он еще назывался Изола ди Сан-Витторе, и собрался устроить там семейное родовое гнездо. Планов у него похоже было громадье, так как он сразу же привез на этот скалистый, пустынный, с разрушенной церковью и старым кладбищем остров садовника и черенки цитрусовых деревьев из Лигурии для устройства сада. На фундаменте старой церкви началось строительство семейной резиденции. Честно говоря, я долго искала сведения о его возрасте в различных источниках, потому что везде стояла только дата его смерти — 1513 год. И мне он представлялся зрелым мужчиной преклонных лет, который так и не успел завершить начатое. И вдруг на сайте семьи Борромео я с удивлением увидела, что родился Ланчилотто в 1473 году, то есть на момент покупки острова ему было только 28 лет, он был совсем молодым мужчиной и рано умер, прожив всего 39 лет. Ничего не нашла про его детей, понятно, что наследника не было, а рождение девочек в древе семьи Борромео не обозначено. Возможно поэтому продолжателем создания на острове Ботанического сада и стал Ренато I, внук его брата Джильберто I. Именно Ренато достроил и частично перестроил Палаццо Борромео в стиле ренесанс. А чуть позже острову дали новое имя- Остров Матери, возможно, как дань уважения прекрасной женщине и матери Ренато Маргарите Тривульцио.

Парк острова Изола-Мадре

В таком виде, как сейчас, Ботанический сад сформировался только к концу XVIII — началу XIX века, в нем собраны совершенно разные по месту произрастания растения, многим из деревьев парка уже более ста лет. Очень много разновидностей клена, кипарисов, пальм, эвкалиптов, рододендронов и далее по списку… Гулять по аллеям парка — огромное эстетическое удовольствие, а если при этом не забывать и фотографировать таблички с названием растений, то потом вопросов «ой, как же это называется» будет гораздо меньше…

Парк острова Изола-Мадре

Иногда мы все же вспоминали и фотографировали таблички у деревьев, чтобы потом было легче ориентироваться в фотографиях с нашим далеким от биологии образованием. Очень интересный эвкалипт — эвкалипт припудренный. Энциклопедически цвет листьев эвкалипта припудренного описывается как интенсивно сизый. Мои глаза воспринимают его как серебристо зеленовато-серый. Но сама форма посадки листьев на ветках очень интересная. Если присмотреться, то в пазухах уже сидят мелкие плоды-кубышечки (или еще только бутоны, так как время цветения у кипариса октябрь—ноябрь).

Парк острова Изола-Мадре

Ходишь по аллеям и кажешься себе такой маленькой среди деревьев-гигантов в этом парке, а когда вспоминаешь о их возрасте (многим из них гораздо больше ста лет), то еще и начинаешь казаться себе очень даже молодой.

Количество оттенков зеленого невероятное, человеческие глаза получают полную порцию расслабляющего релакса. Наслаждение гармонией и лечебная процедура в одном флаконе.

Парк острова Изола-Мадре

Очень мне понравился клён дланевидный, не удержалась и еще раз выложила его фотографию, рядом с мощными кипарисами и эвкалиптами он смотрится особенно миниатюрно и живописно.

Но самое удивительное, что есть в парке Изола-Мадре — это гималайский кашмирский кипарис, растущий прямо перед Палаццо Борромео и поражающий не только своими размерами, но и своей необычной историей. История с иллюстрациями выставлена у дерева и в моем вольном переводе звучит так: В ночь на 26 июля 2006 разрушительный смерч опустошил территорию северной части острова. Он также разломал этот большой кашмирский кипарис. Живое сокровище и символ Изола-Мадре прибыл на остров в виде горстки свежих семян, отправленных из региона Гималаев для семьи Борромео в июне 1862 года. Все усилия были сразу же сосредоточены в попытке спасти это гигантское дерево весом около 70 тонн, единственное в Европе и исчезающее даже в своей естественной среде в Гималаях, чья крона так гармонично раскинулась на десятки метров. Сохранение его было операцией высокой инженерии и ботаники, работали вместе небольшие группы садовников, техников, инженеров и работников фирмы, которая специализируется на производстве кабелей и двух местных предприятий. Работа осуществлялась с помощью трех кранов, доставленных вертолетом, закрепленных в специально зафиксированных в землю колодцах из бетона. После установки первых лебедок, начались работы по поднятию верхушки и до раннего утра все, что осталось от кипариса, должно было подняться к небу, а огромный ком корней и ствол восемь метров в диаметре нужно было укрепить в земле. С этого момента и началось ожидание: цоколь был завернут в пропитанную антиперспирантами аптекарскую пленку, постоянно смачиваемую специальными составами, все надеялись на выздоровление кипариса в течение 2–3 лет. Даже если он и не вернется больше никогда к формам, которые сделали его знаменитым м самым красивым деревом в мире, Большой Кипарис Острова Мадре остается ценным свидетелем великого прошлого.

Парк острова Изола-Мадре

Верхняя терасса парка, куда попадаешь сразу после выхода из Палаццо Борромео, менее похожа на Ботанический сад, это скорее именно английский пейзажный парк. Здесь находится и семейная часовня Борромео, построенная в 1858 году по проекту архитектора Defendente Vannini. Но в этой часовне никогда не было никаких захоронений и надгробий. Сейчас в часовне продают сувениры и прохладительные напитки с бутербродами. Мне эта идея не очень понравилось, потому как нарушала целостное и гармоничное впечатление от совершенной архитектуры и красоты природы вокруг. Удивительной красоты водоем с кувшинками различных видов, цветы в старинных вазах, пальмы, живая зеленая изгородь на перилах лесницы с небольшим фонтаном в нише под ней, скульптуры каких-то фантастических зверей, охраняющих эту красоту — рай на земле… Впрочем, я ли это сказала? Так сказал Гюстав Флобер, посетивший в свое время этот остров, и я с ним полностью согласна!

Парк острова Изола-Мадре

С трудом оторвавшись от созерцания кувшинок и продолжив путь по дорожкам парка, мы оказались потрясены еще больше, хотя и казалось — куда уж больше то! Ни разу до этого я не видела цветущий лотос, а август — это именно тот месяц, когда он расцветает. Каждый цветок живет не более чем четыре дня, утром раскрываясь навстречу солнцу, а вечером закрывая свои лепестки. Священный цветок, которому поклонялись в Египте, Индии, Китае, символ чистоты и целомудрия, символ божественной власти. Лотосу приписывают многие мистические качества — считают, что аура этого цветка имеет очень сильное биополе, способное нейтрализовать отрицательную энергетику, защитить от колдовства, излечить от депрессии, тоски и печали, направить помыслы человека на духовное развитие. И вот прямо перед нами стоит цветущий лотос, я его увидела и поняла, что это и есть совершенство! Не могу ничего сказать про излечение от депрессии и защиту от колдовства, но душа рядом с ним наполняется радостью и светом, испытано.

Парк острова Изола-Мадре

А вот состояние самого Палаццо Борромео оставило у меня легкую печаль, чувствуется, что здание давно нуждается в реставрации, некоторые залы закрыты, как, кстати, перекрыты цепями и некоторые лестницы в парке из-за обветшалости ступенек. Время для дворца остановилось, как остановилось оно и на часах внешнего фасада здания.

Парк острова Изола-Мадре

На стене в одной из комнат висит герб рода Борромео с вытканным девизом «смирение» в правом верхнем углу. Неудивительный девиз для рода, давшего Италии семь кардиналов, самым известным из которых был святой Карло Борромео. Прославился Карло многими своими поступками: богатый и прекрасно воспитанный молодой человек Карло с легкостью раздал все свое имущество семье, монастырям, пансионатам и нуждающимся людям; во время миланской чумы 1575–1578 года ходил по улицам, заботясь о заболевших и причащая умирающих людей; принимал активное участие в борьбе за реформацию церкви и строгое соблюдение дисциплины. Он вел жизнь полную самопожертвования, аскетизма и верности своему долгу, за что и был канонизирован и причислен к лику святых.

Так же во дворце представлен прекрасно сохранившийся театр марионеток, театр дожил до наших дней в своем первозданном виде XVIII века, а декорации для него создавали известные художники театров «Ла-Скала» в Милане и «Реджио» в Турине.

Парк острова Изола-Мадре

Не скажу, чтобы сам дворец произвел на меня большое впечатление, но и не разочаровал, просто было понятно, что все достаточно старое и немного ветхое. Но вид из окон просто шикарный.

Честно говоря, сначала я даже не хотела включать фотографии резиденции Борромео в этот рассказ, потому что яркие краски цветущего сада еще более подчеркивают обветшалость и обшарпанность некогда изысканного и богатого Паллацо. Но это ведь было бы неправильно — это одна страничка истории, и она общая для парка и дома. Верится, что дойдут руки у наследников Ланчилотто и Ренато Борромео и до этого родового гнезда.

А чтобы не заканчивать на печальной ноте эту историю, я покажу еще и фотографии обитателей парка — знакомство с ними началось сразу, как только мы шагнули на его территорию, ведь все в этом парке принадлежит и им по праву. Наше внимание привлекла серенькая птичка, которая явно что-то искала и волновалась при этом — на перекрытой лестнице, потом в кустах камелии, заинтриговала нас прямо. А потом мы услышали писк, и все поняли — вот куда она так спешила- ее ждали маленькие смешные малыши. Как же все мамы одинаковы! Птенцы сидели в тени, тревожить их было жалко, потому на фотографии их придется поискать.

Она явно волновалась
Парк острова Изола-Мадре

Еще мы знали, что в парке живут очень редкие, занесенный в Красную книгу, серебряные фазаны, или серебряные лофуры. Их завезли в Европу из Китая, где и стали разводить в декоративных целях. Ходят эти красавцы по лужайкам парка с достоинством, гордо неся на голове красную маску с бородками. Эти бородки фазан раздувает во время ухаживания за самкой, распушает черный хохолок на голове и становится совсем неотразимым.

Парк острова Изола-Мадре

А теперь вопрос — кто на последней фотографии стоит рядос с серебряным фазаном? Что за невзрачная птичка искала своих птенцов на первых фотографиях? Правильно, это серебряная фазаниха! Такая вот природа-насмешница иногда. Но папаши из фазанов получаются хорошие — они и сами яйца готовы высиживать вместо мам. А вот всяких других особей со своей территории прогоняют. Ну и что, что это золотой фазан. Нечего-нечего!

Парк острова Изола-Мадре

Золотые фазаны прятались от жары и не хотели фотографироваться, активненько убегали он нас. Природа красок для них тоже не пожалела, не считая золотых фазаних, само собой. Павлинов тоже разморило, они лежали в тенечке между кустами и никак не хотели продемонстрировать свои прелести. Представляю, какая картина открывается посетителям парка в весенние месяцы брачных игр, когда павлины распускают хвосты, фазаны надувают бородки… А нам пришлось довольствоваться теми, на кого жара не подействовала как снотворное.

Парк острова Изола-Мадре

И последняя прощальная серия фотографий с кодовой фразой: «Рай на земле!»