Турист Александр Суворов (ngt_z)
Александр Суворов
был 18 мая 2021 8:39

Мурманск — Россия Август 2016

Мурманск- крупнейший город в мире за Северным полярным кругом. Раскинулся он более чем на 20 км вдоль восточного побережья Кольского залива. Является одним из крупнейших портов России.

Удостоился звания города-героя Мурманск в 1985 за оборону города от немецких войск в годы Великой Отечественной Войны, так же имеет в наградах 3 ордена и медаль.

В 1915 году на восточном берегу Кольского залива Баренцева моря был основан Мурманский морской порт и при нём — портовый посёлок Семёновский. Создание порта было связано со стремлением России получить выход в Северный Ледовитый океан через незамерзающий залив. Официальной датой основания города считается 4 октября 1916 года. Город стал последним городом, основанным в Российской империи, его назвали Романов-на-Мурмане. Через полгода, после Февральской революции, он получил своё нынешнее название — Мурманск.

К концу Великой Отечественной войны город был практически полностью сожжён. Сохранились лишь портовые сооружения и центральная, состоящая, в основном, из каменных домов, часть города. Город был включен в число первых 15 городов страны, восстановление которых являлось первоочередной задачей. Восстановили город к началу 1950-х годов. А уже в 2016 году Мурманск отпраздновал 100 летие со дня основания.

Посчастливилось мне побывать в этом симпатичном городе, жаль лишь проездом с не долгой остановкой в нем, но дважды за небольшой промежуток времени. За это время осмотреть все достопримечательности города не получилось, но большую часть я успел посетить.

Аэропорт «Мурманск» находится в посёлке Мурмаши, в 24 км от города. Сам аэропорт ничем не примечателен, как и большинство наших- Российских аэропортов. Небольшой, но внутри отремонтированный.

Заполярье. Город-герой Мурманск!

Из аэропорта до города можно добраться на маршрутке, которые вас будут поджидать на остановке возле аэропорта, либо на такси. До города ехать примерно пол часа.

Так как у меня небыло полной возможности посмотреть город со въезда, то первым местом посещения оказался подъезд к центру. По всему городу стоят украшения в честь 100 летия.

Сам город довольно чистый и аккуратный.

Заполярье. Город-герой Мурманск!

В самом городе есть несколько озёр. Одно из них оз. Ледовое. Назвали его Ледовым потому, что раньше поморы заготавливали здесь для хозяйства лёд и даже брали его в долгие экспедиции: растопив лёд, воду можно было пить. Сейчас всё лето, до поздней осени на нем расселяются дикие утки, чайки, редко можно увидеть даже лебедей.

А вот жители около озера.

Следующей моей остановкой была церковь Спас-на-Водах — православный храм. Входит в состав мемориального комплекса памяти морякам, погибшим в мирное время.

Заполярье. Город-герой Мурманск!

Храм построен в древнерусском стиле, с пристроенной колокольней. Церковь должна стать частью будущего главного храма Мурманска — комплекса Спасо-Преображенского морского собора.

Здание хорошо просматривается из центра города. Церковь была построена в честь 85-летия города на пожертвования горожан, стала первым каменным храмом на возвышенностях Мурманска, на сопке возле Семёновского озера.

Там же находится мемориальный комплекс- «Морякам, погибшим в мирное время».

Архитектурной доминантой мемориального комплекса является шестигранная башня-маяк высотой 17,5 м. К маяку с двух сторон подходит широкая мраморная лестница с обзорными площадками. Рядом с маяком установлен судовой якорь с заложенной под ним капсулой с морской водой.

В маяке на первом этаже открыт зал-музей памяти, но его я не посетил…

Рядом с маяком установлена рубка атомной подводной лодки «Курск», ставшая памятником морякам-подводникам, погибшим в мирное время. Открытие памятника было приурочено ко дню Военно-Морского флота России.

Заполярье. Город-герой Мурманск!

На смотровой площадке чуть ниже установлен памятник «Закладной камень».

С самой смотровой открывается хороший вид на город. и на маяк вверху.

Нагулявшись по мемориальному комплексу, я поехал дальше, а именно к самому высокому «Защитнику Советского заполярья»- «Алёша»!

Заполярье. Город-герой Мурманск!

К 30-летию разгрома германских войск в Заполярье — 19 октября 1974 года состоялось открытие монумента. В октябре 2004 года, к 60-й годовщине победы советских войск в Заполярье, мемориал дополнила аллея памятных плит городов-героев. Под ними были заложены капсулы с землёй из этих городов.

Не обошлось и без вандализма, вот такой остался камень без таблички.

Высота постамента памятника — 7 метров. Высота же самого монумента 35,5 метров.

Заполярье. Город-герой Мурманск!

9 мая 1975года в мемориальном комплексе прошло торжественное перезахоронение останков Неизвестного солдата и был зажжён Вечный огонь.

Чуть выше, рядом с фигурой солдата — покатая трёхгранная пирамида.

Рядом с ней находится стела из полированного гранита.

Заполярье. Город-герой Мурманск!

Чуть в стороне от монумента находятся два зенитных орудия. Во время боевых действий на этой вершине находились зенитные батареи, прикрывавшие с воздуха город Мурманск.

Завершает комплекс открытая в 2004 году аллея памятных плит городов-героев.(кадр больше был рассчитан на «Алешу» и пирамиду, поэтому плиты вышли так себе).

Последним местом в этот день было посещение памятника «Ждущая». Ждущая- памятник женщине, ждущей своего моряка. Открыт в 2012 году.

Сквер возле памятника.

А вот и сам памятник.

Скульптура девушки с платком смотрит в сторону Кольского залива, встречая и провожая суда, посетившие Мурманский порт. Рядом со скульптурой девушки на постаменте находится кнехт, на котором сидит чайка. На гранитном постаменте по центру выгравирована надпись «Умеющим ждать…», а в нижней части выполнен барельеф морской волны.

На этом мой визит в этот день закончился и я поехал в Кировск в ожидании следующей возможности посетить город. И такая возможность выпала у меня в сентябре. Но в тот сентябрьский день у меня было совсем мало времени что-то посмотреть, поэтому я решил посетить ледокол «Ленин» !

Собственно я спустился от ж/д вокзала вниз к набережной и пошел к ледоколу. Перед набережной находится вот такой симпатичный небольшой сквер.

Пройдя через него, выходим к набережной и к самому ледоколу.

Там же на набережной находится морской вокзал, который реконструируют.

Заполярье. Город-герой Мурманск!

«Ле́нин» — атомный ледокол, первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Ледокол построили в рекордные 3 года с момента заложения на судостроительном заводе!!!

На ледоколе осуществляются экскурсии, продолжительность которых час.

В экскурсию входит посещение: кают, столовой, которая являлась и кинотеатром, медсанчасть, пост наблюдения и управления ремонтом, через смотровые окна которого видны верхние части конструкции атомных реакторов, салон капитана и капитанский мостик!

И небольшой фотоотчет с экскурсии.

Операционная

Каюта капитана

Заполярье. Город-герой Мурманск!

А здесь до сих пор проводя мероприятия больших масштабов. На ледокол приезжают здезды эстрады для выступления перед курсантами, которые проходят службу.

Конференц зал

Если будете в Мурманске советую посетить ледокол. Интересно как послушать так и всё потрогать. На капитанском мостике можно всё потрогать, покрутить, запретили только по телефону звонить, т. к. они действующие. На этом экскурсия заканчивается и покидаем ледокол.

Заполярье. Город-герой Мурманск!

У меня оставалось немного времени и около автовокзала я прогулялся по очередному скверу, где в конце его находится самое высокое здание города- гостиница Арктика.

(Фото гостиницы с лицевой стороны взято из интернета)

В следующем году мурманчан ждет, я так понимаю, вскрытие капсулы с письмом.

Заполярье. Город-герой Мурманск!

Автовокзал фотографировать не стал, т. к. ничего интересного. А вот ж/д вокзал сам по себе красивый и внутри будет тоже красив, но не фотографировал, т. к. он на реконструкции и всё вокруг в строительных лесах и завалах стройматериалов.

На этом мой визит в город-герой Мурманск закончился. Сам город красивый и интересный, есть куда сходить и что посмотреть. Если кто думал в нём побывать, то однозначно рекомендую! Надеюсь я здесь был не в последний раз и вернусь, чтоб посмотреть неувиденное!

Всем приятного отдыха и удачных поездок!