Турист Маша Малиновская (Masha_Apelsin)
Маша Малиновская — была 31 марта 18:50
Приятное чувство, когда вернулся из путешествия, сидишь на диване, пишешь текст, обрабатываешь фото.

Сухум, Гагра — Абхазия Сентябрь 2016

Наш августовско-сентябрьский отпуск в Абхазии продолжался 10 дней. За это время мы успели побывать в Сухуме, Новом Афоне, Гагре, Пицунде, селе Лыхны и съездили на джипах на горное озеро Мзы. Но… обо всём по порядку.

Поездке в Абхазию предшествовала долгая подготовка, чтение форумов, советов бывалых туристов. Мы знали, что Абхазия это далеко не Европа и были готовы практически ко всему. Больше всего боялись отравиться (на форумах много неприятных историй на эту тему). Ну, а в остальном мы, как бывалые путешественники, ночевавшие в своё время в компании мокриц в Севастополе и в подвешенной к дереву палатке на Байкале, были готовы искать позитив во всём.

Добирались из Санкт-Петербурга до Абхазии на поезде в компании таких же как и мы ребят, стремящихся увидеть море и полюбить новую для себя страну. Дорога заняла чуть более 2-х суток. После ночного прохождения границы ранним утром мы прибыли в Сухум. Это конечная станция, и добрались до неё всего 5 человек из вагона — остальные вышли на других более курортных станциях. Заранее место пребывания не выбирали, рассчитывая сориентироваться на месте. На вокзале, как это принято, нас уже встречали владельцы домов, настойчиво предлагая поселиться у них. Мы вырвались из этого бурлящего потока и двинулись в сторону города, рассчитывая выбрать жильё самостоятельно в удобном районе. Но тут к нам подошёл мальчишка лет 12 и тихим-тихим голосом спросил, не нужно ли нам жильё. Проникнувшись доверием к ребёнку, решили посмотреть на предлагаемое жилище. От вокзала топать было минут 10–15. От дома до моря примерно также. Домик частный, с двором. Комната, конечно, самая простецкая, но нас вполне устроила. Также нам важно было, что есть кухня со всей необходимой посудой. Очень понравились хозяева, спокойные и приветливые. Угостили домашним вином, сориентировали о расположении рынка и отличной национальной апацхи.

Оставив вещи в комнате, первым делом отправились на рынок, до которого было минуты 4 пешочком. Рынки — это моё излюбленное место в каждом городе и стране. Здесь всегда живая атмосфера, ассортимент и настроение рынка мгновенно дают представление о городе. Сухумский рынок мне показался очень милым, уютным, каким-то домашним. Он небольшой и, на удивление, спокойный. Никто тебя не дёргает за рукав, не тянет к своему прилавку. И в то же время присутствует некоторое волнение, глаза разбегаются. В первый день мы купили фрукты, овощи, мясо, ткемали (соус из алычи), мандариновый сок, лаваш и восхитительный сыр сулугуни. Ещё дома я с нетерпением ждала этого момента, когда окажусь в царстве сыра, свежего и настоящего! Хочется также сказать про восхитительный абхазский хлеб. Он тут очень вкусный. Чтобы вы ни купили: лаваш, булочки, белый или тёмный хлеб — всё очень вкусное, можно легко умять буханку по дороге домой. Сосед объяснил это вкусной водой из горных рек, на которой его замешивают.

Приготовили обед из купленных продуктов. На протяжении всего отпуска готовили практически одно и то же блюдо в разных вариациях — в зависимости от имеющихся продуктов. Хочу поделиться простым рецептиком:

— Нарезаем овощи кубиками (баклажаны, перец, лук, картофель).

— Тушим с небольшим количеством масла вначале по отдельности, а затем всё вместе.

— Отвариваем спагетти и добавляем их к овощам.

— На финальном этапе добавляем нарезанные помидоры.

— Когда блюдо почти готово можно добавить квадратики хлеба или лаваша.

— В самом конце добавляем кусочки сулугуни и посыпаем всё кинзой. Перемешиваем. По желанию добавляем сразу или при подаче остро-кислый соус из алычи. Блюдо готово!

Абхазия. Сухум

Таким незамысловатым способом приготовили обед, перекусили и отправились знакомиться с городом.

Центр городской жизни — набережная. Здесь можно и искупаться в море, и пообедать в кафе, и отдохнуть в тени деревьев. Бетонные плиты набережной старенькие, местами потрескавшиеся. Но в остальном здесь очень красиво. Приятно гулять вдоль берега, любуясь на цветущий кустарник.

Абхазия. Сухум

Ближе к порту много красивых зданий. На первых этажах расположились в основном кафешки.

Абхазия. Сухум

Порт представляет собой огромную бетонную конструкцию. Оособой активности на нём я не заметила, но кораблики вдоль берега плавают. Туристам предлагают морские прогулки.

Абхазия. Сухум

Рядом с портом две новенькие скульптуры Чики и Ники (герои произведения Фазиля Искандера).

Абхазия. Сухум

Издалека красиво смотрится уходящий в морскую даль пирс. На самом же деле деревянные балки давно прогнили и выходить на пирс запрещено.

Абхазия. Сухум

Прославившийся благодаря программе «Ревизорро» ресторан «Нартаа». Сюда мы заглянули, устроившись на открытой веранде второго этажа. Это было часов в 11 утра, и посетителей было немного. Заказали знаменитые лодочки с яйцом и мандариновый сок. Сок оказался превосходным, такого раньше пробовать мне не приходилось. Лодочки были с пылу с жару, пришлось аккуратненько отламывать кусочки теста, макая в сочную начинку. Уже позже, попробовав лодочки в другом места, я вынуждена была признать, что начинка в лодочках из Нартаа не самая лучшая (то ли сыр неправильный, то ли вместо сыра добавляют кукурузную крупу).

Абхазия. Сухум

Мы пытались попасть в Нартаа несколькими днями позже 1-го сентября, но посетителей здесь было столько, что выстраивались очереди к столикам. Стоит заметить, что у ресторана помимо основного здания, есть ещё внутренний двор с множеством беседок — всё было занято. Родители отмечали с детьми начало учебного года, царила праздничная радостная атмосфера. Мы не стали отнимать места у детей и незаметно ретировались.

Идём дальше по набережной Махаджиров, которая тянется вдоль моря. Это место у арки называют Брехаловкой. Здесь в тени деревьев играют в нарты местные пенсионеры.

Абхазия. Сухум

Площадь у Абхазского государственного драматического театра. Необычный фонтан с мифическими львами.

Абхазия. Сухум

Далее начинается зелёная зона набережной. Высокие деревья чередуются с пальмами и кипарисами.

А вот этот аккуратно постриженный куст всем хорошо знаком, только в роли приправы к пельменям. Да, это лавровый лист! На абхазских рынках связки из лавровых листьев продают за сущие копейки.

Абхазия. Сухум

Необычная скульптура. Всадник сидящий задом наперёд на лошади, причём конечности у лошади отсутствуют. Жутковато, если честно. Это памятник абхазам, покинувшим родину в XIX веке.

Резиденция Президента Республики Абхазия. Ни одной живой души вокруг, только флаги колышатся на ветру, да где-то на задворках курят несколько военных — больше для вида, чем для обеспечения безопасности главы республики.

Абхазия. Сухум

Перемещаемся в центр города. Иногда встречаются заброшенные здания — отголоски последней войны. Но в целом скорее всё вполне прилично — чистые улочки (если не заглядывать в захолустные подворотни и в тесные переулки), красивые домики. В городских скверах чувствуется атмосфера советских времён: бетонные бардюры фонтанов, скульптуры коммунистической тематики.

Здание городской администрации.

Абхазия. Сухум

Выходим к площади Свободы. Здесь велись бои за независимость страны. Здание Дома правительства обстреливалось и бралось штурмом. Оно так и стоит в центре площади: то ли как символ прошедшей войны и дорогой победы, то ли просто нет средств и желания его снести. Местами видны следы от пуль и сажа вокруг окон от полыхавших пожаров. Несколько подъездов бокового корпуса всё-таки восстановлены, там разместился один из корпусов Кабинета министров Республики Абхазия.

Абхазия. Сухум

Ближе к вечеру, когда уже не так жарко, полежали на пляже — дали коже возможность постепенно привыкнуть к солнцу.

Темнеет на юге рано. В шесть-семь вечера уже можно совершать вечерние променады по набережной.

Абхазия. Сухум

Новый день начинаем пораньше, чтобы успеть до жары позагорать. В компании рыбаков нежимся на солнце.

Утренняя набережная почти пустынна. Настроение превосходное. Сухум прекрасен!

Абхазия. Сухум

А ещё утром вода в море голубая — чудеса оптических явлений.

Принимаем решение вскарабкаться на Сухумскую гору. Некогда это была прекрасная смотровая площадка. Гора была вручную засажена растительностью. Сейчас же всё выглядит удручающе.

Абхазия. Сухум

Начиная от подножия, где расположена вот такая колоннада с балконами, всё обшарпано и ветхо.

Абхазия. Сухум

Далее идём по дороге вверх. Вокруг пышная растительность, попадаются площадки для отдыха. Но и они только издали напоминают о красоте этого места в прежние времена. В жару подниматься тяжеловато, но вскоре появляется финишная прямая в виде вот такой лестницы.

Абхазия. Сухум

Добираемся до самого верха, но, т. к. деревья сильно разрослись, и их не подстригают, то особого вида на город и море нет.

Разрушенное здание ресторана.

Абхазия. Сухум

Место конечно красивое, вот только привести бы его в порядок, убрать мусор, которого здесь немеренно, восстановить лестницы и беседки.

Наверху мы пробыли недолго. Спустились в город. Направились в сторону Ботанического сада. По пути посмотрели на усадьбу Алоизи, которую усиленно реставрируют, и из-за лесов видна только вот эта башенка.

Абхазия. Сухум

В Ботанический сад решили не заходить — Абхазия сама по себе как ботанический сад, кругом пальмы и другая непривычная нам северянам растительность. Также вычеркнули из своей программы обезьяний питомник, чтобы не портить настроение, глядя на заточённых в клетки животных. Рядом с ботаническим садом можно заглянуть на железнодорожную платформу Гума.

Опять же, издалека приятно смотреть на необычную архитектуру, но подходя ближе, видишь, что и здесь тоже царит разруха: ни стёкол, ни дверей, протекающий потолок. Казалось бы не так много усилий нужно, чтобы восстановить, сделать конфетку, открыть внутри тот же буфет. Но увы.

Абхазия. Сухум

Двигаемся дальше. Набредаем на большой Благовещенский собор. Необычное сочетания для русского глаза: храм и пальмы.

Абхазия. Сухум

Уставшие после прогулки под палящим солнцем, отправляемся в сторону дома, по пути заглядывая на рынок. В этот раз решаем попробовать местных фруктов: инжир, виноград, арбуз. После долгих поисков находим мандариновый сок. Продают его в пластиковых бутылках и почему-то газированный. Продавцы утверждают, что сок 100% неразбавленный и рекомендуют разбавлять, чтобы получить побольше жидкости. Но мы его и в таком состоянии более чем успешно выпили. Вкусный, с лёгкой горчинкой — то что нужно в жаркий день.

Также берём на пробу два вида чурчхеллы: виноградную и гранатовую. Прилавки с чурчхеллой так и манят к себе: слюнки бегут, когда смотришь на эти разноцветные сосульки.

В магазине, где брали лаваш, натыкаюсь на баночки мацони. Для меня этот кисломолочный продукт в новинку. Решаем попробовать. Продавщица поддерживает мой выбор, рассказывая, какой мацони полезный, рекомендует разводить водой и пить на голодный желудок по утрам. Мацони действительно довольно густой. Я попробовала его разводить, но намного вкуснее есть в чистом виде ложкой. По вкусу, как густой кефир. Конечно же стоит признать, что магазинский мацони — это всего лишь продукт для массового потребителя, для тех же туристов. Настоящий домашний мацони наверняка намного вкуснее и полезнее.

Абхазия. Сухум

Переждав жару, решаем ближе к вечеру снова искупаться. На этот раз отправляемся на маршрутке в район маяка. По слухам, вода там почище, чем в центре города, и пляж побольше. Водичка восхитительная, тёплая-тёплая! Наблюдаем за заходящим солнцем. Кстати говоря, у маяка солнце садится в море, а вот на городском пляже — где-то за пальмами. И это конечно же плюс для любителей романтики.

Следующий день полностью посвящаем поездке в Новый Афон. Рассказ об этом можно прочитать по ссылке Новый Афон.

Четвёртый день в Сухуме. Казалось бы, что обошли уже все основные достопримечательности, но всегда есть ещё что-то, что стоит увидеть. Так, например, для меня стало удивительным, что на улице растут деревья с инжиром, гранат и хурма. Я уже молчу про виноград, которым никого не удивить. Если бы не Абхазия, то так и не узнала бы, что растут эти фрукты-ягоды на деревьях, а не в магазинских ящиках. :)

Абхазия. Сухум

А ещё на набережной можно высмотреть остатки крепости Диоскурия. Осталось от неё немногое: огороженная площадка и практически разрушенная стена каменной башни на самом берегу. В этой башне в советское время был ресторан, а сейчас осталась бетонная площадка и кусочек стены. Незнающий не поймёт, что эта каменная кладка представляет собой памятник истории.

В тенистых скверах на берегу спрятался пингвин. Он пишет пером незамысловатые строки: «Жизнь — это не имущество, которое нужно защищать, а дар, которым нужно делиться с другими людьми.».

Абхазия. Сухум

На набережной через каждые сто метров продают различные экскурсии. Выбор довольно большой: Новый Афон, вечерняя Гагра, озеро Рица, абхазское застолье, Кодорское ущелье и даже поездка в Сочи. После некоторого колебания мы остановились на поездке к горному озеру Мзы и альпийским лугам. Выбор пал на этот вариант по следующим причинам:

— озеро Рица хоть и красиво, но давно обросло туристами, кафешками и катамаранами — не протолкнуться,

— озеро Мзы же расположено дальше и никакой инфраструктуры там нет,

— кроме того мы любители активного отдыха, а до озера Мзы нужно протопать пешком около 5 км (и столько же на дорогу обратно),

— бонусом стали обещанные альпийские луга и горы.

Выбор был очевиден — записались на экскурсию на следующий день (стоимость на человека 1800 руб).

Если прогуляться чуть дальше по улице Акиртава за Красный мост, то можно забрести на территорию санатория МВО. Здесь царит советский калорит. На входе гостей встречает В. И. Ленин. По территории разбросаны деревянные корпуса. Между деревьями устроились старые скульптуры.

Абхазия. Сухум

Выход к морю через красивую арку.

Абхазия. Сухум

Возвращаемся обратно в центр по пути рассматривая домики.

Вечером снова оказываемся на городском пляже. Сегодня высокие волны.

На следующий день отправляемся на джиппинге к озеру Мзы. Рассказ об этом можно прочитать по ссылке Озеро Мзы.

Последний день в Сухуме. В районе обеда планируем выдвинуться в сторону Гагры, где проведём вторую половину отпуска. Считанные часы до отъезда проводим на море и в традиционной апацхе. Этот национальный ресторан нам посоветовал внук хозяина, у которого мы жили. Место, действительно, отличное! Во-первых, совсем не туристическое. А во-вторых, здесь отдыхают скорее местные, проводят праздники, свадьбы. Большой двор с различными беседками и столами на открытом воздухе. Очень чисто и хороший сервис. Ну и конечно же самое главное — вкусная свежая еда. Такого мы больше нигда не встречали. Здесь мы и попробовали национальные блюда: мамалыгу с сыром, острую фасоль, хачапур и настоящие! лодочки. Как же хочется вернуться туда снова!

Абхазия. Сухум

После вкусного обеда отправляемся на вокзал и на одном из автобусов выдвигаемся в сторону Гагры. Рассказ об этом можно прочитать по ссылке Гагра.