Турист Наталья Кузнецова (PolliannaNata)
Наталья Кузнецова
была 29 мая 2023 10:38

Помпеи, Неаполь — Италия Июль 2012

Италия. Помпеи - мертвый город. Вулкан Везувий. / Italy. Pompeii. The Volcano Vesuvius.

Путешествие по Италии. Часть 3. / The Trip To Italy. Part 3.

Начало путешествия:

Венеция - город на воде

Хочется нормальной русской еды

Музей под открытым небом

Когда мы вышли на улицы этого древнего города, то были поражены масштабами катастрофы Помпеи. Мы ожидали увидеть несколько разрушенных домов, а обнаружили руины огромного поселения. Каждая песчинка здесь хранит тот ужас, который довелось испытать помпейцам перед гибелью. Напомню, 24 августа 79 года после сильнейшего извержения Везувия город был погребен под многометровым слоем вулканического пепла.

Визит в мертвый город

В начале первого тысячелетия Помпеи был действительно крупным городом: более 30 улиц и переулков, около 900 жилых домов.

Некоторые здания частично сохранились, восстановить другие уже не представляется возможным.

Визит в мертвый город

Помпеи был достаточно богатым и развитым городом. Большая часть домов — двухэтажные, реже трехэтажные. Стены зданий украшены фресками, мозаикой и даже мраморными скульптурами. Улицы выложены брусчаткой, кое-где сохранились камни с отверстиями для привязи лошадей.

Поразительно, но уже в то время в некоторые жилища была проведена канализация, обустроены туалеты и ванные комнаты!

Сохранившиеся достопримечательности

Особый интерес у туристов в Помпеи представляют амфитеатр, большая палестра, форум, Стабиевы термы, лупанарий, жилые дома знатных горожан.

Амфитеатр был рассчитан на 20 тысяч человек. Это самый древний из известных амфитеатров. Большая палестра — это огромная площадь (более 18 тысяч квадратных метров), на которой проводились спортивные состязания.

Визит в мертвый город

Центром общественной жизни города был форум. Он был вымощен плитами из мрамора. С трех сторон его окружают двухэтажные колоннады. Всего здесь 48 колонн. Этот огромный форум мог вместить все население Помпеи.

В городе было множество храмов самым разным богам. С одной стороны форума сохранились руины самого древнего храма Помпеи — Аполлона, с другой — храма Юпитера.

На помпейской арене часто проводились гладиаторские бои. Также в городе были Большой (на 5000 зрителей) и Малый (на 1000 мест) театры. Здесь проходили музыкальные представления, выступали чтецы-декламаторы.

На главной улице Помпеи находятся Стабиевы термы — самые крупные римские бани, которые хорошо сохранились до наших дней. Сначала посетитель попадал в палестру с колоннадой, где занимались физическим воспитанием юношей. Слева находился бассейн. Справа — мужская и женская бани с раздевалками, между ними — отопительное помещение.

Визит в мертвый город

Поскольку Помпеи находятся у подножия Везувия, в сезон дождей город часто затапливало. Кое-где на стенах сохранились метки, до какого уровня поднималась вода при наводнениях. Некоторые отметины находятся на высоте полтора-два метра. Через дороги в непогоду переходили по большим устойчиво закрепленным камням.

Город разврата

Помпеи представлял собой один большой античный публичный дом. Археологи обнаружили здесь около 40 комнат для проституции, которые обычно располагались над винными лавками, и один двухэтажный лупанарий — дом терпимости. Из-за необычной манеры приманивать клиентов — воем — жриц любви называли «волчицами» (лат. lupa).

В лупанарии было 10 маленьких комнат (каждая 2 м2) без окон, в каждой небольшое каменное ложе.

Визит в мертвый город

На стенах здания сохранились фрагменты фресок соответствующей тематики. Заглянувший сюда заезжий торговец или моряк, не знающий местного наречия, мог лишь указать на изображение, чтобы дать понять, какую именно он хотел бы получить услугу.

По всему городу на брусчатке улиц и стенах зданий сохранились указатели к лупанарию — в виде фаллоса.

Существует поверье, что женщину, которая потопчет этот знак, ожидает удачное замужество. Вот почему около этих указателей всегда многолюдно, а порой и выстраивается очередь из представительниц прекрасного пола. Не стала исключением и наша группа, в которой женщины составляли большинство.

Последний день Помпеи

Первым звоночком — предупреждением о грозящей катастрофе — стало сильнейшее землетрясение за полгода до трагедии. В городе не осталось практически ни одного уцелевшего дома. Некоторые здания так и не успели восстановить.

Тем не менее, когда началось извержение Везувия, не все жители покинули город, и их накрыло раскаленным пеплом. В тот день погибло около 2000 человек. Извержение вулкана продолжалось недолго, но было такой силы, что пепел долетал даже до Сирии и Египта. Вместе с Помпеями были уничтожены еще два города.

Позже ученые долго не могли понять, что за пустоты образовались в застывшем пепле. А залив их гипсом, обнаружили, что это все, что осталось от сгоревших тел людей. Благодаря этому открытию сейчас мы можем видеть, в каких позах помпейцев настигла смерть.

Когда проснется вулкан?

Долгое время до сильнейшего извержения Везувий спал. И после этого замолчал еще на 1500 лет. Проснулся вулкан только в 1631 году и был активен две недели. За это время он залил лавой еще один итальянский городок — Торре-дель-Греко, в котором погибло 1500 человек. С тех пор Везувий просыпался через каждые 15–30 лет. Последнее извержение вулкана произошло 20 марта 1944 года.

Визит в мертвый город

Неизвестно, когда Везувий проснется в следующий раз, поэтому на его склонах запрещено возводить здания. Однако предприимчивые бизнесмены в обход всех законов строят здесь великолепные отели для любителей острых ощущений.

Ученые убеждены: чем дольше вулкан неактивен, тем сильнее будет его следующее извержение.

Восхождение на Везувий

Поднимаясь на вулкан, мы молились, чтобы этот день не вошел в историю как очередная дата извержения Везувия. Вряд ли нам удалось бы спастись, ведь мы находились у самого кратера вулкана.

Пока мы поднимались в гору на автобусе, наш гид несколько раз охала и ахала на крутых поворотах горного лабиринта, поражаясь, как таких неопытных водителей пустили за руль. После очередного ее причитания женщины из нашей группы — мамы девочек 12–15 лет — возмутились и стали требовать развернуть автобус назад, поскольку дети сильно напуганы. Оказалось, наш гид так шутила, чтобы мы не боялись высоты. Она заверила нас, что на этой дороге не бывает аварий и несчастных случаев. Но мы сильно усомнились в ее словах, когда наш автобус долго не мог вписаться в крутой поворот, в ограждении которого когда-то явно была пробоина, заложенная теперь кирпичами.

Визит в мертвый город

Высота Везувия около 1300 метров. На автобусе мы доехали до остановочного пункта на уровне 1000 метров. Остальную дистанцию нам предстояло преодолеть пешком. В начале пути подъем достаточно крутой, а нам дали лишь два часа на то, чтобы подняться к кратеру и вернуться обратно.

Дорога в гору довольно широкая, огорожена высокими деревянными перилами. Покрыта она песком и мелкими камушками, которые забиваются в обувь, поэтому подниматься по ней очень тяжело, особенно в сорокаградусную жару. На всем пути нет ни одной скамейки, чтобы передохнуть, или хотя бы кустика, чтобы постоять в тени. За дополнительную плату туристам предлагают взять с собой посох, чтобы опираться на него при восхождении на гору.

Визит в мертвый город

Наконец, мы достигли вершины Везувия! Сам кратер вулкана немного разочаровал. Оказывается, он не такой уж и большой, по краям — застывшая лава, почти нет растительности.

Но нас распирала гордость, что мы сделали это — поднялись на вулкан и заглянули в его кратер. А с горы открывается великолепный вид на Неаполитанский залив и Неаполь.

Новый город

Неаполь находится в 15 километрах от Везувия. Это третий по величине город Италии после Рима и Милана. Его название переводится как «новый город». Здесь есть международный аэропорт и крупный морской порт на берегу Тирренского моря.

В Неаполе не спрашивают, какая у тебя зарплата. Собеседнику достаточно знать, в каком районе города ты живешь. Это показатель социального статуса и дохода. В бедных кварталах некрасивые обшарпанные типовые дома-коробки и грязные улицы. Там на балконах и прямо из окон вывешивают сушить белье.

Визит в мертвый город

В Неаполе много достопримечательностей, но, к сожалению или к счастью, у нас не было запланировано экскурсии по этому городу. Дело в том, что Неаполь — один из мировых центров криминала и коррупции. Нашего гида уже трижды здесь грабили. Он рассказал, как местные ребятишки бегают вокруг группы туристов, будто играя. На самом деле они высматривают очередную жертву, а потом дружно облепляют ее и обчищают карманы и сумку на глазах у всех. Поэтому мы решили ограничиться обзором города из окна автобуса.

Когда гид сделал остановку на берегу моря недалеко от порта, почти вся наша группа побежала купаться. А мы остались в автобусе и услышали интересную историю. Оказывается, рядом с портом находится военный госпиталь. Несколько лет назад разразился громкий скандал. Стало известно, что в этой больнице проводились незаконные операции. Удаленные органы и ампутированные фрагменты тел сбрасывали прямо в море, чтобы скрыть улики. Вполне возможно, что именно в том месте, где весело плескались в воде наши соотечественники.