Турист travels
travels
был 10 сентября 2023 10:00

Тель-Авив, Иерусалим + 3 города — Израиль, Палестина Март 2015

Перед поездкой в Израиль, как и все другие самостоятельные туристы, пыталась найти информацию на форумах. Теперь, после приезда, хочу поделиться той информацией, которую узнала, вдруг кому-то она поможет. Наш маршрут был — прилет в Тель-Авив, там мы провели 3 дня и из Тель-Авива ездили в Хайфу, Акко, Назарет, Христианскую Галилею и проживание 6 дней в Иерусалиме.

Первый день после прилета гуляли по Тель-Авиву (добирались из аэропорта на поезде до автовокзала Арлозоров, оттуда до отеля на автобусе) и могу смело сказать, что больше одного дня тратить свое время на этот город не стоит. Информации по самым основным для посещения местам в Тель-Авиве много, не буду повторяться. На следующий день мы поехали в Хайфу на поезде, уезжали от автовокзала Арлозоров, где все понятно и легко. Расписания не знали, просто подошли в кассу за билетами, нам попалась русскоговорящая девушка, которая все и рассказала, купили сразу билет круговой. До этого я читала, что покупая круговой билет, идет 10% скидка — это не совсем так, вернее, она идет только в том случае, если у вас есть карта пополнения, ее можно купить тут же, стоит 10 шекелей, и выгодна, если вы собрались много ездить. Конкретного времени в билетах нет, поезда ходят каждые 20 минут, нам только сказали номер платформы, а там уже легко, можно посмотреть, когда будет ближайший поезд. Поезда комфортные, был даже wi-fi, но слабый. В Хайфе погуляли по Бахайским садам — как раз попали на 12.00 часов на экскурсию, с которой и зашли. Вход бесплатный, как уже все сто раз писали. Вход не там, где красивая смотровая площадка, а метров 50 от нее. Сады очень красивые.

Израиль в марте

Потом мы поехали в Акко, опять таки поездом и с той же остановки, что и приехали в Хайфу, система покупки билета такая же, как и в Хайфу, ехать минут 15. В Акко мы сразу пошли в старый город, особо крепость не впечатлила, пока мы ходили-бродили, опоздали на посещение подземных залов, где и было самое интересное, открыты они до 16.00. В целом, Акко довольно грязный городок и впечатлений не оставил. Назад вернулись в Хайфу, поужинали в немецкой колонии и вернулись в Тель-Авив. На третий день мы заказали экскурсию в Назарет и Христианскую Галилею, самостоятельно туда можно добраться только на машине. Галилея понравилась, особенно на озере Кинерет, еще окунались в реку Иордан.

И, наконец, мы переехали в Иерусалим! Туда добирались опять таки с автовокзала Арлозоров, откуда со стоянки (не заходя в здание), отходят автобусы на Иерусалим. Ехать минут 40. Буду банальной, но скажу — Иерусалим — это город мечты, такой разный, колоритный, духовный и просто прекрасный! Накануне мы скачали на телефоны аудиогид на русском языке, это удобная штука, не надо за это платить в городе, а первые часы такая помощь очень даже кстати. Когда попадаешь в Иерусалим, хочешь увидеть все, в голове каламбур от объема информации, впечатлений и эмоций, поэтому на основании почерпнутой из отзывов и других источников информации о городе, составьте накануне приблизительный план, что смотреть и куда бежать. Начну с приезда. Как я уже упомянула, ехали мы из ТА на автобусе и приехали на центральную станцию Иерусалима. Если ваш отель в старом городе, то, чтобы не тратится на такси, можно перейти дорогу и купив билет через электронный автомат (там всегда очереди), стоит билет 6.90 шекелей на одного в один конец, можете доехать до остановки либо Дамасские ворота(Damascus gate),

Израиль в марте

либо City Hall — в зависимости от того, где вы будете останавливаться. Если отели в арабской части, то однозначно, это остановка Дамасские ворота. Оттуда же удобнее зайти в старый город. City Hall ближе к самым центральным воротам — Яффским. После размещения в отеле мы побежали в старый город и начали свое путешествие с крестного пути Христа — Виа Долороза. Гиды советуют начинать этот путь с конца, т. е. с Храма Гроба Господня, т. к. практически весь путь — это базар со всеми вытекающими последствиями и тяжело прочувствовать значение этого пути, хотя все и знают, что путь этот не тот, которым шел Иисус Христос, но можно абстрагироваться и попытаться представить себе, как это было. Мы начали все-таки с самого начала (к началу ближе всего Львинные ворота), и привел он нас к Храму.

Каждый человек имеет право во что-то верить или не верить, но то, что это место очень намоленное и энергетика у него мощнейшая, можете мне поверить. В Кувуклию на удивление было очень мало людей и мы смогли быстро пройти внутрь. Очень впечатлило! По Храму мы опять таки бродили с аудиогидом, что помогло соориентироваться и осмотреть все знаковые места.

Израиль в марте

Забегая вперед, могу сказать, что приходили мы сюда каждый день вечером, после 19.00, попали на службу один раз в 18.00. А вечером сидеть тихонько, когда выключили свет и царит полумрак, народа почти нет — такая благодать! Очень советую после дня беготни прийти и отдохнуть в таком месте! Рядом с Храмом есть собор св. Стефана, вот с его колокольни открывается отличный вид на Храм сверху и это единственное место в городе, откуда можно увидеть храм как цельное сооружение. Вход на колокольню платный, по-моему, 16 шекелей.

Еще нам удалось попасть практически на крышу Храма, найти вход можно таким образом — если стоять лицом к храму, надо повернуть налево по ступенькам, ведущим к сувенирным магазинчикам(один из них dimitri souvenir shop для ориентира), от магазина, стоя лицом нему, пройти налево пару метров до начала торгового ряда и повернуть направо и идти до поворота к греческой православной патриархии (как ориентир — флаги и колокол), на воротах стоит привратник, он будет сопротивляться пускать вас наверх, требуя особое разрешение, но мы его уговорили, он даже сделал нам небольшую экскурсию, и вот вы стоите прямо над площадью перед входом в храм и рядом с вами первый большой купол Храма, а напротив колокольня собора св. Стефана. В общем, если будет у вас немного лишнего времени — отправляйтесь туда!

Израиль в марте

Следующий пункт — Стена Плача (Western Wall), найти легко, везде указатели. Открыта она для посещений всегда, на входе контроль безопасности.

Израиль в марте

Если пройти мимо Стены Плача по прямой, вы выходите прямо на контроль безопасности на Храмовую гору — место святое для мусульман. Проверяли нас долго, причем с полным контролем и исследованием сумок, документов (да, паспорта надо иметь при себе, по -крайней мере, у нас их потребовали). Там тоже понравилось, потрясающие архитектурные памятники исламской культуры, мечеть Купол Скалы просто потрясающая, правда не в одну из мечетей, не в Купол Скалы, не в Аль-Аксу не мусульман не пускают.

Израиль в марте

Как-то незаметно день и пролетел. В сумерках мы бродили по сказочным улочкам еврейского квартала, не покидало ощущение какой-то мистики. На пересечении улиц Кардо и Хабад, где начинается еврейский квартал, есть выход на крыши города, смотреть на закате на крышах Иерусалима на город — лучшее завершение дня!

Израиль в марте

Второй день был отведен Масличной горе, тоже место обязательное к посещению. Много интересного можно увидеть, разобраться, куда идти на Масличной горе очень легко, там вы не заблудитесь! С территории собора Доминус Флевит открывается великолепный вид на стены старого города, и он лучше даже, чем со смотровой площадки возле отеля Семь Арок на самой вершине. Лучше посетить Масличную гору с самого утра, во-первых, не так жарко, во-вторых, большинство соборов, церквей и монастырей открыто до 12.00, а потом уже после обеда.

Израиль в марте

После Масличной горы спустились в Кедронскую долину, поглазели на гробницы Авессалома и Захарии и стали подниматься к Сионским воротам, чтобы посмотреть на комнату Тайной вечери, гробницу царя Давида и монастырь Успения Богородицы (поднимаясь наверх из комнаты Тайной вечери, вы тоже попадете на крышу с красивым видом на монастырь Успения Богородицы).

Вечером опять прогулки по улочкам и на ужин мы выбрались за стены города, на улицу Яффо (центральная улица), где нашли один из лучших ресторанов, называется Grill Bar, очень рекомендую! Если идти по Яффо вдоль трамвайных путей, от нее влево уходят узкие улочки, на одной из таких улочек мы и нашли это ресторан, улица называется Ha`Soreg 1, от Яффо на нее спуск по ступенькам. На третий день мы решили пойти на Цитадель Давида, там же музей, там же сама башня Давида, с которой лучший панорамный вид на Иерусалим, как на старый, так и на новый. Выгоднее сразу купить билет и на шоу, которое показывают на башне Давида вечером в 19.30 и 20.30 (время лучше уточнить). Мы поторопились и посмотрели шоу в один из первых дней, и, мне кажется, это не совсем было правильно. Когда вы уже надышались Иерусалимом, изучили его историю и увидели все его святыни и раскопки — это лазерное шоу о его истории впечатлит вас больше, чем в первый или второй день вашего пребывания.

Израиль в марте

После башни взяли тур «Прогулка по стенам», ее очень рекомендовали все на форумах и в отзывах. Скажу честно — не впечатлило! Северный променад еще куда не шло — но опять таки, супер видов нет, всю красоту города сверху мы уже не раз наблюдали, мест для этого много, чего-то интересного тоже там не увидели. Ну, единственный момент, который меня утешил, после прохода Дамасских ворот, есть место-выход опять таки на крыши прямо над арабскими улочками, можно посидеть, понаблюдать сверху всю эту суету арабского квартала, у нас еще и получилось символично, т. к. как раз была молитва через динамики минаретов и получилось весьма колоритно. Южный променад нас вообще не заинтересовал, стены там выше, чем на северной стороне и толком ничего, кроме отполированных камней под ногами вы не увидите. Поэтому совет — если мало времени у вас в Иерусалиме — не тратьте его на променад по стенам, это не стоит не вашего времени, не денег. Далее мы спустились у Дамасских ворот (назад на стены вы уже не вернетесь), и между Дамасскими воротами и воротами Ирода есть пещеры — каменоломни Соломона (не путать с копями царя Соломона!), внутри глубокий спуск в пещеры, завораживает сам факт древности этих мест, вокруг не души, тишина и камни, которым не менее 2000 лет… правда, немного жутковато.

Израиль в марте

Далее отправились в Садовую гробницу — место, где по версии протестантов, находится Голгофа Христа. Гробница расположена за стенами города, в арабском районе, на пересечении с улицей Сулеймана, по улице Дерех Шхем. На территории гробницы красивый сад, посидеть и отдохнуть там от шума окружающих улиц приятно. Насчет исторического и духовного фактора Садовой гробницы — тут каждый волен выбирать, во что верить, и к чему больше склонна душа. Далее мы попали в сказочное место — район Емин Моше — район богемный и просто прелестный — каменные улочки и домики, увитые плющом, розами, в окружении мандариновых и лимонных деревьев. Кажется, что ты где-то в Тоскане, а не Иерусалиме. Мы еще попали в конце марта на цветение глицинии, и мало того, что она везде красиво свисала сиреневыми гроздьями, так еще и аромат стоял потрясающий. Перед домиками стоят скамейки, можно отдохнуть, наслаждаясь красотой вокруг. После всех главных достопримечательностей Иерусалима, это место поразило меня сильнее всего.

Израиль в марте

Район этот найти легко, напротив Яффских ворот, пройти мимо торгового центра Мамилла, повернуть налево и спуститься вниз, для ориентира — мельница, она хорошо просматривается и находится как раз в этом районе. А у входа в него стоит большой стальной и сверкающий на солнце шар Земли. В последующие дни мы ездили в Вифлеем и на Мертове море, о чем расскажу ниже, а заканчивая описание дней в Иерусалиме, хотела бы рассказать еще о посещении города Давида, рынке Махане Йегуда, районе Эйн Карем. Город Давида — посмотреть стоит! По пути туда мы завернули в церковь Св. Петра, где по преданию, Петр трижды отрекся от Иисуса Христа, церковь католическая, ничего особенного из себя не представляет, идти туда довольно долго и надо платить за вход. А город Давида — это раскопки тайных тоннелей водоснабжения города еще при Давиде, раскопки самого города, сама мысль о древности этих камней и стен повергает в шок, особенно это чувствуешь на дне этих подземных тоннелей. Мы опять таки пошли наобум и пришли прямиком к началу экскурсии в 16.00 (правда, на английском), но нам выдали в туристическом центре карту на русском с подробным описанием плюс наш аудиогид (мы вначале про него забыли, правда, так глазели по сторонам). В общем, разобрались! Под землей в колодце Уоррена после рассказа об истории и значении этого места, вам предлагается на выбор 2 тоннеля, один с водой, бредешь по нему в полной тьме и довольно долго, другой — сухой и менее экстремальный. Поскольку уже был вечер и на улице было прохладно, плюс мы были в промокаемой обуви, мы выбрали сухой тоннель, там нам тоже понравилось, на выходе мы встретились с бедолагами, которые рискнули пойти мокрой дорогой — по уровню мокрых штанов было видно, что местами вода была намного выше коленей. Если вам по душе эта дорога (конечно, впечатлений она оставляет больше!), оденьте или возьмите с собой шорты и резиновую обувь и обязательно фонарик. Детей брать на руки! Вышли мы к бассейну Силуана, где наша экскурсия и закончилась, длилась она 2,5 часа. К посещению рекомендую, т. к. это история города, вы можете к ней прикоснуться, раскопки ведутся по сей день и каждый месяц появляются новые объекты… Рынок Махане Йегуда. Добираться очень легко, садитесь на станции Дамасские ворота на трамвай и едете до станции Махане Йегуда (Mahane Yehuda). Ехать 4 остановки. Рынок колоритный, красивый, многие дают пробовать всякие вкусности, там же много разных кафешек и забегаловок перекусить, но еще в отеле нам очень советовали посетить ресторан Мохане Йегуда, расположен там же, в улочках одноименного рынка. Сказали, что он очень популярный у местных и еда там пальчики оближешь. Сами мы бы не нашли, спрашивали у всех, как пройти в ресторан Мохане Йегуда, от рынка идут улочки вправо в сторону жилых домов и там поспрашивайте народ, они подскажут, мы как увидели очередь, сразу поняли, вот он! Оказалось, что найти его — это полбеды, попасть в него тяжело, знали бы, бронировали бы из отеля место, что вам и советую. Ресторан к посещению обязателен! Место, правда, не дешевое, на двоих вышло в районе 70 долларов без напитков. Но атмосфера!!! Это ресторан-бар, там же при вас готовят, музыка гремит, народ веселится, из иностранцев была одна пара и мы, все остальные — местные, бармены пританцовывают, кухня изумительная, нам еще и комплименты от шеф-повара поприносили, только ими одними можно было наесться. До десерта, как мы не пытались, дело не дошло. В общем, те 40 минут, что мы простояли в очереди, чтобы зайти, себя искупили с лихвой! Мы были в обед, могу себе только представить, какое движение там вечером творится. Еле выползли оттуда, довольные, заряженные энергией этого бара и сытые, и отправились в район Эйн-Карем. Упоминание о район Эйн Карем я нашла в одном из отзывов как о веселом и богемном районе, где гуляет золотая молодежь Иерусалима и, поскольку у нас оставалось свободное время и мы оказались довольно рядом, решили поехать туда. Как выяснилось, делать в этом районе абсолютно нечего, разве что, когда у вас вот совсем много лишнего времени и вы облазили все окрестности, можно поехать туда погулять. Единственное, чем он запоминается — он очень зеленый, что несвойственно в целом Иерусалиму.

Израиль в марте

Кафешек и ресторанов я там особо не увидела в большом количестве, (правда, по дизайну есть очень оригинальные) а те, что есть, были пустые. Пару иностранце так же, как и мы, слонялись по зеленым склонам, пытаясь понять, что тут смотреть. Если бы я не видела до этого района Емин Моше, может быть, на меня Эйн Карем произвел большее впечатление, а так, кроме слова «мило», ничего сказать не могу. Есть там церковь-близнец по внешнему виду церкви Марии Магдалины на Масличной горе и туда даже возят на экскурсии. Жалею, что потратили кучу времени на дорогу сюда (ехать на трамвае до конечной Mount Herzl, потом спуститься под мост и сесть на автобус 2, который ходит весьма редко и выйти на остановке Эйн Карем). Лучше бы мы потратили это время на посещение монастыря Св. Креста, по отзывам, очень интересное место, но мы туда не успели… Теперь хочу поделиться опытом поездки в Вифлеем, варианты рассматривались самые разные — от экскурсии до самостоятельного путешествия. Мы выбрали самостоятельно и не на минуту не пожалели, а наоборот — остались ярчайшие впечатления. Во-первых, если вы собрались в Палестину, надо определиться, что вы хотите увидеть. Для нас кроме, понятное дело, Храма Рождества Христова, было интересно посетить монастыри в Иудейской пустыне. Никакая экскурсия не предполагает этого в своей программе, их максимум — Вифлеем. Добираться туда очень легко и совершенно безопасно! Мы решили поехать в субботу в Шабат, в Иерусалиме все вымирало. Вы садитесь на автобус 231 на арабском автовокзале возле Дамасских ворот. Ранее это был автобус 21, о котором все пишут, но теперь его переделали на 231. Выбираете автобус с направлением Biet Jala. Садитесь на конечной и выходить надо тоже на конечной. Никаких контролей на въезде в Палестину мы не проходили. При выходе из автобуса вас поджидает толпа арабских водителей, которые будут пытаться вас заманить на поездку по монастырям или довезти вас до Храма Рождества Христова. Не соглашайтесь! Идти от места высадки автобуса до Храма пешком 10 минут, все очень легко — дойти до первого перекрестка, повернуть налево (перейдя дорогу, она идет перпендикулярно той, на которую вы приехали), и идите, никуда не сворачивая, мимо рынка до площади, где находится Храм. Сами не ожидали, что все окажется так легко. Если по каким-то причинам все-таки не хотите идти так, цена такси — максимум 20 шекелей! Сам Храм изнутри был на реконструкции, к Вифлеемской звезде мы попали без очередей, были там в 10.30 и народа было мало, толпы стали прибывать после 11.00.

В храме находится Вифлеемская икона Божьей Матери, это единственная икона, на которой она улыбается и считается, что к ней обязательно должны приложиться женщины, которые хотят детей и семейного счастья. После Храма мы вышли на площадь, т. к. у нас был план отправиться по греческо-православным монастырям в Иудейской пустыне, особенно интересовал монастырь-лавра преподобного Саввы Освященного (Мар Саба). Из отзывов мы знали, что путь туда возможен только на арабском такси с арабским таксистом, с которым надо долго и нудно торговаться. Суммы меньше 110 долларов не озвучивались. В отеле нам предложили изначально уехать из отеля и по всем местам в Палестине за 200 долларов, но нам не подошла эта сумма. Стоит вам только слегка проявить интерес на площади к таксистам — успех обеспечен! Они слетаются как мухи на мед, нас удалось отвоевать от толпы некоему Ахмеду и после ожесточенных торгов сговорились за 300 шекелей (примерно 80 долларов), по совету бывалых людей, сумму заставили написать, чтоб потом не начались стенания в конце (они все равно были! Но им же написанная сумма свела на нет все его старания выклянчить больше). Поездка была незабываемой и полной на впечатления! Монастырь Мар Саба заслуживает обязательного посещения, вокруг пустыня, сам он очень живописный, монастырь мужской, женщин внутрь не пускают, мужа забрал русскоговорящий монах, а ко мне вышел другой, грек, но говорящий по-русски, очень душевно пообщались все время ожидания мужа, вынес кофе и печеньки. В ходе общения вокруг кружили белые голуби, выжженная солнцем местность — и белые голуби. Место тоже очень намоленное, монахи там живут в тяжелых условиях, поэтому и могут находиться там только те, чья вера настоящая. После посещения наш Ахмед повел нас чуть выше — оттуда открылся очень красивый вид монастыря на фоне пустыни.

Израиль в марте

Далее наш путь лежал в монастырь преподобного Георгия Хозевита, он находится на дне ущелья Вади-Кельт, вниз спускаться минут 15, вид на монастырь открывается потрясающий.

Израиль в марте

К сожалению, он оказался закрытым, был открыт до 13.00, поэтому мы полюбовались видами, отдохнули в тени деревьев возле него и двинулись наверх — это уже было тяжело. И последний пункт в нашем расписании — монастырь Искушения возле г. Иерихон, но и он тоже был закрыт! Для посещений был открыт до 15.00. Вся дорога заняла у нас в целом около 3–4 часов, но мы долго пробыли в Мар Сабе и долго спускались, отдыхали и поднимались в/из ущелья, не зная о определенных часах посещения монастырей, потеряли время и в итоге не увидели 2 монастыря внутри, но и это не испортило полученные впечатления! Под конец нашего путешествия Ахмед стал закидывать удочку о увеличении нашей суммы, но предлагая взамен еще свозить нас искупаться на Мертвое море. Но было уже поздно, плюс мы так и не добились от него внятного ответа, платный ли вход будет там, куда нас он привезет, да и Мертвое море было запланировано у нас на отдельный день. Назад он привез нас на тоже место конечной остановки автобуса 231, и на нем мы уехали назад в Иерусалим. По пути назад был контроль на границе с Израилем, у нас попросили загранпаспорта, все было быстро. От Палестины я осталась в легком шоке — великолепные дороги, улицы чище, чем в Иерусалимских арабских кварталах, много красивых новых домов, абсолютно не опасно, туристам помогают все!

Теперь о Мертвом море. Однозначно ехать туда надо из Иерусалима. Я долго решала, на какой пляж ехать — Эйн-Бокек или Эйн-Геди, мелькал в отзывах пляж Минерал, не буду расписывать все плюсы и минусы этих пляжей, информации полно в интернете, откуда я ее и взяла. В отеле нам посоветовали пляж Калия, как самый близкий к Иерусалиму и обещали, что нам понравится. И нам таки понравилось! Во-первых, он действительно близко — 20 минут на автобусе от Иерусалима, уезжали от Центрального автовокзала (туда доехали на трамвае), 2-ой этаж — кассы и информация, обязательно просите дать вам расписание назад — автобусы ходят не часто и довольно рано заканчивают ходить! Автобус 486, спросите на всякий случай у водителя, чтобы дал вам знать, когда будете проезжать Калию. Билет стоит 25 шекелей. От остановки автобуса на сам пляж еще идти минут 10, вход 44 шекеля. Пляж понравился, просторный, часов до 12 народа не было вообще, но мы и поехали специально в будний день. Мертвое море почувствовать надо обязательно, по рельефу берегов видно, насколько оно высохло. Что мне очень понравилось на этом пляже, так это то, что заход в воду нормальный, скользко немного, на дне грязь засасывает как бы, поэтому в тапочках не рискуйте, я рискнула — осталась без них. Лежать можно на спине и ощущения действительно интересные, полная невесомость… не пытайтесь перевернуться на живот — во-первых, есть опасность брызгов, а вода — это сплошная соль, не дай бог попадет в глаза, во-вторых, у вас это не получится! Вода выталкивает тело из воды. Там же, стоя в воде, прямо со дна можно доставать грязь и мазаться. На берегу есть все для комфорта — шезлонги, стулья, навесы от солнца, души и раздевалки, места много, хватит всем. Как я уже упоминала, мы были утром и вначале практически одни, вода была еще прозрачная и никто рядом не бултыхался, оттирая с себя грязь. Время пролетело незаметно и мы таки опоздали на автобус, добрались назад на такси за 50 шекелей тоже после торгов с таксистом. Изначально, правда, он нас предупредил, что сможет отвезти до остановки палестинской маршрутки, оттуда уже мы доехали сами до Иерусалима до Дамасских ворот, все это было быстро и без проблем (паспорта у нас были с собой). Вот и подошло к концу наше волшебное путешествие, из отеля мы заранее заказали нешер (маршрутку) на аэропорт в Тель-Авиве, в отеле только спросили время вылета и, исходя из этого, заказали. Еще хотела упомянуть об обмене валюты, все писали о выгодном курсе возле Яффских ворот, я этого не заметила, там наоборот все было крайне невыгодно и дороже, чем в других местах. Лучший обмен мы увидели в арабском районе, рядом с полицейским участком напротив ворот Ирода, их там много и все были выгоднее, чем в старом городе. Желаю всем, кто собирается на Святую землю, ярких впечатлений и хорошего отдыха!