Турист Kerry
Kerry
была 19 января 2019 18:35

Москва — Россия Январь 2010

В этом году под Новый год погода преподнесла приятный сюрприз. Всего за несколько дней до приближающегося часа Х лил дождь и казалось, что вожделенный праздник полностью испорчен, и вдруг, о чудо, похолодало и пошел снег. Такого Нового года у нас давненько не наблюдалось, абсолютно белоснежное чудо. В такую ночь совершенно не хотелось сидеть дома, планы, конечно, были и раньше, но не было уверенности в их осуществлении.

Новогодние каникулы

Теперь же все встало на свои места, поэтому после выступления президента, боя курантов и первой порции салатов в новом году, я со товарищи отправилась в Центр посмотреть, как там справляют праздники русские люди. Благо метро работало до 2 часов, затея прошла удачно и вот мы уже на Китай-городе. Первым разочарованием стало обилие на улицах, да и в транспорте, кочующих азиатских народов, которые, как тараканы повылезали, чтобы весело встретить Новый год.

Я, конечно, и раньше обращала внимание на их полчища, особенно заметные в Москве в выходные и праздничные дни, когда местные жители на дачах или в отпуске, но чтобы в Новый год, это уж простите. Говорят, как встретишь НГ, так его и проведешь. Значит, видеть мне их физиономии круглый год. Ну да ладно, Бог с ними, вернемся к празднику. На Красную площадь мы пришли часам к двум, она была окружена плотным кольцом милиции (бедненькие работяги), через которое никого не пропускали. На площади уже велись уборочные работы, зато вокруг нее шли поистине народные гуляния.

Сверкали елки, праздничная иллюминация, молодежь распевала песни, вокруг фотографировались, смеялись, катались с импровизированных горок, поздравляли друг друга. На Тверской даже образовалась пробка, потому что гуляющие останавливали машины, да и снег еще не успели убрать до конца. Пробка в новогоднюю ночь — это интересно, машин, действительно, было очень много. Праздничное убранство Тверской порадовало, правда, в некоторых местах елки были убраны от греха подальше, потому что подвыпившая молодежь снимала украшения с уличных зеленых красавиц и флаги со зданий, но это, как говорится, издержки, зато всем весело.

Чем дальше мы продвигались от Красной площади, тем становилось меньше народу. В переулочках в барах и кафе еще встречались отмечающие, но основная масса все же оккупировала Центр. На Цветном бульваре было совсем тихо, только редкие одинокие люди стояли у открытых ларьков, гремящих музыкой, с тоской потягивая свой баночный коктейль, у них же тоже праздник.

Новогодние каникулы

Я сфоткалась с Юрием Никулиным, в обычные дни это сделать невозможно, а здесь полный простор, хоть фотосессию устраивай. Уже было больше трех часов, поэтому надежды на транспорт не было, и по бульварам мы тронулись домой. Каково же было наше удивление, когда на полпути из-за поворота выехал наш троллейбус с водителем в костюме деда Мороза и с ветерком подвез нас до дома. Новогодняя ночь продолжалась. Вокруг свистели петарды, шел легкий снежок, морозец градусов 5 и впереди много-много выходных дней. Праздник только начинался.

Конечно, сидеть дома перед телевизором с набитым ртом все 10 дней каникул — занятие не очень веселое и достойное. Если уж не удалось уехать отдыхать, нужно с пользой провести это время дома, тем более, что здесь тоже есть, что посмотреть и куда поехать. Мороз крепчал, для разминки мы решили пройтись по детским и отроческим местам, вспомнить молодость, так сказать. Тем более, что днем раньше любимый фильм «Покровские ворота» просто позвал нас это сделать. Высадившись на Чистых прудах, мы отправились в путь по Чистопрудному бульвару.

Вот и трамвай «Аннушка», и Коллизей, ныне именуемый театром «Современник», а вот и пруд: елка не стоит, каток представляет собой пятачок для детишек. И вообще, если не считать остатков от петард и фейерверков, здесь ничто не напоминает, что на дворе Новый год. Дальше по Покровке мы отправились на Старую Басманную — Гороховский переулок, улица Казакова, улица Радио.

Многих домов уж и нет, их заменили новые и современные. Но есть и старые, просто очень хорошо отреставрированные, например здание, в котором находится Школа акварели Сергея Андрияки, построенное еще в 1889 году для лютеранского детского приюта, выполненное в готическом стиле и совершенно не потерявшееся среди нашей архитектуры.

На Старой Басманной много примечательных зданий и сооружений, здесь и бывшая усадьба Муравьевых-Апостолов, и усадьба Голицыных, усадебный дом Сухово-Кобылина, храм Никиты Мученика, множество доходных домов, усадьбы 18–19 веков, есть постройки архитектора Казакова. Пройдя по улице и ее окрестностям, нельзя обойти своим вниманием и Богоявленский кафедральный собор в Елохове. Это одно из значимых православных сооружений в Центре Москвы. До возведения Храма Христа Спасителя здесь проводились все рождественские и пасхальные службы.

Новогодние каникулы
В 1799 году на месте нынешнего храма в церкви был крещен А. С. Пушкин. В 1837 году эта церковь была разобрана и на ее месте построен пятикупольный собор. Это единственный храм в Москве, который никогда не закрывался, хотя был на грани закрытия множество раз. В 70–90 годы 20 века на территории храма были произведены значительные реставрационные и землеустроительные работы, храм приобрел сегодняшний вид. Здесь проводились интронизации и похороны патриархов, здесь же захоронен в 2008 году Патриарх Алексий II.

Мороз сделал свое дело, нужно было срочно отогреваться и отпиваться горячим чаем, поэтому прогулка по тихим улочкам Москвы на сегодня была завершена.

После разминки необходима полноценная тренировка, поэтому захотелось поехать куда-нибудь подальше, да чтобы в полной мере ощутить зиму и древности посетить. Такое место нашлось неподалеку от Москвы. Час с небольшим на электричке с Рижского вокзала и мы уже в Новом Иерусалиме, можно сказать на святой земле. От вокзала до монастыря минут 15–20 неторопливого шага вдоль Волоколамского шоссе. Небольшой поворот, дорожка ведет вниз, и мы оказываемся на берегу Иордана или Истры по-нашему.

Река не замерзает даже в очень сильные морозы, что неплохо способствует купанию на Крещение. Через речку перекинут вантовый мостик, за которым расположилась милая композиция, посвященная сказке «Курочка Ряба». А впереди на ярко-голубом небе уже переливаются своим золотым великолепием, освещенные солнцем, купола Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. Истоки монастыря связаны со святейшим Патриархом Никоном, который при поддержке царя Алексея Михайловича Романова основал в 1656 году эту обитель по образу и подобию знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня.

Новогодние каникулы
Непросто складывались отношения Никона с монархом, была ссылка, забвение, но желание Патриарха вернуться в любимую обитель живым или мертвым было исполнено: он был погребен в Воскресенском соборе монастыря. Так или иначе, но наследники царей, строивших монастырь, продолжали милостиво относиться к монастырю, поэтому во все времена здесь было много паломников и просто любопытствующих людей. После революции монастырь был закрыт, а его имущество национализировано, во время Великой отечественной войны сильно пострадал, некоторые здания были полностью разрушены, в 50-е годы начались восстановительные и реставрационные работы.

В 1994 году Православной церковью было принято решение о возобновлении деятельности Воскресенского Ново-Иерусалимского мужского монастыря. Реставрационные работы ведутся и по сей день, восстановление находится только на начальной стадии, но людская тропа не зарастает, тысячи людей стремятся прикоснуться к святыне русской земли. Но, достаточно истории, тем более, что вокруг есть на что посмотреть. После мостика через Истру проходим по полю и оказываемся у боковой калитки, проход открыт и вот уже мы в так называемом Гефсиманском саду, здесь есть выставочный корпус, мы туда не заходили.

Дальше располагаются хозяйственные постройки, конюшня. Вокруг все блестит и переливается на солнце, раздается звонкий голос колокольчика. Оказывается, можно покататься как верхом на лошади, так и в настоящих санях. И вот уже, ну пусть не «три белых коня», но один-то точно, несет нас весело с бубенцами по белоснежным дорожкам Гефсиманского сада. Здесь прижились экспонаты деревянного зодчества 18–19 веков — крестьянская изба (по слухам, в ней снимали сцену из «Адмирала», где герою Безрукова, генералу Каппелю, ампутируют ноги), часовня и ветряная мельница.

Первый раз в жизни каталась в запряженных санях с ветерком, просто, как будто в детство попала, да еще вековые сосны вокруг, морозец щиплет щеки, теряешь ощущение времени. Если бы не следы от самолетов на голубом небе, можно было бы подумать, что эпохи повернулись вспять.

После конной прогулки мы прошлись еще по территории сада, дошли до святого источника, потом перешли через мостик, на котором молодожены оставляют разноцветные ленточки и вешают символические замки на долгую счастливую семейную жизнь и попали к скиту Никона, в который он уединялся для молитв во время поста при строительстве монастыря.

Дальше оставалось подняться по лестнице и через ворота пройти на территорию обители. Здесь почти везде ведутся реставрационные работы: главный храм в лесах, внутри также можно посетить только небольшие участки собора. Основными местами паломничества туристов являются подземная Церковь святых равноапостольных Константина и Елены, Церковь Успения Пресвятой Богородицы и придел Усекновения главы Иоанна Предтечи, где захоронен Святейший Никон. Обойдя все эти святые места, мы тронулись в обратный путь. Погода, как будто благоволила нам, потому что стоило сесть в обратную электричку, как солнце скрылось и началась метель. День прошел удачно и очень плодотворно.

После таких холодов хотелось чего-нибудь экзотического, что могло перенести нас в тропический рай, не выезжая из Москвы. Оказалось, что такое место есть и находится совсем недалеко, на проспекте Мира, 26, в Ботаническом саду МГУ — Аптекарский огород, там проходила выставка орхидей. Ну, я вам скажу, и красотища там, словами не передать. Когда попадаешь внутрь, обдает жарким и влажным воздухом, неспроста же здесь посреди зимней стужи замечательно себя чувствуют не только орхидеи, но и другие тропические растения.

Новогодние каникулы
Немного постояв и привыкнув к жаркой обстановке, под пение райских птичек пускаемся в увлекательное путешествия, ощущая себя, по меньшей мере, в Таиланде. Многообразие форм и расцветок, размеров и соцветий, пальмы, фикусы, маранты и калатеи, цветы-хищники, все это здесь во всей своей красе. Да-а-а, права была Раневская, когда говорила, что «красота — это страшная сила». Очень страшная, я бы сказала. Здесь же можно было посетить оранжерею, но туда пускают только с экскурсией. А после тропического рая не мешает прогуляться по заснеженному саду, вернуться в реальность, так сказать.

Летом, наверное, здесь красиво, нужно будет посетить как-нибудь ботанический сад в цвету. Сейчас же здесь раздолье для детишек: есть и горки, и каток на пруду, и всевозможные фигурки из сухих растений, вероятно, летом они выглядят живописно, да и просто, это тихий уголок посреди шумной Москвы. Насладившись окружающим великолепием, снова возвращаемся домой, чтобы нарисовать новый маршрут своих увлекательных путешествий.

В следующей поездке не повезло с погодой, нашей целью был Сергиев Посад. Накануне шел снег, правда, потеплело, но утром мы все же решили отправиться в путь. На Ярославском вокзале сели в Александровскую электричку и через час пятнадцать были на месте. По сравнению с Новым Иерусалимом здесь, конечно, царила цивилизация — крупные магазины, Макдоналдс, автовокзал. Но нас интересовала в первую очередь Троице-Сергиева лавра. Она просматривается прямо от вокзала, поэтому заблудиться невозможно, хотя город стоит на холмах и первое впечатление обманчиво.

10–15 минут и холмы преодолены, лавра перед нами. Здесь уже не получится уединиться, толпы туристов штурмуют достопримечательность. Конечно, на фоне серого, тяжелого неба, золотые купола смотрятся не так выигрышно, но тоже впечатляют. Вокруг лавра обнесена крепостной стеной, которую венчают башни лавры, каждая из которых имеет свое название: здесь и Пятницкая, и Красная воротная, и Уточья, и Сушильная, всего их 12 (я столько насчитала). Через Успенские ворота входим в лавру, проходим «Святые ворота» с надвратной церковью, по пути осматриваем настенные и потолочные росписи, которые описывают житие Святого Сергия.

Новогодние каникулы

Сразу же бросается в глаза самый большой храм Троицкого монастыря — пятиглавый Успенский собор, сооруженный по повелению Ивана Грозного. В нем в теплое время года проводятся основные монастырские богослужения. Не менее величественно выглядит колокольня более поздней постройки 18 века, высота ее составляет 88 метров, и это, по праву, одно из самых красивых и величественных архитектурных сооружений того периода. Она служит украшением монастыря. Слева от главного входа в Успенский собор располагается усыпальница Годуновых, она была сооружена над гробницами Царя Бориса Годунова, а также его супруги, сына и дочери.

Справа от Успенского собора в 17 веке был открыт кладезь с целебной водой и построена Надкладезная часовня, это сооружение богато украшено резьбой и покрыто многоцветной росписью. Главным соборным храмом и древнейшим сооружением Троицкого монастыря является Троицкий собор. Он был воздвигнут в 15 веке, и здесь покоятся святые мощи преподобного Сергия — основная святыня лавры. Основной художественной ценностью собора является иконостас, к созданию которого приложил свою руку Андрей Рублев. Рядом с храмом располагаются Митрополичьи покои.

Если пройти вперед, вдоль Казначейского корпуса, можно увидеть Больничные палаты и Церковь Смоленской иконы Божьей матери. Дальше начинается территория духовной семинарии. А мы возвращаемся, проходим мимо Михеевской церкви, Трапезных палат с Церковью святого Сергия, Варваринского корпуса и выходим с территории лавры. Осмотр закончен, тем более, что сильный снегопад обрушился на наши головы, и мы рисковали превратиться в сугробы раньше, чем достигнем станции.

Новогодние каникулы
По дороге обратно я обнаружила на крутых улочках Сергиева Посада немало гостиниц, были и очень живописные, в русском стиле. Среди разбушевавшейся стихии они смотрелись, как пряничные домики из сказки. Обратный путь прошел удачно, и вот он снова, родной дом. Путешествовать хорошо, но нужно иногда и работать. Следующая экскурсионная программа обязательно состоится, а сейчас каникулы заканчивались и нужно было снова окунаться в трудовые будни. Тем более, что эти праздничные дни оказались очень насыщенными и интересными, несмотря на то, что мы никуда далеко от Москвы не уезжали.