Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
сейчас на сайте

Сухум, Пицунда, Новый Афон — Абхазия Сентябрь 2016

«Как-то до обидного мало было моря в этом моем лете…» - думала я, пакуя чемодан в завершающие дни августа. Были горы и замки, мощные крепости и древние монастыри, загородные усадьбы с прудами и лебедями. И другими красивыми птицами. Был настоящий рыцарский замок из легенд — как-нибудь расскажу! Было даже впечатляющее военное сражение, ну почти настоящее — тоже расскажу, наверное. Нет, точно, расскажу! Но все это не то, потому что если ваше лето не пахло морем — не было его у вас! И чем я занималась целых три месяца…

Абхазия… Три билета в Лето

Хотя конечно, были еще мидии, сангрия и фуа-гра. И белоснежные яхты, и черная паэлья. Нет, хорошее было Лето! Вот только моря было мало… И не говорите мне, пожалуйста, что горы — это величественно, а быть бледной — благородно и аристократично. Я все-равно выберу «Мохито» и «ааа на мореее беелыйй песооок»))) И лететь над ночным побережьем в люке красивого красного автомобиля, и знать что впереди только звезды, эвкалипты и лето…

«Надо жить у моря, мама… Делать то, что нравится» — эта Вера, она умница, точнее и не скажешь! Ей, наверное, тоже снились солнце, море и белый теплоход, и укорял зря висящий в шкафу сарафан в полоску — и у меня такой есть, соблазнитель! А еще не давало покоя ощущения, что девушкам обязательно надо делать «то, что нравится» — пусть даже и только летом.

Абхазия… Три билета в Лето

«Когда так много позади, всего, в особенности горя… Поддержки чьей-нибудь не жди, сядь в поезд. Высадись у моря!» — слова великого Бродского можно поставить на статус в соцсетях, повторять как мантру или принять руководством к действию. Можно конечно еще всплакнуть и пойти выбирать берет на осень, но мы легких путей не ищем! В общем, беру за руку сестру и подругу, и идем покупать себе море — неважно когда, а важно, что будет Лето! А лето — это не только маленькая жизнь, это лучший на свете антидепрессант. Иначе как вы переживете метели, шапку и насморк? Кто с нами на море?! И пусть весь мир подождет!

Абха-а-а-а-зия! Наверное, для таких как мы с вами, она и создана! Авантюристов, мечтателей и романтиков, для тех, кто покоряет горы и любит хинкали, переплывает горные реки, чтобы красиво сфотографироваться на вооон том камешке, и никак иначе. Для настоящих путешественников, грезящих о ветре в волосах и для тех, кто ест мамалыгу руками — уберите вилки, умоляю вас, это позор! Кто завтракает «Абхазским игристым» с нежнейшим сулугуни и не видит в этом ничего предосудительного! А еще для тех, кто умеет дружить, любить и наслаждаться каждым мгновением лета, моря и обыкновенного человеческого счастья…

Абхазия… Три билета в Лето

Начался наш отдых, как обычно шикарно — со столицы! Уникальный Сухум, та самая античная Диоскурия, из мифов о Золотом Руне и аргонавтах.

Диоскурия — древнейшая греческая колония на Черном море, известна археологам и античным историкам еще с 6 века до н. э. Молодой и горячий город, недавно отпраздновавший 2500 юбилей! Твое здоровье, дорогой!

Абхазия… Три билета в Лето

По-абхазски столица называется Акуа, и это — один из древнейших городов мира! Понтийское царство, братья-аргонавты и полу-мифическая Колхида, Византия и турки, и русские цари — вот это коктейль! Добавьте к нему роскошный субтропический климат, вкуснейшую абхазскую кухню и 220 солнечных дней в году, и пальцы сами потянутся к кнопочке «забронировать». У вас тоже не хватает денег на Ниццу?! Поезжайте в Сухум!

А еще там совсем рядом есть уникальнейшее место — село Каманы, одна из главных святынь христианского мира! Тут история православия тесно переплетается с именами трех святых — мученика Василиска Каманского, святого Иоанна Златоуста — одного из главных просветителей христианства, и Иоанна Крестителя, освятившего нашего Спасителя в водах Иордана…

Абхазия… Три билета в Лето

Село это благодатное и невероятно спокойное, наверное, потому что святое трижды. Согласитесь, не каждое знаковое для христианства место может похвастаться таким послужным списком! История села Каманы напрямую связана с именем святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Констатинопольского и одного из трех главных Вселенских просветителей. Иоанн Златоуст родился в Антиохии в 4 веке, и Златоустом великого богослова прозвали за небывалое красноречие, привлекавшее к нему многочисленных последователей…

Храм Иоанна Златоуста, возведен в 11веке на могиле святого.

Абхазия… Три билета в Лето

Тот самый каменный саркофаг, в котором был похоронен святой — бесценная реликвия для паломников всего христианского мира.

Могила святого мученика Василиска Каманского. Неподалеку от нее есть источник с чистой родниковой водой, по легенде забивший из скалы на просьбы святого напиться.

Абхазия… Три билета в Лето

А если вы поедете дальше по восточной Абхазии, к северу от побережья по реке Моква находится крошечное село, знаменитое жемчужиной древней архитектуры Абхазии — Моквским собором Успения пресвятой Богородицы, построенным в период расцвета Абхазского царства, во второй половине X века. Согласно историческим источникам, собор был возведен по приказу абхазского царя Леона Третьего — там же и погребенного, и это единственный пятинефный храм республики.

Тут история оживает…

Хотя конечно вариантов, куда поехать тут, на этой древней земле из легенд и преданий, масса! Возможно, вы попадете в прекрасный античный Питиунт — один из главных портов Понтийского царства и древнейших центров христианства на Кавказе! Никогда о таком не слышали? Ошибаетесь, это название — синоним шикарного отдыха для каждого россиянина, знаменитая Пицунда!

Абхазия… Три билета в Лето

Пицундский государственный историко-архитектурный заповедник «Великий Питиунт». Главный объект комплекса — Патриарший собор в честь апостола Андрея Первозванного! Пицундский кафедрал долгое время был главным собором Абхазии, тут выбирали епископов и патриарха церкви! Местный католикос имел колоссальное влияние на жизнь страны, тут вершились судьбы Абхазского царства — вплоть до 17 века, когда из-за многочисленных угроз нападения турок кафедру епископа Абхазии перенесли в Гелати, Грузия.

Абхазия… Три билета в Лето

Кстати, туда же перевезли самую ценную икону — чудотворный образ Богородицы «Пицундская», выполненный из чистого золота и выложенный драгоценными камнями… Даже ее копия 19 века чудо как хороша!

Абхазия… Три билета в Лето

Чуть в стороне от Пицунды есть еще одно не только святое, но и очень красивое место — городок Новый Афон. Город имеет почтенную и длинную историю, уже в третьем веке тут был крупный торговый порт.

А в 5 веке нашей эры древние абазги построили на Иверской горе укрепленную и мощную цитадель, названную Анакопией. В 8 веке Анакопия становится влиятельнейшим центром культуры и торговли и столицей Абхазского царства.

Абхазия… Три билета в Лето

Место, согласитесь, выбрано козырное!

А сейчас мы с вами спустимся с небес к основанию Иверской горы — там нас ждет еще одно интереснейшее знакомство. Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь — вот он, красавец!

Абхазия… Три билета в Лето

Основан в 1857 году монахами из Афона греческого, при поддержке русского императора Александра Третьего. На данный момент — действующий мужской монастырь.

Церковь Симона Кананита, образец абхазского средневекового зодчества. Построен, по легенде, на месте гибели апостола Симона… И сейчас, как и тысячу лет назад сюда приходят паломники и верующие, а еще, наверное, влюбленные — ведь святого апостола Симона в православии почитают как покровителя семьи и брака)

Абхазия… Три билета в Лето

Шикарный искусственный водопад в центре Афона.

Приморский парк…

… и лебеди с малышами)

Но, кажется, я совсем забыла, что Абхазия — не равнинная страна, а что может быть лучше гор?! Только абхазские горы!

Абхазия… Три билета в Лето

Ольгинские водопады, не самые крупные на нашем пути, но дело ведь не всегда в размере!) Они находятся в совершенно чудесном лесу, будто зачарованном — настоящий затерянный мир!

Поросшие мхом, «плюшевые» деревья, сумасшедшая растительность, не всегда пропускающая солнечные лучи, людей — никого! Кадр из фильма «Пляж», не меньше!

Абхазия… Три билета в Лето

Природные спа-процедуры — только для самых смелых)

Ну если вы таки настаиваете на внушительных масштабах — пожалуйста! Природное чудо Абхазии — Гегский водопад, «ростом» около 60 метров и такой невероятной мощи и температуры, что близко вы не подойдете — вас просто снесет порывами ветра!

Абхазия… Три билета в Лето

Дикая, необузданная, первозданная красота! Правда, и дорога к нему такая же первозданная, мой вам совет — пригубите чачи перед поездкой, в терапевтических целях! И нервы целее, и путь покажется короче)

А на «сладкое» у нас Рица — конечно, Рица! Главная туристическая мекка Абхазии и настоящая жемчужина Кавказа… Просто смотрите — все слова здесь бессильны!

Абхазия… Три билета в Лето

Это великолепное горное озеро красиво всегда — в туман и в дождь, в солнечную погоду, подсвеченное и завораживающе…

Но прекраснее всех прочих чудес, наверное, Рица зимняя — заснеженная, сказочная, скованная льдом и укрытая могучими скалами-великанами…

Фото Тенгиза Тарба.

Настоящее царство Снежной Королевы! Фото добавлены с любезного разрешения Тенгиза Тарба — автора и руководителя проекта «Горная Абхазия», настоящего путешественника с большой буквы, великолепного фотографа, легенды и гордости республики! Браво, Тенгиз, ты делаешь великое дело!

Фото Тенгиза Тарба.

Но это я замечталась, у нас все-таки летняя прогулка. Полюбуйтесь красотой, затаите дыхание и… тадааам! Горный курорт Ауадхара!

Абхазия… Три билета в Лето

Наверное, это самое величественное и впечатляющее, что я видела в Абхазии, место невероятнейшей мощи и атмосферы! Тут бурлят неистово горные реки и несутся водопады, очумительные горы чистейшего изумруда, перевалы и альпийские луга с черными тюльпанами (я не застала, но мне пообещали, что к следующему моему приезду они непременно зацветут!))) А какое там небо, мириадами фонариков звезд усеянное! Больше нигде на свете я не видела такого неба, как в горах Абхазии… Тут воздух звенит чистотой, а минералка идет из крана на кухне!

Это место — сказочный сон эко-туриста. А кому из городских жителей не нужен периодический отдых от цивилизации?! Горы, есть в них волшебство манящее. Потому что это Кавказ, а на Кавказе все только так… Там горы влекут только тех, чья душа им по росту!

…Карабкается из лощин

На хвойных лапах

Настоянный на льдах вершин

Долины запах.

Толпятся горы в облаках,

Друг друга грея,

Так дремлют кони на лугах,

На шее — шея.

На гриве — грива.

А время движется в горах

Неторопливо…

Фазиль Искандер

А вообще, вы знаете, как по мне, Кавказ — это как проверка на подлинность и чистоту души, эти горы очень здорово выявляют, кто и с чем пожаловал! Иначе вы не заметите восхитительных просторов и скал, и подснежников, и безумие красок, и хрусталь воздуха… Звездное небо ночью на пляже и шампанское под шум прибоя, тысячи огоньков на горизонте и ощущение что счастье — вот оно! Иначе вы заметите только мусор, «хромающий» сервис и коров на дорогах. Будете жаловаться и причитать, что все тут не комильфо, и больше вы в Абхазию ни-ни. Конечно, и так бывает… Только это уже совсем другая история, не про нас с вами!

Абхазия… Три билета в Лето

П. С. Наверное, рассказ вышел немного сумбурным… Хотя я бы предпочла эпитеты «творческим» и «экспрессивным», что уж там скрывать)))

Именно таким, каким был наш отпуск в Абхазии! Абхазии, в которую мы еще ни один раз вернемся — вы ведь помните, море, солнце, лето… счастье.