Турист Elena Итенберг (Leolik)
Elena Итенберг — была вчера 15:50

Закопане — Польша Май 2016

Когда я говорила знакомым, которые были в Закопане, что еду туда на 5 дней, они удивленно поднимали брови, намекая этим выражением лица на то, что там абсолютно нечего делать больше одного светового дня. А если больше, то только зимой, катаясь на горных лыжах. По идее, на этот второй, зимний вариант в городе все и заточено. Даже такси, ну, не по большей части, а те, которые встретят вас на закопанском автовокзале, представляют собой миниваны. Вот в такой миниван мы и загрузились со своим не обширным багажом и тронулись к нашей гостинице.

Про Закопане

Расположенный в получасе ходьбы от центра и трех минутах на такси пансионат «Orla Perc» встретил нас тишиной, пани на ресепшен и полным безлюдием. Нет вру. В первую ночь кроме нас была ещё одна молодая польская пара, а последующие 3 ночи, мы жили в пансионате ВДВОЕМ!

По утрам нам накрывали вот такую поляну. (Стоимость ночи с завтраком 50 долларов)

Про Закопане

На второе утро пани на завтраках знала, что яичницу-болтушку нам не надо и колбаски жареные тоже. Что йогурт мы едим без наполнителя, а к чаю нам нужен не сахар, а мед. Более того, когда в последнюю ночь в пансионат прибыла группа из 4 польских пар, йогурты нам выдали «из-под полы». Т. е. пани их заблаговременно спрятала, и своим соотечественникам не дала, а нам «русским мордам» — да! Это к тому, как относятся к русским в Польше.

Польская дешевизна нас как-то очень быстро избаловала. Настолько, что даже в первую вылазку в город, в день приезда, мы проделали на такси. Центральная улица Закопане — Крупувка — это ряды магазинов, ресторанов и гостиниц.

Про Закопане

Немного прогулявшись, мы поняли, что пора бы и перекусить, а еще лучше плотненько поесть. Поменяв деньги и пройдясь туда-сюда мы выбрали мясной ресторан. Вон он на верхней фотографии — «Стейк» чего-то там. Интерьер а-ля местная гуральская изба, а вот меню на любой вкус. Но! Если вы, проникшись моим рассказом, решите остаться в Закопане на несколько дней, не обедайте-ужинайте на Крупувке. Рестораны там заточены на единовременного, однодневного туриста. И я не могу сказать, что не вкусно. Вернее не вкусно, а поточно, без изюминки. А вот пиво отменное.

Но мы этого не знали. Заказали по такому мяску, пиву, кстати весьма крепкому, и еще чего-то там.

Про Закопане

Но самое интересное в этот наш ужин была пара, пришедшая чуть после нас. Она — полька, сильно перевалившая за «ягодный возраст», дебелая блондинка. Он — на фотографии с мясом. Вы себе не представляете, как томно она на него смотрела, особенно после второго бокала вина. А его волновало лишь то, что лавка под ним качается (упасть что-ли боялся). Поэтому он пересел на противоположную лавку, на которой сидела я. Из-за этого я удостоилась от блондинки довольного грозного взгладя, но посчитав, что я для неё опасности не представляю, сразу перевела взгляд на Лизавету, которая тем временем вышла из-за стола и пошла пройтись. Тут уже молнии проскочили меж её подведенных черненьким бровей. Интересно, как бы она себя повела, если бы её смуглый кавалер на кого-то из других дам в ресторане обратил внимание?

Обсудив с Лизаветой ситуацию (вот классно, что иврит редко кто понимает), похихикав, доев и расплатившись, вышли в вечер. Подмораживало, хоть и середина мая. Но мы ведь в горах. Закопане самый «высокоуровневый» город Польши, он расположен на высоте 750–1100 м. над уровнем моря. Но все-равно выглядит так, как будто сидит в котловине. Потому что окружающие горы венком обступают его со всех сторон.

Про Закопане

Инфы про Закопане не много. Вроде как первое поселение тут образовалось в XVII веке. Кто-то подсчитал, что жило там пять десятков человек. А сейчас закопанцев чуть больше 27 тысяч. В 1940 году тут было координационное совещание, не падайте со стула, НКВД и Гестапо! В 2006 году город претендовал на проведение зимних Олимпийских игр. И слава богу, что им отказали. Понастроили бы всякой всячины и не было этого пасторального рая, каким сейчас, а особенно в межьсезонье, является Закопане. Как же я туда хочу вернуться!

Воздух там… И зелень эта невероятная. Одуванчики ковром. Они такие сочные, яркие. Будь я козой, или овцой (хотя кто знает, может в прошлых жизнях я кем-то из них и была) набросилась бы на эти сорняки и начала жевать с громким чавканьем. Пишу и рот слюной наполняется. Вот ведь глупость!

Про Закопане

Погода, по приезду, нас попугала моросью и серым небом. Но к ночи распогодилось. Облака отплывали восвояси. А молоденький месяц обещал на завтра ясный денек.

И не обманул. Второй день прошел под знаком «Морского ока». А если сказать откровенно, то и вся эта поездка уже стоила бы того, чего она стоила, только ради визита к этому чуду природы. Озеро «Морское око» — одно из 5 самых красивых на нашей планете. Остальных четыре я не видела, да и о классификации этой лишь читала, а не сама вырабатывала. А может быть оно входит в десятку самых красивых, или двадцатку. Но для меня оно единственное на данный момент самой неописуемой красоты. Но не теряю надежды, что какое-то другое подвинет его на серебряное, или бронзовое место.

Про Закопане

Прочесть про нашу туда вылазку можно здесь.

Все ж-таки не каждый день случается пробегать по двадцать с лишним километров, поэтому на третий день мы отправились неспешно исследовать город и забраться на гору именуемую Губалувка. Благо усилий там прикладывать не нужно было. Туда идет вагончик фуникулера. Туда-обратно 21 злотый. Но можно спуститься и подняться самим. Если будете подниматься на личной тяге, то держитесь левой стороны от фуникулера. Есть еще способ подняться в открытых гондолах, но где эта станция расположена, я точно не знаю, но где-то не далеко.

Про Закопане

По идее, Губалувка — это продолжение Крупувки. Я ожидала леса и лугов, а уткнулись мы в лотки с сувенирами.

В полдень туда завозят подростков. Они массово скупают плюшевых овец и прочую муру. Бродят в обнимку. Короче сбивают с настроения. Поэтому, чтобы не терять пасторальный настрой, мы перешли по перпендикуляру эту торговую магистраль, а на деле, просто перешли на другую сторону и отправились в лес.

До Губалувки мы успели пошататься по магазинам равнинной части Закопане часа два-три, поэтому нагуляли аппетит. Тут на наше счастье обнаружилась полянка, вернее опушка, солнечная такая, приятная. Мы расстелили куртки, достали припасенные бутербродики (кстати очень вкусный в Закопане хлеб с пророщенным зерном) и устроились на «бранч» в безлюдстве, под аккомпанемент птичьих трелей, крики петухов из близлежащих домов и могучий, утробный шум леса. Такие любимые, но такие почти забытые мне звуки.

Вкууусно!

Пока Лизавета дожевывала свой бутерброд, а потом прилегла на сонышке. Я пошла исследовать растительный мир, знакомый мне по лесам в Дорохово, где у моих бабки и деда была дача. Какие грибные и цветочные места там были 50 лет назад. Пол-века уже прошло. Очуметь! А сколько заячьей капусты в том детстве было съедено.

Про Закопане

Весна… И хоть в Израиле мы не лишены весны, как осени, например, но сравнить её с весной средней полосы, нельзя. Здесь ты просто физически ощущаешь, как проснувшаяся природа гонит по стволам, веткам, развертывающимся почкам и бутонам прозрачные соки. Слышишь, как разворачиваются скукоженные в почках склизлые, подобно новорожденным младенцам, листья.

Кажется даже, что невооруженный камерой глаз может уловить момент, когда развернется колечко, похожего на голову Змея Горыныча, папоротника.

Про Закопане

В общем я была в нирване из которой меня выдернул раскат грома. Лизавета подобрала юбки подхватила куртки и быстренько застегнула рюкзачок. Но выходить к людям не хотелось абсолютно. Поэтому мы решили прогуляться в глубь леса, чтобы и переждать начавший уже накрапывать дождь, и чтобы побыть еще вдали от толпы.

Лес был сумрачным. Я попыталась было искать сморчки-строчки, но поняла, что ими тут и не пахнет. Да даже если бы и пахло, то что с ними делать, если найдем. Потом тропинка шла вниз, а значит обратно пришлось бы идти вверх, а сегодня мы были не готовы к таким «подвигам». Побродив с полчаса, мы все ж-таки вышли в люди.

На нашу радость толпа рассосалась. И мы, неспешно прогуливаясь, посматривали налево, а потом направо, где полосами у горизонта шел ливень, который нас только слегка попугал.

Про Закопане

Купили трдло, которое есть и тут, но отличное от чешского. Закопанское трдло было скорее тонким бисквитом. Причем видов его было…штук 15 видов было. После сладкого купили вареную кукурузу. Потом поиграли в какую-то настольную игру. Как называется не знаю, но шайба там была. Посидели на лавке. Поглазели на дачные, в моем понимании, домики. Эта лужайка Лизке почему-то особенно понравилась.

В общем, «долог день до вечера, если делать нечего». Хотели спуститься с горы на монорельсовой дороге, но перед нами была группа из 20 десятилеток и ждать совершенно не хотелось. А тут подошел вагончик, благо билет я купила туда-обратно, мы в него впрыгнули и через 3 минуты уже были внизу.

Тут нам на глаза попался магазин. А магазин — это для дочери моей три часа примерок, а мне пыточных-пыток. Причем запытала она не только меня, но 2-х молоденьких продавщиц, которые уже и глазки закатывали, и видимо пыхтели (хотя можно подумать, там кроме нас полтора человека за все время было), но слова грубого не сказали. Набрали мы всякого барахла…много барахла по очень вменяемым ценам. Поужинали опять на Крупувке. Купили каких-то ароматических свечей, зачем не знаю. Наверное продавщица была очень милой, жаль было уходить с пустыми руками для нас и разочарованием для нее. Еще затарились пирожными. Такси и спать.

Четвертый день, про который я написала здесь, был полным открытием для меня самой о моих потенциальных возможностях. Будет интересно прочтете. А для нас он закончился в чудесном ресторане, в который мы уткнулись, собираясь на поиски места ужина.

Прошу любить и жаловать. Корчма «Przy Mtynik» на улице Bulwary Stowackiego 23 (тел.факс 18 201 25 98). Я когда заглянула в дверь и увидела, как хозяин с хозяйкой расставляют любовно цветы на столах, покрытых чистейшими льняными скатертями, то поняла, что нам сюда.

Про Закопане

Я не могу сазать, что еда была какая-то особенная: я взяла грибной суп из белых грибов, очень вкусный, на второе — пироги, оказавшиеся нашими пельменями, но почему-то мясо туда было вложено уже вареное. Дочка свинину жареную с салатом.

Лизкина свинина, а сбоку мой пельмень, который я ей дала попробовать.

Еда домашняя, не Мишлен. Но очень с любовью все сделано. Водяное колесо шумит.

Про Закопане

Вечером, наверное, это еще все подсвечивается. Думаю очень романтично. Внутри такая изба, в хорошем смысле изба. Сказочная, прибранная, со связками лука-чеснока. Мне понравилось.

Напротив кондитерская с пироженками. Эклеры там не берите, не очень, а вот сметанник — очень душевный. В гостинице мы побаловались чайком с плюшками.

День пятый и последний полный день в Закопане. Утро плакало дождем. Ни о каких дальних походах в горы, о которых я мечтала засыпая накануне, не могло быть и речи. После завтрака мы опять завалились в постель. Может я не настоящая путешественница, а только лишь продвинутая туристка. А может даже и не продвинутая. Наверное надо было бы нестись на какую-нибудь экскурсию, но я…я задремала. В 11 часов утра, после 10 ночного сна я уснула под шебуршение дождя за открытым окном. Это произошло со мной первый раз в жизни.

Про Закопане

Анализируя это из ряда вон выходящее событие, я натолкнулась на внутренне ощущение-раздумье: А что для тебя собственно дом? В поэтике «пространства» Башляра, есть понятие о доме, как об «инструменте анализа» человеческой души. Вспоминая комнаты домов, в которых когда-то жил, ты учишься понимать себя. Дом, в котором можно вот так беззаботно задремать, грезить в тишине… Он как будто нас защищает. В нем хорошо спится с красивыми снами. Обстановка вокруг совпадает с внутренним состоянием, как ключ с замочной скважиной, открывая душу.

Из окна гостиницы.

Вот так Закопане в этом его весеннем, нет не буйстве, тихом, прозрачном пробуждении, стало для меня домом. Пусть на 5 дней, и пусть лишь гостиничным пристанищем, но по состоянию души на тот момент самым настоящим домом.

Может этому способствовало и то, что там почти нет свидетельств городского уклада. Деревянные дома, выстроенные в стиле, носящем имя закопанского. Да-да, есть такой закопанский стиль: с выступающими коньками и островерхими крышами.

Про Закопане

Окнами и дверями в форме солнца.

Они очень гармоничны на той местности. И не важно из дерева они, или отштукатуренные.

Про Закопане

А это кстати, на нижней фотографии, школа. На неё даже Лизка обратила внимание, сказав, что очень достойная.

Школа.

Там спорт-площадки очень ухаженные, и церковь рядом. Чтобы детишки под присмотром были…наставника.

Про Закопане

Мы все же вышли из гостиницы в последний наш день. Встретили оленей: мать и двумя подрощенными оленятами. Вот так просто, на дороге. Травку они щипали. На нас, машины проезжающие — ноль внимания.

Погода была, прямо скажем, не гуляльная.

Про Закопане

Но мы нашли очень классный итальянский ресторан: «Вилла Тоскана» на улице Сенкевича, который на тосканскую виллу похож, как щи на Шанель. Но еда там была обалденно вкусной.

А интерьеры хоть и не тосканские, но стильные, пусть и другим, эклектичным стилем фьюжен. (Чего бы еще приплести?)

Про Закопане

Девочка официантка — милейшее создание, из-за неё мы даже не перебрались на 2-й этаж, там было уютней, сказала, что она уходит домой, и не могли бы мы расплатиться до её ухода, а сидеть сколько угодно. Ну, конечно мы расплатились, и чаевые присовокупили хорошие. Хорошему человеку не жалко. Даже наоборот-приятно.

Потом мы опять зашли в магазин местной сети «Reservеd», вроде так называется. Опять 3 часа! Рекомендую, кстати. А вот напротив этого магазина было турбюро. И в окне этого бюро я увидела целую россыпь экскурсий по очень приемлимым ценам: 60–70 злотых. И в замок какой-то, и в соляную пещеру Величке, и еще что-то было. Я сильно не рассматривала, потому что заприметив экскурсию в замок, начала расстраиваться. Да еще и Лизавета подначила:

— А почему мы в замок не поехали?

Так что, если приедете в Закопане своим ходом и на несколько дней, сразу в турбюро на предмет экскурсий. Еще я читала, что в районе Закопане есть место, называемое Долина Кошчелиска. Там луга, долины, горные речки. Говорят это место очень любил Кароль Войтыла.

Про Закопане

Еще в Закопане можно сплавиться на плотах. Говорят очень стоящее развлечение. Но это только летом. Потом подняться на Каспров верх. И еще на гору Гелерт. И еще…и еще…

Ну себя-то я убедила, что в Закопане и две недели не грех провести. А вас?