Турист Ирина Порунова (aprel2011)
Ирина Порунова — была 23 марта 18:01
Опубликовала отчет за 2020 год. Мало путешествий, много творчества!

Рабочеостровск, Соловецкие острова — Россия Август 2015

Какое-то время материал о Соловецких островах «жил» на моей странице в виде фотоальбома. Но прошёл ровно год с момента нашего путешествия, и воспоминания с новой силой нахлынули на меня и попросили выразиться в словах…

В общем-то, на Соловки ехать и не собирались вовсе… Но муж «утомлённый» комфортными Турциями, Испаниями и Мексиками, вдруг затянул печальную песню «Вот бы в лесок куда, да на бережок, может на Байкал или в Карелию»…Поэтому быстренько собрались и отправились всей семьёй с детьми… в Болгарию, а потом ещё и в Румынию заскочили… А как же? Ведь летний отдых с морем — это святое) Но параллельно в голове продолжался поиск вариантов по заданным параметрам: лесок, бережок, Байкал или Карелия…

Прислушалась к своему внутреннему голосу, и он ответил, что также не против посетить Карелию, увидеть её первозданную красоту, леса и озёра, увидеть своими глазами Кижи и Валаам. Но, когда стала подбирать туроператора и подходящий тур, оказалось, что существуют комбинированные варианты «Карелия+Соловки». Раз существуют, грех не воспользоваться, хотя, честно, никогда не задумывалась о Соловках, как о туристическом объекте. А из ассоциаций были только тяжёлый осадок после прочтения романа «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына, да 500-рублевая купюра с изображением Соловецкого Кремля…

Отражение - любимый вид Соловецкого Кремля

В эту поездку мы отправились вдвоем, и путь к архипелагу в Белом море оказался не близким: сначала мы летели самолётом в Москву, потом ехали поездом до Петрозаводска, а далее на автобусах, постепенно приближаясь к Белому морю и по пути знакомясь с красотами Карелии (об этом мой фотоальбом https://aprel2011.tourister.ru/photoalbum/28473), и финальным аккордом — двухчасовой заплыв по Белому морю к Большому Соловецкому острову.

Как и большинство туристов, перед отплытием к Соловецким островам, мы остановились в Рабочеостровске в гостинице «Причал».

Гостиница не является обладательницей каких-либо звёзд, поэтому никаких особых ожиданий от неё у нас не было, но оказалось, что у гостиницы есть ещё ряд плюсов помимо основного достоинства — близости к причалу. Во-первых, безупречная работа персонала, искренне заботящегося о комфорте приезжающих, моментальное заселение, сопровождение к корпусу проживания, реагирование на все просьбы. Во-вторых, в номере работало отопление, нам показалось это важным, потому что погода была северная суровая и очень ветреная, а тут — тепло… В-третьих, завтрак (комплексный) нам понравился больше, чем в трехзвёздочном отеле в Петрозаводске, он был сытен и горяч, что и надо в таких условиях. Четвертое достоинство, наверное, не относится к гостинице, но не может не сказываться на общем впечатлении — это сам Рабочеостровск и берег Белого моря. Старые, покосившиеся деревянные постройки и церкви; берег моря, в своей естественной непричёсанной красоте с водорослями, всяким ломом, старыми лодками; прогулка по берегу к месту съёмок фильма Павла Лунгина «Остров»… Это место я не могу сравнить ни с чем, и у меня не хватает слов, чтобы передать ту бурю эмоций, которую мы испытали от увиденного.

Вид на церковь - место съёмок фильма П.Лунгина Остров
Вид на церковь - место съёмок фильма П.Лунгина "Остров"

Все корабли, отправляющиеся к архипелагу с материка, прибывают на Тамарин причал Большого Соловецкого острова. Как правило, туристические фирмы развозят багаж туристов по отелям, но вот людям на своих двоих надо добираться в центр посёлка. Путь этот совсем не долгий, прогулка занимает минут 15.

С первых же минут я ощутила ностальгические нотки по детству, всё, что я видела, очень напоминало северные рабочие посёлки нефтяников и геологов 80-х годов в Югре. Полуразвалившиеся здания, балки, дома барачного типа, даже дороги, не асфальтированные, а так тропинки протоптанные… Только вот у нас всё это уже в далёком прошлом, а здесь время как будто остановилось.

Три дня на Большом Соловецком острове мы провели в гостинице «Соловецкая Слобода». Гостиница удобно расположена по отношению к основным достопримечательностям острова: в нескольких минутах ходьбы — Соловецкий Кремль, он же мужской монастырь, Святое озеро, Монастырcкая бухта, Морской музей, экскурсионное бюро; приблизительно в 2,5 километрах пешей прогулки по восхитительной красоты лесу — Переговорный камень; бараки времен СЛОНа находятся в непосредственной близости от гостиницы.

Если вечером в гостинице заказывать по меню ужин, следует быть готовым к тому, что некоторых блюд, а тем более напитков не будет. Островное месторасположение даёт о себе знать. Альтернативой гостиничному ресторану для нас стали кафе «Кают-компания» (самое раскрученное у туристов место), ещё какое-то кафе без названия, в котором готовят в основном рыбные блюда и блины, и ларёк с пирожками при монастыре.

Сама жизнь на Соловках непритязательна, здесь не следует ожидать особого комфорта и изысков. Было приятно по утрам просыпаться не от шума автомобилей, а от блеянья коз, которые проходили мимо наших окон.

На острове представлен большой выбор экскурсий по истории, культуре, архитектуре действующего мужского монастыря, растительному и животному миру Белого моря и архипелага.

Конечно, первым делом мы отправились на экскурсию в Соловецкий монастырь.

Основанный в 1436 году на далеких «краесветных» островах Белого моря, Соловецкий монастырь со временем стал одним из самых известных и почитаемых в России. Труды соловецких монахов превратили языческий край в средоточие Православия на Русском севере.

Отражение - любимый вид Соловецкого Кремля
Внутренний дворик Соловецкого монастыря

Было интересно узнать, что Соловецкий монастырь совмещал свой монашеский подвиг с гражданским долгом и являлся надёжным защитником северных рубежей России от шведов и англичан.

Не буду пересказывать несколько часовую экскурсию по монастырю, эта информация доступна на просторах интернета. Скажу лишь несколько слов об экскурсионном обслуживании в целом. Право проводить экскурсии на островах архипелага принадлежит Соловецкому музею и Центру гостеприимства. Так как большинство объектов связано с православием, то проводят экскурсии глубоко верующие люди, которые и выглядят в соответствие с религиозными канонами. Это правильно, так как многие туристические группы приезжают на Соловки в качестве паломников поклониться святым местам. Мы видели паломников, которые приехали целыми приходами: священник, и семьи от мала до велика и с ними обязательно — приходская икона. Удивил очень молодой возраст большинства экскурсоводов по святым местам.

Бухта и Соловецкий Кремль

За 16 лет существования на Соловках СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения) через острова прошли десятки тысяч заключенных, среди которых представители известных дворянских фамилий и интеллигенции, крупные ученые самых разных отраслей знаний, военные, крестьяне, писатели, художники, поэты, священнослужители.

Нам очень повезло с экскурсоводом, Ольгой Владимировной Бочкарёвой, которая рассказал о Соловецком лагере и тюрьме — страшной «мясорубке» сталинских репрессий. О. В. Бочкарева, историк и исследователь, создатель и хранитель экспозиций о Соловецких лагерях, темой репрессий занимается очень давно. Ей приходилось работать и с расстрельными приговорами, и заниматься исследованием по массовым захоронениям на Соловках и в Карелии, разговаривать с людьми, чьи родственники погибли здесь в разные годы…

Собираясь на эту экскурсию, я думала, что мы поедем к какому-то конкретному месту расположения Соловецкого лагеря и испытала шок, что Соловецкий лагерь он везде: и в монастыре, и в каждом из сохранившихся бараков, где и сейчас продолжают жить люди, работают магазины.

Бывшие бараки составляют львиную долю жилого фонда Соловков, а в одном из них находится музей Соловецкого лагеря и тюрьмы, с которым мы подробно познакомились. История полярного Освенцима (такую параллель провёл кто-то из исследователей) потрясла нас до глубины души.

Соловецкий архипелаг включает в себя шесть крупных островов: Большой Соловецкий, Анзерский, Большую и Малую Муксалму, Большой и Малый Заяцкие, а также множество мелких островков. Часть экскурсий включает водные прогулки на катере по морю на острова, на лодках по рукотворным каналам между озерами.

Соловецкая заноза в сердце моём...

Надо быть готовыми к тому, что экскурсии, связанные с перемещениями по Белому морю, очень сильно зависят от погодных условий и могут быть отменены. Например, за время нашего пребывания на острове, так и не состоялась экскурсия на остров Анзер, хорошо, что мы её и не планировали, но другие туристы были расстроены. А на Заяцкий остров мы попали только со второй попытки, так как в первый раз доплыли к острову, но из-за сильного тумана не смогли причалить. Кстати, мы так и не поняли, что наш корабль, развернулся и прибыл в пункт отправления, опять на Большой Соловецкий. И объявили нам об этом только когда попросили покинуть судно и прибыть через два часа для повторной попытки… Прям как в стихотворении:

«Это что за полустанок?» —

Закричал он спозаранок.

А с платформы говорят:

— Это город Ленинград».

Решение о том выходить или нет в море, целиком и полностью принимает капитан судна, так как именно он несёт ответственность за жизни людей.

К Большому Заяцкому острову мы всё-таки добрались. И самое большое впечатление на меня произвело именно посещение этого загадочного и мистического острова.

Старейший каменный причал Заяцкого острова

Этот остров отличается удивительными пейзажами и наличием древних каменных лабиринтов. На причале нас встретил единственный житель острова, он же смотритель, который живёт на острове большую часть года в одиночестве, и только в зимние месяцы перебирается на материк.

Единственный житель на Заяцком острове

Перемещаться по острову во время экскурсии можно только по определённым тропинкам и деревянным помостам. Это сделано для того, чтобы защитить уникальную, но хрупкую экосистему острова. А она здесь очень напоминает тундру: невысокие кусты, карликовые деревья, мхи, лишайники и камни…

Заботливый гид попросил нас быть очень внимательными на тропинках, чтобы не упасть… И как вы думаете, кто в итоге растянулся на деревянном помосте и в кровь сбил колено в первые же минуты пребывания на острове? Конечно я))) Но это и не удивительно, когда вокруг такая красота, скучно и как-то некогда идти и смотреть себе под ноги…

Главной достопримечательностью и до сих пор не разгаданной загадкой на острове являются лабиринты. Воочию увидев лабиринты, я поразилась их красоте. Спиралевидные сооружения выложены из небольших булыжников и полностью покрыты мхом и лишайниками изумрудного цвета. Учёные до сих пор не знают, кто, когда и с какой целью построил лабиринты, но по времени их относят к периоду неолита. Одна из версий гласит, что лабиринты должны помешать душе умершего, похороненного в центре, вернуться в мир живых… Говорят, что подобные сооружения можно отыскать в скандинавских странах, возможно, это, одно из свидетельств того, что на этих территориях, жила когда-то единая цивилизация.

Изумрудные лабиринты Заяцкого острова

Интерес на Заяцком острове представляет Андреевская церковь 1702 года — единственный на Соловках памятник деревянного зодчества. Идея об устройстве на Заяцком острове церкви во имя святого Андрея Первозванного, покровителя русского флота, принадлежала самому Петру Первому. Пётр Первый лично дважды посещал остров.

Во времена Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) на Большом Заячьем находился женский штрафной изолятор. В него попадали женщины, уличенные в связях с мужчинами и беременные на ранних сроках, всё это считалось грубым нарушением лагерного режима и являлось причиной для сурового наказания.

Повсюду на Соловецких островах можно увидеть деревянные поклонные кресты. А в XIX веке Соловки даже называли островом поклонных крестов. На территории архипелага их насчитывалось около трех тысяч: обетных, придорожных, отмечающих памятные события. Не смотря на то, что большая часть крестов была разрушена при советской власти, сейчас эта традиция возвращается.

Поклонный крест на Заяцком острове

В один из дней мы совершили экскурсию на гору Секирная, где расположена единственная в мире церковь-маяк и посетили ботанический сад. К горе Секирная ведёт очень плохая грунтовая дорога. Если вы соберётесь в этот путь, то будьте готовы к сильнейшей тряске, подпрыгиваниям до потолка автобуса и прочим радостям бездорожья…

Соловецкий ботанический сад можно считать уникальным, в нём произрастает более 1000 видов растений. Здесь, в приполярных широтах, в открытом грунте можно увидеть растения средней широты и некоторые виды южных растений. Сотрудниками Соловецкого музея-заповедника проводятся работы по акклиматизации новых видов растений. Соловецкий ботанический сад является самым северным ботаническим садом под открытым небом.

На Соловецких островах мы провели незабываемые дни. Кто-то из путешественников сравнил Соловки с дивным оазисом посреди Белого моря. Это действительно так! И не смотря на то, что «могилы сровнены с землей, и монастырские стены молчат, и мало кто вспоминает о человеческих страданиях, о муках разлуки, о кровавых драмах, эхо которых, кажется, еще живет в этом хрустальном воздухе, в этих синих водах и зеленых лесах. А молодость бездумна и жизнерадостна. Блаженны неведающие!» (Б. Бабина-Невская)» это место как магнит продолжает притягивать к себе людей. Так и мы, хоть и случайно, попали в поле действия этого магнита. Даже погружение в тяжёлый исторический материал, не сломило светлое ощущение от посещения Соловецких островов.

Необыкновенное удовольствие, когда покой и умиротворение переполняют тебя, когда единственная действительно нужная вещь для тебя — это дождевик, просто дышать здешним воздухом, бродить здешними дорожками и тропинками, гулять по лесу и никуда не спешить! Соловецкие острова стали для меня удивительным открытием, такой флакон, в котором на сравнительно небольшой территории сочетаются древнейшая история, история русского средневековья, времена жестокости сталинских репрессий и застойные годы Советского Союза на фоне скупой, но такой великолепной северной природы.

Белое море
Соловецкая заноза в сердце моём...

Соловецкие острова помогли мне пересмотреть некоторые взгляды на жизнь, в чём-то заново открыть себя. Уезжая с острова, мы физически ощущали, что увозим в своём сердце соловецкий огонь, который реальным теплом разливался по всему телу и ещё долго напоминал о себе… Соловецкая заноза до сих пор в сердце моём…