Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была сегодня 14:17

Аруба Декабрь 2015

Мои рассказы об Арубе:

Аруба. «Один счастливый остров»

Аруба заканчивала наше путешествие по пиратским островам Карибского моря. Последний остров, последние впечатления, последние подарки…

И готовиться к Арубе мы начали, когда все остальные острова были изучены и кружились в голове веселой каруселькой, усиливая хаос в мыслях. Пляжи, достопримечательности, валюты, береговые экскурсии, вольные таксисты, перечни сувениров — все смешалось в переполненной голове, не оставляя Арубе свободного места. Да и начинать повторяющуюся в двенадцатый раз историю с изучением карты совершенно неизвестного острова, начинать опять все с нуля, сил не оставалось почти никаких. Тяжело шла Аруба, никак она не хотела открывать свои секреты!

О том, что впечатления будет просто некуда складывать, я старалась не думать. Предательская мыслишка махнуть рукой на красоты острова и отправиться на пляж просто отдыхать, мелькала на горизонте сознания. Но мы ее прогоняли, отпихивали и всячески душили, как недостойную настоящих путешественников и первооткрывателей новых горизонтов.

Я очень ждала Арубу, начитавшись о ней всякого-разного, от зашкаливающего восторга до полного отрицания. Я хотела увидеть все своими глазами, быть объективной, забыть все, что я читала. Я ждала праздника! Но Аруба стала самым большим разочарованием…

Аруба. Апельсиновые сны...

Нет, лично к Арубе у меня вроде бы претензий нет. Солнца было вдоволь, ветер сбивал крепкую жару, Карибское море радовало цветом волн, песок, скалы, кактусы и прочее присутствовало… Но какое-то «но», складывающееся вроде бы из незначительных мелочей, подспудно мешало, а к концу дня собралось, чтобы вылиться банальным огорчением.

И все же, остыв и разложив эмоции, я постараюсь рассказать объективно и беспристрастно об «одном счастливом острове» — Арубе.

— Дела давно минувших дней…

Аруба. Апельсиновые сны...

Жили-были араваки. Ловили они чем-то там рыбу, иногда загоняли в ловушки дичь и собирали скудный урожай, неохотно отдаваемый каменистой почвой их родного острова. Голод был им знаком не понаслышке и чтобы заглушить ворчание вечно голодных желудков, араваки выражали себя в творчестве, творя разумное, доброе, вечное, отвлекаясь в процессе от низменного — желания набить животы до отвала. Рисунки араваков, древние петроглифы, пережили своих творцов и украшают пещеры Арубы и поныне.

А потом пришли карибы. Им было чуждо прекрасное, они любили воевать. Мирные араваки были перебиты быстро, почти без сопротивления и уровень культуры на Арубе откатился назад, в каменный век. Но карибов это не волновало — они зажили полновластными хозяевами острова.

Мудрые боги острова пошушукались и решили, что карибов надо наказать — араваки богов уважали куда больше!

Но немножко боги намудрили — запутали, переплели, закрутили, а потом просто спрятали концы в воду, да так, что и сегодня распутать историю открытия Арубы никому не удалось. Кто-то утверждает, что остров открыл Алонсо де Охеда, открывший и Бонэйр, и Кюрасао. Оппоненты, потрясая старинными манускриптами, опровергают версию с Охедой и настаивают на его патроне, Америго Веспуччи. Сторонники Охеды вынимают другие вороха документов, пытаясь отстоять свою версию — ну мог же он завернуть на Арубу чуть позже…

Так и живет Аруба, храня тайну своего открытия.

Но мало того, откуда пошло название острова и что именно обозначает слово «Аруба», тоже предмет яростных споров и нешуточных страстей!

Испанские конкистадоры назвали новые земли «Острова Гигантов» — карибы были весьма высокими и на их фоне испанцы смотрелись не особо выигрышно. Потом, обжившись на новом острове, уничтожив карибов и отчаявшись найти в земле золото или серебро, испанцы остров переименовали в «Inutiles» — «Бесполезный». А поскольку все Антильские острова оказались начисто лишены столь любимого испанцами золота, то слово это прицепилось ко всем островам Карибского моря, да так и прижилось, став привычными нам «Антилами».

Арубе надо было искать новое имя. Версий и теорий тут тоже существует немало и каждый выбирает для себя ту, что симпатична именно ему.

«Oro Hubo» — «Здесь было золото». Красивая версия, правда? И очень похожа на правду, ведь все знают, что испанцы открывали новые берега не ради географии, а исключительно в поисках все новых и новых источников золота.

Кстати, золото на Арубе все-таки нашли, но намного позже, совершенно случайно, в начале 19 века и даже добывали его некоторое время — просто испанцам не повезло…

«Oro Oubao» — «Остров ракушек». Это уже от из индейского языка пришло. В правдивость этой версии верится слабовато, потому как особого обилия ракушек я на Арубе не увидела, скорее так про Бонэйр можно сказать. Тем не менее теория имеет место быть.

Какая версия правдива, а какая всего лишь выдумка — я не знаю. Выбирайте себе любую, на острове вам расскажут обе.

Испанцы Арубой не сильно дорожили, аборигенами — тем более, и именно их стараниями стал остров совершенно необитаемым. Тем временем, голландцы потихоньку забрали себе Кюрасао, потом Бонэйр и решив, что бог троицу любит, отобрали у испанцев и Арубу, сделав острова АВС своей единой и неделимой собственностью. Дальше рассказывать неинтересно, история тут уступает место политике, большим деньгам и прочим скучным моментам, в которых мне совсем неинтересно копаться.

Сейчас Аруба все еще входит в состав Нидерландов — так решили жители, добровольно отказавшись от независимости. Оно и верно, мороки с этой самостоятельностью много и заниматься всякими проблемами арубанцам особо некогда. Самое главное на Арубе — это туризм, который процветает и кормит весь остров.

— Кто живет на Арубе.

Жители острова — дети разных народов. Венесуэльцы, голландцы, бывшие некогда рабами африканцы, совсем немножко индейцев, итальянцы, голландцы — все они дали начало народу Арубы, именуемого арубанцами. И ведь что интересно… Бонэйр и Кюрасао расположены очень близко, рукой подать, что называется. А какие разные люди живут на этих трех островах! И волей-неволей я все время сравнивала благожелательных и неторопливых бонэйрцев, кипучих и очень энергичных кюрасавцев с ленивыми и откровенно жадными арубанцами. Вот вам и близкие соседи, практически родственники…

Разговаривает Аруба на официальном нидерландском и все том же папьяменто, на котором говорит весь карибский бассейн. Не так давно папьяменто получил статус официального языка и считается родным языком жителей Арубы.

Но английский язык, открывающий дорогу к кошелькам американских туристов, любящих Арубу, как наши люди Турцию и Египет вместе взятые, здесь знают в совершенстве! На нем ведут торг, упираются, отстаивая цену за услуги любого толка, «разводят» наивных туристов и «втюхивают» все то, что так плохо «втюхивается» добровольно.

Так что языкового барьера здесь не существует, а если наш брат полетит на Арубу массово и активно, то через пару лет вся Аруба начнет сносно болтать и на русском, открыв для себя новые способы заработка.

Туристы на Арубе везде. Особенно это понимаешь на пляжах. Избаловавшись тихими и безлюдными пляжами других островов, отсутствием толп, царящей вокруг тишиной, нарушаемой лишь звуками природы, я совершенно растерялась, увидев переполненные пляжи и вереницы туристов, вышагивающих по тротуарам Ораньестада. Так много народа я не видела нигде, даже на Сент-Томасе, где одновременно пришвартовалось восемь круизных кораблей.

И пляж, забитый веселящимися, перекрикивающимися и активно отдыхающими туристами, напомнил мне турецкий Кемер, где мы отдыхали на заре наших заграничных вояжей.

— Погода, природа.

Аруба. Апельсиновые сны...

С погодой Арубе повезло, она вытащила самый счастливый билет и получила лучший из климатов, который когда-либо создавался всевышним. Среднегодовая и среднесуточная температура воздуха порадует любого — приятные 29 градусов, освежаемые крепким ветром до максимально комфортных, делают отдых не просто приятным, а невероятно приятным. Вода, явно завидуя воздуху, собралась, взяла себя в руки и прогрелась до 27, тоже круглогодичных и круглосуточных. Такой приятной воды я нигде больше не встречала.

Дожди на Арубе случаются, без них никак. НО! Они как правило, кратковременные и быстро проходят, а сухой воздух напрочь лишен липкой влажности. Ноябрь и декабрь на острове максимально дождливые, но это совершенно не мешает прекрасному отдыху.

Сухой воздух — особая примета Арубы и огромный плюс по сравнению с остальными островами. Так легко, как на Арубе, жара не переносится больше нигде.

Ураганов на Арубе нет. Вообще никаких! Не цепляют остров ураганы, даже издалека не грозятся, и так повезло только Арубе, Кюрасао и Бонэйру…

Берега — сплошные пляжи! Белый-белый песочек из перетертых неустанной работой моря кораллов, остается прохладным даже в полуденную жару, отражая солнечные лучи. Молочный оттенок волн на Арубе объясняется именно этим коралловым песком, взвесью плавающим в воде. И этим Аруба напоминает берега Канкуна, тоже любимые американцами, кстати.

Коралловые рифы защищают южное побережье от высоких волн и разных опасных акул, норовящих откусить чего важного у зазевавшегося туриста. На Арубе море ничем не угрожает, а только дарит релакс и негу…

Отдых на берегу на Арубе настолько популярен, что пустынного пляжа я так и не увидела. В общем-то, понять американских туристов можно — им лететь недалеко и не думаю, что для них Аруба получается таким уж дорогим островом, американцы просто так деньгами сорить не любят…

Другие берега, атлантические, поразят высокими волнами, шумом океана, скалами, пещерами, гротами, природными мостами и заповедниками, где царствуют кактусы и игуаны. Туристов тут меньше, тишина властвует на пустынными берегами, а пещеры хранят те самые петроглифы, что оставили еще араваки. Чем-то напоминают эти берега Кюрасао и запоминаются надолго…

Растительность Арубы не впечатляет на первый взгляд — кактусы в огромном разнообразии, включая все те же кадуши, что давно овладели и Бонэйром, и Кюрасао. И точно также из них строят заборы, который очень любят местные козы.

Диви-диви тоже растут на острове. Также закручены их стволы, также лежат кроны, показывая направление ветров на Арубе. Вот только само дерево дослужилось до звания символа острова и перекочевало на все сувениры, продаваемые предприимчивыми аборигенами наивным туристам. Именно на Арубе ствол дерева закручен сильнее всего, словно природа здесь потрудилась только над диви-диви, совершенно позабыв про все остальные растения острова.

Аруба. Апельсиновые сны...

Рек и гор на острове не найти, влаги земле не хватает, а потому вся Аруба выглядит засушливой равниной, с чахлыми кустиками и каменистой почвой. Правда, скромность мира наземного компенсируется роскошью мира подводного. Дайверы любят Арубу чуть меньше, чем Кюрасао и тем более Бонэйр. Но для не самого строгого ценителя прибрежные воды подарят много удивительных красот — кораллы, лобстеры, разнообразные рыбки, черепахи и много чего другого.

Фламинго и пеликаны здесь запросто прилетают на пляж, совершенно никого не опасаясь, и будут разгуливать рядом с вами, давая возможность подружиться с ними или просто полюбоваться их красотой и грацией.

Из опасностей — только змеи, но я так и не встретила ни одной, да и не думаю, что они стремятся к встрече с туристами. Ну, а игуан на Арубе очень много, правда, они никого не удивляют и привычны, как наши воробьи или голуби.

Могу сказать с полной уверенностью, для ленивого туриста, предпочитающего пляжный отдых всем остальным видам отдыха, Аруба действительно райское местечко, чисто по недоразумению расположенное так далеко от нас…

— Визы, деньги.

Аруба. Апельсиновые сны...

Виза на Арубу нужна. Мы опять обошлись без формальностей, воспользовавшись послаблением для круизеров, но тем, кто на остров летит отдыхать всерьез и надолго, виза нужна. Оформляется она в визовом центре Нидерландов и позволяет побывать только на острове, в Амстердам с такой визой не пустят. На всякий случай, внимательно читайте перечень документов, необходимых для получения визы.

Деньги Арубы — арубийский флорин. Но все расчеты на острове ведутся в долларах США, поэтому местная валюта только для нумизматов и интересна.

Для коллекционеров скажу, что на острове в ходу монета в 50 центов (йотин), единственная в мире, выпускающаяся в форме квадрата. Найти ее не проблема, мы привезли дочери несколько штук, даже не догадываясь об их уникальности. Это уж потом дочь просветила нас…

Не забудьте про чаевые. Принято здесь, как в США, оставлять 10 — 15 процентов сверх счета, где бы вы не платили — еда в ресторанах, услуги таксиста, экскурсовода и прочее. Часто чаевые уже включены в счет, просто смотрите внимательнее. И без того высокие цены на все, с учетом чаевых становятся еще выше. Что поделать, многочисленные американские туристы приучили жителей острова к этому…

Сувениров на Арубе великое множество! Есть все, что только можно придумать и воплотить в виде магнитиков, брелоков, тарелочек, ложечек и прочей сувенирной всячины. Купальники, парео, сарафаны, футболки — везде будет залихватская надпись «Аруба» и уточнение, что это счастливый остров, который непременно надо любить. Торг почти неуместен. Да что там почти! Торговаться на Арубе не получилось даже у моего мужа, который прошел выучку у своей бабушки и умеет сбивать цену виртуозно. Арубанцы твердо стоят на своей цене, в диалог не вступают и уступать не желают даже цента, я уж не говорю о долларе. Может, поэтому особой ажиотации у сувенирных прилавков я не увидела. И продавцы, прикорнув в тени своих навесов, лениво подремывали, предаваясь любимейшему занятию — всепоглощающей лени…

Аруба. Апельсиновые сны...

Ну и вытекающая из разговора о деньгах тема шоппинга. Очень много брендовых магазинов в Ораньестаде, где цены ниже, чем в Европе или Америке. Народ увлеченно шопится, скупая все по два, по четыре, по шесть, по восемь. Золото-бриллианты-прочие каменья-часы тоже популярны у туристов и вроде бы цены лояльны, но ничего конкретного сказать не могу — я не люблю шоппинг во всех его видах, а посему и не участвую в аттракции…

— Дороги острова.

Аруба. Апельсиновые сны...

Дороги на Арубе самые обыкновенные, не плохие, не хорошие, часто грунтовые и иногда проложены по скалистому берегу. По обочинам мелькают бесконечные кактусы, из сменяют скалы или берег океана. Козы провожают всех проезжающих, выстроясь в почетный караул, да еще попугаи перелетают с ветки на ветку — яркие, желтые, солнечные. Иногда машина чиркает дном по огромным камням, но в принципе, все дороги вполне проходимы и лишь самую малость пыльные.

Для того, чтобы посмотреть все красоты острова, машину брать просто необходимо, общественный транспорт здесь возит только на пляжи. Ну или брать экскурсию, такси — иначе многое останется неувиденным.

— Ораньестад.

Аруба. Апельсиновые сны...

Столица острова и самый большой город Арубы — Ораньестад. Основали его голландцы, они же дали красивое имя — «Апельсиновый город» (или оранжевый, что сути не меняет).

Кто-то скажет, что имя городу дали в честь Вильгельма Оранского, первого из Оранской династии.

Кто-то поспорит, утверждая, что золото, непривычного оранжевого оттенка, было найдено неподалеку от города и подтолкнуло на мысль о названии.

Кто-то будет утверждать про апельсины, те самые, яркие, но горьковатые, подарившие миру ликер «Кюрасао».

Но любой арубанец скажет, что столица их острова называется Плайя, ставя жирную точку в споре. Почему они не жалуют красивое имя «Ораньестад» я так и не выяснила…

Не удалось мне и узнать, насколько город был оранжевым в 17 веке, но сейчас Ораньестад больше похож на домик для Барби или взбитые сливки на свадебном торте. Нежный розовый, сочный оранжевый, блеклый голубой, немножко выгоревшего лавандового и совсем чуть-чуть светлой мяты — основные цвета города, словно выцвели яркие краски под горячим карибским солнцем, а покрасить заново нет ни сил, ни энтузиазма.

Архитектура домов только добавляет сходства с тортиком: изящные колониальные детали, балкончики, резные ставенки, ажурные лесенки — словно кто-то решил сплести кружева и украсить ими город.

Аруба. Апельсиновые сны...

Гулять по главной улице, время от времени сворачивая на боковые и снова возвращаясь в центр — очень интересное времяпрепровождение. Путеводной нитью будут рельсы, проложенные по улицам Ораньестада и соединяющие достопримечательности.

Аруба. Апельсиновые сны...

Правда, чем дальше от туристических мест, тем меньше лоска на улицах, беднее дома и скучнее их окраска. Но у нас не было времени особо углубляться в дебри Ораньестада, так что сильно пугать вас ничем не буду. Да и не люблю я показывать негатив, не за тем обычно путешествую.

Для любителей погулять по музеям, в Ораньестаде есть много разных вариантов: исторический (доколумбовая эпоха и эра колонизации), археологический (все про жизнь араваков), геологический (история формирования острова) и нумизматический (монеты с затонувших кораблей). Кроме того, можно посмотреть церкви, стадион, башню и даже университет Арубы. Правда, для этого надо задержаться чуть больше, чем на один день.

Есть в Ораньестаде свой форт Зоутман, раньше защищавший город от пиратов и англичан и давший начало городу. Его можно и сейчас посмотреть, погуляв за его стенами и потрогав старинные пушки, сохранившиеся в целости и сохранности.

В бухте, за все время существования Арубы, затонуло больше двухсот кораблей и это тоже достопримечательность, правда невидимая и неосязаемая, передающаяся из уст в уста и заманивающая все новых и новых туристов. Найти их пока не удалось никому, но арубанцы убеждены, что корабли эти есть и хранят немало сокровищ. Не знаю, верить или сомневаться в правдивости этих слов, но на острове все время находится кто-то, кто активно ищет и корабли, и спрятанные в них сокровища.

Центр города — сплошной квартал магазинов, лавочек, ресторанов и прочих удовольствий для богатеньких туристов. Известные и очень дорогие марки представлены в изобилии и разнообразии. Кажется, что круизные туристы приплывают на Арубу исключительно с целью шопинга, скупая все, до чего дотянутся руки и снуют из магазина в магазин, увешавшись приятно раздувшимися пакетами.

Аруба. Апельсиновые сны...

Некоторые дамы с нашего корабля выглядели так, словно это был их последний день в жизни, который они могли посвятить поиску, примерке и покупке обновок.

Самый огромный торговый центр построен с видом на круизный порт, приглашая и намекая, что деньги можно оставить здесь, не утруждая ноги понапрасну.

Забрели мы туда в поисках бесплатного WI-FI, чтобы связаться с дитятком, ну и охладиться под кондиционерами — прохладный ветер, освежающий жару на просторах острова, в Ораньестаде вянет, запутавшись в домах, пальмах, улицах и совершенно перестает дарить прохладу.

Бесплатный интернет на Арубе я так и не нашла, вспомнив в который раз щедрый Кюрасао, но рождественскими елками полюбовалась — как ни крути, но под карибским солнцем привычные рождественские украшения смотрятся все-таки странно и неуместно, на мой взгляд.

Зато удалось полюбоваться чисто арубанской аттракцией, когда катер из холла отеля вывозит туристов на прогулку по заливу, заодно доставляя желающих понежиться на отдаленном пляже. Такого я пока еще нигде не видела и не удержалась от пары кадров, наглядно иллюстрирующих, что за деньги на Арубе можно получить все и даже немножко больше.

Аруба. Апельсиновые сны...

Почихав и покашляв от едкого керосинового дыма, оставленного шустрым катерком, мы пошли посмотреть, куда нырнуло плавсредство, вылетев пулей из отеля. Оказалось, искусственный канал прорыт прямо в залив, для удобства и зрелищности. Катерки стартуют часто, пользуются популярность и не страдают от отсутствия пассажиров. Я потом долго наблюдала с корабля за их передвижением по заливу.

Аруба. Апельсиновые сны...

Есть и еще одна симпатичная аттракция в Ораньестаде — трамвай. Придуман он был для доставки круизеров в центр города и пользуется заслуженной популярностью. Есть двухэтажный и одноэтажный вариант и на нем можно проехаться по основным достопримечательностям Ораньестада.

Очередь выстраивается в дни швартовки круизных судов, но рассасывается достаточно быстро. Почему я передумала кататься на этом трамвае, сейчас я объяснить не могу, хотя жизнь настаивала, подкидывая вариант и с двухэтажным и с одноэтажным. К тому времени накопилось многовато недоразумений с островом и я решила не усугублять, отправившись просто гулять, смотреть и остужать эмоции, переливающиеся через край.

Аруба. Апельсиновые сны...

Место остановки трамвая найти просто — знак «Holland Aruba» заметен издалека, а аккуратная очередь будет вторым ориентиром.

Гуляли мы от домика к домику, потому как «вон тот розовенький» хоть и красив, но «вот этот голубенький» казался еще лучше, не говоря уж о «симпатичном оранжевеньком» и так продолжалось очень долго, потому что Ораньестад действительно очень красивый и изящный город и мы неспешно добрели до места популярнейшего у всех туристов — знака «Я люблю Арубу».

Аруба. Апельсиновые сны...

Сфотографировать знак без туристов — задача почти невыполнимая, оккупируют его с двух сторон, просить переждать, пока ты сам целишься, бесполезно, а количество детей, ползающих от буквы к букве не поддается учету и пересчету. Пришлось проявлять чудеса ловкости и хитрости…

А вокруг знака пасутся кони, нормальные такие синие лошадки, в количестве нескольких штук. Смотрятся они, скажу так, несколько странно, но видно, что художник старался и в лошадках изумляет только цвет, впрочем, отлично сочетающийся и с небесами, и с Карибскими волнами. Лошадки тоже оккупированы желающим сфотографироваться «на фоне», но тут хоть переждать можно…

Аруба. Апельсиновые сны...

На весь Ораньестад, если не заходить в музеи и многочисленные магазины, времени много не нужно — час-два вполне хватит. Ну, а если вы не представляете путешествия без музеев, то вам и недели не хватит, а ведь еще и остров посмотреть хочется.

Аруба. Апельсиновые сны...

Про сам остров и все чудеса маленькой Арубы я расскажу подробнее в следующей части…