Турист Елена Блосфильд (blossfeldia)
Елена Блосфильд
был 5 ноября 2023 19:23

Бишкек, Ош, Каракол — Киргизия Май 2016
Южный бегег Иссык-Куля

Как началось наше путешествие по Средней Азии с дождливого киргизского города Ош и почему мы сразу рванули в непредсказуемый Таджикистан читайте в первой части. О том, как нас встретили в дружелюбном Узбекистане и почему мы так спешили уехать оттуда в прекрасную Киргизию, рассказано во второй части

На самом деле все эти три страны прекрасны, дружелюбны и непредсказуемы. Как, я полагаю, и другие страны Средней Азии, в которых я пока не была.

10 мая. Вечер. Мы у границы. Вернее, между границами. Конечно, перелезать через забор не стали. Зачем нагнетать и так напряженную обстановку. Мы, четверо россиян, переходим границу в неположенное время. Конечно, нас могли бы оставить торчать у ворот до утра. Но я достала свой новый фонарь, который освещает все вокруг (мне сказали, что это не налобный фонарь туриста, а фонарь шахтера) и посветила в темноту — в Киргизию… нас заметили! Пришли, проверили паспорта. Мы поплакались, что про разницу во времени не знали не ведали, и вообще первый раз здесь, прилетели в Ош и в Ош хотим вернуться (там кстати, пешком совсем близко — от границы до города). Не буду рассказывать долгую историю, но нас пропустили. Попутная машина подвезла нас до города, нашли по газете нам квартиру, привезли во двор. Хотя в хостеле были те же цены и условия лучше, друзья почему-то решили вспомнить дом и поселиться на одну ночь в трехкомнатной. Мальчики сбегали за едой в супермаркет, за пивом, потом мы разбрелись каждый по своим спальным местам…

Дождливый Ош

11 мая. Ош.

Утром обнаружилось, что воды нет. Да и ночью помыться удалось в холодной. И не всем. И не полностью… Еле-еле. Утром хозяйка прийти не спешила, и мы, выругавшись, пошли мыться на улицу — под дождь. Дождь лил как из ведра! Доброе утро, дождливый Ош! За все время, пока мы путешествовали по двум странам, здесь ничего не изменилось.

Для начала мы сходили покушали (в ресторане был прекрасный лагман и суперский умывальник с водой!). Потом погуляли по рынку (не понимаю, чего друзей тянет на рынки). Вернулись домой, сдали ключи хозяйке, оставили вещи у ее сестры и наконец пошли на священную гору Сулейман-Тоо, в музей, да и просто размяться…

Ош

Дождь немного стих, мы не спеша погуляли. Зашли в музей, пофотографировались, залезли, рискуя навернуться в грязь, в пещеры… На вершину горы ведет хорошая лестница с перилами, там находится мечеть «Тахты Сулайман», которую историки относят к правлению Бабура (взорвана в 1963 году и восстановлена по сохранившимся материалам в 1991 году). Там же стоит флаг Киргизии. У подножья горы находятся памятники архитектуры — мечеть «Рават-Абдуллахана», которая датируется XVI веком и была недавно восстановлена, и мавзолей Асафа ибн Бурхия XVIII века.

Мавзолей Асафа ибн Бурхия

Затем мы пообедали около мечети «Рават-Абдуллахана» и направились за вещами и на автовокзал. Накупили себе беляшей, самос, сосисок в тесте (в дорогу, так как ехать 12 часов). Из Ош в Бишкек ездят такси на 7 человек, едут либо днем, либо ночью — кому как нравится. Мы предпочли ехать ночью. Видов не видно -наверняка там красота неземная. Но все равно шел дождь… И мы решили забить на фотки… как оказалось, дождь был только в Оше — этот город притягивал водные стихии…

До автовокзала в Оше мы дошли пешком. Нашли машину, где не хватало как раз 4 пассажиров. И поехали.

Ночью остановились в ресторане, где, разумеется, покушали, потому что самосы и беляши закончились. А потом сделали «перестановку», то есть пересели немного в машине и… — как некстати! — машина сразу сломалась — колесо стало стучать. Водитель остановил во мраке в горах машину и полез искать причину поломки. Хорошо, что у меня был мой фонарь, иначе б он не увидел ничего… Тут мне вспомнилось, что, когда мы садись к нему в машину в Оше, он пошутил, сказав, что у него есть всё, кроме запасного колеса… И вот сюрприз!

Но в итоге колесо все же удалось починить, хотя я приготовилась ночевать в горах на перевале. Жаль, не пополнился мой опыт горных ночевок таким эпизодом. Мы погрузились в машину и водитель спросил нас: «Влажная салфетка есть?». Я дала ему салфетку, пошутив, что у меня всё есть, кроме запасного колеса. Его же шутка.

12 мая. Бишкек — Чолпон-Ата — Каракол

Утром часов в шесть приехали в Бишкек. Водитель хотел нас везти дальше, по Иссык-Кулю. Но мы отказались, решив воспользоваться автобусом. Покатались по городу от автовокзала до другого автовокзала (они почти рядом), и наконец, поторговавшись, заняли места в автобусе до города Чолпон-Ата.

Ураганом по Средней Азии. Часть 3. Прекрасный Кыргызстан
Залив и пляж на северном берегу Иссык куль.

Там уставшие, немытые, голодные, потащились со всеми вещами на пляж и немного искупались, отдохнули… Конечно, при таком темпе надо было бы сделать там остановку. Но время, как вы догадались, поджимало. И мы двинулись дальше, в город Каракол, почти на берегу Иссык-куля. В самом городе озера нет — только где-то на окраине. Зато есть горы! Что лучше гор?… Ну, вы знаете… да, да. именно.

Каракол. Вид с нашего балкона

От Каракола много разных пеших маршрутов разной длительности — для тех, кто хочет сходить с палаткой в горы. Мы для начала засели в ресторанчике в центре города и спросили там хозяйку, нет ли у кого квартиры для нас на пару дней (отмыться и выспаться). В итоге нашли несколько вариантов, один из которых мы и выбрали. Это была двухкомнатная между Дунганской мечетью и православным храмом.

Конечно, если бы мы остались в Чолпон-Ате, то съездили бы в Григорьевское и Семеновское ущелья на один день, но этот день выпал из плана, ввиду оооочень ограниченного количества дней! В другой раз…

13 мая. Каракол

Забыла рассказать, что в Самарканде мы встретили россиянина, земляка моих друзей, который приехал в Узбекистан из Киргизии. Он нам порекомендовал посетить уникальное место — горячие источники Алтын-Арашан. Сказал, что ни местные киргизы, ни гиды не знают что это и где. Ну, мы, конечно, решили туда съездить, тем более, что, «пожертвовав» ущельями и Чолпон-Атой, мы сэкономили день.

Дунганская мечеть в Караколе

И вот, с утра мы зашли в Дунганскую мечеть, построенную и украшенную в китайском стиле. Украшена цветами, виноградом, на крыше-пагоде висят «фонарики».

В интернете есть большая статья, посвященная культуре дунган и символизму в элементах декора этой мечети. Рекомендую ознакомиться перед посещением Каракола. Затем мы сели на автобус и доехали до санатория. И, обрадованные, что у санатория течет горячая вода, что указывало на источник, пошли искать его начало. Полдня пролазали по горам и тропкам, нафоткали много красоты, спускались (сократив путь) по обрыву к санаторию, но ванны с горячей водой (как описывал наш знакомый) не нашли. И пошли обратно.

На развилке дорог увидели дом и решили зайти спросить. Хозяин не только знал всё, но и на карте, висевшей на стене, показал нам, где находятся эти горячие источники. Оказалось, надо идти от развилки вдоль другой речки. И идти туда 4 часа пешком через перевал. В «Лонели Планет» упоминается об Алтын Арашан («Золотой источник») и даже есть карта, приблизительная, на английском… Что подразумевается под санаторием, источниками и Алтын Арашан — неясно, казалось бы, и то и другое — это и источники, и санаторий…

Дальше один друг из нашей компании отказался идти, сказав, что 4 часа туда и 4 часа обратно уже в потемках — это уж слишком. И ушел в Каракол. А мы втроем пошли искать то, не знаю что, туда, не знаю куда. Но сразу же после того, как закончилось село, нашли старенькую машину (музейный экспонат), у которой было все переделано, но она прекрасно ездила по горам, камням и рекам. И хозяин этого раритета предложил подвезти нас. Мы сразу же спросили о цене. Ехали примерно 2 часа. Медленно. Как машина ездит по огромным камням — для меня загадка.

Гора Палатка и турбаза около источников Алтын Арашан

Приехали в долину, окруженную снежными вершинами; вдали виднелась странная белая гора — называется Палатка. Потому что по форме на палатку похожа. Мы расплатились, поговорили немного с киргизами про турбазу, которую они строят, про санаторий и туризм, погладили кошку, и пошли пешочком к ваннам Алтын-Арашан.

Ураганом по Средней Азии. Часть 3. Прекрасный Кыргызстан
Первая ванна - у реки - "Замок" (наверху скульптура в виде замка-дворца)

Там три ванны — «замок», «лягушка» и что-то еще… не помню названия. Расположены они в нескольких десятках метров друг от друга, среди скал и леса, на высоте 2600 м. Туристов не было, мы заняли каждый свою ванну и наслаждались теплой водой…

Ураганом по Средней Азии. Часть 3. Прекрасный Кыргызстан
Алтын-Арашан. Вторая ванна - "лягушка"

Мы следили за временем — надо было еще засветло вернуться в Каракол. После купания перекусили захваченной с собой едой — пирожками и пивом.

Третья ванна - для альпинистов - пока недостроенная

Обратно пришлось идти пешком: машин не было. Навстречу попадались стада: овцы, козлы, бараны, лошади и коровы… За 4 часа дошли до села. Отказавшись от такси, мы доплелись до площади и там узнали, что уже поздно и автобусы в Каракол не ходят. И сторговались на такси. Доехали до православного храма и пошли в ресторанчик. После ужина зашли в супермаркет за киргизским коньяком «Кыргызстан» — продегустировать. Что и сделали вечером на кухне.

14 мая. Каракол — Бишкек

Утром сдали ключи хозяину квартиры, сели на маршрутку, и поехали по южному берегу Иссык-Куля. Там много красивых мест, но мы успели только съездить в ущелье Сказка, найденному не так давно.

Киньон Сказка

Необычные фигуры, похожие на башни и сказочных зверей, ровная песчаная дорожка. Хорошо, что не было дождя. Правда, я ушла сначала налево и пастух на горе крикнул мне, чтоб я лезла к нему. Друзья мои, измотанные мною и жарой, остались у так называемых «ворот» в ущелье. Я влезла на гору, хотя подниматься по крутому склону без тропинки было трудно.

Киньон Сказка

Пастух, который взбирается туда на своей лошади, рассказал мне где и что и показал другую тропинку — вниз, по гребню холма. Я спустилась, держась за ветки кустов, вниз, еле-еле, и оказалась на тропинке, ровной и песчаной. Это и был конец ущелья Сказка. И так я пришла к началу — к фигурам и башням замка, к странным камням… Я не знала, где мои друзья. Там же были и наши сумки, которые мы спрятали в кустах, чтобы не таскать с собой по жаре. И, к удивлению, я вышла к «воротам» — и там были друзья, недовольные и измученные.

Киньон Сказка

Пошли к трассе и все желающие могли искупаться в озере Иссык-куль еще раз. Как раз у входя в ущелье Сказка есть хороший дикий пляж.

Южный берег Иссык-куля

Затем мы поймали проходившую мимо маршрутку и вечером приехали в Бишкек. Одному из нас надо было уже завтра утром уезжать из Киргизии, а трое оставались еще на пару ночей. Поэтому мы разделились и заселились в разные места. Приличное жилье в Бишкеке дорогое, квартиру найти не удалось и мы поехали на Ошский рынок. Там нашли гостиницу. Хозяин нас спросил: вы днем уезжать будете или оставаться? Мы, конечно, сказали, что днем мы будем уезжать, и заселяемся только чтоб спать ночью в комнате, причем втроем в одну комнату. Хозяин не понял, как на двухместную кровать заселить троих, но комната большая и мы уломали его. Он позвонил матери и та разрешила. Просто мы вместо 800 рублей за комнату отдали 900 и все были довольны. Я спала на полу в спальнике, который мне одолжила подруга.

Мы купили разливного пива рядом с гостиницей и прекрасно отметили окончание нашей поездки, перед этим перекусив в мусульманском ресторанчике.

15 мая. Бишкек.

Рано утром мы отправились в нацпарк Ала-Арча. Красота там сказочная. От ворот парка идет асфальт, но топать пешком очень долго и мы поймали машину туда, и обратно тоже нас подвезли … не помню за сколько, но рублей за 200 на всех, скорее всего… Мы помнили хорошо таджикский урок: сразу договриватсья о цене и по несколько раз.

Ала-Арча

У входа в парк есть ресторан, отель, юрты и указатели, чтобы туристы не заблудились. Подниматься вверх к водопаду было легко. Навстречу попадались туристические группы киргизской молодежи… Но погода испортилась, как только мы дошли до водопада Ак-Сай.

Водопад Ак-Сай. А тучи с дождем все ниже и ближе

Появись тучи, а когда стали спускаться, как раз оказались в облаке и вымокли все насквозь. Спускались, поскальзываясь на мокрой почве, на тропинке, по которой стекали ручейки… Внизу хотели обсохнуть в гостинице, но нас не пустили, оправив в соседний ресторан.

А ресторан окапывали — экскаватор рыл траншею. Мы перепрыгивали через горы земли, балансировали на скользкой трубе над канавой, и потом сохли в ресторане, кушая лагман и что-то еще… Когда вышли из ресторана — оказалось, что экскаватор прорыл еще больше траншею вокруг окруженного забором ресторана. Словно ров вокруг замка. Как обойти траншею вдоль забора — было неясно. И мы наперегонки побежали вдоль канавы, стараясь успеть добежать до асфальта раньше, чем экскаватор окончательно отрежет нам путь к свободе… И успели, ловко уворачиваясь от движущегося ковша и от комьев земли…

Ала-Арча

Пошли обратно пешком, под моросящим дождем (все равно ж вымокли), отказавшись ехать за полторы тыщи до ворот на такси… но нас подвез микроавтобус до остановки — то есть до ворот парка. Там мы сели в маршрутку и к вечеру были в Бишкеке.

Пришли в гостиницу — и вот сюрприз. Выслушали жалобы от хозяина. За то, что мы ушли, не собрав вещи. «Мы днем на комнате тоже деньги зарабатываем», — сказал он. Конечно, он нас не предупредил. А оказалось, что комнату он нам сдавал только на ночь, а вот днем он ее сдавал другим людям — и брал с них почасовую оплату. Мы подозревали это, смотря на стол, рюмки, стаканы, искусственные цветы в вазе и прозрачную дверь в душе и туалете. Предупрежденные, мы на следующее утро собрали вещи и сдали их на хранение. И уехали на весь день гулять по городу.

16 мая. Бишкек

Выйдя утром из гостиницы и оказавшись на соседней улице, мы к удивлению своему увидели автобус до аэропорта. Друзья улетали сегодня, и автобус был кстати. Но, прежде чем улететь домой, им надо было купить сувениры и алкоголь в подарок. Позавчера, пока мы по Бишкеку искали отель, из окна автобуса заметили большой магазин. И сейчас решили найти его и затариться. Как раз наш путь шел в ту сторону. Мы быстро нашли этот супермаркет, потом прогулялись до Оперного театра, я купила билет на вечер на балет, на обед покушали шаурму, забрали вещи и отправились на остановку. Я попрощалась с друзьями, пожелала им хорошо долететь до Москвы и потом доехать на поезде до дома.

Остаток дня у меня прошел в прогулках по городу, по Чуй проспекту, к Вечному огню.

Бишкек. Вечный огонь

Тучи, которые собрались было, рассеялись, стало тепло и солнечно. Я пофотографировала город и засела в кафе за чашкой кофе и вай-фай. Потом еще прогулялась перед балетом — и к нужному часу была у театра.

Театр оперы и балета.

Обратно я шла пешком до гостиницы — всего лишь полчаса от центра до Ошского рынка. Бишкек ночью освещен не очень красиво. Даже главная площадь не сияет огнями, что меня разочаровало. А Чуй проспект местами вообще утопает в темноте: приходилось пробираться почти на ощупь.

В гостинице я забрала свои сумки у хозяйки и заселилась в ту же комнату, спросив, во сколько завтра мне выселяться.

17 мая. Бишкек.

В 9 утра у меня был чек-аут. Я зашла в мусульманскую кафешку покушать, затем пошла к автобусу. Пораньше приехала в аэропорт и засела там в Интернете. Вдруг ко мне подошла киргизская девушка и спросила, лечу ли я в Москву. Я сказала, что да. Она попросила передать в Москву свидетельство о рождении ее сестры. Такая ситуация, что ее сестра, россиянка теперь уже, потеряла паспорт. И чтобы его восстановить, нужно свидетельство о рождении — а оно в Киргизии. Ну я, конечно, согласилась передать. В Москве мы потом с той девушкой созвонились и встретились…

Вот так закончилось это путешествие. Интересно было посмотреть те страны, из которых люди приезжают к нам, в Россию, на заработки.