Турист Инна Морозова (Inna2355)
Инна Морозова
была 18 ноября 2022 13:51

Лондон, Англия — Великобритания Июль 2015

Так получилось, что в Лондоне я была раз в жизни и то проездом. И, конечно же, посчитала за грех не задержаться в Столице мира на пару дней. Тем более, что лондонская подруга по одному из форумов вызвалась показать если не весь город, то наиболее интересные его места. Главное, что я поняла в первый день - пиво в пабах вкусное. А вот второй день мы решили посвятить культурно-познавательному досугу и мой выбор пал на Стоунхендж.

Благодаря книгам Мэри Стюарт, Стоунхендж плотно связан в моем сознании с волшебником Мерлином и королем Артуром. И желание увидеть своими глазами мистический круг давно перешло в разряд навязчивых.

Проездом в Англии. Стоунхендж, Эйвбери и Гринвич

Входные билеты Лилия заказала по интернету заранее. Она же подарила мне книгу о Стоунхендже на английском языке. К сожалению я до нее еще не доросла, но уже стремлюсь.

Рассказывать о Стоунхендже дело неблагодарное. О нем известно всё и всем, поэтому сильно распространяться не стану. Гуляли мы самостоятельно, отказавшись от экскурсии и аудиогида. Хотя, судя по виденной в сувенирном магазине, литературе, аудиогит должен быть и на русском.

Осмотр начали с музея, на выходе из которого нас ждала деревня древних людей.

музей стоунхендж

Затем на автобусе доехали до каменного круга. Мне понравился пейзаж, который Лиля, уроженка Северного Казахстана, охарактеризовала как типично казахский.

Пока мы обходили висячие камни, погода успела поменяться раз пять, мы и под дождь попали и высохнуть успели.

Из-за невозможности подойти ближе и обилия туристов, британцы называют Стоунхендж «самой разочаровывающей достопримечательностью». Хотелось бы конечно пообщаться с духом Мерлина без свидетелей, но к сожалению это невозможно. Хотя и так неплохо получилось.

Проездом в Англии. Стоунхендж, Эйвбери и Гринвич

После Стоунхенджа меня ждал сюрприз. Мы поехали в Эйвбери (Avebury). Раньше я об этом месте не слышала и совершенно зря. Это небольшая деревня, рядом с которой находится крупнейший в Британии одноименный мегалитический комплекс времен позднего неолита. Как и знаменитый сосед, Эйвбери внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, хотя не так затоптан туристами.

Поездка по узким английским дорогам между живыми изгородями выше человеческого роста заняла примерно сорок минут. Сесть на переднее сиденье лилькиной малолитражки было моей большой ошибкой. Всю дорогу мозг мучительно пытался осознать правильность левостороннего движения и не взрываться визгом каждый раз, когда из-за поворота навстречу выезжала машина. Разок я все таки не выдержала и заорала при виде двухэтажного автобуса, несущегося на нас по узкому зеленому туннелю, а подруга не замедлила присоединиться. Напугав своим слаженным дуэтом водителя автобуса, спрашиваю: «А ты чего орешь?». «Страшно же» - отвечает.

Виды по дороге между Стоунхенджем и Эйвбери

На месте мы первым делом нашли местный паб, решив, что раз уж мегалиты стоят несколько тысячелетий, то еще пол часика подождут.

Проездом в Англии. Стоунхендж, Эйвбери и Гринвич

Мегалиты никуда не ушли, и мы пошли их осматривать и щупать. В отличие от Стоунхенджа вход здесь совершенно бесплатный и камни можно хоть на зуб пробовать. Туристов немного, в основном пенсионеры и семьи с детьми и собаками.

Проездом в Англии. Стоунхендж, Эйвбери и Гринвич

Как две истинные казахстанки, мы долго гадали, что же за животные пасутся вокруг камней, обозвав их «козами». Уже дома меня осенило, что так выглядят овцы, когда пасутся не в пыльной степи.

Позже выяснилось, что экскурсию мы начали с конца, хотя я не заметила особой разницы. Переставив машину на платную стоянку у входа на территорию комплекса, идем к музею. На стоянке нас снабдили картой и путеводителем. Помимо музея здесь есть ресторан, туалет и магазин.

Своими раскопками Эйвбери обязан археологу Александру Кейлеру (Alexander Keiller). Богатый шотландский наследник вел разгульный образ жизни, в первую мировую войну служил в морской авиации, а после войны увлекся археологией. Он выкупил Эйвбери с окрестностями и начал раскопки. А потом создал музей. В 1943 году Кейлер продал земли Национальному фонду объектов исторического интереса или природной красоты (National Trust for Places of Historic Interest or Natural Beauty) за мизерную сумму, фактически подарил.

Проездом в Англии. Стоунхендж, Эйвбери и Гринвич

Эйвбери состоит из нескольких кромлехов, а проще говоря, кольцевых сооружений. Внешний кромлех диаметром 420 метров представлял собой четырехметровый вал с примыкающим к нему изнутри рвом. Ров со временем засыпало землей, но в 1914 году его раскопали и выяснили, что на самом деле он вырублен в известняковой плите.

По внутреннему краю рва установлен внешний круг камней — сарсенов (sarsen). Также их называют камнями-сарацинами, хотя на самом деле это слово происходит от староанглийского «sar stan» — камень, мешающий при обработке земли. Внешний кромлех состоял из 100 сарсенов весом от 50 до 100 тонн. В настоящее время нетронутыми и на своих местах сохранилось 36 камней. Часть мегалитов упала и лежит под грунтом, часть была разрушена и увезена. Внутри большого круга было два малых кромлеха из больших по размеру камней. А внутри каждого из малых кромлехов стояли самые крупные камни.

Проездом в Англии. Стоунхендж, Эйвбери и Гринвич

Точное назначение Эйвбери не выяснено до сих пор. Все разгадки строятся на предположениях. Внутри кругов нет ни захоронений, ни иных следов пребывания древнего человека. Зато рядом есть курганы, захоронения и святилища. Так что пока самой достоверной кажется версия о древнем языческом капище или узилище для духов.

Каюсь, когда увидели изображение комплекса в музее, не удержались и (опять дуэтом) заорали «Сиськи!». Решив, что таким образом загадка Эйвбери разгадана, мы покинули музей и пошагали смотреть круги вживую.

С этим местом связано предание о цирюльнике из Эйвбери (Barber surgeon of Avebury). В 14 веке благочестивый цирюльник, традиционно совмещающий профессии брадобрея и хирурга, решил помочь местным жителям повалить и закопать в землю языческие камни, но был раздавлен первым же из них. Это предание оставалось местной легендой, пока в 1938 году камень не подняли и не нашли под ним скелет, ножницы, хирургические инструменты и монеты 14 века. Останки цирюльника были переданы в музей при Королевском хирургическом колледже и после Второй мировой считались утеряными. Но в 1998 году скелет нашли в запасниках и подвергли исследованию. Следов травматической смерти не обнаружили, однако возможность смерти от асфиксии при сдавлении грудной клетки не исключили.

Проездом в Англии. Стоунхендж, Эйвбери и Гринвич

Облазив остатки вала и рва, всласть пощупав камни разными частями тела, возвращаемся в Лондон. Напоследок Лиля решила показать мне свое любимое место — парк в Гринвиче. Нулевой меридиан был еще одной моей детской мечтой, так что здесь наши интересы опять совпали.

Белки в Гринвиче исполняют роль помоечников. Согласитесь, это очень мило.

Гринвич.

Проездом в Англии. Стоунхендж, Эйвбери и Гринвич

Обсерватория к сожалению уже была закрыта.

Нулевой меридиан.

Вид на Лондон.

Проездом в Англии. Стоунхендж, Эйвбери и Гринвич

Ну а на следующий день меня ждала большая любовь - Ирландия.