Турист Марина Федорова (FMarina)
Марина Федорова
была 24 марта 10:44

Стреза, Турин, Ноли — Италия Август 2016
Парк Валентино в Турине

Каждое наше путешествие начинает складываться задолго до отпуска, и чаще всего точкой начала отсчета становятся новогодние каникулы. За окном сугробы, рождественские морозы, колючий ветер, ранние сумерки, а в комнате мерцающая огоньками елка и свечи — о, как приятно при этом мечтать о солнечном итальянском лете, выбирать для посещения новые города и предвкушать встречу с ними! Как говорил Женя Лукашин: «У нас в семье есть традиция — каждый год 31 декабря мы ходим в баню в новогодние праздники мы покупаем билеты для летнего отпуска». Именно Аэрофлот в этом году зазывно подмигнул нам демократичными ценами, рекламными роликами и удобными стыковками в Шереметьево. Да и маршрут тоже определился легко и без каких-либо разногласий.

Первая наша остановка на 5 дней — Стреза на Лаго-Маджоре, вторые 5 дней в Турине и еще 5 дней морского побережья в маленьком городке Ноли, недалеко от Савоны. Логистически маршрут связался очень удобными короткими переездами по железной дороге, билеты на которые мы покупаем на сайте Трениталии и в электронном виде предъявляем контролерам. Так что уже в январе весь отпуск был расписан, оплачен, зарезервирован, распланирован, и потянулись долгие-долгие 6 месяцев. И чем дольше мы томились в ожидании — тем менее реальным стало казалось, что все задуманное осуществится.

Постоянно возникали непредвиденные события, которые ставили под сомнение возможность нашей поездки, и потому в июле путешествие нам казалось гораздо более невероятным, чем в январе. Потому когда в день отъезда рано утром мы приехали в аэропорт и услышали, что рейс задерживается на час, это нас даже не удивило, это было простое продолжение шестимесячной полосы препятствий. В голове пронеслось — стыковка 3 часа, успеем! Но через час рейс отложили еще на час, а потом еще на два, а потом и вовсе сообщили пренеприятное известие — самолет сломался по крупному, на вечер запрошен большой самолет из Москвы, чтобы объединить 2 рейса, багаж надо получить обратно, отель и еду всем предоставят, а после подтверждения заявки на большоой аэробус будут менять билеты, искать транзитные связки.

В надежде таки успеть на последний рейс из Москвы на Милан, который приземлялся в Мальпенса 22.25, мы связались с отелем и попросили «поздний заезд с трансфером». Но после того, как и объединенный рейс был задержан, меня охватило полное отчаяние, особенно когда в Москве навстречу нашему автобусу с пассажирами из приземлившегося лайнера прошелестел встречный с надписью «Милан», и в нем нас не было… А работники Шереметьево грудью встали перед нами и сообщили, что: «Никто никуда не летит, все транзиты (не только в Милан, у нас более половины самолета транзитников в страны Европы летело) улетели и вас отправят утром! И вообще, в Китае второй день тайфун, у нас в залах скопилось более 800 китайцев, на подходе еще 200, не уверены, разместим ли мы всех на ночь в отели — все под вопросом!». Сравнение с китайцами было явно не в нашу пользу. Россия нас не отпускала… И хотя часика через три полного погружения в российские реалии в здании аэропорта нас все же расселили и опять накормили, настроение было грустным, пришлось опять звонить в отель, объясняя «дефетто аэрэо» и «паджаменто гарантьямо», так как пришел час расплаты штрафной оплаты в случае незаезда в день бронирования. Сын мне по телефону кричал: «Мама, расслабься и получай удовольствие от приключений! Ты же в отпуске! Самолет сломался на земле! Все хорошо!»

В общем, ровно с опозданием на 24 часа мы прилетели в Милан, всего за час с небольшим добрались электричкой от Мальпенсы до Стрезы через Бусто Арсицио, хотя билеты пришлось купить заново. Как только мы оказались в Италии, вся эта нервотрепка с перелетом действительно стала казаться забавным приключением, а уж когда мы зашли в наш номер и, открыв дверь на балкон, увидели вот это… Этот вид с балкона был лучше всех наших мечт и ожиданий!

Дама, король, туз или отпуск в Италии 2016

Отель, в котором мы остановились в Стрезе назывался Hotel Royal. Он оказался очень милым и по-настоящему уютным домом для нас на оставшиеся четыре дня, с очень доброжелательным персоналом, который не просто посочувствовал нашему опозданию на сутки, но — внимание! — при отъезде вернул нам деньги за первые неиспользованные сутки, совершенно неожиданно, но чертовски приятно!

Для меня Стреза стала городом, в котором живут сказки, и это тоже не совсем ожидаемое впечатление, которое не покидало меня все эти дни. Сделав буквально несколько первых шагов по городу, я увидела это смешное дерево, с наклонившейся ветки которого на меня смотрели леший и кикиморы. Леший — он на переднем плане, а кикиморы за ним, правде ведь очень похоже?

Дама, король, туз или отпуск в Италии 2016

Да и само это дерево — нет, ну разве в реальной жизни такие растут?

А вот вам иллюстрация и к другой фантастической сказке про затерянный мир. Мне кажется, что в этом городе можно снимать художественные сказочные фильмы на любую тему.

Дама, король, туз или отпуск в Италии 2016

Вообще, в Стрезе растут вот какие-то необыкновенные деревья, под кроной некоторых из них можно укрыться от преследования злых гусей-лебедей, а другие готовы постелить путнику мягкую пушистую перину для отдыха, ветви третьих похожи на змеек-дракончиков…

А под такими живописными кронами можно устроить романтическое свидание на берегу.

Дама, король, туз или отпуск в Италии 2016

Да что деревья- и дома в Стрезе ничем не уступают природе-матушке, щедро одарившей город своей удивительной красотой. А потому как все должно быть прекрасно в таком месте — уж если природа сотворила сказку, то и люди эту сказку поддержали, развили и ничем не испортили наше первое впечатление. И этим ощущением волшебства навсегда запомнится мне этот город.

И даже львы в Стрезе не простые — а нарядившиеся и сделавшие маникюр!

Дама, король, туз или отпуск в Италии 2016

Конечно все это знают, но по законам жанра я все же должна упомянуть, что на Лаго-Маджоре есть три красивейших острова, принадлежавших семье Борромео: Изола-Мадре, Изола-Белла, Изола-дей-Пескатори, каждый из которых достоин отдельного рассказа. Но мне так хочется передать то наше настроение во время путешествия, что по две-три фотографии каждого не смогу удержаться, выложу. Самый фотогеничный на мой взгляд- это Пескатори, возможно именно потому, что именно на него утром, просыпаясь, и вечером, перед сном, я устремляла свой взгляд. Утром остров неспешно просыпался, сначала только первые несмелые золотистые лучи подсвечивали колокольню церкви Сан-Витторе, потом солнце разгоняло туман и раскрашивало Пескатори яркими сочными красками, в воздухе начинал витать аппетитный запах рыбных деликатесов. А вечером остров загадочно мерцал фонариками, свет от которых, отражаясь в водном зеркале Лаго-Маджоре, настраивал нас на романтический вечер.

Романтики добавлял и еще один волшебный домик под нашим балконом, у которого даже появилось имя, я его назвала «Такойжехочу»

Дама, король, туз или отпуск в Италии 2016

Собственно и само «содержание» такого вечер — прошуто аля Парма, дыня канталупа, сыр «Филадельфия» и вино. Беспройгрышный вариант отличного недорогого ужина, когда ноги уже не несут тебя в ресторан.

Каждое утро эти сумасшедше красивые рассветы на Лаго-Маджоре дарили нам радость и заряжали энергией на весь день.

Дама, король, туз или отпуск в Италии 2016

Изола-Мадре. Внешне остров не выглядит так эффектно, как два других. Но парк!!! Я так и не смогла определить для себя, какой из этих двух парков мне ближе по духу- Изола-Белла или Изола-Мадре?

Парк на Мадре более естесственный, там ходишь и рассматриваешь сами деревья. Например вот этот дланевидный клен с ажурными нежными листочками.

и вообще- гуляют там животные невиданной красы…

А остров Изола-Белла внешне очень импозантен, с какой стороны на него не посмотри.

Дама, король, туз или отпуск в Италии 2016

На Изола-Белла мы посетили и дворец и в саду погуляли — там использован совершенно другой принцип садово-паркового ансамбля, но неизменно одно- удивительная гармония. Нижний — английский сад. Итальянские висячие сады в стиле барокко. Единорог- геральдический символ семьи Борромео.

Целый один раз за эти дни Стреза попугала нас дождиком, хотя и ненадолго. Тем не менее это расстроило немного наши планы, но мы собрались с духом и все же выполнили намеченную на этот день программу. А по дороге даже сказали спасибо дождику за то, что он помог сделать нам дополнительные кадры интерьеров нашего отеля и разнообразил фотографии окружающей природы.

Дама, король, туз или отпуск в Италии 2016

Продолжением в сказочно- волшебную историю стала наша короткая экскурсия на виллу Паллавичино, как и положено, на практически игрушечном паровозике из детства, мы поехали пообщаться с братьями нашими меньшими. И опять обнаружили шикарный экземпляр дерева с корнями, ствол которого напоминал огромную куриную лапу под избушкой Бабы Яги.

А от общения с «местными жителями» виллы мы вообще были в восторге. Ламы, тибетские козочки, барашки и пятнистые лани были доверчивы и открыты для диалога.

Что мы успели за четыре дня в Стрезе — городе, который стал «Дамой нашего сердца»? На острова мы потратили два дня. Пусть неполных, но мы не торопились (особенно когда поняли, что подъемник на Моттароне на ремонте и не работает). Один день мы потратила- полдня на виллу Паллавичино и полдня на озеро Орта. Один день мы полностью посвятили самой Стрезе и немного успели поплавать в бассейне отеля. Во время дождика успели пофотографировать сам отель. Ох, лучше сказать, чего мы не успели… Мы не смогли подняться на Моттароне. Мы не поехали на Лаго-Маджоре экспресс из-за опоздания на сутки. Мы не погуляли по Бавено, не доехали до Ароны. а еще оказалось, что есть экскурсия на гору Монте Роза, это я перед отъездом только узнала. ну и не были на вилле Таранто, в монастыре Санта Катарина… Список неохваченного значительно превысил список осуществленного.

Дама, король, туз или отпуск в Италии 2016

«Огласите весь список, пожалста»… — кадр для тех, кто только планирует поездку на Лаго Маджоре!

Да, как не крути, а времени на все у нас не хватило… Но главное, что все же состоялась поездка на озеро Орта и остров Сан Джулио, и это путешествие тоже заслуживает отдельного рассказа, и он будет-будет, обещаю! А городок Сан Джулио Орта не менее очарователен, чем Стреза. Не бойтесь выделить денек (полдня все же маловато) на поездку, дорога переносится легко, автобус ходит три раза в день от центрального парка Стрезы, оттуда же отправляется и игрушечный паровозик на виллу Паллавичино.

Дама, король, туз или отпуск в Италии 2016

Пришло время и мы попрощались с нашей полюбившейся Дамой и отправились на поезде в Турин, картины за окном были прекрасны, но стекла в вагоне…. оставляли желать лучшего. Да и скорость у поезда 290–300 км/час

Дама, король, туз или отпуск в Италии 2016

Муж фотографировал пейзажи, а я всю дорогу грустила по Стрезе, мне совсем не думалось о другом городе, хотелось отменить отель в Турине и еще 5 дней пожить на берегу Лаго-Маджоре. И пока мы ехали на такси до отеля, я все еще мысленно было там, и даже совсем без энтузиазма пошла знакомиться с Турином, прошла сто метров от отеля и — наконец-то! — подняла глаза.

Так задолго планируя эту поездку, я почему-то совсем не отметила для себя тот факт, что рядом с нашим отелем находится Дуомо, в котором хранится Туринская Плащаница. Можно долго рассуждать о том, насколько признаваема эта реликвия официально Ватиканом, и Христос ли был завернут в нее… Я сейчас хочу рассказать только про себя — я зашла в Дуомо посмотреть собор и увидеть копию Плащаницы, совершенно спокойно подошла к реликвиуму, где она хранится и выставлена ее копия, и вообще я далеко не самый истинно верующий человек. Внезапно всю меня охватила трепетная дрожь, сердце прыгнуло в каком то отчаянии, сострадании, рыдания подступали к горлу и захотелось закричать в голос, чтобы выплеснуть душевную боль, коленки предательски подкашивались, я быстренько опустилась на лавочку, пытаясь привести себя в чувство, чтобы подавить такие нелепые проявления эмоций. Даже шаг в сторону сделать у меня не было сил, а муж ходил, увлеченно фотографировал и я понимала, что он даже не предполагает, что происходит со мной, этот поток неподвластной мне энергетики прошел через меня и оставил с одной стороны меня совершенно обессиленной, а с другой — в душе вдруг появилось умиротворение и легкость. Не знаю что это было, испытывал ли кто-нибудь что-то подобное в этом месте, видимо про такие моменты и говорят: мистика какая-то. Так что Турин начался для меня непредсказуемо мистически, влюбил в себя не с первого, но со второго шага, и очень накрепко.

Дама, король, туз или отпуск в Италии 2016

Опять же, в этом обзорном рассказе о нашей поездке мне не хочется повторять общеизвестные факты, но в качестве какого-то обобщения к фотографиям требуется это сделать… Символом Torino является бычок, изображения которого мы видели на каждом шагу — будь то колонки для питьевой воды, тумбы для уличных фонарей или плитка на тротуаре. Но пять туринских бычков на площади перед Королевским дворцом, в первую секунду показавшиеся нам нелепыми, уже со второй секунды вызвали умиление и веселый смех. И мы нежно их полюбили, каждого бычка со своим характерным выражением морды, а в силу расположения нашего отеля за этим самым королевским дворцом, каждое утро они нас встречали на нашем «маршруте дня», а вечером в сумерках ожидали нашего возвращения в очень-очень понравившийся отель Santo Stefano. И мы здоровались с ними, а потом делились своими впечатлениями.

Дама, король, туз или отпуск в Италии 2016

Следующий факт о неитальянских прямых и широких улицах Турина просто требовал хоть маленького, но опровержения, и мы его искали, не жалея наших ног (потому как самое большое удовольствие я получаю в отпуске еще и оттого, что хожу пешком). Безусловно, сначала ничего не получалось: виа Рома, виа Гаррибальди, виа По…

Дама, король, туз или отпуск в Италии 2016

Но вот же она, мы ее нашли, узенькую и слегка извилистую итальянскую улочку, название которой кануло где-то в потоке фотографий, разберу все и найду видимо позже, когда это будет не так актуально…

Дама, король, туз или отпуск в Италии 2016

Посмотреть на Турин сверху у нас получилось целых два раза- с башни Mole Antonelliana и с холма, на которой стоит Базилика Суперга. Честно — я сама предпочитаю фотографии о городе на «нижнем ярусе», но традиционно каждый город снимается сверху, потому на этом прозрачном лифте мы взлетели под самый купол, простояв минут тридцать в единственной в Турине очереди. Между прочим, Турин приятно поразил еще и отсутствием огромных туристических толп, характерных для Рима и Флоренции, хотя мы и понимали что это говорит о меньшей популярности города, причем незаслуженно совершенно. А полное отсутствие туристической литературы и даже карты города на русском языке нас прилично напрягло, заставив мозг напряженно лавировать между школьным немецким и слабым итальянским….

Пересказывю наш «подневный» маршрутный путь:

— первый неполный день по приезду -Кафедральный собор Иоанна Крестителя, или Дуомо, церковь Сан-Лоренцо, пешеходная прогулка по виа По, площадь Витторио Венето и церковь Богоматери.

— второй день прогулка по виа Рома, площадь Сан Карло и музей Египта (полдня), после обеда подъем на Моле Антонеллиана и посещение музея кино

— на третий лень подьем и осмотр Базилики Суперга, дворец и парк Валентино, средневековая деревушка, неработающий (на реставрации) фонтан 12 месяцев.

— четвертый день был посвящен церквям Турина: Базилика делла Консолата, Базилика святой Марии Вспомоществования, церкви Санта Кристина и Сан Карло, еще много неожиданно возникающих на каждом шагу церквей, и даже церковь, которую отдали беженцам из Африки, а там как раз шла проповедь как у них водится с музыкой и танцами. Площади Сольферино и Статуто с памятникми и фонтанами, контрада Кринолинов, местный продуктовый рынок и вообще красивейшие улицы, потрясающая архитектура, голова кругом…

— в последний день посетили Королевский дворец, галерею Сабауда, королевскую Оружейную палату, потом Палаццо Мадама и городской музей античного искусства, выставку фарфора и еще пробежка по виа Рома, Гприбальди, По. Выполнили почти все из намеченного, хотя можно бы было уплотниться и выполнить совсем все.

Внутреннее убранство Палаццо Реале превзошло все прежние понятия о «роскоши», даже Линдхоф с его золотым наполнением остался далеко позади.

Дама, король, туз или отпуск в Италии 2016

Из музея оружия мужа вытаскивала практически силой. Картины в галерее Сабауда произвели не меньшее впечатление, чем во Флоренции, пусть авторы их далеко не так знамениты (а мне и вообще некоторые неизвестны), но у меня было время вглядеться в эти полотна и оценить их без признанного описания авторитетными источниками.

Эта любимая фотография мужа, в последний вечер на закатном солце церкви-близнецы смотрелись особенно фотогенично. Иначе говоря, история о том, как последний кадр переплюнул все кадры этого места предыдущих утренних и дневных съемок.

Дама, король, туз или отпуск в Италии 2016

Каждый вечер мы бродили по Турину, выбирая уютные небольшие кафе под звуки музыки уличных исполнителей, жизнь была прекрасна. Небольшие приключения добавляли ей пикантности. В один из вечеров мы умудрились устроить небольшой пожар-(чик) в кафе — на маленьком столике в ведерке с холодной водой стояло эксклюзивное пиво, мужу захотелось, отменная рыба на тарелках и традиционная свеча в бокале, а так же хлебная тарелка- хлебцы в соломенной корзиночке на салфеточке, собственно эта салфеточка и вспыхнула из-за близости свечи. Пока муж отодвигал тарелки, корзинки, пытаясь все это разрулить-потушить, запахло печеным хлебом и загорелась соломенная корзиночка. Мальчик- официант прибежал со всех ног, бросил корзину-факел на пол (хорош, что на улице дело было) и пытался затоптать этот костер своими лакированными ботинками, а огонь не очень-то хотел сдаваться и огрызался. Удивительно, что все участники при этом весело хохотали и юморили, за что конечно чаевых мы мальчику не пожалели. Но на следующий вечер, а нас опять потянуло туда, где накануне мы взяли на закуску такие баклажанчики под сыром «uno per due»- мммм…, ну и теперь хотели полностью два блюда, каждому по своей порции, так вот мальчик весело забрал бокал со свечой с нашего стола и сказал по итальянски типа «от греха подальше». Фонарики конечно горели и темно не было, но было явно менее романтично и, собственно, вот так это кафе лишилось и чаевых и двух посетителей на следующие три дня.

А отправляясь на виллу Валентино мы умудрились просидеть почти час на автобусной остановке в ожидании трамвая Вместо того, чтобы внимательно посмотреть на карту и разобраться, что цвет у цифры 7 явно отличается от цвета цифр 30 и 56, я этой картой прикрывала голову от солнечного удара. Прозрение наступило после того, как мне стало все равно — с картой на голове или без нее я получу этот удар. Повеселились, пошли за угол в тенечек, и сразу подошел трамвай номер 7, а жизнь опять наладилась. Парк виллы произвел очередное неизгладимое впечатление, так как даже любуясь на улицах города великолепной архитектурой, мы успели соскучиться по зелени. А вот средневековый город не впечатлил, или правильнее будет сказать — интересно, но… искусственно, сразу понимаешь, что это просто «иллюстрация»

Об отношении к собакам в Италии хочется писать тоже отдельный трактат, или сделать блог на эту тему, потому как это удивительно и трогательно.

Турин грандиозен и величественен, ведь недаром это город королей савойской династии, первая столица объединенной Италии и для нас ассоциация Турин-Король однозначна. Так же как Рим у меня всегда ассоциируется с Папой.

Вот до того нам было комфортно, уютно и интересно в Турине, что уезжать не хотелось опять никуда… Где-то ждало нас море, а мы еще и не попрощавшись с Турином, начали по нему скучать… В последний вечер я неожиданно вспомнила о шопинге, понимая, что на берегу моря в небольшой деревушке подарочки семье можно и не найти… Но шопинг в этом году не сложился- в последний вечер на виа Рома цены были потрясающе «хороши», но при этом хороши были и вещи. А там, где нас привлекали цены — вещи не привлекали совсем. Средний сегмент не случился, более того шопинг продолжался всего 1,5 часа, так как трудовой день в магазинах Турина заканчивается строго в 20.00, в 19.50 ко мне подошла продавец и вежливо попросила определиться с выбором и придти к ним «завтра». Завтра…. этого у меня в Турине уже не было.

Завтра был маленький городок Ноли, рядом с таким же небольшим городком Спотторно, и домашний, душевный отель Miramare, а из окон нашего номера вид был опять потрясающе шикарный.

Дама, король, туз или отпуск в Италии 2016

Изначально идея для Ноли была некреативна — поваляться на песочке, поплавать в море и зарядится солнечной энергией на нашу холодную снежную зиму. Потом полез креатив- рядом была Франция, Монте-Карло и городок в горах Дольчеакуа, Генуя опять же не возражала быть посещенной еще раз. Провалившийся шопинг и отсутствие детям и внучке презентиков тоже ждали своего часа. Но как быть красивой и умной одновременно при таком фотораскладе?

А собственно говоря — никак. В этот раз все решили не мы, вернее мы то хотели решить по-своему и взяли билеты до Вентимильи, но взяли их на 15 августа. а ведь все посещавшие Италию хотя бы раз знают, это не тот день, это Феррагосто!!! Но 14 августа было тоже ни то ни се — воскресенье и мы рискнули на 15… При этом славно оставили паспорта в отеле, местный поезд задержался на минут 40, тащился медленно и неспешно вдоль побережья, в Вентимилье, вспомнив про паспорта, мы не стали брать билеты до Монте-Карло, а побежали искать остановку на Дольчеакуа, это место (остановка) было ничем не примечательно, кроме листа бумаги формата А-4 с расписанием автобусов на Сан-Ремо и Дольчеакуа. До следующего автобуса было более часа, но надо было найти табачерию с билетами, а практически на всех магазинах красовалась радостная табличка «Сегодня феррагосто, приходите 16» Мы не сдавались и нашли билеты, купив сразу andate-ritorno, и бегом побежали обратно. Автобуса не было. Ни сейчас, ни через час. Следующий по расписанию так же не пришел. Люди на остановку подходили, и уезжали на автобусах в Сан-Ремо, которые исправно по расписанию приходили и отходили. Вспомнился Турин и карта на голове… Мы стали очччень внимательно изучать расписание… Внизу меленько-меленько был нарисован кружочек, который стоял около времени отправления автобусов на Дольчеакуа и надпись гласила — кроме выходных дней. Кроме выходных, а 15 августа не просто выходной…. Муж мне: «А я говорил, говорил, говорил! А ты — Дольчеакуа, Дольчеакуа!» Я мужу: «А кто про паспорта не подумал, если все знал!» В общем, ни тебе моря, ни тебе путешествия… Потому воспоминания о Ноли для нас остались именно такими — релаксирующе изысканными, и лениво-валяльными.

Дама, король, туз или отпуск в Италии 2016

Да, и вот здесь был туристер, ликвидируя последствия обезвоживания организма после принятия солнечных процедур и восстанавливая уставшие после пробежек по Стрезе и Турину ноги.

Дама, король, туз или отпуск в Италии 2016

Подробно описать каждый пункт нашей программы обязуюсь!