Турист Елена Блосфильд (blossfeldia)
Елена Блосфильд
был 5 ноября 2023 19:23

Самарканд, Шахрисабз, Бухара, Хива — Узбекистан Май 2016
Внутри усыпальницы Тимуридов (Самарканд)

7 мая. Самарканд (продолжение)

Начало рассказа здесь — о том, как мы попали в Самарканд из Душанбе.

Южный Узбекистан

…Мы долго кружили на машине в потемках по улочкам Самарканда, спрашивая о наличии мест в отелях и о ценах. В итоге приехали в последний по маршруту отель — туда, куда я и говорила таксисту — согласно «Лонели планет». Этот путеводитель хоть и устаревший, но пользоваться можно, но осторожно… Таксист нас не отпускал, пока мы не пришли в этот отель и не сказали ему уезжать, мол, мы в старом городе, сами что-нибудь найдем. По внешнему виду отеля, по интерьеру обычно мы уже угадываем цену за номер. Редко ошибаемся. Так и здесь. Интерьер впечатлял. И говорит о том, что дешевого жилья здесь нет. Это не вагончик в Душанбе! Это хороший отель, с завтраком, с гостиной-столовой (где можно устроить фотосессию, побить боксерскую грушу)… Называется отель «Bahodir».

Наш отель в центре Самарканда

Стали торговаться… Позвонили хозяину отеля (было уже поздно, и он дома наверное уже спал)… Пришел хозяин отеля, мы продолжили торговаться. И на английском и на русском… Сторговались в итоге за последнюю — приемлемую нам цену. Ночью бродить по городу, полном туристов, не хотелось. Нам дали комнату на 4 человек. Предложили бесплатно попить чай с мёдом и печеньем… Конечно, мы не могли отказаться. Затем пошли в свою комнату выпить по рюмочке таджикского коньячка…

В Узбекистане с регистрацией обстоит так. Нужно собирать талончики от отелей. Есть определенная форма, но не строгая. Размер — с визитную карточку. Могут дать и на русском языке талончик с указанием названия отеля, имени, номера паспорта, даты прибытия и убытия… А могут дать талончик на английском. Это не имеет значения. Но все талончики из отелей надо беречь как зеницу ока и на КПП (если пересекаешь в Узбекистане границы районов) при слове «регистрация» показывать вместе с паспортом. Где-то проверяют, останавливая машины, а где-то нет…

Кстати. Еще в Киргизии, когда мы ехали в Таджикистан, таксист нам что-то говорил про то, что на границе надо давать взятки на обеих сторонах… может, не взятки, а какие-то законные поборы… Мы за все время этой поездки никаких взяток нигде не давали. И никто у нас денег на границе не просил. Как, впрочем, и вообще за всю жизнь не было ни одного случая у меня, чтобы на границе где-то кто-то просил какие-то деньги… Может быть, таксист имел в виду, если границу пересекает машина другого государства, то наверное водитель платит за машину… Такое иногда бывает. Я не в курсе, потому что езжу не на машине, а пешком. И такси и автобус стараюсь брать только до границы.

Самарканд

8 мая. Самарканд. Шахрисабз.

С раннего утра мы проснулись. По будильнику. Завтрака нам не полагалось, потому что мы сторговались на самую низкую цену… Не помню, что мы кушали, но у нас всегда накапливалось какое-то количество еды, хлеба, фруктов, шоколадок, пакетиков с кашами (взяли из дома)… и мы кушали это, когда нечего больше было поесть… Поэтому, быстро собравшись, мы отправились на утренний осмотр Самарканда. Конечно, лучше посвятить весь день этому удивительно красивому, приятному городу, дружелюбному, теплому, древнему и одновременно современному… Но у нас было мало времени.

Самарканд

Мы сразу пошли на площадь Регистан — это как бы визитная карточка Самарканда. Масштабы впечатляют! Только по площади бродить можно половину дня! Но, взглянув на ценник в кассе, мы решили не ходить в мечети и медресе, а промчаться по городу галопом. Что мы и сделали. Но девушка около одного здания нас так зазывала, говоря что здесь вход стоит недорого, всего 50 рублей (в переводе на российские деньги) — что мы пошли. Втроем. Четвертый наш друг и товарищ сказал, что не интересно ему. Ну, что ж…

Ураганом по Средней Азии. Часть 2. Дружелюбный Узбекистан
Самарканд. С виду невзрачная усыпальница. На самом деле это Мавзолей Аксарай — мемориально-культовое сооружение XV в., усыпальница самаркандских Тимуридов

Зашли мы в мавзолей Аксарай — усыпальницу Тимуридов, снаружи без украшений, невзрачную (я бы и не заметила ее и не подумала бы, кто там похоронен…) — а внутри оказалась красота необыкновенная!

Ураганом по Средней Азии. Часть 2. Дружелюбный Узбекистан
Самарканд. Внутри мавзолея Аксарай. В стене на белом отсутствует штукатурка. чтобы видно было старинную роспись - до реставрации

Спустились и в подземное помещение мавзолея…

Самарканд. Мавзолей Аксарай. Могилы Тимуридов в подземелье

Сейчас активно ведется реставрация архитектурных памятников в Узбекистане, так что с каждым годом красоты прибавляется…

Далее мы прогулялись до рынка, по пути посмотрев снаружи (увы!) мечети и мавзолеи… Друзья заходили во все сувенирные магазинчики, зависая там подолгу… Но время пока было. Затем мы поехали на вокзал покупать билеты на сегодня.

Самарканд. Мечеть Биби-Ханым

Есть такой ночной поезд: Ташкент — Бухара. Отправление из Самарканда в 02:38. Прибытие в Бухару в 07:01. Едет он 4 ч. 23 мин. Мы купили билеты на этот поезд. Он напоминает поезд Симферополь — Севастополь. Как бы с лежачими местами, плацкарт, но билеты продаются как на сидячие. То есть спальных мест (верхних полок) может не достаться, и, конечно, если в Крыму этот поезд курсирует днем, то в Узбекистане он ездит и ночью. Конечно, в поезде есть и плацкарт, и купе… Ну, а что… мы хотели самые дешевые места, нам и продали сидячие…

Так как времени еще было полно, мы взяли такси в Шахрисабз — город, основанный более 2700 лет назад. Таксист договорился с нами, что подождет и отвезет обратно…

Шахрисабз

Шахрисабз известен как родина Тамерлана (Тимура) , в XIV — начале XV вв. являлся его резиденцией. По приказу Тимура в Шахрисабзе был построен дворец Ак-Сарай, от которого сохранились руины… В переводе название города означает «зеленый город». И действительно, вместе с реставрацией недавно здесь посадили деревья, которые сейчас еще привязаны к палочкам, но через пару лет вырастут, а потом полностью скроют в своей тени аллеи, которые сейчас только-только покрылись плиткой…

Шахрисабз. Ворота со стороны города

Мы прогулялись к огромным воротам, вернее к тому, что от них осталось, прошлись по парку, пофотографировались с фонтанами и с местными людьми, дошли до конца, зашли в мечети, но внутри они пустые — не отреставрированы пока… А на обратном пути нас пригласили в художественную мастерскую. Картины там суперские, жаль, не было лишней сотни долларов… Зато нам показали макет (это была дипломная работа) ворот. Такими, какими они были давным-давно…

Шахрисабз. Модель ворот в художественной мастерской, воссозданная по древним описаниям и рисункам

Путь в Шахрисабз и обратно проходит через перевал, по живописной горной дороге… Вчера мы по ней ехали от границы в Самарканд, но было уже темно и почти ничего не видно…

Вид с перевала. В долине - Шахрисабз. Позади - Самарканд

Таксист рассказал нам, что в этом районе есть национальное блюдо — самое вкусное во всем Узбекистане. Поэтому многие узбеки специально приезжают в эту провинцию полакомиться, особенно в выходные. Мы пожелали попробовать (приближалось время ужина). И он показал нам, как на дороге стоит (не знаю, как это правильно назвать) кухня, где жарится ягненок. Потом этот ягненок разделывается на куски и продается на вес. Мы подождали, пока мясо прожарится, нас угостили чаем, затем купили килограмм… (я бы съела и больше 250 граммов)… Нам упаковали в пакет с собой.

К вечеру мы приехали в Самарканд, выгрузились из такси вместе с рюкзаками около площади Регистан. Скамеечку свободную уже найти было нереально — и мы сели прямо на газон, стараясь не сесть на железную трубку, из которой происходит полив газона… Местные ходили мимо и смотрели на нас. Меня мучил вопрос: а можно ли сидеть на газоне, а то возомнили себя европейцами… Полиции не было. Мы быстро съели ягненка, вытерлись влажными салфетками и ушли в супермаркет, чтобы купить что-нибудь себе в дорогу — поесть…

Остаток вечера и начало ночи мы провели на вокзале, стараясь уснуть. Наш поезд, к великому нашему огорчению, опаздывал. Мы часто бегали в справочную и спрашивали, показывая билеты: где наш поезд???!!!.. Нам говорили: ждите. А мы нервничали.

Наконец поезд пришел — и все помчались к нему. Полки были в основном заняты. Но мы кое-как разместили свои тела. Мальчики уступили лежачие полки девочкам… Я сразу уснула и поспала два часа. Потом пошла в туалет, и на свободную полку пошел другой человек из нашей команды — чтобы тоже поспать два часа.

9 мая. Бухара — Хива

Утром мы вышли в прекрасный солнечный радостный город Бухару в помятом, уставшем и мрачном виде. Было жарко даже утром. Бухара — самый жаркий город в стране. Но мы приехали не в сам город, а в пригород, на жд-станцию. Я знала, в чем подвох. И знала, как доехать до Бухары (перед каждой поездкой я внимательно изучаю карты, чтобы знать местность не хуже местного жителя). Таксисты обступили нас — но мы твердо и уверенно шли к автобусу. Так мы быстро доехали до города. А вот там пришлось взять такси, хотя идти было полчаса с заходом в местные достопримечательности.

Бухара. Ляби-хауз

На такси доехали в Ляби-хауз, хотя до него есть еще знаменитая четырехминаретная мечеть… Погуляли. Посмотрели, пофоткали… Поменяли деньги. хотя в Бухаре менять невыгодно: много туристов, поэтому курс плохой и часто недодают, то есть обманывают — надо внимательно считать узбекские пачки денег, ибо стараются дать мелкими банкнотами, особенно с утра, когда турист после почти бессонной ночи считать не в состоянии.

Бухара. Пои Калян

Все входы везде платные. То, что можно было осмотреть бесплатно, мы осмотрели. В знаменитую крепость Арк не ходили — дорого.

Крепость Арк в Бухаре

Сразу поехали на автовокзал (на местном автобусе). Узбеки всегда подскажут, что где, всегда помогут найти нужный автобус и нужную остановку…

Конечно, Бухара — очень большой город, вернее, в нем много интересных мест. Там бродят толпы туристов… И, наверное, лучше приехать туда зимой… Бухара заслуживает тщательного и внимательного изучения. Туда надо ехать на полный день. А лучше на два. Чтобы обойти все платные достопримечательности, прочувствовать неспешное течение древнего восточного города.

Бухара

Доехав до автовокзала, оказалось, что маршрутки и такси до Хивы находятся не тут. А чуть далее. Мы вышли на трассу в пустыне… Нашли автовокзал — вернее, стоянку такси… Таксисты ни за что не хотели торговаться и даже показывали свою агрессию, так как мы пытались сбить цену — и это их почему-то напрягало. Туристов кроме нас не было. Недалеко мной был замечен огромный автобус «Бухара-Ташкент»… В принципе, можно было бы попробовать автостопом… Но в итоге кто-то из таксистов любезно согласился нас подвезти до Хивы, а не оставлять в песках под палящим солнцем. Мы затарились самосами, беляшами и водой… И поехали.

Ехали примерно часов пять до Ургенча. Мы попросили остановить ненадолго у вокзала, чтобы купить билеты на поезд на завтра до Ташкента. «Касса закрыта», — сказал водитель, указывая на закрытые двери. Действительно, время было позднее, солнце уже коснулось горизонта. Но моя подруга не растерялась и пошла всё разузнать. Оказалось, что двери были не заперты и касса работала.

(Кстати, из Бухары тоже идёт поезд в Ургенч, но в неудобное время…)

Мы купили билеты до Ташкента и поехали с таксистом дальше — в Хиву. Кода он нас высадил около западных ворот, почти совсем стемнело. Я порывалась проникнуть внутрь крепостных стен Ичан-Кала, чтобы искать там отель, согласно «Лонели ланет». Но тут к нам подошел молодой человек и предложил свой отель. Я сказала, что «ок, мы вас если что потом найдем». — «Не надо искать, — сказал он. — Вот мой отель». Мы посмотрели по направлению его руки — и в 20 метрах увидели его отель. Называется »Alibek» (около западных ворот, не проходите мимо). Решили зайти — почему бы и нет, раз уж мы здесь. Цены нас не удивили — отель был хороший. Но нам нужна была цена ниже. И мы как-то быстро сторговались и договорились с хозяевами переночевать не в душной комнате, а на свежем воздухе с видом на крепость — на террасе. Там обычно проходил завтрак… Но завтрак у нас включён не был (мы бюджетные туристы)… Все равно мы рано утром выходим осматривать крепость, как раз тогда, когда у других туристов начинается завтрак, так что никто никому не помешает. Заселившись, мы пошли искать ресторан, чтобы поужинать (пива в окрестностях найти не удалось). И когда мы вернулись, постели были уже постелены на полу и даны одеяла — если ночью будет прохладно.

Конечно, 9 мая, День Победы, мы не могли не отметить… Допили, сидя там же, на террасе, за столом, остатки коньяка и начали таджикский кальвадос… И — сладко и быстро уснули, не завидуя тем, кто спит в комнатах за другую цену…

Ураганом по Средней Азии. Часть 2. Дружелюбный Узбекистан
Наш отель в Хиве с видом на западные ворота. Спали на балконе, на свежем воздухе.

10 мая. Хива — Ургенч — Учкудук

Ни в какой Учкудук мы, конечно, не поехали. Просто это была станция по пути, недалеко от Ургенча, и можно сбегать пофоткать вывеску, кому не лень, пока поезд стоит…

Итак, утром мы пошли внутрь крепости Ичан-Кала, чтобы окунуться в атмосферу древней Хивы — древнего Хорезма. И у нас получилось. Потому что все туристы завтракали, а продавцы сувениров не спешили выставиь столы и стеллажи с маечками, магнитиками, тарелками и сумочками… Мы обошли крепость, конечно, в целях экономии не заходя внутрь мечетей. На недостроенный гигантский минарет (напоминает по форме и масштабам Девичью башню в Баку) подняться не удалось — в отеле сказали, что башня закрыта. Не удивительно — поручней и стекла по периметру на ней я не заметила. Но смотровая площадка должна была быть! И мы пошли ее искать!

Хива. Утро.

После памятника Аль-Хорезми дорога уходила дальше — и мы вышли к жилым домам и кладбищу внутри крепости Ичан-Кала. Нам как-то кто-то из водителей рассказывал, что земли нет, покойников не закапывали, а просто сооружали маленький склеп и там его отставляли. Если умирал кто-то еще в семье, то кости отодвигали и клали покойника рядом. И так далее. Но здесь, на таком кладбище, кирпичи кое-где поломались и кости и черепа смыло дождевой водой чуть ниже — почти в огороды к домам местных жителей. Мы с подругой прошлись по стене, рискуя поскользнуться и присоединиться к останкам древних хорезмийцев… Но нам удалось дойти до крыши мечети, с нее шли две лестницы, ступени были засыпаны глиной и песком. Я не решилась спускаться. Тем более наши мальчики, оставшиеся внизу (они не фанаты фотосъемки панорам городов), сказали, что дверь заперта, то есть даже если мы удачно спустимся, то не выйдем на улицу. Мы пошли обратно, сделав много красивых кадров…

Хива. Могилы. Трупы просто складывали сюда, в эти кирпичные склепы

До полудня у нас еще было время и мы зашли в ресторанчик около западных ворот. Позавтракали.

Ураганом по Средней Азии. Часть 2. Дружелюбный Узбекистан
Хива. Вид со стороны западных ворот на рестораны и отели

Выписались из отеля и вместо такси пошли на трамвай. Это уникальный вид транспорта в Узбекистане. Дешевый и едет не так уж долго, как описано в Интернет. Около 50 минут. Отъезжает от северных ворот. Доехали до конечной остановки. Подругу все время тянуло на рынок. И вот я сидела на остановке, общалась с женщиной из Владикавказа, которая уже давно живет в Ургенче, потому что у нее тут муж и дети. И она очень скучает по Кавказу… Как я ее понимаю…

Затем мы затарились самосами и беляшами, водой и лимонадом для поезда… И вспомнили, что так и не попробовали узбекский плов. Несмотря на то, что завтрак у нас был почти как обед, мы нашли в себе силы, а в желудке место, чтобы проглотить настоящий узбекский плов в ресторане недалеко от рынка… И тогда со спокойной душой поехали на автобусе на вокзал.

Нас предупредили, что на вокзалы Узбекистана приходить надо за час до отправления, чтобы пройти проверку и зарегистрироваться. Мы вошли в здание вокзала в час дня (отправление в 14:38), охрана просмотрела наши рюкзаки, проверила паспорта и послала к столику регистрироваться. Записали нас… Вайфай на вокзале поймать не удалось… Есть вип-зал… Наконец пришел поезд. У нас было купе — вернее два — но только верхние полки.

В поезде белье, горячая вода… всё для комфортного отдыха…

10 мая. Ташкент — граница

По плану должен был быть еще Коканд и Андижан, но деньги и время катастрофически заканчивались, несмотря на экономию…

Ташкент

Утром в семь часов мы приехали в Ташкент, на автобусе доехали до главной площади с памятником Пофотографировали и решили ехать на рынок. (Подруга искала дешевую одежду.)

Ташкент.

В Ташкенте есть метро. Но какое именно — к сожалению, друзья мои, не могу вам рассказать. При входе нас остановила милиция. Начали проверять наши рюкзаки и сумки (прям как на узбекской границе). Осматривали каждую вещь и наконец нашли бутылку недопитого кальвадоса (чтоб его!..). И сказали, что с запечатанными полными бутылками проходить в метро можно, а вот с начатой нельзя… И предложили взять такси. Мы как могли опять сложили все выпотрошенные вещи в рюкзаки, и пошли обратно — искать автобус. Но нашли такси. Сторговались за небольшую сумму. Доехали до рынка. Но одежды дешевой там не нашлось, несмотря на то, что подруга — человек упорный и находит то, что ищет. Но тут — полное невезение. И разочарование. А я сходила к Пятничной мечети и медресе — древнему красивому зданию. Вход платный, поэтому я осмотрела только снаружи.

Ураганом по Средней Азии. Часть 2. Дружелюбный Узбекистан
Ташкент. Медресе около Пятничной мечети. Справа - отреставрированные купола Пятничной мечети

Ну и один взгляд внутрь во двор… пара кадров, пока охрана думает…

Ташкент. Медресе около Пятничной мечети. Во дворе

Далее мы поделились нашими ташкентским успехами и обсудили наши дальнейшие планы и решили ехать в Киргизию. Устали мы от Узбекистана. Таксист гнал свою машину, останавливаясь на постах — между районами — чтобы нас зарегистрировали. Везде висят знаки, запрещающие фотографировать. Но я ж не могу так. Хотя погода при приближении в Киргизии (то есть к горам) портилась. Шел дождь, а тучи все сгущались и сгущались. Сделали короткую остановку. На заправке перекусив самосами и беляшами, мы поехали дальше.

Дорога к киргизской границе

Нас постоянно останавливали — при выезде из района и при въезде в другой район (через сотню метров). Мы выходили из машины и шли или к окошку, или к столику под навесом (шел дождь). Проверяли наши паспорта, спрашивали регистрацию (талончики из отелей), записывали нас в книгу. На одном таком посту мы спросили, как работает граница. Успеем мы до семи вечера приехать или нет. Нас быстро зарегистрировали и сказали: «проезжайте быстрее, успеете…" Последние километры дороги были похожи на гонку со временем… И в итоге мы, расплатившись последними деньгами с водителем, бежали к воротам таможни… Смотрим на часы: 19.05… стоим, мокрые, у закрытых ворот пограничного поста Дустлик, перед решеткой. Приходят пограничники, разбираются. Берут наши паспорта… В итоге пропускают, поворчав…

Процедура прохода границы повторяется: заполняются декларации — теперь о том, что мы вывозим из страны: какие предметы ценные, какие деньги… на границе больше никого не было. Только мы. Поставили печати в паспорта, пожелали счастливого пути. Дружелюбный Узбекистан. Жаль, что так мало и так быстро там были…

И вот мы выходим за границу Узбекистана. Пограничник к закрывает за нами ворота, решетку — на замок. И уходит.

Мы идем несколько метров к киргизской границе — такая же решетка и замок… Темнота… Уже… 19 часов? Но нет. Это в Узбекистане 19. А в Киргизии уже 20 часов. Мы забыли опять про разницу во времени. Дождь кончился. Мы идем к будке охраны. Никого нет. Впереди, за решеткой — темнота и далекое здание… Мы застряли между границами! На ночь! Мы растерялись. Что делать? В принципе, ворота невысокие, можно перелезть…

Окончание читайте в третьей части.