Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был вчера 21:13
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Дакка — Бангладеш Ноябрь 2012

Итак, вчера мы катались на лодке по окрестностям Дакки, а уже сегодня должны были лететь в Катманду. Но поскольку по милости авиакомпании «Биман Бангладеш» улететь в Непал нам сегодня было не суждено, мы теперь могли весь день полностью посвятить исследованию столицы Бангладеш. О, что это был за день! :)

До центра города мы хотели взять такси, но не учли одной местной особенности. Такси в Бангладеш можно вызвать только по телефону, по улицам они не ездят. Видимо для местных это слишком понтовый вид транспорта — на маленькие расстояния они ездят на велорикшах, а на большие — берут тук-тук. В тук-тук же четверым не влезть, так мы поначалу думали;) так что поехали на двух.

Тут надо заметить, что тук-туки в Бангладеш, в отличие от других стран, зарешеченные, что наглядно характеризует местную криминогенную ситуацию. Так что когда едешь на таком «пепелаце», чувствуешь себя как в тюремном фургоне :)

А на дорогах в Дакке творится просто адский трэш. Народу полно, машины, тук-туки и велорикши едут, все сигналят, а никаких светофоров в 15-миллионном городе нет. Хотя нет, за целый день мы все же встретили парочку, но на них все равно никто внимания не обращал :)

Моя прекрасная Дакка, или адский трэш в столице Бангладеш

Первым пунктом у нас был индуистский храм Дхекешвари. После сингапурского Сри Сринаваса Перумала как-то не впечатлил. Вообще в Индии и Бангладеш нам как-то не везло с традиционными (в нашем понимании) индуистскими святынями. Ну это такими, где на крышах нагромождение из всяких там слонов и т. п.

А дальше мы погрузились в уличный хаос Дакки. По поводу чего Андрей Андреич, неприязненно оглядевшись вокруг, протянул —

— Да уж, мляяяя…

Фраза была настолько красноречивой, что возникло желание сделать ее девизом всей экспедиции. А тут надо заметить, что Андрей Андреич, в отличие от нас на тот момент, бывал раньше в Индии, а потому в сортах этого самого немного разбирался :)

Ну вот например как вам сцена. Идем мы по улице, на тротуаре продавцы торгуют рыбой. Над рыбой роится прямо облако из мух, продавец же лениво отгоняет их, брызгая на рыбу водой. Зрелище было настолько отвратительное, что меня чуть не стошнило.

Моя прекрасная Дакка, или адский трэш в столице Бангладеш

А дальше пошли улицы, которые словами описать трудно. Повсюду грязь, лужи, в лужах гниют какие-то овощи, тут же сидят местные и торгуют всякой хренью, повсюду толпы народа, туктуки, велорикши, коровы, козы, мужики с огромными телегами, набитыми разным товаром, тут же прямо на тротуаре другие мужики разделывают шкуры…

Шкурный бизнес :)

Моя прекрасная Дакка, или адский трэш в столице Бангладеш

Следом пошли какие-то подвальные мастерские, в которых стрекотали швейные машинки, громыхали станки, гудели печи, в которых только разве что чугун не выплавляли…

В историческом центре Дакки

Моя прекрасная Дакка, или адский трэш в столице Бангладеш

По улицам здесь ходят коровы, причем довольно часто это зебу, вот такие, с горбом

В историческом центре Дакки

Пробираемся сквозь трущобы

Любимое занятие местных — наваливать на телеги горы груза

Моя прекрасная Дакка, или адский трэш в столице Бангладеш

Уличная лавка. Когда я прямо на ходу снимал это фото, мне казалось, что парень там вообще подвешен вниз головой :)

Пункт приема макулатуры

Моя прекрасная Дакка, или адский трэш в столице Бангладеш

Местные жители питаются вот в таких вот незатейливых едальнях. Не желаете присоединиться?

Или нет, вот здесь вкуснее :)

Моя прекрасная Дакка, или адский трэш в столице Бангладеш

Водители спят прямо в машинах

Подпольный цех

Моя прекрасная Дакка, или адский трэш в столице Бангладеш

У входа еще в один цех. Вон аж огонь из топки вырывается.

Подпольная швейная фабрика

Моя прекрасная Дакка, или адский трэш в столице Бангладеш

Местные жители очень дружелюбны :)

Тут мы попытались найти одну из основных достопримечательностей Дакки — форт Лальбагх, который начали строить в 1679 году, при падишахе Аурангзебе, да так и не закончили. Однако вокруг были только бетонные бараки, вонь и нищеброды. Никто из местных дорогу указать не смог. Пришлось махнуть на этот форт рукой и идти к реке, что должна была быть впереди.

Забегая вперед, надо сказать, что мы прошли прямо мимо этого форта буквально рядом, но не обратили на него внимания. Сергей Сергеич даже умудрился заснять его фрагмент, но это я заметил уже только дома, разбирая его фотографии. Но сюда придется поместить фото из Википедии.

Моя прекрасная Дакка, или адский трэш в столице Бангладеш

Наконец мы вышли к реке. Правда увидеть саму реку поначалу не удалось — она здесь почему-то отгорожена от города высоченным кирпичным забором. Почему — неизвестно. То ли речка такая страшная, и город ограждают от контакта с ней, то ли наоборот. Речка называется Буриганга, и да, она реально страшная. Вода в ней настолько грязная, что никакой жизни там уже давно нет, плюс еще и все берега завалены горами мусора.

А ведет вдоль Буриганги улица, которую мы тут же прозвали «набережной Круазет» :) Ну вот в натуре, эта утопающая в грязи проселочная дорога и есть основная набережная Дакки. Идти по ней можно, лишь сжав зубы и отрешившись от реальности :)

Пацаны с района :)

Тут мы просто поразились, сколько же всякого груза можно навалить на один трехколесный велосипед!

Моя прекрасная Дакка, или адский трэш в столице Бангладеш

Столько наваливать умеют только в Бангладеш!

А за забором открывается вид на Буригангу

Моя прекрасная Дакка, или адский трэш в столице Бангладеш

Здесь же отстаиваются те велорикши, которые пока не вышли на рейс ;) Судя по горам мусора, их водители здесь же и живут ;)

А вот так происходит выгрузка кирпича. Помните, как вчера бангладешцы возили по реке глину на кирпичные заводы? Вот теперь настала очередь и самих кирпичей. А разгружают их здесь, чтобы бросить в дробилку и получить щебень.

Моя прекрасная Дакка, или адский трэш в столице Бангладеш

Кирпичи несут вон в ту дробилку, где из них делают щебень

На набережной. Обратите внимание — мусор набросили прямо поверх парапета, видимо для красоты:)

Моя прекрасная Дакка, или адский трэш в столице Бангладеш

Тадам! В страшно загаженной реке купаются дети!

Здесь же местные ведут какую-то деятельность посреди отвратительных гор мусора

Моя прекрасная Дакка, или адский трэш в столице Бангладеш

Тут я оказался самым стойким. Остальные заявили, что идти дальше по всему этому мусору они отказываются и дальше предпочитают передвигаться по реке. Ну что же, прогулка на лодочке у нас в планах тоже была. Взяли какого-то деда, погрузились в его лодку и поплыли. Тут я подумал, интересно, а если лодка вдруг перевернется, мы после контакта с водой Буриганги умрем сразу или еще будем мучиться? :)

Водная маршрутка. Как бы сказали в Венеции - "вапоретто" :)

Водный транспорт на Буриганге

Еще несколько лодок

Высадившись у моста, мы продолжили путь дальше, в сторону главной достопримечательности Дакки. Она возникла у нас перед глазами неожиданно. Только вот мы шли среди всей этой грязи и гниющего мусора, как вдруг у нас перед глазами возник он — знаменитый Розовый Дворец.

Напоминаю — это центральная набережная Дакки, как раз напротив дворца

А теперь мы разворачиваемся в другую сторону — и вот он — Розовый Дворец. Как я люблю повторять — это правильный вид. А неправильный вид будет — это если снимать дворец изнутри, с лужайки:)

Моя прекрасная Дакка, или адский трэш в столице Бангладеш

Самая известная достопримечательность Дакки, дворец Ахсан Манзил, был построен в 1869 году в качестве резиденции местного правителя и вассала Британской Империи — Даккского Набоба. Семья набоба жила во дворце до 1952 года, когда уже в независимом Пакистане их собственность обложили такими высокими налогами, что те вынуждены были съехать. Дворец разделили на «коммуналки» и стали сдавать их внаем. Очень быстро памятник архитектуры превратился в зловонные трущобы. Еще чуть-чуть, и розовый дворец растворился бы в окружающей грязи, но в 1970-х годах Бангладеш отделился от Пакистана, и новое правительство, заботясь о национальной культуре, решило сделать дворец музеем. Была проведена реставрация, и теперь там действительно музей. Впрочем, довольно малоинтересный. Однако, несмотря на это, при входе охрана заставляет сдавать не только сумки, но и фотоаппараты. Можно подумать, там есть, что снимать.

На территорию дворца любят приходить местные жители, чтобы посмотреть на кучкующихся здесь интуристов, а также чтобы отдохнуть от всего этого окружающего трэша. Для иностранцев вход 75 така, для местных — всего 5. Те же, у кого нет 5 така, кучкуются у входа или за забором, чтобы посмотреть на загадочных белых людей хотя бы издалека.

Моя прекрасная Дакка, или адский трэш в столице Бангладеш

Сестры-близнецы. Посмотрите — даже сумки одинаковые:)

В Дакке есть и свой Мост Вздохов, как в Венеции :)

Моя прекрасная Дакка, или адский трэш в столице Бангладеш

Да, чем хорош этот дворец, так это тем, что здесь можно отдохнуть от творящегося на улицах беспредела. Прямо не хотелось уходить:) Но что делать, надо было двигаться хотя бы уже и в сторону отеля. Мы вышли из дворца и пошли наугад в северном направлении. И вскоре попали на улицу, где было миллион человек народу, все забито велорикшами, телегами, ну вобщем, как обычно. При этом тут же на краю тротуара наблюдали, как местные устроили помывку прямо над канализацией. В помывке принимали участие женщины, дети и мужик-водонос с коромыслом и подвешенными к нему жестяными канистрами. Ну жесть:)

Помывка ребенка. Ну видимо нет у них дома ванной. А может и дома тоже нет.

Мы снова на улицах Дакки

Индийский мир - он такой, многолюдный :)

На загруженном перекрестке

Дальше наш путь пролегал мимо армянского храма, куда нас любезно пустил охранник. Да, раньше в Бенгалии жило немало армян, которые вели здесь успешный бизнес, но сейчас от всей диаспоры осталось лишь кладбище. Впрочем сам храм тоже поддерживается в приличном состоянии.

Моя прекрасная Дакка, или адский трэш в столице Бангладеш

Армянское кладбище и нависающий над ним многоквартирный дом

А дальше мы попали в какой-то квартал металлистов. Куча мелких лавок и небольших цехов, сплошь заполненных всякой проволокой, решетками, цепями, металлическими уголками, дверями, арматурой и тому подобным. Причем возится это все тоже не машинами, а на тех же велосипедах и тележках.

Металлопрокат вывозится велосипедами

Бригада металлистов приехала на работу

Моя прекрасная Дакка, или адский трэш в столице Бангладеш

Еще два кандидата в номинации по наваливанию:)

Прилегающие улицы часто используются в качестве помоек

Моя прекрасная Дакка, или адский трэш в столице Бангладеш

Тут нам на пути попался пешеходный мостик, переброшенный через проспект, и тут мы зависли на полчаса, снимая сверху неповторимый бангладешский трафик. Ну разве это не прекрасно? :)

Наблюдать за уличным траффиком в Дакке можно часами

Моя прекрасная Дакка, или адский трэш в столице Бангладеш

И как они только разъезжаются без единого светофора?

Вставлю сюда отдельный ролик, снятый с этого моста - не пропустите - ВИДЕО, ВЗОРВАВШЕЕ ИНТЕРНЕТ :)))

Ну, а это чемпион по наваливанию:)

Моя прекрасная Дакка, или адский трэш в столице Бангладеш

Столько навалили, что педали не крутятся :)

Дальше мы еще примерно с километр прошли пешком, пока не выдохлись. Вообще по Дакке идти пешком очень тяжело — народу на улице столько, что постоянно приходится протискиваться сквозь стоящие повсюду толпы, отбиваться от продавцов всякого хлама, а также огибать стоящие повсюду ободранные автобусы, вот примерно такие :)

А тут еще в какой-то момент на улицах стали собираться какие-то агрессивно настроенные люди, а за ними наблюдали не менее сурово настроенные стражи порядка. Видя такое дело, мы сочли за благо поскорее поймать тук-тук и убраться отсюда.

Что характерно, тук-тук в этот раз был один. Водитель, польстившись на двойную оплату, любезно позволил Льву Ануфричу, как самому тонкому из нас, разместиться на переднем сиденье рядом с ним. Так, вчетвером, мы и доехали до своего дипломатического квартала, нагруженные впечатлениями по самое некуда. Да, это наверно будет самый интересный день за всю поездку :)

Вот, здесь я указал на карте наш примерный маршрут между основными достопримечательностями Дакки

А в отеле нас ожидал новый номер, куда хитрозадые хозяева засунули нас всех четверых. Ну да ладно, зато мы сегодня такое видели :)

Гималайский индюк. День 10. Адский трэш в Дакке — ВИДЕО

А вот это мой ролик — самый успешный из всего того, что я разместил на Youtube. На сегодня аж целых 24 тысячи просмотров. И я постоянно получаю оттуда какие-то комментарии:)

На следующее утро мы распрощались с гостеприимными хозяевами и поехали в аэропорт. Тут правда опять не обошлось без накладок. Хозяева, несмотря на то, что обещали свой микроавтобус нам, за полчаса до нашего отъезда повезли гостиничную тетку на шопинг, ну и, учитывая местный трафик, она в нем конечно же благополучно застряла. Нам все говорили, что еще немного, еще чуть-чуть, что она вот-вот подъедет, но в итоге так никто и не подъехал. Пришлось грозить хозяевам репрессиями и отъемом денег — в результате им пришлось договариваться с соседями и брать машину у них. Но хорошо, что мы никуда не торопились — самолет был в 13 часов, а все достопримечательности мы уже осмотрели вчера.

В аэропорту нас ждали долгожданные магазины с сувенирами и duty-free шопинг. Последний был весьма демократичен, мне всего за 10 долларов удалось купить полноценную бутылку вина 0.7. Ну не все же время глушить в самолетах водку. Ну и выглядел магазин весьма забавно:)

Моя прекрасная Дакка, или адский трэш в столице Бангладеш

Ну и в завершение рассказа размещу здесь совершенно гениальный фильм из серии «Орел и решка», где Регина и Леся приехали в Дакку. Вот за что я люблю эту передачу, так это за то, что они никогда не приукрашивают действительность:)

Мне там больше всего понравился момент, где Леся гуляет по дорожке у озера Гюльшан и рассказывает —

-Вот, это богатый район, здесь прекрасное озеро, жить рядом с водой это так замечательно, можно прогуляться по набережной… Буээээ! Но как же здесь нестерпимо воняет!!! :)

А дальше нас ожидал рейс местной бангладешской авиакомпании Biman Bangladesh. Я опасался, что сейчас нас посадят в какой-нибудь 30-летний DC-10, но нет, автобус подкатил нас к вполне современному Боингу 737–800. На посадке я стал свидетелем забавного диалога. Стюардесса спрашивает мужика – «Вы откуда будете?». Мужик отвечает – «Ну вообще я англичанин, но живу в Катманду. А Вы откуда?». Стюардесса смеется. Ну откуда же ей еще быть? «Из Бангладеш», - говорит :)

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬГИМАЛАЙСКИЙ ИНДЮКВечерний Катманду и наш друг Кул Прасат

Все части рассказа про экспедицию "Гималайский индюк в бенгальско-цейлонском соусе по-мальдивски" ;)

01. Франкфурт-на-Майне по дороге на Мальдивы

11. Моя прекрасная Дакка — адский трэш в столице Бангладеш

12. Вечерний Катманду и наш друг Кул Прасат

13. Мохито по-непальски и рассвет над Аннапурной

14. Непальская авиация и сушка зерна в Бхактапуре || Богиня Кумари и эстонские шпроты в Катманду

15. Делийская мечеть и трехколесные велосипеды — мое первое знакомство с Индией

16. Дели и Красный форт — продолжаем погружение в «индийский мир»

17. Как мы летали в Мумбай. Или все же в Бомбей?

18. Форт Амер, Форт Джайгарх и Великая Индийская Стена || Джайпур — сумасшествие розового города

19. Тадж-Махал — мое седьмое чудо света || Сокровища Агры

20. Минарет Кутаб-Минар и правительство Индии в Нью-Дели || Александр Грибоедов и дорога домой