Турист Михаил Судник (kindus)
Михаил Судник
был 4 апреля 16:01

Краков — Польша Август 2016

Сразу сделаю оговорку, что времени на доскональное изучение Кракова у меня было не много, поэтому расскажу то, что услышал, увидел в закоулках и тупиках глубин истории, коей пропитан Краков, как современная краковская колбаса глютаматом натрия. Не нужно во время прочтения впадать в транс и истерику, махать руками и ругаться матом и призывать сжечь меня на костре инквизиции, как когда-то Николая Коперника, автора гелиоцентрической системы мира, выпускника Краковского Ягеллонского университета. Ну и что, что умер Коперник от инсульта, это ведь было давно, кто ж упомнит. А на костре красиво, туристов такие факты привлекают. Многие ведь на полном серьёзе думают, что и Галилео Галилея сожгли на костре, перед чем он сказал знаменитую фразу «А всё-таки она вертится…». А сожгли на самом-то деле Джордано Бруно, итальянца, распространявшего учение Коперника среди необразованных, тёмных и одурманеных опиумом для народа жителей средневековой Европы. И вот спрошу я вас: а она вам нада, эта скучная официальная история? Вот то-то же.

Обучаться в Ягеллонском университете тогда было просто, как два пальца об асфальт. Грызть гранит науки никто не хотел, так как за отсрочкой от армии не гнались, служить было престижно, а погибнуть на поле боя с оружием в руках ещё более почётно. А иначе как объяснить удовлетворение прошения Франциска Скарины, русина из Полоцка, ставшего вскоре первым первопечатником, о снижении оплаты в четыре раза — с восьми до двух грошей в год. В наше время такое просто невозможно. С годами люди всё больше хотели быть образованными, и проблем со студентами университет уже не испытывал. Здесь получили образование режиссёр Кшиштоф Занусси, Ежи Штур (дада, тот самый, из новых Амазонок), папа Иоанн Павел II, в миру Кароль Войтыла, Станислав Лем и многие другие знаменитости.

Краков из-под выподверта

Если присмотреться на город издали, можно заметить возвышение. Это Вавельский холм, святая святых исторического Кракова. Именно сюда водят экскурсии, именно здесь находятся самые-самые достопримечательности и святыни города. А начиналось всё так…

Давным-давно, когда миром правили драконы, жили-были в этой местности обычные люди. Растили репу, лук, горох и коноплю, держали хозяйство, и иногда отдыхали. Нахлебавшись медового взвара, пускались в пляс. Так веками оттачивались движения «галоп», «ключ» и «голубец с притопом», ставшие основой народного польского танца краковяк. И держал эти земли в своих цепких лапах местный дракон — смок вавельский. Если помните, а вы, конечно, не помните, в одном из своих рассказов я уже затрагивал тему смоков, поэтому могу повторяться. Особо смок своих подданных не напрягал, так, утащит иногда коровку к себе в пещеру. Да требовал раз в год себе самую красивую девушку. И вот, то ли девушки красивые закончились, то ли ещё что-то произошло, да только потребовал как-то смок не девушку, а самого красивого юношу. Растерялись крестьяне, стыд-то какой, подумали. И решили свергнуть иго драконовское, дабы не быть объектом насмешек соседних земель. Благо, и опыт избавления, передаваемый в сказаниях, уже был. Победили же драконов пан Вздуй из Дбржинува, Атилла Секешфехервар из Секешфехервароша, да и Алёша Попович откуда-то из Золотого кольца тоже не промах. Кинули клич люди, и откликнулся некто Крак, говорят, другом он был того юноши, что смок потребовал. Три дня и три ночи над холмом клубился дым и летели искры, и наконец, Крак спустился победителем. Обрадовался народ, назначил Крака своим королём и построил на холме замок. Назвали замок Краков, так и началась его история. А в память о смоке непоследовательные граждане установили ему памятник. Вот Краку нет, а смоку да. Ой, нечисто всё-таки было что-то в этой истории с юношами…

Краков из-под выподверта

А мы тем временем подходим к святая святых Польши — Кафедральному Собору святых Станислава и Вацлава. Находясь здесь, вы попадаете в самый концентрированный концентрат католицизма во всей Польше, а может, даже и во всём мире. Фотографии нисколько не передают красоты и величия храма. Собор заслуживает, чтобы на него смотрели вживую. Когда-то соборов было два. Отдельно — святого Станислава, отдельно — святого Вацлава. Но времена были неспокойные, любил народ побаловаться мечом да огнём. Короче, подраться, да порубить друг другу бошки, а заодно и разрушить всё, что под руку попадётся. В общем, пришлось отстраивать заново. А чтоб не так обидно было в следующий раз, поделили один храм на двух святых. А со святыми история интересная. Ими запросто стать нельзя. Нужно соответствовать. Быть добрым и отзывчивым при жизни, получать знамения, уметь исцелять без какого-либо медицинского образования. Наконец, желателен факт мученической смерти. Причём нужно, чтобы святого не просто утопили или отравили, нет. Тут важна изощрённая смерть. Например, засунуть человека в бочку с набитыми гвоздями и спустить с горы. Или выдёргивать по очереди ногти. Или варить в масле. Или просто не дать похмелиться. А наличие так называемых мощей давало стопроцентную гарантию. И вот потом назначают такого святого смотрящим за страной. Видимо, удачно, потому что шчэ нэ згинэла Польска со своим святым Станиславом. А вот кто такой Вацлав, я так и не понял. Опять какая-то тёмная история…

Краков из-под выподверта

Королевский замок потому и королевский, что сидели тут короли. И то ест правда, как говорят поляки. Более двух веков Краков был столицей Польского государства и именно с Вавельского холма разлетались по стране высочайшие указы. Это водку могут назвать «королевской», или колбасу, да только настоящих королей пробрала бы икота, а то и выше бери, кондрашка, от этих продуктов пищепрома. Настоящей колбасой могла быть только краковская. По квалитету (ГОСТу, по-нашему) 1456 года, подписанному неким Збышеком Завислянским, она содержала 75% свинины, 25% говядины и тмин. И должна была быть такой консистенции, чтобы можно было двери в хате завязывать. Поэтому современную колбасу очень легко проверить на соответствие ГОСТу — нужно просто попробовать завязать ей двери…

Быстрая пробежка по Кракову дала о себе знать — закончились калории. Война войной, а обед по расписанию. Скушав по колбаске и десерту,

Краков из-под выподверта

остальное отдали уточкам, пасущимся в Висле. Рядом с ними мирно уживалась какая-то крыса…

Краков из-под выподверта

А мы поехали дальше, предоставляя вам возможность переканифолить прочитанное, наслаждаясь видами Кракова…

Краков из-под выподверта
Это фото взял для иллюстрации из интернета. А вообще, моя мечта заиметь квадрокоптер и делать вот такие снимки самому