Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была 22 апреля 14:10
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Тарудант — Марокко Май 2016

В восьмидесяти километрах от Агадира есть старый берберский город Тарудант, которому более тысячи лет. Во времена Альморавидов в 1056 году Тарудант стал столицей. И во времена Саадинов в 1520 году он был столицей; в то время город стоял на пересечении караванных путей и активно развивался, торгуя сахарным тростником, рисом, хлопком; были построены стены для укрепления города, что не спасло город в 17 веке от султана Мулей Исмаила, который вырезал половину города. В годы французской колонизации Тарудант не привлек внимания французов и на долгие годы остался провинциальным городом Марокко, сохранившим самобытную архитектуру и старинный колорит, целые столетия здесь ничего не менялось. Город называют «маленьким Мараккешем».

Вот в этот Тарудант мы и направились на рейсовом автобусе «СТМ» от автовокзала Агадира, купив билеты за день до отъезда по 70 дирхам на человека туда-обратно. Ходят автобусы удобно: в 9 утра туда и в 17:00 — выезд обратно.

Город делится на берберскую и арабскую части. Весь город находится внутри крепостных стен. Автобус удобный с кондиционером, подвозит к воротам с берберской стороны.

Агадир и окрестности. Тарудант.

Погуляли по улочкам, зашли на базар, ничего не купили,

Агадир и окрестности. Тарудант.

поглазели на древний народ, пообедали в забегаловке и захотелось новых впечатлений.

Агадир и окрестности. Тарудант.

Решили взять такси, чтобы съездить в 36 километрах отсюда к руинам крепости Тиут, где снимали знакомый многим фильм Бриннера «Али Баба и сорок разбойников».

Такси стоят там же, где и автобусы — перед городскими воротами. Тут начались наши приключения. Марокканцем же обязательно надо устроить «разводилово». Нас две пары, таксисты с нами не разговаривают, общается с нами «разводящий», который всех желающих прокатиться рассаживает в такси. У него мы и спрашиваем цену. Зная этих обманщиков, мы достаем бумагу и ручку, где он нам пишет цену туда-обратно и три раза спросили точно ли эта цена. Ну ладно, поехали. Приезжаем в какой-то маленький поселок, таксист просит деньги и собирается уезжать.

— Здрасьте, мы же догаваривались туда-обратно, а он говорит: я не договаривался. — Но мы же и тебя спрашивали. — А я ничего не понял. Тут подбегает шустрый дедок: Вы на руины? Давайте я вас отведу. — Мы сами дойдем. — А самим нельзя, вас туда не пустят, надо только с гидом, я ваш гид. — А долго идти? — Три километра, недолго. — Это по такой жаре, по открытой местности? Ну уж, нет уж.

Поехали-ка мы обратно, пока наш таксист не уехал. Приехали назад уже к воротам с арабской стороны города, заплатили таксисту то, о чем договаривались, он очень обиделся. Мы друг другу пригрозили полицией, на том и расстались, но как оказалось на время.

А мы пошли смотреть эту арабскую сторону города, которая оказалась гораздо приличней берберского района.

Агадир и окрестности. Тарудант.

Из ворот мы вышли к площади, где одиноко стояла повозка-такси с пассажирами.

На соседней улице мы взяли такую же повозку на час и объехали весь город.

Агадир и окрестности. Тарудант.
Дворец Бахия, но туда не пускают.
Автомобильный ряд.

Извозчик нам активно рассказывал на французском о Таруданте, показал все достопримечательности, был весьма доброжелателен. Жалко только, что мы французского не знаем. Но слушали внимательно и все названия и имена, которые на всех языках звучат одинаково, поняли:) Подвез он нас поближе к автобусной остановке на берберской стороне, расплатились с ним «по счетчику» — как и догаваривались, он немного поныл, что у него большая семья, надо бы добавить денежек, но мы ему весело сказали, что у него и так сегодня счастливый день — в городе ни одного туриста, ему повезло нас встретить, он согласился, на том и расстались.

Тарудант осмотрен, садимся на остановке ждать автобуса и тут через некоторое время к нам подходит наш таксист с полицейским. Автобус как назло опаздывает и начинаются долгие разборки с полицией, мы показывем нашу бумажку, те нам говорят, что мы не так поняли. Ясное дело, полиция тоже хочет заработать, город малотуристический, свои люди важнее, чем пришлые туристы. Надоело говорить и спорить, заплатили мы эти недостающие дирхамы, сумма не страшная, с полицией расстались улыбаясь.

Агадир и окрестности. Тарудант.

Наконец к остановке подруливает наш автобус, и мы сытые марокканской экзотикой отправляемся в Агадир. Как хорошо в прохладном автобусе с чистыми окнами! Автобусами надо путешествовать, никаких забот, едешь, глазеешь по сторонам сверху вниз и никаких «разводок». По пути посмотрели массу интересного, а также неинтересного — мусора возле городков полно, особенно у берберских районов, нет у них видно свалок и мусороперабатывающих заводов, гоняет ветер обертки от кочки к кочке. И бродят среди них козы да овцы.

Но вот мы проезжаем город Инезган, что находится рядом с Агадиром, практически сливается с ним. Здесь много новостроек, но есть и старый рынок.

Стоя перед светофорами было интересно наблюдать за жизнью аборигенов.

Агадир и окрестности. Тарудант.

Такси в каждом городе разного цвета. В Инезгане  - голубые.
Такси в каждом городе разного цвета. В Инезгане - голубые.
Агадир и окрестности. Тарудант.

А в самом Агадире вечерами местный люд приходит на пляж, и по набережной «ленивыми стадами бродят толпы людей, а также жен и детей», а также торговцев, ну и, конечно же, туристов, все гуляют или сидят, разглядывая прохожих.

Продавщица бижутерии.

Вместе со всеми «гуляет ветер озорной, шумит волнами прибой». У океана молодежь играет в футбол, благо пляж огромен.

Агадир и окрестности. Тарудант.

А вдали «украсили небесный простор пики гор; ведут с волнами свой разговор».

Марокканцы — народ сам по себе не злой, с восточным менталитетом — доброжелательны, только у них в крови — вытягивать деньги у всех, кто рядом, даже если сделал дел на копейку, да даже и не сделал, то все равно заплати и побольше. Не честно как-то, толком не работают, а денег требуют. Так и будут жить, как тысячи лет назад, не меняя нравов, моду, стиль жизни, не зная прогресса.

Агадир и окрестности. Тарудант.

Поездку не назовешь скучной, марокканцы не дадут скучать, впечатления незабываемы, местный колорит неповторим (и слава богу, что неповторим). Было интересно окунуться в прошлое этого пыльного мира.