Турист Елизавета (anomalisa)
Елизавета
была 6 ноября 2019 16:45

Сухум, Новый Афон, Гагра, Пицунда — Абхазия Июль 2013

Если вы мечтаете погонять на внедорожнике по горным серпантинам, угоститься крепкой чачей (причем из рук вашего же водителя), отправиться к высокогорному озеру в неспортивной обуви, жевать хачапури под национальные мотивы и искать гвозди в ресторане Гагрипш (и это только малая часть того, что успели сделать мы в этой маленькой, но такой колоритной республике), то непременно хватайте чемоданы и отправляйтесь в Абхазию!

Все мои впечатления вряд ли уместятся в один пост, но я все же постараюсь передать их через наши фотографии и изложение событий в моем любимом стиле «многобукв». Вдруг и вам захочется впустить в свое сердце частичку «Страны Души» (а именно такое значение имеет абхазское название республики — «Апсны»).

Дорогу в Абхазию на автомобиле сложно назвать легкой: постоянные изгибы, завитки и серпантины грозились никогда не закончиться и наш заряд бодрости изрядно послабел, но как только мы подъехали к границе и увидели, что машин на ней не так много, как мы ожидали, то мы с друзьями тут же воспряли духом. Пару часов на границе и вуаля — мы в Абхазии. Место, в котором мы решили бросить якорь — Пицунда. Это небольшой поселок, в котором сложно отыскать хоть какие-то развлечения, но зато здешние края щедры на потрясающей красоты закаты и высоченные рощи реликтовых сосен, аромат которых уносит куда-то в космические дали.

Патриарший собор в Пицунде — это обязательное место посещения. Во-первых построен он был аж в десятом веке, еще во времена правления абхазского царя Баграта II, а во-вторых — именно в этом соборы ныне проводятся знаменитые органные концерты. Собор в наши дни выполняет функцию только лишь концертного зала.

Патриарший собор в Пицунде

Как нам объяснили, именно для улучшения акустики была сбита штукатурка со стен собора. Атмосфера во время органного концерта, который давал знаменитый в Абхазии Лука Гаделия, царит непередаваемая. Лично у меня мурашки бежали по телу при каждом звуке: то ли меня так поразила музыка, то ли сама энергетика места, но факт остается фактом. Вечер был просто магический!

Органный концерт в соборе

Следующим городом, выбранным нами для путешествия, стал Новый Афон. Город, утопающий в зелени! Он покорил нас своей заброшенной железнодорожной станцией, буквально парящей над лазурной рекой. У подножия Афонской горы расположился мужской Новоафонский монастырь. К нему ведет мощеная камнем дорога, известная под пугающим названием «Тропа грешников». Сверху открывается чарующий вид на море и окрестности. Трудно описать то удивительное состояние внутренней гармонии, которое возникает после посещения этих мест.

Там, где цветут олеандры

Когда мы узнали об экскурсиях в пещеры Иверской горы, то тут же ринулись на их покорение. Для того, чтобы добраться в пещеры необходимо сесть в крохотный вагончик. Новоафонская пещера производит прооосто неизгладимое впечатление. Ее глубина оставляет 183 метра, а протяженность 1900 метров.

Пещера Иверской горы

Картину портит только жуткий холод в пещерах и периодически капающие на макушку капли воды. Когда группу туристов проводят по пещере, то в ней загорается свет, а если ты чуть-чуть зазевался и отстал от группы, рассматривая сталактиты, то свет в пещере тухнет и чувствуешь себя в этот момент — как в фильме ужасов. Озера на дне Новоафонской пещеры подсвечиваются, выглядит действительно красиво.

Говоря о Сухуме, столице Абхазии, нельзя не сказать о том, как сильно война отразилась на жизни мирных жителей. На фоне пышущей красотой и здоровьем природы — дома, с выбитыми стеклами, огромными дырами от снарядов и дырами поменьше — от пуль. В такие моменты начинаешь задумываться о действительно важных вещах. Ботанический сад Сухума — место, достойное посещения. Тысячи видов деревьев, цветов и растений собраны здесь и радуют глаз посетителей.

Сухум

Наверное, каждый слышал, а некоторые и видели, советский фильм «Зимний вечер в Гаграх». Лично у меня никаких других ассоциаций с этим местом раньше не возникало. Город, который послужил декорацией к фильму, не зря считается одним из самых красивых в Абхазии. Здесь мне особенно запомнились раскидистые лапы пальм, нависающие над головой, словно гигантские пауки и конечно же визитная карточка Гагр — ресторан Гагрипш, построенный, если верить местным, без единого гвоздя. Правда, один нам все-таки удалось отыскать. Вид с террасы ресторана нереальный, да и антураж места располагает к вечерним посиделкам под звуки скрипки.

Ресторан Гагрипш
Ресторан "Гагрипш"

Поездка к озеру Рица также стала незабываемой по многим причинам. Прохладным (если не сказать холодным) и жуутко ранним утром мы погрузились в милый внедорожник с не менее милым водителем, который обещал «прокатить с ветерком». Все начиналось очень даже мирно, ровно до того момента, когда наш личный шеф на одном их привалов не предложил нам чудесного напитка, которым он лакомился на протяжении всего нашего пути — чачи. Теперь всем его безумным лихачествам на горных поворотах было разумное объяснение, но только вот оно никого из нас, увы, не утешало. Под бодрый голос и мелодии, звучавшие из колонок нашего вездеходного авто мы рванули (в прямом смысле слова) навстречу приключениям.

Там, где цветут олеандры

Первая остановка — водопад «Девичьи слезы». Инструкция к применению: покупаете ленточки, чем больше тем лучше, и, с энтузиазмом и рвением, наматываете их на специальные веревочки около водопада. Тем самым гарантируя себе женское счастье во всех его проявлениях) Сказано-сделано. Аттракцион для туристов работает исправно! Следующий пункт назначения — Озеро «Голубое». Проверено: вода в нем действительно голубая-голубая.

Водопад Девичьи слезы
Водопад "Девичьи слезы"

Интересным является тот момент, что глубина озера не известна.

Там, где цветут олеандры

Первой крупной остановкой на нашем экстремальном пути стал Гегский водопад, в котором всеми красками играла радуга. Быстрые горные речки невиданной красоты дополняют картину всего этого природного чуда. Озеро Рица, которое было нашей целью номер один, произвело самые лучшие впечатления: красивое, спокойное, величественное. Именно возле этого озера и располагается бывшая дача Сталина, которая теперь стала музеем, но попасть туда мы, к сожалению, не успели. А ведь это место безууумно растиражировано в туристических кругах!

Там, где цветут олеандры

В один из жарких дней мы схватили велосипеды и отправились на поиски отдаленного дикого пляжа, о котором были наслышаны. Нас не обманули, пляж оказался чудесным и на сто процентов диким: по нему бродили коровы, тщетно пытающиеся найти укрытие от дневного зноя.

Дикий, дикий пляж)

Безумной идеей было мне, абсолютно неспортивному человеку, согласиться на такую авантюру, как пеший поход к горному озеру Мзы, которое расположено на высоте 2000 м. над уровнем моря. По пути к озеру мы утопали по щиколотку в грязи (а кое-кто карабкался на вершину в балетках), сбивались с пути, отставали от группы, ругали себя за то, что забыли прихватить с собой питьевой воды. Хотя, красноречивее любых слов, говорит за нас эта фотография, наполненная болью в глазах, безысходностью и нежеланием двигаться дальше)))

Тогда мы еще не знали, что не прошли и половину пути)
Но когда цель была достигнута, мы тут же забыли обо всем на свете и просто по-ребячески радовались тому, что стали свидетелями подлинной красоты этого дивного места! И оно, определенно, стоило всех затраченных усилий. Плюс ко всему, здесь, у озера мы нашли местного старца, который соорудил в горах некоторое подобие магазинной палатки и торгует всякой съестной всячиной втридорога. Но! Когда ты так чертовски устал после подъема, а тебе предлагают свежайший сыр, пироги с мясом и вино, то устоять — невозможно. Старец сварил для нас потрясающий травяной чай в огромном котле на костре и знаете, тот чай был самым вкусным из тех, что я пила в своей жизни)

Озеро Мзы

Там, где цветут олеандры

Раньше я и представить себе не могла иного отдыха, кроме ленивого томления на пляже под палящим солнцем. Но, за всё время нашего пребывания в Абхазии, нам удалось поплескаться в море от силы пару-тройку раз. Каждую свободную минуту мы тут же спешили потратить на исследование какого-нибудь нового места и старались полностью погрузиться в культуру безумно колоритной республики. На мой взгляд, это главные показатели той истинной природной энергии, которая исходит здесь буквально от каждого камня и заряжает тебя на весь день. А тот багаж впечатлений, который каждый из нас увез отсюда, на самом деле, не поместится ни в один рюкзак в мире.