Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был сегодня 9:36

Пороги, Златоуст — Россия Март 2016
Златоуст и окрестности.

Второй месяц на Урале стоит жара за 30… Мозг кипит, все мысли о прохладе. И вспомнилась весна…

Конец марта. Зима с весной все ещё выясняют отношения: то снег, то дождь, то тепло и солнечно, то внезапные -20. Никакие дела не делаются, и ненавязчиво на ум приходит мысль — а не съездить ли в выходные на «юг», в Челябинскую область. Все, едем! Планов немного — в Златоусте сходить на оружейную фабрику и в Парк П. П. Бажова и добраться, наконец, до старейшей работающей ГЭС в России в Порогах.

Златоуст был основан в 1754 году как железоделательный завод. А в 1815 году был перепрофилирован под выпуск холодного оружия. В том же XIX веке П. П. Аносов возродил технологию производства булатной стали. И на протяжении двух веков Златоуст был поставщиком холодного оружия для Российской и Красной Армии и украшенного уникальной резьбой парадного и наградного оружия. Наступила горбачевская «перестройка»… Завод был успешно разорен и обанкрочен. Но мастера остались! И вот, в самом конце 90-х годов XX века, стали создаваться артели и небольшие мастерские, которые возродили былую славу златоустовского булата. Сейчас в городе с населением 180 тысяч человек насчитывается 60 предприятий, выпускающих холодное оружие — ножи, клинки, сабли. Сувенирные и так, колбаску порезать…

По Златоусту и окрестностям.

Фабрика «Оружейникь» была создана в 1999 году. Профилирована на выпуск сувенирной продукции. И здесь проводятся экскурсии, знакомящие всех желающих с процессом превращения полоски металла в эксклюзивную вещь.

Суббота, у рабочих выходной день, и экскурсовод ведёт группу по небольшим цехам. Условие одно — трогать руками можно все, кроме изделий на завершающей фазе обработки, отполированных, с нанесенным лаком.

После ознакомления с рабочим процессом нас провели на склад готовой продукции.

По Златоусту и окрестностям.

Это как музей при фабрике, только экспонаты постоянно меняются. Кортики,

сабли и трость-стилет.

По Златоусту и окрестностям.

А это половина заказа — щит.

Меч ещё в работе. Над щитом мастер работал полгода. При отделке использовались рубины, аметисты, бриллианты… Кроме оружия, на фабрике заказывают сувенирную посуду

и письменные наборы.

После этой экскурсии поехали на «свежую» достопримечательность Златоуста — башню колокольню с Часовней Иоанна Златоуста

По Златоусту и окрестностям.

Башня была построена за 180 дней к 1600-летию прославления Иоанна Златоуста, в честь которого назван город.

По узкой лестнице начинаем подъём.

По Златоусту и окрестностям.

Высота башни 56 метров и посередине, в маленькой комнатке, обустроена выставка работ местных умельцев. Как бы остановка для передышки, а заодно и пополнения кассы. Картины — художественный батик

керамика,

куклы.

А при виде этой милой девчушки сразу вспомнилось детство…

По Златоусту и окрестностям.

На высоте 36 метров расположена смотровая площадка, с которой открывается панорама окрестностей.

Златоуст расположен практически на границе Европа — Азия, и водораздельный хребет Урал-Тау, по которому проходит граница.как на ладони. Высшая точка хребта — Александровская сопка. Названа в честь Александра II, который, будучи наследником престола, поднялся на эту гору.

По Златоусту и окрестностям.

А за окраиной города — хребет Таганай. В солнечный день перед нами открылись все 4 вершины.

Поднялись на верхнюю площадку башни, где под куполом висит 1,5-тонный колокол-благовест, подарок Златоусту от мастеров Каменск-Уральского.

По Златоусту и окрестностям.

Каждому поднявшемуся дают ударить в него один раз.

На площадке перед башней ещё одна новая достопримечательность Златоуста — горный парк им. П. П. Бажова.

По Златоусту и окрестностям.

Уральский сказочник неоднократно упоминал в своих сказах Златоуст и его жителей. Один из героев — Иванко Крылатко — это Иван Бушуев, создатель златоустовской резьбы по стали. Парку нет ещё и года и экспонатов мало. Огневушка — Поскакушка,

Данило-Мастер,

Серебряное Копытце,

и, конечно, сама Хозяйка Медной горы.

По Златоусту и окрестностям.

Но парк стал одним из самых посещаемых мест города. Сюда приезжают молодожены, привозят гостей города.

Переночевав в «отеле», про который даже нет желания рассказывать, утром у нас нежданно-негаданно случился небольшой квест. Мои попутчики загорелись желанием приобрести в Златоусте на память ножи. Парадокс — в городе в воскресенье большая проблема с этим товаром — всего пара магазинов. Причём у нас, в Екатеринбурге, златоустоваские ножи можно купить почти в каждом торговом центре. Нет, у нас не надо, надо здесь… Осуществив, наконец, покупку, мы поехали в селение Пороги, где находится старейшая действующая ГЭС в России.

Такое уникальное сооружение есть на Южном Урале. Вода, в обрамлении ледового панциря, бурным потоком падает с плотины.

По Златоусту и окрестностям.

100-летний подъёмный механизм английского производства полностью в рабочем состоянии.

А вот постройки выглядят удручающее…

Машинный зал,

где нас постигла неудача. Попасть внутрь и посмотреть на уникальные турбины начала XX века не удалось — на двери висел огромный амбарный замок. Получилось только выяснить, что с недавнего времени, из-за обветшалости оборудования, доступ внутрь запрещён… Получается, как всегда. Объект под охраной правительства Челябинской области, с 1993 года в списке на получение статуса индустриального памятника мирового значения ЮНЕСКО, а денег на элементарное поддержание нет. Зато есть мемориальная доска, где гордятся тем, что человек за свой счёт сохранял эту уникальную ГЭС. Грустно…

По Златоусту и окрестностям.

Походив вокруг, полюбовавшись на природу, все ещё закованную в лёд и засыпанную снегом, мы двинули домой.

Таким получился маршрут выходного дня в марте. Рекомендую для жителей Екатеринбурга и Челябинска.