Эксперт Вячеслав Каминский (slawa2311952)
Вячеслав Каминский
был 17 апреля 10:05

Бразилия Январь 2008
Затерянный мир Амазонки

Наверное, любое путешествие будет не полным, если в нем не произойдет какого-нибудь неожиданного сюрприза. Такой сюрприз у нас случился в Манаусе. Из-за полуторачасовой задержки авиарейса из Рио-де-Жанейро в главный город на Амазонке, мы прилетели глубокой ночью…

Среди встречающих, представителя нашей туристической компании, увы, не оказалось… Очевидно, его сморил сон… все-таки четыре часа ночи. Поэтому добираться в свой отель нам пришлось самостоятельно, благо такси искать не пришлось. Конечно, ехать в кромешной темноте с неизвестным водителем неизвестно куда, было немного не по себе, хорошо, что у нас хоть имелся ваучер с адресом отеля. Тем более, что о бразильской преступности мы были наслышаны еще задолго до нашей поездки. К счастью, все обошлось. Мы целыми и невредимыми добрались до шикарной гостиницы, выполненной в классическом колониальном стиле… Наш сладкий сон под стрекот цикад (это такие большие кузнечики) прервал пронзительный телефонный звонок. Звонил представитель встречающей стороны. Ни слова не сказав и не извинившись, почему он нас бросил на произвол судьбы, а не дождался и не отвез в гостиницу, он молча вернул нам деньги, которые мы вчера заплатили таксисту, и удалился… Такое поведение нас сильно насторожило, ведь нам предстояло еще добираться по реке до своего лоджа, так здесь называют экологические отели, представляющие собой небольшие деревянные домики на берегу реки, в которых живут любознательные туристы, приехавшие на Амазонку, чтобы прикоснуться к ее удивительному миру… Наша настороженность росла по мере того, как из отеля очередной проводник забирал очередную группу туристов и увозил к реке… Успокоились мы лишь после того, когда наконец и за нами пришла очаровательная мулатка и мы поехали вместе с ней в белом микроавтобусе к пирсу. Здесь нас вместе с багажом погрузили в небольшую пирогу с моторчиком и мы отправились навстречу новым приключениям по широкой и многоводной реке Рио- Негро, думается, уже одно ее название говорит о том, какого цвета в ней была вода.

Затерянный мир Амазонки

Вообще Амазонка, а точнее Амазония, это даже не река, а целая водная страна, состоящая отнюдь не из одного и даже не двух русел, а сотен… больших и очень больших притоков, таких, как Рио-Негру, Рио-Солимоэс и других Рио чуть поменьше, они то сливаются, то вновь растекаются, оставляя торчать из воды поросшие густой и буйной растительностью островки…В сезон дождей, а мы попали на Амазонку именно в это время года, вода в ней поднимается аж на 12 метров…

Чтобы спастись от стихии, местные жители строят свои хижины на высоченных сваях. Мы видели даже индейскую церковь, которая торчала из воды на огромных деревянных ходулях…

Затерянный мир Амазонки

Глядя на это буйство дикой природы, на бескрайние воды Амазонки, площадь которой, заметим, самая большая в мире, достаточно сказать, что ширина реки колеблется от 5 до 250 км, невольно хотелось перейти на высокий штиль.

И пока мы плыли в утлой пироге к нашему лоджу, в голове складывались поэтические строки: Чудна Амазонка при тихой погоде. Редкий попугай долетит до ее середины…

Затерянный мир Амазонки

Ну и прочее в том же стиле… Черные воды Рио-Негру на фоне ярко-зеленой растительности, густым ковром покрывающей красные берега реки, проплывающие поблизости от нас кайманы, пираньи и прочие дикие обитатели непроходимой сельвы, создавали у нас с женой ощущение некой причастности к таинственному затерянному миру. В этот момент мы ощущали себя настоящими первопроходцами, этакими Паганелями и Ливингстонами сразу… Однако, сойдя с лодки на берег, и еще не дойдя даже до рецепции, мы услышали родную русскую речь…

Это были такие же, как мы с женой, неугомонные российские туристы, которые предпочли всем благам цивилизации дикие и непроходимые дебри Амазонки. Узреть за десятки тысяч километров от родных мест соотечественников было очень даже приятно и радостно. Так что дальнейшее знакомство с амазонской сельвой и ее обитателями у нас происходило в теплой и дружеской компании. Недаром говорят — трудности сближают.

Мы не унывали даже тогда, когда шлепали под дождем по размокшему краснозему, испачканные им по самые… уши в индейскую деревню, чтобы взглянуть как некогда добывали из гевей каучук, и дружески посмеивались друг над другом.

Затерянный мир Амазонки

Мы отважно, чтоб не ударить в грязь лицом пробовали все, что предлагал нам отведать в джунглях наш бессменный проводник Шамир.

Мы даже попытались поймать на обыкновенную палку с веревкой, к которой была привязана рыбешка, амазонского монстра — рыбу пираруку… Но об этом чуть позже.

Вообще джунгли или правильнее сказать сельва могут поразить воображение даже тех, кто, казалось бы, видел все… Ну в самом деле, если в нашей матушке-Европе насчитывается чуть больше двухсот видов растений, то здесь их около пяти тысяч… И это не какие-нибудь там мхи и лишайники…

Тут что не растение — то монстр, этакий супергигант, одним листочком которого можно накрыться с головой… Ну скажите, где еще посчастливится встретить кувшинки диаметром в 2 метра, на которых запросто можно отправиться в плавание…

Затерянный мир Амазонки

Да-да, гигантские круглые листочки с загнутыми краями и розовыми цветками амазонских кувшинок, носящих поэтическое название Виктория Регия выдерживают вес до 50 кг…

Затерянный мир Амазонки

А тонюсенькие лианы, спускающиеся вниз с высоких стволов деревьев, словно канаты с мачт старинных парусников, способны выдержать уже и более центнера. Признаюсь, я сам с удовольствием покачался на одной из таких лиан.

Помимо того, что амазонский лес с неимоверной скоростью устремляется ввысь, он еще оказывается и очень питателен. Произрастающие тут деревья могут не только накормить, напоить и вылечить от неизлечимых болезней, но так же вернуть утраченную молодость и жажду к любовным подвигам и утехам… Так, буквально за несколько минут наш проводник Шамир приготовил из коры какого-то неизвестного дерева индейскую виагру. Говорят, ее с удовольствием употребляют краснокожие и потому имеют по нескольку жен. Мы, включая женщин, так же с любопытством отведали сей чудодейственный эликсир, ведь помимо всего прочего он еще и организм очищает. Ничего, пить можно… Но го-о-орький! Впрочем, тут же рядом произрастало другое дерево по стволу которого текла настоящая сгущенка. Ее мы тоже отведали. Потом попробовали горькие листочки от малярии, хотя из нас никто и не болел…

А под конец нашей экскурсии по джунглям Шамир показал нам еще одно дерево, из ствола которого местные жители варят… варенье. Варенье мы, правда, варить не стали, поверив нашему проводнику на слово.

Тем более, что надо было скорее ретироваться от гигантских черных муравьев. Эти агрессивные насекомые, от укусов которых можно и коньки отбросить, вместо того чтобы убегать, когда наш проводник стал стучать своим мачео по стволу могучего дерева, напротив дружными рядами направились в нашу сторону. Причем намерения у них были явно не дружелюбные… Не зря их считают охранниками леса…

Если все многообразие амазонской флоры мы смогли увидеть за время небольшой прогулки по джунглям, то с фауной оказалось все несколько сложнее… Из всего многообразия бразильской живности нам удалось увидеть лишь стайку не очень диких обезьян, прикормленных туристами.

Затерянный мир Амазонки

Они могли запросто поздороваться за руку, смело вскарабкаться на шею обалдевшего от счастья туриста, пока тот кокетливо позировал перед фотоаппаратом,

продемонстрировать заезжей публике свои акробатические способности…

Затерянный мир Амазонки

Повстречали мы в джунглях и парочку гигантских черепах… Полюбовались маленькими колибри, которые словно пчелки, зависнув над цветком, быстро-быстро махали своими крошечными крылышками. Ну и, конечно, куда ж без них, шумных и нахальных амазонских попугаев, которые вместе с нами жили в лодже, считая его своим домом.

Затерянный мир Амазонки

Вот, пожалуй, и все… Но это вовсе не значит, что на Амазонке нет живности. Просто днем она преимущественно спит. Ночью же мы окунались в многоголосый непрерывный шум джунглей. Что-то стрекотало, ухало, квакало, булькало… Это был такой полифонический хор из неизвестной нам живности, что как все нормальные первопроходцы мы жаждали новых открытий.

И вот, когда на сельву спустилась кромешная ночь, мы опять же вместе с нашим проводником Шамиром отправились в пироге на поиски кайманов… Эти местные аллигаторы хоть и не такие огромные, как, скажем, их нильские собратья, но при желании тоже могут что-нибудь откусить… Более часа мы пробирались через амазонские заросли, освещая берега карманными фонариками, туда, где прячутся черные кайманы. Но удача в ту ночь была не на нашей стороне… Нам, а точнее Шамиру и его помощнику, удалось поймать лишь маленького кайманчика, который больше смахивал на ящерицу и то не очень крупную,

Затерянный мир Амазонки

да еще какую-то гигантскую лягушку, которая была в несколько раз крупнее каймана.

Чтобы мы не сильно расстраивались, Шамир пообещал нам показать настоящих обитателей амазонских джунглей. И свое обещание он выполнил. Но это уже случилось тогда, когда мы отправились вниз по реке, чтобы увидеть уникальное природное явление, получившее название «свадьба рек»…