Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 19 апреля 20:59

Санта-Барбара-де-Самана — Доминикана Декабрь 2015

Мои рассказы про Доминикану:

Доминикана. Обратная сторона.

Продолжу свой рассказ о жизни простых доминиканцев…

Как я сказала, детей здесь много и детей здесь любят — вон их сколько в каждой семье! А дети должны учиться. В начальную школу ходят все — это совершенно бесплатно, а грамотность всегда пригодится, надо же разбираться, какого номинала денежку вам протягивает гринго!

Дальше за науку надо платить. Поэтому мальчики рано начинают помогать по хозяйству и обучаться всякому полезному делу, а девочки продолжают ходить в школу дальше, им лет до 14 можно погулять, а там уже и замуж время подоспеет.

Доминикана. Такая жизнь...

И стайки школьников снуют по дороге в школу — со школы, весело переговариваясь и хитро поглядывая на машины с богатенькими гринго, норовящими их сфотографировать явно «за бесплатно»…

У повзрослевших юношей и девушек есть особая примета — ярко-рыжая прядь на голове, а то и вся челка, выкрашенная в яркий апельсин. Что это — примета определенного возраста, местная мода, что пришла и ушла, традиция, показывающая, что пора бы и замуж (или ищу жену) — выяснить мне так и не удалось, а спрашивать у нашей милой девушки-гида было неловко, вдруг это что-то глубоко личное, а я тут с расспросами…

У взрослых мужчин есть свои возможности для рисовки. Автомобиль у доминиканцев не средство передвижения. Автомобиль — это как забор у женщины, только намного круче! Машина — вещь статусная, определяющая «крутизну» мужчины. А потому должна быть очень дорогой и с блестящими боками. Машины покупают в кредит, залезают в жуткие долги — это никого не волнует. На машинах можно даже никуда не ездить, если ехать особо некуда и незачем. Но купить надо — чтобы была и точка!

Нет машины — нет понтов, и это даже не обсуждается.

Доминикана. Такая жизнь...

Доминиканцы — особенные, переплюнувшие своей ленью всех остальных жителей карибских островов и выбившиеся в явные лидеры. Чтобы понять это, не нужно жить на острове месяцами, это заметно практически сразу и не требует долгой расшифровки манер и поведения.

Здесь любят никуда не торопиться. И часто делают это под карибские напевы. В этом случае лень отодвигается на второй план и ноги сами начинают пританцовывать. Ведь танцы — это совсем иное, это не работа, которая противна всей карибской натуре. Танцующие и пританцовывающие здесь на каждом шагу. Для туристов можно нарядиться ярко и пестро. В обычной жизни — сойдут и шорты с майкой, душа поет в любой одежде!

— Хотите фото на память? С вас доллар, не дорого…

И ведь платят! А за это поют и танцуют.

Доминиканцы любят профессию гида. Думаю, она у них в приоритете и устроившийся на внезапно открывшуюся вакансию единственный представитель семьи, быстро подтягивает остальных, заполняя даже не нишу, а узенькую щелку в туристическом бизнесе. Ведь работа эта не пыльная, денежная, неторопливая, да еще и в твердой американской валюте (канадская тоже ничего, но американская предпочтительнее. Про евро вообще не знаю, не интересовалась).

Суть работы доминиканского гида проста и незамысловата (чтоб я так жил, думалось мне с откровенной завистью к доминиканской предприимчивости).

Папа или старший сын (дядя сойдет тоже) водят автомобиль. Машина нужна вместительная, кондиционер в ней лишнее буржуйство, равно как и окна, стекла, мягкие сиденья и прочая ненужная роскошь. Но холодильник с водой, напитками и пивом строго обязателен — американский турист плохо представляет экскурсии без пива, никуда не денешься.

Доминикана. Такая жизнь...

Взрослая дочь, не успевшая еще выпорхнуть из родительского гнезда, становится гидом. При большой семье можно приобрести несколько машин, соответственно и гидов становится больше, тут и взрослые сыновья пригодятся, если их переизбыток.

Пока группа взбудораженных жарой и экзотикой туристов собирается в означенном на ваучере месте, пытаясь как можно быстрее рвануть на встречу с достопримечательностями, водитель и гид неспешно прогуливаются по территории, стараясь как бы не замечать друг друга и делая вид, что они усиленно ищут что-то запредельно важное, без чего экскурсию ну никак не начать. Час-другой проходит в вальяжных прогулках с сосредоточенным видом, пока не становится ясно, что группа взбешена до предела и тянуть дальше откровенно опасно.

Доминикана. Такая жизнь...

Фейерверком рассыпавшаяся активность гида загоняет всех в скотовозку, пардон, автомобиль, и сыто урча транспорт трогает с места. Ну, наконец-то!

Думаете, остальная семья бездельничает? Как бы не так!

Вас завезут посмотреть быт простых доминиканцев, где угостят теплым и сладким кокосовым хлебом, покажут старую и давным-давно не топившуюся каменную печь, в которой якобы вот только что и был выпечен хлеб, разрешат погладить настоящего доминиканского кота, петуха, козленка, собачку (смотря кто попадется под ноги) и поглазеть на высыпавшую детвору, оторванную от громко орущего телевизора. Чаевые приветствуются — хлеб ели, детей по макушке гладили, извольте оплатить эксплуатацию детского труда.

Где-нибудь на трассе вам уготована еще одна точка отъема долларов. Добровольная, не подумайте чего! И с дегустацией.

Есть в Доминикане редкостное пойло, именуемое «мамахуана». Как по мне — бодяга голимая. Но не скажите это аборигенам, что вы! Они трактуют его, как средство от всех скорбей. Мамахуана лечит все, от банального насморка до тяжелейших поражений органов и систем, мимоходом поправляя пошатнувшуюся детородную функцию и омолаживая организм, как местами, так и в целом. И чем дольше вы бодяжите секретные ингредиенты, настаивая их на роме (ну еще бы, на чем же еще!), тем сильнее оздоровительный эффект — эликсир набирает силу в процессе повторных настаиваний.

Американцы, потрясенные рекламой напитка и вкусившие его букет в процессе дегустации, выстраиваются в организованную очередь и нервно покрикивая: «В одни руки больше бутылки не давать!» и «Вас тут не стояло!», скупают целебный эликсир партиями. Взрослые дети лихо управляются с долларами, регулируя финансовые потоки по ранее оговоренным родителями руслам.

Каюсь, и я примкнула! Дети сильно упрашивали, еще до круиза, привести им этот напиток, потому как без мамахуаны им никак не отметить с друзьями чего-то там сильно праздничное. Уговорить меня легко, человек я отзывчивый и почти безотказный, в отпуске по дочери скучаю страшно… В общем, пришлось вспомнить школу, пройденную в советских очередях, обойти американцев, не имеющих такого опыта, и купить это пойло своим взрослым детям. Лучше бы они Барби попросили…

Да, я ж еще и рецепт мамахуаны выпросила! Сухой набор тщательно сбалансированных секретных ингредиентов тоже продавался — только добавь ром и готовь настойку по инструкции. Все довезла в целости и сохраности!

Поскольку любознательность во мне не угасла с годами, было мне очень интересно разобраться, что за набор опилок я привезу родному дитятку. Тщательная препарация засушенных ингредиентов позволила идентифицировать корочки цитрусовых, осиновую древесину, мелко наструганную на лучины, и неподдающийся экспресс-анализу мусор, в котором видимо и таился мощный оздоровительный эффект. Уже дома, тщательно соблюдая все пункты инструкции, дети пытались сварганить свой собственный вариант мамахуаны. Но то ли солнца им не хватило в процессе, то ли проснувшийся скептицизм помешал, то ли неверие в силу доминиканской народной медицины вмешалось — этого я объяснить не смогу. Но напиток, абсолютно совпадающий по цвету и вкусу с доминиканским оригиналом, доверия им не внушил и стоит теперь на полке сиротливо, дожидаясь лучших времен.

Экскурсия никак не может закончиться примитивной дегустацией с последующей продажей. На Самане дивная природа и ее надо показать туристам. И весело подскакивающая на грунтовке машина, повезет вас в доминиканские девственные дебри.

Доминикана. Такая жизнь...

В дебрях вас поджидает переместившаяся короткой дорогой многочисленная семья, уже слегка узнаваемая. Прогулка к месту дивной красоты (водопадику/горушке/пляжу/зарослям типа «тропический лес»/виду сверху), будет петлять и извиваться, стараясь запутать того, кто рискнет преодолеть путь к конечной точке маршрута самостоятельно, пренебрегая помощью многочисленной детворы. Ибо самостоятельность обижает доминиканцев сильно! Нет, водитель и гид остаются в машине или просто в уютном и прохладном местечке, чтобы ни в коем разе не помешать вам насладиться первозданной красотой их дивного острова. А вас отдают на откуп детям. Хитрые сорванцы разбирают туристов по одному, а шустрые успевают урвать и двух (по количеству рук, в которые надо будет вложить доллары). Дальше вас начинают опекать, бережно раздвигая веточки деревьев, указывая на так коварно вылезающие из земли корни, придерживая хлипкий мост и показывая безопасный путь в обход мирной речушки. В случае дождя над вами откроют зонт, в жару — будут обмахивать огромным листом.

Самое удивительное — американцы просто млели от подобной заботы, милостиво разрешая окружить себя вниманием. Мне же сначала было жалко детишек, потом они откровенно одолели своей гиперопекой, и я от них сбежала, не забыв оплатить их непосильный труд.

То, что в конце пути вас ждет действительно красота — не факт. И тогда детишки разведут руками, поколупают в носу и поведут обратно. Психанувшая я и поддержавший меня муж, обратно возвращались по дороге в два раза короче и в пять раз приятнее. А доверчивые американцы снова преодолевали полосу препятствий, в конце которой им пришлось щедро делиться долларами с мелкими вымогателями. Позевывающий водитель и хорошенько отдохнувший гид радостно отрапортовали, что это еще не все…

Потом, по идее, должен быть ланч, но тут как повезет, и пляж, но тут все решает погода. Хотя пляж состоится при любой погоде, а вот ваше купание и релакс на берегу уже подкорректируют обстоятельства — но доминиканцы же в этом не виноваты, правда?

Доминикана. Такая жизнь...

Доминиканцы уверены, что хитрее их нет никого, а многочисленные туристы прилетают в их страну исключительно для того, чтобы щедрой рукой раздать излишек долларов из своих карманов за набор осуществленных или только обещанных услуг. Ведь самое главное на острове — это действительно красивая, девственная и не испорченная (ну или самую малость тронутая) деятельностью человека природа. И не знаю, как все выглядит на знаменитых белоснежных пляжах, но здесь, на так мало раскрученной среди американских туристов Самане, природа действительно шикарная. Таких безбрежных тропических джунглей, таких совершенно диких зарослей папай и манго, таких пустынных пляжей и непуганых животных, я не встречала больше нигде. Да, нам явно не повезло с погодой. Но винить в этом доминиканцев было бы нечестно, они старались, как могли.

И если бы в моих силах было изменить время посещения полуострова Самана, я бы прилетела сюда с января по март, чтобы полюбоваться горбатыми китами, сначала устраивающими любовные игры, а потом оберегающими свое потомство. Вот ради этого и стоит лететь на Доминикану, а не ради пляжей, несмотря на всю их красоту…

Но изменить я ничего не могла, а потому еще дома мы погрузились в упоительное занятие — поиск достопримечательностей малоизвестной Саманы и возможности их посмотреть за один день.

Что посмотреть на Самане.

Доминикана. Такая жизнь...

На самом деле, достопримечательностей не так уж и много, если перечислять их по порядку. С другой стороны, сам полуостров и есть сплошная достопримечательность и если в запасе есть несколько дней, то время здесь можно провести сочетая отдых на пустынных пляжах, в тишине и окружении совершенно дивной природы, с поездками по всему полуострову, красивому и яркому. Уложить все в один день оказалось почти невозможным и экскурсия по Самане решилась в самый последний момент, когда отчаяние совершенно одолело меня — и прогноз погоды сулил могучие ливни, и собрать группу единомышленников не очень получалось.

В результате удалось забронировать экскурсию по цене 120 долларов США (на двоих), с обязательной, но небольшой предоплатой. Осмотр достопримечательностей планировалось провести за 5 — 6 часов, что нас вполне устраивало.

Экскурсия включала:

— Обзорный осмотр Санта-Барбары с неизменными сувенирами и прогулкой по городу. Предлагалось полюбопытствовать на квартал богатых и красивых домов, посмотреть местный рынок и полюбоваться на жизнь тех, кто богатством не может похвастать.

Доминикана. Такая жизнь...

— Фабрика сигар, с возможностью понаблюдать за процессом и купить понравившийся результат.

— Дивный пляж с неукрощенными волнами (час релакса предполагался) и ланч — блюда традиционной доминиканской кухни с видом на океан.

Доминикана. Такая жизнь...

— Прогулка к водопаду через непроходимые джунгли.

— Возвращение в порт по другой дороге с видами на необитаемые красоты острова.

Доминикана. Такая жизнь...

Автомобиль предполагал максимум десять человек туристов плюс гид — это нас тоже устраивало.

Посмотреть красу и гордость Саманы — водопад Эль-Лимон было можно, но прогноз погоды упрямо настаивал на затяжных ливнях, а дорога к водопаду, всегда сложно проходимая (да и то только на лошадях), в дожди становилась совершенно непролазно-грязной. К тому же, лошадей я боюсь еще с детства и это стало решающим фактором, чтобы вычеркнуть Эль-Лимон из наших планов.

Доминикана. Такая жизнь...

Вечером после экскурсии, я наблюдала, какими вернулись те, кто рискнул посмотреть водопад после пяти дней непрерывных ливней. В человеческий вид эти ходячие горы красной глины возвращались потом пару дней, яростно сколупывая слишком сильно въевшиеся фрагменты почвы Саманы в свою кожу.

Можно было еще пролететь над джунглями на Зипп-лайне, но вставал вопрос, куда девать фотоаппараты. Переписка с Саманой ничего утешительного не дала — нам предложили оставить фотоаппараты в машине (без стекол на окнах и совершенно неохраняемой, что нас совсем не устраивало). Получалось, что брать фотоаппараты категорически нельзя и оставить их тоже негде. Зипп-лайн пришлось отложить. Как оказалось, это было тоже верное решение. Погода внесла свои поправки и Зипп-лайн популярностью в этот день не пользовался.

Ранним утром, заходя в бухту Саманы, я немало понервничала, наблюдая за движением тяжелых дождевых туч. Погода сулила серьезные осадки, обновленный накануне сайт ничего солнечного не обещал, и оставалось только надеяться, что авось повезет и в этот раз. Погода продержалась всего пол дня, разразившись дождем как раз в тот момент, когда мы дружно топали по джунглям к водопаду. К тому же похолодало так, что я откровенно продрогла — кто бы мог подумать, что в Доминикане может быть так промозгло.

Но, как бы там не чудила погода, знакомство с Саманой состоялось, а благодаря разговорчивому характеру нашей девушки-гида, я умудрилась еще и познакомиться с жизнью обычных доминиканцев и расспросить про все, что мне было интересно, призвав на помощь мужа в качестве переводчика, дабы не упустить ни малейшей подробности интереснейшего повествования. Версию этого затяжного интервью я и описала выше, постаравшись вложить в минимум слов максимум смысла.

Наша экскурсия была достаточно интересной не только в плане послушать, но и в плане посмотреть. Санта-Барбара — самый настоящий город контрастов. Симпатичные разноцветные домики богатых, сбившиеся в кучку и отгородившиеся от гораздо бОльшего мира бедных, выглядели словно пряничные, а трудолюбивые садовники наводили красоту на лужайках после обильных ливней.

Дома, что попроще, тонули в паутине запутанных проводов, исполосовавшей не слишком приветливое небо. Неизменные заборы, сгибающиеся от веса сохнущего бельишка, огромные деревья, дающие густую тень в самый солнечный день, гамаки, орущие телевизоры и восседающие на стульях вдоль дорог аборигены — картина повторялась с поразительной точностью, как бы далеко мы не уезжали от Санта-Барбары.

Детишки провожали наш автомобиль грустным взглядом. Не знаю почему, но у детей там совсем не детские глаза и даже привычная прическа юных девчушек — смешные крендельки с яркими резиночками, не придавали лицам озорства. Наверное, не самое беззаботное детство у доминиканских детей, иначе откуда столько печали…

Девушки все кокетки. Стройные, высокие, статные, с очень красивыми глазами и очень длинными ногами, они прекрасно осознают свою красоту и спешат обрадовать собой мир, пока материнство не наложило свой отпечаток не некогда изящные формы.

Сувениры здесь самые обыкновенные, ничем не поражающие и не вызывающие особого желания купить что-нибудь себе на память. Если бы не просьбы привезти хоть что-то из Доминиканы, я скорее всего пропустила бы эту аттракцию.

Доминикана. Такая жизнь...

Табачная фабрика (слишком громкое название для небольшого сараюшки) ничем особо примечательным не удивила. Старый доминиканец сидит в полумраке и неспешно скручивает толстые сигары из табачных листьев, обрезая готовые до нужного размера и складывая их в коробки. Рядом стена, заставленная упакованными сигарами и цены. Нравится — покупай. Не хочешь покупать — просто смотри. Фотографировать никто не запрещает, но и снимать особо нечего.

Фабричка очень посещаемая только лишь потому, что рядом стартуют экскурсии к Эль-Лимону, и я вдоволь насмотрелась на чумазых лошадей и полюбовалась количеством красной глины на сапогах, что выдают каждому туристу.

Красивые пляжи Саманы в этот день были не в самой лучшей форме. Волны неистовствовали, небо гнало густые тучи, начинал накрапывать дождик. Какое уж тут наслаждение пляжем и отдыхом. Наша гид постаралась сгладить неприятную погоду доминиканским обедом, что приготовила для всех ее мама.

Неулыбчивая, но внимательная мама шустро расставила тарелки-вилки-стаканчики и махнула рукой в сторону стола: курица, рыба, рис, жареные бананы, самая обычная капуста и уксус в качестве соуса к ней. Пока народ активно дегустировал немудрящий ланч, я пыталась сфотографировать грозные волны, придав им толику приветливости. Не скажу, что получилось сильно позитивно — серое небо не самый лучший фон…

Доминикана. Такая жизнь...

Дальше был водопад и дикие-дикие джунгли. И еще дети, готовые за доллары тащить взрослых и далеко не тощих дяденек и тетенек почти на руках к заветной цели. Джунгли были не бог весь какие одичалые, протоптанные тропинки ну никак не походили на непролазные дебри, хотя и радовали буйной порослью зеленого с вкраплениями ярких цветов.

А вот водопад оказался настоящим разводиловом! То, что предстало нашим глазам, выглядело откровенным нахальством со стороны аборигенов — водопад пересох и видимо давным-давно. Обильные ливни не напоили его водой и сухие скалы, наверное, тихо хихикали, потешаясь над нами…

Доминикана. Такая жизнь...

Мальчишки попытались показать свою лихость, полетав на прочных лианах над пересохшим руслом, но без воды аттракцион никого не зацепил и юные акробаты старались совершенно напрасно. Народ матерился, не скрывая своих чувств.

Непременная остановка в магазинчике, продающем мамахуану, тоже была. Кроме местного пойла, простите, алкогольного брэнда, на полках красовались ваниль, корица и еще какие-то специи. Пахли они замечательно, цена была копеечной, даже в переводе на наши рубли и я купила всем своим кулинаркам в подарок и ваниль, и корицу. Кулинарки были очень довольны таким подарком, так что могу смело рекомендовать — проверено практикой!

Дорога обратно была под непрерывным дождем. В пасмурную и дождливую погоду Доминикана совсем иная — печальная, притихшая, грустная. Я слушала болтовню нашего гида, старательно запоминая, а кое-что и записывая и пыталась понять тех, кто живет здесь, на маленьком острове, по соседству с неспокойным и очень бедным Гаити — на их фоне доминиканцы очень богаты!

И знаете, что я вам скажу? Последнее дело пытаться дать оценку обычаям и нравам другой страны со своей колокольни. Вполне возможно, окажись доминиканцы в моем городе, да еще где-нибудь в конце ноября, когда погода стоит в основном препротивнейшая, не думаю, что они бросились бы восторгаться и нашим климатом, и нашими улицами, и нашей природой, и нашими красотами. Ну не поняли бы они, как можно быть счастливыми, живя в такой стране. Как не понимаем мы многого в их жизни.

Да, они хитрые, норовят выудить как можно больше долларов из каждого прилетевшего к ним туриста, ленятся больше, чем работают и их не напрягает ни мусор на тротуарах, ни паутина проводов, ни более чем скромные жилища.

Они счастливы там, где живут и тем, чем живут!

И нам остается им только позавидовать.

Прилетайте в Доминикану и убедитесь в этом сами.