Эксперт Вячеслав Каминский (slawa2311952)
Вячеслав Каминский
был 17 апреля 10:05

Денпасар — Индонезия Ноябрь 2007
 Как упоительны закаты на Бали

Эту несколько переделанную по случаю нашего первого вечера на одном из самых маленьких островков Малайского архипелага незамысловатую песенку мы горланили или как нам казалось пели с моим другом Юрой, сидя на берегу Индийского океана…в ресторанчике, расположенном прямо на пляже в районе Денпасара, и попивая холодное пиво с неправдоподобно гигантскими креветками и лобстерами. Еще совсем недавно все эти членистоногие беззаботно плавали в просторном аквариуме, не ведая, что совсем скоро попадут к нам на стол.

Тихий шелест океана в который весьма прытко, всего за несколько минут успело нырнуть раскрасневшееся на закате солнце, создавал весьма элегическое настроение. Не верилось, что всего 12 часов назад мы были еще в сырой и пасмурной Москве… С океана долетал легкий теплый ветерок… И, поддавшись внутреннему голосу, мы, не сговариваясь направились в темноту, чтобы омыть свои босые ноги, сапог у нас почему-то не оказалось, в водах Индийского океана. Поскольку мы с Юрой врожденные пацифисты, несмотря на его военное прошлое, — это был всего лишь акт доброй воли без всяких политических последствий. Вообще, стоит сказать, местное население, то бишь балийцы, народ очень дружественный и гостеприимный. Вы не поверите как они нам обрадовались, стоило нам лишь ступить на этот дивный экваториальный островок. О нашем пришествии, как только автобус остановился во дворе отеля «Гранд мираж», где нам предстояло прожить целых десять дней, громогласно возвестил огромный гонг.

Маленькие балийки в ярких национальных нарядах бросились нам навстречу, чтобы украсить наши кудри дивными тропическими цветами, а местные музыканты, опять же в народных нарядах сыграли в нашу честь на кендангах (больших барабанах) и гамбангах (ксилофонах) какой-то балийский шлягер. Правда, чуть позже мы узнали, что так здесь встречают практически всех гостей острова. Но от этого наше отношение к местному населению ничуть не стало хуже.

Справедливости ради стоит сказать, что сегодня на Бали туризм находится в некотором упадке. Ведь основным контингентом, отдыхающим здесь вот уже многие годы, были австралийцы. Им сюда лету-то всего пару часов, а то и меньше.

Как упоительны закаты на Бали

А стоит здесь все начиная от шикарных отелей и заканчивая морскими деликатесами значительно дешевле, нежели в самой Австралии. Но после страшного теракта, случившегося здесь в 2005 году и унесшего жизни более 200 человек, австралийцев с острова как ветром сдуло. Они до сих пор не могут отойти от шока и, несмотря на заверения балийских властей, что на острове делается все для безопасности туристов, все равно боятся вернуться обратно на Бали. Что не скажешь о российском туристе. Гуляя по нашему весьма не маленькому отелю, подчас создавалось впечатление, что мы находимся отнюдь не на Бали, а где-то в Сочи, поскольку русская речь звучала повсюду в любое время дня и ночи…

Да, русского туриста ничем не испугаешь… ни терактами, ни цунами, ни землетрясениями…Впрочем, и сами балийцы весьма заинтересованы в том, чтобы их остров снова стал для всех раем на земле. Сегодня любой отель, любой культурно-досуговый центр, имеет собственную службу безопасности, которая тщательным образом проверяет всех и вся. И мы за это на них ничуть не обижались, понимая, что все делается ради нашей же безопасности.

ТАНЦЫ ДО УПАДУ…

Как упоительны закаты на Бали

То, что балийцы любят танцевать, мы поняли уже в первый день, а точнее вечер нашего пребывания на острове, когда, вернувшись из Денпасара в отель, решили пойти в летнее кафе, расположенное естественно прямо у океана, чтобы утолить жажду каким-нибудь экзотическим коктейлем. Алкогольные, слабоалкогольные и вовсе безалкогольные напитки здесь наливают не в изрядно уже приевшиеся фужеры и бокалы, а в умело выдолбленные кокосовые орехи и ананасы, украшенные разными ярко раскрашенными деревянными фигурками райских птичек, живыми цветами и ракушками. Все эти тропические изыски придают особый вкус и колорит даже хорошо известным напиткам. Ну, а для того, чтобы туристам было чем занять свое свободное между поглощением коктейлей время, местные парни и девушки в ярких национальных костюмах и масках развлекают посетителей кафе народными танцами, повествующими о всепоглощающей силе любви…

Но самое сильное впечатление от народного творчества мы получили на следующий день, когда побывали в деревушке Батубулан, чтобы увидеть традиционный танец Баронг. Это драматическое действо с песнями, танцами, убийствами и реанкарнацией посильнее гетевского Фауста. Сколько непосредственной экспрессии, выразительности и искренности было в игре деревенских артистов, разыгравших перед нами древнюю историю из индийского эпоса о вечной борьбе добра и зла. И хотя Баронг — представитель добрых сил человечества в этот день одержал за явным преимуществом чистую победу над ярким представителем темных сил в лице злобной ведьмы Рангды, особо обольщаться не стоит, ведь добро всегда ходит рука об руку со злом и еще не известно кто кого победит завтра…

Но балийцы не только прирожденные танцоры, но и весьма искусные резчики по дереву. В этом мы также смогли убедиться, побывав с нашим местным гидом Муштикой в одной из балийских деревушек, жители которой как раз и зарабатывают этим видом промысла. Здесь в отличие от уличных продавцов работают только с ценными породами: сандалом, махагоном и так называемым крокодиловым деревом, кора которого действительно внешне сильно смахивает на кожу аллигатора.

Как упоительны закаты на Бали

Правда, как нам сказал Муштика, на самом Бали эти деревья не произрастают, завозят их с соседних островов. Тем не менее местные резчики создают из них поистине уникальные шедевры — будь то незатейливая маска, обладающая, как утверждают балийцы, магической силой или огромное деревянное панно, на котором самым причудливым образом переплелись звери, деревья, птицы и лианы.

Забавно было побывать и в мастерской по изготовлению батика, чтобы наглядно увидеть как с помощью нехитрых приспособлений, воска и ярких не выгорающих даже на палящем тропическом солнце красителей обыкновенный шелковый лоскут превращается в яркое незабываемое художественное панно.

Тем не менее наш путь лежал все дальше и дальше на север Бали к самому большому и живописному озеру Батур, расположившемуся у подножия одноименного вулкана. Заметим, действующего. Хотя последние триста лет этот вулкан, так же, как и его собрат Агунг, особо не беспокоят островитян, находясь в относительном покое, тем не менее постоянно курящаяся вершина горы заставляет всех быть на всякий случай начеку… Ведь именно там, на вершине вулкана, по мнению балийцев, находится обиталище богов. И мало ли что им вдруг взбредет в голову. Впрочем, глядя на кристально чистую гладь озера и величественную вершину едва курящегося в бело-розовой дымке вулкана, о страшном думать почему-то не хотелось. Даже жуткий рассказ Муштики о том, что на противоположном берегу озера, хорошо просматривающегося с нашей смотровой площадки, живет некое племя островитян, которое не хоронит умерших в земле, а подвешивает их в лодках к веткам деревьев, пока те не истлеют, на нас почему-то не произвело особо гнетущего впечатления. Правда, спускаться к деревне, чтобы воочию все это увидеть, у нас желания не возникло…

MOMENTO MORE (момент и в море…) Надо сказать, что к смерти у балийцев вообще несколько иное отношение, нежели у нас. Наверное, только здесь можно увидеть пляшущих и поющих людей у тела усопшего… Умершему здесь устраивают настоящий праздник, причем праздник очень веселый. Ведь окончание одной жизни дает ему новую, может быть, более яркую и интересную жизнь… Это нам также рассказал наш гид, который так же, как и все балийцы верит в реанкарнацию и переселение душ. Вообще жители Бали очень религиозны и набожны.

Как упоительны закаты на Бали

Наверное, нигде мне не доводилось видеть столько храмов: больших и маленьких. Они здесь повсюду в каждой деревушке, в каждом доме, каким бы бедным он ни был. Недаром Бали называют островом десяти тысяч храмов. И это не преувеличение, а преуменьшение, на самом деле их гораздо больше… Вдоль дороги, по которой мы ехали, нам постоянно встречались мастерские с большими и маленькими каменными Буддами, Брахмами, Вишнами и Шивами. Мы спросили у Муштики, кто же их все покупает. Не слишком ли много их для одного маленького острова. И он ответил, что все эти каменные статуи раскупаются, и раскупаются простыми балийцами, чтобы затем украсить их скромные жилища. От него мы узнали, что для местных жителей их остров является микрокосмосом, где горы и пространство над ними являются сферой богов, а земля и пространство под ней, в том числе и море — сферой темных сил. Поскольку мир человека расположен между двумя космическими полюсами, его задача состоит в поддержании гармонии. Потому-то человек равно почитает и богов, и демонов и приносит и тем, и другим ежедневные мелкие жертвоприношения. Эти небольшие тарелочки, сделанные из банановых листьев и наполненные нехитрыми балийскими яствами мы видели буквально у каждого дома, боясь ненароком на них наступить. Мы видели большие процессии нарядно одетых людей, несущих огромные корзины красочно оформленных жертвенных даров. Посетив один из таких храмов, мы были просто поражены сколько фантазии и мастерства вкладывают балийцы в оформление этих жертвенников.

Особенно нас поразила, как нам сначала показалось, маска кабана. Но, приглядевшись пристальней, мы поняли, что перед нами не муляж, а действительно морда настоящей свиньи, обрамляющее же ее оперение не что иное, как кусочки сала, перца и колбасок, нанизанных на длинные бамбуковые шпажки… Но все вместе это создавало какую-то необыкновенно яркую сюрреалистическую картину в духе Дали…