Турист Vladimir Danilov (Volodimire)
Vladimir Danilov
был 30 мая 2021 9:35

Архыз — Россия Июль 2016

В конце июля в очередной раз съездили в Архыз. 4-дневный поход по озерам Софийского хребта вместил в себя едва ли не больше, чем вся прошедшая половина лета. Ливень, солнце, килограммы овсянки, льдины на искрящейся глади озер и нежные луговые цветы. А ещё — простое обезьянье счастье.

Начиналось всё не совсем радужно. Сутки лил коварный дождь, то прекращаясь совсем, то усиливаясь до ливня. Стратегическая ошибка (подниматься, раз уж всё равно подмокли; тем более, что дождь наверное скоро закончится) привела к тому, что к первой стоянке на озере Айматлы-Джагалы-Кёль сухими остались только спальники. И то не у всех. И то не везде. Слабость, а что делать: хотелось позвонить домой и жаловаться. Сказать, как нам холодно, мокро и плохо. Сказать, что туман сменяется ливнем, а ливень — несильным, но утомляющим дождем. Сказать, в конце концов, что это самое грустное путешествие чуть ли не за всю мою жизнь. Хорошо, что в горах не ловит телефон.

Утром вышло солнце. Желанное, долгожданное, яркое. Самое дорогое и ценное, что было у нас в тот момент. Лагерь мигом превратился в трущобу беженцев: на палатках, камнях, кустах и просто на земле сохли штаны, майки, кроссовки, носки, спальники, куртки. Промерзшие за ночь мальчики и девочки опасливо глядели на небо и сжимали в руках кружки с горячим чаем. К обеду одежда и обувь (да, даже обувь) просохли, и мы полезли наверх.

7 озер Архыза

Подъем к Софийским озерам занял часа 3, вряд ли больше. Мы пришли засветло и успели ухватить последние лучики заходящего солнца. Хорошо, что так: температура стремительным домкратом рухнула вниз, едва потоки жизни и света упёрлись в вершину г. Кёль. Чай остывал быстрее, чем попадал из котелка в чашку, и всё, что нам оставалось — разбрестись по палаткам и порадоваться сухому белью и чистому звёздному небу.

Ночь не казалась такой уж холодной, даже не пришлось надевать шапку. А утром оказалось, что вода в озере покрылась тонкой ледяной коркой, а ручей из-под таявшего снежника, где мы брали воду, замерз. Шел конец июля…

7 озер Архыза

На следующий день сбылась мечта идиота: Я наконец-то побывал на Кратерном озере. Перевал Кара-Джаш, покрытый месяц назад снегом, милостиво пропустил нас на ту сторону хребта, а озеро… его нужно видеть. Фотография бесстыдно врёт и недоговаривает, и даже фотошоп не в силах с ней совладать.

Мы не спускались к самому берегу. Зачем? Со скалистого уступа открывался фантастический вид на бесстыдно-голубое озеро, на ущелье реки Псыш и на пики хребта Габулу. Где, как не здесь, погрузиться в себя и ловить дзен?

7 озер Архыза

Заключительный, четвёртый день, превратился в формальность. Играючи мы перевалили через Иркиз и спустились в долину ручья Ак-Айры, где цветут фантастические луга и так близко до дома. УАЗ забрал нас у коша, доставил к автобусу. Путешествие кончилось. А что это значит, Я понял лишь на следующий день.

7 озер Архыза

Горы наводят порядок на чердаке. И замечаешь это, лишь вернувшись назад. Пока ты там, чистота разума, лёгкость и свежесть кажутся чем-то естественным и привычным. А наутро, проснувшись в мягкой кровати, поставив без спичек чайник и надев свежее, сухое и глаженное белье, ловишь себя на мысли, что-то не так. Как-то сухо, не по-настоящему, как-то не так. Есть горячая вода, интернет и уютное кресло — но нет гармонии. А ведь это, кажется, самое главное в жизни.

Ближайшие планы — озерные цирки хребта Абишира-Ахуба, не удавшийся в июне поход из ущелья Софии в ущелье Большой Дукки, с ночевками у Белореченского и Семицветного озер, разведвыезд в terra incognita, — поселок Закан, что притаился в стороне от цивилизации высоко в горах… И ещё десятки дней и ночей, проведенных в палатке на краю мира.