Турист Pustynnik
Pustynnik
был 2 сентября 2016 21:41

Штольберг — Германия Август 2015

Этим летом мы с семьёй решили посетить лесистое нагорье, расположенное в центральной Германии — Гарц (Harz, произносится скорее как Харц). Расчёт был таким — хотелось посмотреть центральную-северную Германию, имея при этом под боком лес и горы.

Немцы любят отдыхать в Гарце, а вот иностранные туристы там в диковинку. На второй неделе нашего пребывания там хозяйка даже спросила меня с интересом — а как я нашёл это место? Популярность Гарца началась с Гёте, который многократно посещал здешние места, позже многие немецкие писатели эпохи романтизма (Гейне) искали вдохновения в его ландшафтах.

Мы поселились в старинном (за триста лет) фахверковом доме в маленьком городке Штольберг (земля Саксония-Анхальт) к северу от Нордхаузена. Штольберг является частью «Немецкого фахверкового пути» (Deutsche Fachwerk Straße) и состоит всего из двух перпендикулярных улиц. Здесь будто переносишься назад во времени — только на дальней окраине городка можно найти несколько современных сараев и домов, всё остальное построено в средневековье, фахверк — великолепен. Даже как-то странно видеть проезжающие по вековой брусчатке современные автомобили.

Кстати — жильё в этих краях лучше искать на местных сайтах, с английским у них совсем туго.

Наш городок и замок

День 1- Кюффхойзер (Kyffhäuser)

С утра отправились гулять по городку, прошли главную площадь с ратушей, интересной с точки зрения архитектуры — расположена она на горном склоне, и на каждый из трёх её этажей попадают раздельно по широкой внешней лестнице. Согласно местной брошюре, первоначально у ратуши было 12 дверей (по количеству месяцев в году), 52 окна (недель) и 365 оконных стёкол. Над ратушей стоит огромная для такого маленького городка церковь св. Мартина, а над всем этим возвышается замок графов Штольбергов, который приобрёл нынешний облик в конце 17-ого века. От замка множество троп ведёт в лес (все, причём, отмечены на местной карте…), по одной из них мы спустились к небольшому ручью, от которого веяло прохладой, бегущего вдоль улочки, так и называющейся — Kaltes Tal (холодная долина).

К югу от Штольберга, за широкими лугами, находится совсем маленькое нагорье, называющееся Кюффхойзер. Чуть ниже его высочайшей точки (473 м.) стоит видимый издалека монумент, посвящённый императору Вильгельму I, объединившему Германию. Монумент является третьим по величине в Германии.

Фахверк в Гарце — немецкая старина

Вид на верхушку монумента из Унтерберга

Поднимаясь по петляющему узкому серпантину, чувствуешь, что это — настоящие горы. Мимо с рёвом постоянно пролетают мотоциклисты, даже страшновато за них. Сначала ехали по лесу, потом выехали на лысую восточную часть гор, которую венчает монумент. Собрались было подняться на верхушку монумента (81 м.), но солнце жарило нещадно, а тени на нём никакой. Полюбовавшись на него снизу, осмотрели лежащие ниже руины средневековых укреплений — Унтербург, где было достаточно раскидистых деревьев и скамеек в тени. Особенно внушительны остатки капеллы, заросшие изнутри ежевикой.

Вечером, гуляя по Штольбергу, подумалось, что дерево, в отличие от камня, даёт совершенно другое ощущение, весь фахверковый городок кажется тёплым и уютным.

Типичный переулок

Кладбищенская церковь

День 2- Крест Йозефа (Josephkreuz)

Фахверк в Гарце — немецкая старина

Целый день гуляли по нашему лесу и дошли аж до Йозефкройца — оригинальной смотровой башне в форме двойного креста, расположенной на ближайшей горе высотой 580 м. Первая деревянная башня-крест была возведена в середине 19 в., а после того, как она сгорела, в 1890 г., на её месте поставили нынешнюю металлическую конструкцию.

Вид красивый, но ничего особенного — куда не глянешь — сплошные леса; виден Брокен — высочайшая точка Гарца, прекрасно виден монумент на Кюффхойзере. В лесу приятно, хотя темпетатура воздуха сегодня — 30 градусов, вдоль троп — малина и земляника, грибов, к сожалению, ещё почти нет.

День 4 — Кведлинбург

Сегодня мы побывали в Кведлинбурге (Quedlinburg) — симпатичном средневековом городе на северной окраине Гарца, внесённом в список всемирного наследия Юнеско.

Самым большим разочарованием оказалась дорога — летом непрерывно ремонтируют все горные дороги Гарца, поэтому приходится петлять и ехать вдвое дольше, чем обещал навигатор (у нас был встроен в машину). Припарковались почти в самом центре города, но, к сожалению, на двухчасовой стоянке, пришлось возвращаться и переставлять машину.

Город, конечно, богаче, чем все деревушки по пути, поэтому видели много каменных зданий, но в-основном дома все фахверковые. Как, по-моему, и во всём остальном Гарце, город пересекает множество речек и ручьёв, выныривающих из-под домов и исчезающих под другими; ручьи добавляют влажность, но дают и прохладу.

Фахверк в Гарце — немецкая старина

Загадочная замочная скважина посреди высокой глухой стены…

Внушительная обвитая плющом ратуша со статуей Роланда с мечом (символ свободы средневекового города). За ней — городской собор с двумя чудесными резными алтарями, а также изумительной кафедрой — тоже средневековой, сделанной целиком из дерева и покрытой мелкой резьбой с изображением библейских сюжетов, над кафедрой резной навес, на вершине которого — бог в широкополой шляпе и небесный град Иерусалим.

Церковь и кафедра

Осмотрев уютный центр города, мы отправились в монастырь-крепость (основан в 936 г.), откуда аббатисы в течении многих столетий контролировали жизнь города, попытки горожан освободиться от их власти не увенчались успехом. Интересно, что аббатисы подчинялись не местному епископу, а напрямую Папе римскому, что влекло за собой постоянные конфликты. Аббатисы, происходившие из знатных родов, как правило, занимали эту должность не пожизненно, и возвращались к светской жизни. В монастырскую церковь мы не пошли, а отправились в музей во дворце, т. е. резиденции аббатис, где расположена пёстрая, но симпатичная экспозиция. Во-первых, сами жилые покои достаточно богатые, все потолки и оконные рамы украшены лепниной, элегантная мебель. Кроме того, есть экспозиции, посвящённые арбалетам, захоронениям Оттонов (немецкая династия), средневековым передвижным тюрьмам и печатному делу. Вид со стен монастыря — будто оказался в каком-то фильме про средневековье.

Древний монастырь в романском стиле в городке Гернроде

День 5 — Национальный парк Гарц

Намучавшись с ремонтируемыми дорогами, мы доехали до ж/д станции Drei Ahnen Hohne, где видели паровозы, ездящие по сети узкоколеек, связывающей весь западный Гарц. У станции удобная парковка — всего за 3 евро в день.

Фахверк в Гарце — немецкая старина

Часто встречающееся обозначение «Гарцской ведьмовской тропы»

От парковки мы отправились по тропе в направлении скал Отто (Ottofelsen). Лес светлый, красивый, журчат ручейки, порхают огромные чёрные с красно-жёлтыми пятнами бабочки, а через минут 20 стали попадаться кусты малины. Мы находили лисички, сыроежки, грузди. Дорога всё вилась через лес, время от времени с одной стороны открывался вид на дальние луга.

Местная живность

Неподалёку от скал, у домика лесника, нас ожидал красиво оформленный родник (такие нередко можно увидеть в Германии), из которого лилась желтоватая вода, но местные нас заверили, что пить можно. Найдя парочку белых грибов, мы, наконец, по узкой тропке вышли к скалам — нагромождению огромных серых глыб, с которых открывается чудесный вид на Брокен, город Вернигероде и тянущиеся до горизонта леса Гарца. Кстати, Брокен считается в Германии той самой Лысой горой, где ежегодно собираются на шабаш ведьмы. Туристов, конечно, это привлекает немало, но романтики никакой — на самую вершину можно с комфортом подняться на паровозике, а рядом стоит радиолокационная станция, построенная во времена, когда по Гарцу проходила граница ФРГ и ГДР.

Скалы Отто

Обратно шли по широкой грунтовке, где даже ходит автобус.

На следующий день гуляли в заповедных лесах вокруг Штольберга. Хоть мне и понятно, что «бухенвальд» — всего-навсего «буковый лес» по-немецки, но всё равно неуютно читать это название на указателях…

День 7 — Гослар (Goslar)

Фахверк в Гарце — немецкая старина

Уже несколько дней держалась жара, поэтому, внимательно изучив прогноз погоды, мы отправились туда, где прохладнее всего и есть облака — в Гослар. Так как все дороги в горах были перекопаны, мы поехали кружным путём — по трассе через Херцберг и Остероде, причём медленнее всего ехали по маленькому кусочку автобана (из-за дорожных работ).

Площадь в Госларе

Сам Гослар — большой город и достаточно богатый — у многих домов первый этаж каменный, а уже последующие фахверковые. Очень понравились золочённые готические надписи между этажами, многие деревянные элементы покрыты резьбой и раскрашены в яркие цвета.

Фахверк в Гарце — немецкая старина

Припарковались мы у гимназии, которую я вначале принял за дворец — настолько монументально она выглядит. На главной площади понравилась церковь (правда, только снаружи), дом с большими резными фигурами на фасаде, часы, откуда выходят фигурки каждый час; одна из фигурок — конь, бьющий копытом, иллюстрирует известную легенду о том, что серебро было найдено в лесу на месте, где конь стал бить копытом землю. Своим богатством город был обязан серебряным рудникам, из которого чеканились местные талеры.

Главная достопримечательность Гослара — пфальц, императорский дворец-резиденция в средневековой Германии, один из немногих, сохранившихся до наших дней. Императоры Священной Римской империи не имели постоянной столицы, вместо этого останавливаясь то в одном, то в другом дворце. Конечно, здание впечатляет больше снаружи, чем внутри — расположено оно на холме в большом парке, перед ним — огромные конные статуи Барбароссы и Фридриха и бронзовые львы. Пфальц использовался с 11 по 13 века, а потом был заброшен, и только в 19 веке были приняты меры по сохранению и реставрации дворца. К тому времени относится цикл монументальных росписей на стенах Тронного зала, изображающий ключевые моменты немецкой истории. Кроме этого, в пфальце можно посмотреть средневековую капеллу Ульриха.

Росписи в Тронном зале

День 9 — Веймар

К сожалению, от этого дня осталось очень мало воспоминаний из-за страшной жары, царившей там в этот день, я вообще плохо соображал, что вижу вокруг. Наверное, проходили места, связанные с Веймарской республикой и немецкими литераторами… Пришёл в себя я на кладбище, где в тенистых аллеях можно было дышать. Кроме разнообразных надгробий и ангелов, на кладбище можно увидеть русскую православную церковь, где погребена великая княжна Мария Павловна (дочь Павла I). В общем, в Веймар надо вернуться в другое время года…

Русская церковь на кладбище

День 10 — пещеры Хаймкеле

Сегодня мы познакомились с разнообразными карстовыми явлениями, которые можно наблюдать в южном Гарце.

Во-первых, мы попали в пещеру Хаймкеле недалеко от Штольберга, которая, по утверждениям гида, является крупнейшей гипсовой пещерой Германии. Особенно приятно было шагнуть из дневной жары в могильный холод пещеры, который ощущаешь ещё за несколько метров до входа. Пещера состоит из трёх залов — Großer Dom, Kleiner Dom и третьего, где находится подземное озеро с кристально-чистой водой. Во время Второй мировой в малый зал был переведён завод по производству Юнкерсов, где трудились заключённые близлежащего концлагеря.

После посещения пещер мы решили прогуляться в лес по «карстовой тропе» (Karstwanderweg). Тропа петляет между карстовых долин (мест, где промытые в скалах полости обрушились, образовав ущелье), на дне которых видны поноры — дыры, в которых исчезают сбегающие с гор ручьи. Под ногами — мягкий гипс, который можно крошить пальцами, везде какие-то дыры и ямы, опасно сходить с тропы. Частично тропа проходит по пограничной дороге 1735 г., где встречались земли Саксонии и Ганновера, отмеченные камнями со скачущим конём с одной стороны и львом — с другой.

Фахверк в Гарце — немецкая старина

День 11 — Вернигероде (Wernigerode)

Советским людям виды Вернигероде могут показаться знакомыми, и это не случайно — в городе проходили съёмки фильма «Тот самый Мюнхгаузен», особенно узнаваемы графский замок и городская ратуша. Ратуша (16 в.) с фахверковым вторым этажом и двумя элегантными готическими банями на фасаде действительно очень яркая и запоминающаяся. Под выступающим вторым этажом — множество резных деревянных фигурок. На площади перед ратушей расположен красивый готический фонтан с именами бургомистров на золотых табличках.

Замок Вернигероде

Вид с терассы замка

Над городом возвышается большой замок графов цу Штольберг-Вернигероде. Заложенный в средние века, замок строился и перестраивался вплоть до конца 19-ого века, в результате получился целый комплекс с несколькими кольцами стен и террасами, откуда открывается прекрасный вид на город, Брокен и лесистые горы Гарца. Много башен и башенок, выступов украшенных резьбой по камню. Как всегда, до замка мы добрались после часов работы, поэтому его интерьер оценить не смогли.

Фахверк в Гарце — немецкая старина

Возвращаясь к машине, прошли мимо самого маленького дома в городе (4,2×2,95 м.), первый этаж которого служил мастерской, а второй — спальней.

День 12 — Лейпциг

Лейпциг нам очень понравился, хотя и этот день был достаточно жарким (за 30). Приехав в город, встали на парковке (всего 3 евро в день!) у центрального вокзала, являющимся ещё и огромным торговым центром (Promenaden). Вокзал огромный, со светлыми ажурными перекрытиями.

Фахверк в Гарце — немецкая старина

На Аугустусплац — красивый фонтан и интересные современные здания университета, гармонично включающие в себя элементы стиля церковного фасада, стоявшего там до войны.

Ратуша

Церковь св. Фомы

Осмотрев центр, мы направились к церкви св. Фомы, связанной с именем И. С. Баха. Бах руководил здесь более 10 лет церковным хором мальчиков, тут же находится его могила. Церковь необъятная, со всех сторон украшенные статуями порталы, на крыше множество маленьких окошек, нарушающих однообразие черепицы. У церкви — памятники Баху и Мендельсону (который основал Лейпцигскую консерваторию).

День 13 — Селькеталь (Selketal)

На этот раз, не имея чётких планов, отправились, куда глаза глядят, а глядели они, как оказалось, в живописную долину ручья Сельке рядом с Харцгероде. Доехав до деревушки Магдешпрунг (источник Магды), остановились у кирпичного здания старинной фабрики.

Фахверк в Гарце — немецкая старина

Немцы любят ставит кресты на любой горке или памятном месте…

Перейдя ручей по мосту, прогулялись по тропе, бегущей вдоль реки; чем дальше, тем больше скал и валунов, в конце тропинка даже проходит через оплетённую корнями деревьев естественную арку.

Неплохое увлечение!

День 14 — Опять Лейпциг

Во второй раз мы приехали в Лейпциг в хорошую погоду — дождя не было, но всё небо было затянуто тучами.

Фахверк в Гарце — немецкая старина

Николайкирхе — осенью 1989 г. здесь начались гражданские протесты, которые привели, в конце концов, к объединению Германии

Сначала мы пошли в Музей изобразительных искусств, который оказался неплохим, есть коллекция икон и картин эпохи Возрождения, Кранах, немецкие художники 19-ого века и современное искусство.

Фахверк в Гарце — немецкая старина

От Александрплац пошли в центр, прошли мимо негра, бьющего в барабан и танцующего с огромной конструкцией на голове.

Монумент битвы народов

По пути домой мы заехали посмотреть на монумент битвы народов. Легко поверить, что это — крупнейший в Европе монумент (91 м.)- издалека он выглядит просто большим, а вблизи его невозможно охватить взглядом. Внизу — барельеф, изображающий битву, архангела Михаила, павших воинов — множество переплетённых фигур. Ещё внушительнее, чем сам монумент, выглядит его отражение в пруду и его подножия. Ночью подсветка добавляет монументальности.

Фахверк в Гарце — немецкая старина

Деталь монумента (низ, центральная часть)

День 16 — Копи Раммельсберг

Копи Раммельсберг вместе со старым городом Гослара являются объектом всемирного наследия Юнеско. Комплекс выглядит внушительно даже снаружи — заводские здания уходят вверх по срытому склону горы, а уже от них вглубь уходит огромная система шахт. Мы попали на экскурсию в штольни Рёдлера — систему для отвода (откачки) воды с низших уровней и использования её энергии, созданной в начале 19-ого века под руководством инженера Рёдлера. Для желающих попасть на англоязычную экскурсию — обязательно проверьте, в какие дни они проводятся (в 2015 это был только один день в неделю, то ли суббота, то ли воскресенье). Все экскурсии начинаются в зале, где переодевались шахтёры — робы висели на цепях под потолком, это и позволяло им быстрее высохнуть, и предотвращало кражи.

Фахверк в Гарце — немецкая старина

Подземный мир, напомнивший Морию Толкина, произвёл на меня сильное впечатление, особенно, когда осознаёшь, что находишься в толще гор в узеньком проходе, прорубленном людьми. В самом низу штолен, чтоб продемонстрировать нам, как работалось там горнякам, гид выключил все электрические лампы и зажёг маленький горняцкий фонарь — мир сразу сжался, фонарик еле-еле освещал ближнюю стену и только слышно было капли падающей воды. Наверху есть небольшой музей с коллекцией местных минералов.

Штольбергские грибы

Дом и фонтан в Гёттингене

День 18 — Магдебург

Магдебург нам запомнился количеством больших городских церквей, башни и шпили которых видны отовсюду, особенно городским собором — просто необъятным сооружением, расположенным на площади с фонтанами, здания, обрамляющие её (ансамбль барокко), хорошо сохранились.

Собор

Крытая галеоея во внутреннемдворике

Собор, строившийся с 13-ого по начало 16-ого века, огромен; когда мы шли по нефу собора, разглядывая барельефы, балдахины и башенки по сторонам прохода, у меня было ощущение, что идём по городской улице, свод уходит так высоко вверх, что совсем забываешь о нём. Собор посвящён святым Маврикию и Екатерине, часть мощей которых была перенесена в собор Оттоном I в. 960 г. В центральной, самой богатой части, где находятся украшенные сценами из Евангелия скамьи, видны статуи этих святых — считается, что скульптура св. Маврикия, который, как понятно из имени, был мавром (чернокожим) — древнейшее европейское изображение негра.

Средневековые скульптуры

Очень интересен жилой дом, спроектированный Хундертвассером, его последний крупный проект — «Зелёная цитадель» (Grüne Zitadelle).