Турист Realnoe_Vremya
Realnoe_Vremya
был 27 июля 2016 17:07

Елабуга — Россия Май 2016

Мы ее ждали, и она произошла — наша встреча с Елабугой. Вот здесь не возникало вопроса, хватит ли нам достопримечательностей. Вопрос был, хватит ли времени. Поэтому мы выделили в нашей поездке целый день на посещение Елабуги.

Прекрасная Елабуга

В город приехали вечером. Стоит отметить, что в Елабуге немного отелей, при том что в год сюда приезжает около полумиллиона туристов. Только за первую половину 2016 года Елабуга приняла более 188 тысяч человек! У нас стоял выбор между четырьмя отелями и гостевым домом. Разброс в удобствах большой. Например, в Alabuga City Hotel все очень цивильно, здесь, как правило, останавливаются деловые туристы. Хостел «Визит» — это, по сути, бывший жилой дом, где номера — это переделанные квартиры. Есть прекрасные аутентичные образцы, например, гостевой дом «Анна-Мария», расположенный в частном секторе в доме с печью, провинциальным убранством.

День 7. Прекрасная Елабуга

Если не найдете номера в Елабуге, можно остановиться в Набережных Челнах, это совсем недалеко — в 17 км, выбор там будет больше.

Елабуга — один из самых красивых городов Татарстана. Причем он совершенно разноликий. Старинный, но в то же время с несомненно активной жизнью. Здесь нет дремотности Чистополя или лоска Булгара. И это из-за активной жизни соседней ОЭЗ «Алабуга», благодаря которой в Елабуге появилось много иностранцев, гостей резидентов, которые едут в город с деловыми и туристическими планами, живут в новом районе, водят детей в International School (Международная школа). Так что город — большое лоскутное одеяло, сшитое из болгарской, купеческой и современной ткани.

Прекрасная Елабуга

Елабуга — одно из старейших поселений Татарстана с 1000-летней историей. Тысячелетие города было отпраздновано в 2007 году. Город — образец купеческой архитектуры XIX века. Находится в 200 км от Казани.

В Елабуге мы запланировали несколько встреч. Первую — с Леонидом Барышевым, известным татарстанским бизнесменом, который родился и живет в Елабуге, как и все его родные. Он помнит Елабугу еще той, какой она была до огромной стройки Особой экономической зоны. И еще раньше, до строительства автомобильного завода «ЕЛАЗ», которое привело в замкнутую в своем «герметичном» мире Елабугу сотни комсомольских работников, съехавшихся на стройку. И еще раньше — со слов своих бабушек и дедушек, которые помнили, как в город приехала Марина Цветаева.

В Елабуге с именем Марины Цветаевой связано огромное число объектов. Хотя сама она в городе провела всего 10 дней! Да еще и отлучалась на несколько дней в соседний Чистополь.

В Елабуге с именем Марины Цветаевой связано огромное число объектов

Мы даже не удержались и задали сотрудникам музея, которые нас встречали в городе, некорректный вопрос: «Как же так, Цветаева прожила в городе от силы неделю, а ей посвящено так много объектов. Допустимо ли такое?» Но лишь такой «PR» в виде организации музеев, обустройства могилы поэта, чтения ее стихов и сделал возможным то, что некогда непризнанная, жившая в нищете Марина Цветаева стала зваться «великим поэтом», объяснили нам.

Марине Цветаевой в Елабуге посвящено два музея и несколько других памятных мест: литературный музей М. И. Цветаевой, Дом памяти (Малая Покровская, дом 20), музей «Портомойня», библиотека Серебряного века, Покровская церковь, где в 1990 году патриарх Алексий II отпел Цветаеву и др. В туристском информационном центре (ул. Гассара, дом 9) можно заказать экскурсию, посвященную поэту Цветаевой.

Прекрасная Елабуга

За расспросами о том, какой была Елабуга тысячу лет назад, Айрат отправился к Альберту Нигамаеву, который руководил раскопками города. С ним встретились на крутом берегу Елабуги, на «Чертовом городище», самом титулованном месте в городе, которое всегда выглядит как будто на открытке. Альберт Нигамаев рассказал, что настолько привычное название «Чертово городище» — это неверное название. Правильно называть старую часть города, где высится белокаменная башня, Елабужским городищем.

Оказывается, Чертовым называют то место, где не живут люди. Такие городища есть много где, рассказал Нигамаев, например, в Уфе. Но на Елабужском городище действительно никто не жил. Это было культовым местом. Жили ли здесь болгары, вообще долгое время оставалось загадкой, до тех пор, пока не был обнаружен посад в нижней части Елабуги. Но несмотря на длительные раскопки, ученые по-прежнему владеют лишь около 10% информации о древней Елабуге, рассказал профессор КФУ. Раскопки в нижней части города вести нельзя — там плотная историческая застройка, которая является памятником купеческой архитектуры (Елабуга в XIX веке была хлеботорговым городом).

Прекрасная Елабуга

По этой купеческой части мы гуляли весь оставшийся день в компании пресс-секретаря Елабужского музея-заповедника Евгенией Ильиной. Она показывала основные достопримечательности города, рассказывала, как, приняв на себя руководство заповедником, его директор Гульзада Руденко, по сути, создавала с нуля музеи, как ее силами было восстановлено речное сообщение, благодаря которому город получил новый приток туристов, как были организованы «Цветаевские чтения» и «Спасская ярмарка», школьные образовательные проекты, как придумали традиционный сувенир «Елабужская муха» и многое другое. И мы в очередной раз за нашу поездку увидели, как люди делают историю города.

Елабуга — это очень приятное место для прогулок. Мы были в городе в понедельник, но никакой будничной суеты не видели. Тут очень аккуратно и приятно соседствуют туристы и местные жители. Жизнь неспешная, по-хорошему провинциальная, но в то же время абсолютно городская и светская.

Прекрасная Елабуга

В Елабугу на экскурсии ездят со всего Татарстана, но из других регионов даже активнее, говорят сотрудники музея. Если соберетесь ехать туда из Казани, заложите около 3,5 часа на дорогу. Вариантов экскурсий очень много. Можно взять обзорную экскурсию, которая включит знакомство с главными городскими достопримечательностями и знаменитостями: музей И. И. Шишкина, музей Н. А. Дуровой, посвященный единственной женщине-воину войны 1812 г., единственный в Поволжье музей уездной медицины имени В. М. Бехтерева, упомянутый музей Цветаевой и другие.

Источник:http://realnoevremya.ru/today/37110

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия