Эксперт Вячеслав Каминский (slawa2311952)
Вячеслав Каминский
был 17 апреля 10:05

Застывшее время Путешествие по Романтической дороге

Ротенбург-об-дер-Таубер — Германия Май 2012

Застывшее время

Путешествие по Романтической дороге

Признаться, после того, как мы побывали в самом сказочном замке на земле — «Нойшванштайне», вот уже почти 130 лет поражающим воображение тех, кто приезжает сюда полюбоваться и самим замком, и дивным альпийским пейзажем, ставшим естественным его обрамлением, казалось бы, что нас больше ничем невозможно удивить. Не зря же этот замок туристам подают на десерт, в самом конце Романтической дороги, проходящей от раскинувшегося в глубокой долине Вюрцбурга, до прячущегося в предгорьях Альп, Фюссена. Но, нет, даже встреча с этим замком — мечтой, заставившим нас ощутить детский восторг от увиденного, не смогла затмить очарования старинных средневековых городков, которые встречались у нас на пути, когда мы возвращались по Романтической дороге обратно домой в Калининград.

Шонгау, Ландсберг, Аугсбург, каждый из них заслуживает особого внимания. Но, понятное дело, что все их осмотреть у нас уже не было времени. Мы решили остановить свой выбор на Ротенбурге на Таубере, поскольку во всех путеводителях о нем пишут как о самом чудесном из всех городов Романтической дороги, сохранившем во всем своем блеске средневековье, и Вюрцбурге на Майне — городе восхитившим и Гете, и Моцарта, и Наполеона… И сделать еще одну небольшую промежуточную остановку в Динкельсбюле — этом франконском городе-крепости, выросшем на перекрестке торговых путей из Балтики в Италию.

Правда, из-за того, что мы изрядно покружили в Аугсбурге (город был весь перекопан, и наша навигация никак не могла «найти» правильную дорогу), в Динкельсбюль мы приехали уже на закате…

Застывшее время  Путешествие по Романтической дороге

Но, въехав через крепостные ворота, украшенные башенкой, на Винный рынок (так здесь называется главная площадь), увидев изумительные по своей красоте фронтоны фахферных домиков, проехавшись по тихим улочкам, где каждый домик, каждая башенка просились на фотографию, благо, что уже пик туристской активности прошел, и пешеходов на улицах практически не было, мы смогли в полной мере насладиться красотой этого старинного городка.

И если бы не позднее время, ведь нам еще нужно было доехать в Ротенбург на Таубере, поскольку там у нас была забронирована гостиница, мы, конечно, еще с удовольствием побродили бы по Динкельсбюлю.

Наверное, нет ни одного путешествия, в котором не происходило бы каких-нибудь неожиданных приключений. И хотя такие приключения создают путникам дополнительные трудности, потом, по возвращении домой они вспоминаются с теплотой и улыбкой.

К Ротенбургу на Таубере, где у нас был запланирован ночлег, мы подъехали, когда уже совсем стемнело. И тут наша навигация подстроила нам еще одну «козу», направив нас не к забронированному отелю, а прямиком за городскую стену, сообщив, что мы добрались до конечной точки маршрута. Однако ни крепостной вал с глубоким рвом, ни каменная крепость в форме восьмерки, чернеющая на фоне отражающихся в темной воде, протекающей поблизости речки, уличных фонарей, не очень-то походили на гостиницу, пусть даже и разместившуюся в здании XIII века. Не поверив в то, что именно здесь нам и предстоит заночевать, мы, обогнув крепостную стену, попытались въехать в город через одни из многочисленных башенных ворот. Город уже спал. Прохожих, чтобы спросить у них расположение отеля, не было. И мы попытались вновь задать нашей «Джи Пи Эс» адрес гостиницы. Ведь одна неточная буква и можно уехать неизвестно куда. И снова наша навигация направила нас за городские ворота…

И тут мы не на шутку перепугались. Может, мы приехали вообще не в тот город. Ведь очень просто вместо Ротенбург написать Роттенбух, так называется другой небольшой городок, расположенный на Романтической дороге…

Застывшее время  Путешествие по Романтической дороге

Но, слава богу, все обошлось. Этот Ротенбург был тот, что надо Ротенбург. К счастью, еще не все кафешки были закрыты. И мы обратились к официанту помочь нам найти нужный адрес. Молодой человек тоже его не знал, но тут кто-то из работников кафе принес план города и, найдя на нем наш отель, молодые люди объяснили на словах и на пальцах, как туда доехать.

Поплутав, еще немного по спящему городку, мы наконец выехали на нужную улицу и остановились возле отеля, правда, с другим названием, нежели то, что было указано в нашей заявке на бронирование. Тогда жена вышла из машины, чтобы спросить у метрдотеля (ее немецкий был немного лучше, чем мой, поскольку я его вообще никогда не учил) не знает ли он, где располагается наша гостиница.

Едва она переступила порог дома, как я услышал какие-то громкие возгласы на немецком языке и поспешил на помощь жене.

— О, Каминские! — седовласый метрдотель бросился мне навстречу с распростертыми объятиями. — Что ж вы так припозднились! Мы вас давно ждем!

Признаться столь радушного приема мы с женой никак не предполагали. Можно было подумать, что город только и ждал нашего приезда сюда. Это было приятно…

Застывшее время  Путешествие по Романтической дороге

Гостеприимный хозяин гостиницы выбежал на улицу, чтобы убрать знак запрещающий стоять автомобилям у здания отеля, и помог мне припарковать мой «хайлендер», его не смутило даже то, что машина перегородила чуть ли не полдороги. Затем, не переставая радостно улыбаться, он поднялся с нами, чтобы показать номер. Ключ от двери был массивен, а что вы хотите, ведь дом этот был построен в 1260 году, что подтверждали различные артефакты: рога известной и малоизвестной живности, некогда обитавшей в ротенбургских лесах и теперь развешанные по стенам просторного холла, рыцарские доспехи и мечи. Правда, сами двери в номера были столь низкими, что для того, чтобы постояльцы не расшибали себе головы, над ними были прибиты мягкие кожаные подушки…

Если Динкельсбюль нас изумил, то Ротенбург привел в полный восторг. Нет, путеводители не врали. Это был настоящий средневековый город, опоясанный неприступной крепостной стеной с многочисленными сторожевыми башнями, каждая из которых имела свое название и историю. Да что там башни — здесь каждый дом имел собственное имя: Дом архитектора, Дом ремесленников, Кузница Герлаха…

Застывшее время  Путешествие по Романтической дороге

Понятное дело, что для того, чтобы сохранить свои первозданные названия — каждый такой домик должен был быть архитектурным шедевром. Но и среди шедевров бывают самые шедевристые.

Застывшее время  Путешествие по Романтической дороге

Таким, на наш и не только на наш взгляд, является трактир господ советников. Трактира в нем, правда, давно уже нет, но зато фронтон здания украшают сразу трое часов: солнечные, большие Городские и так называемые Художественные. Каждый час справа и слева от Городских часов открываются два окна, и туристы на площади могут лицезреть историческую сцену из времен тридцатилетней войны, именуемую «Волшебным напитком», как бургомистр Ротенбурга Нуш выпивает до дна огромную (трех с четвертью литровую кружку) франконского вина, а имперский военачальник Тилли восхищенно кивает головой. Как утверждает молва, а ей не доверять мы не имеем права, именно этот героический поступок городского главы помог спасти город от разрушения. Дело в том, что в те незапамятные годы ротенбуржцы будучи протестантами не очень-то жаловали католиков. Вот почему, когда к стенам города подошли императорские войска под управлением военачальника Тилли, горожане отказались предоставить его солдатам зимние квартиры. Что не на шутку возмутило полководца. После двухдневной осады город был взят (хотя при этом полегли триста солдат из императорской гвардии и только два горожанина). В гневе Тилли стал чудесить и решил отомстить строптивым ротенбуржцам, а именно казнить четырех городских советников, выбрать которых предложил им самим. Но те заартачились и не захотели тянуть жребий. Тогда Тилли решил казнить всех скопом. А чего мелочиться… Но, пока гонец побежал за палачом, очевидно, он не очень-то и спешил, дочь виночерпия стала обходить всех (и друзей, и недругов по кругу), предлагая им отведать прекрасного франконского вина. После того, как приветственный кубок весьма внушительных размеров не раз был пущен по кругу, Тилли немного помягчел и заявил, что готов помиловать несчастных, если кто-нибудь из них сможет залпом выпить кубок до дна.

И что вы думаете, нашелся такой смельчак? Представляете, что да, нашелся! Им оказался бывший бургомистр Ротенбурга — Нуш. На глазах изумленной публики он осушил сосуд, после чего упал замертво и проспал три дня. Но город спас. За что ему особое спасибо. Правда, злые языки утверждают, что дело вовсе не в вине, а в немалом выкупе, который заплатили ротенбуржцы победителям за свое спасение. Но это, конечно же, полная ерунда. Ведь я сам своими глазами видел в музее имперского города огромный — три литра с четвертью — стеклянный кубок с эмалевой росписью, который бургомистр осушил залпом 30 октября 1631 года в 12 часов по полудни. А сами жители славного города Ротенбурга на Таубере ежегодно во второе воскресенье июля, а теперь еще по многочисленным заявкам туристов и в сентябре разыгрывают историческую сцену «Волшебный напиток», в которой участвует большая часть местного населения.

Застывшее время  Путешествие по Романтической дороге

Прекрасен Ротенбург днем, когда можно любоваться его игрушечными домиками, коваными вывесками, его многочисленными башенками, фонтанчиками, его единственным в мире музеем рождественских игрушек и музеем криминальной истории средневековья, где можно в полной мере познакомиться с инвентарем монахов-инквизиторов, с помощью которого они добивались признания вины у несчастных…

Застывшее время  Путешествие по Романтической дороге

Очарователен Ротенбург и ночью, когда можно совершить прогулку по его тихим улочкам в сопровождении ночного стража с фонарем и колотушкой и восхититься дивными очертаниями уже, казалось бы, знакомых зданий, которые в ночном свете видятся еще более прекрасными и загадочными…

Застывшее время  Путешествие по Романтической дороге

А еще очень здорово взглянуть на город с птичьего полета. Для этого вовсе не обязательно иметь крылья. Достаточно просто подняться на одну из башен, чтобы увидеть город во всей его красе. Но самый дивный, самый полный пейзаж открывается с колокольни городской ратуши, расположенной в самом центре города на Рыночной площади. Высота ее более 60 метров.

Надо сказать, что подняться на эту башню не так-то просто. Крутая, винтовая лестница столь узка, что нужно обладать достаточно умеренными габаритами, чтобы втиснуться через чердачный люк на смотровую площадку. Будь я толще еще на 2–3 кг и точно бы не пролез. Но пролез-таки.

Отсюда открывается изумительная панорама средневекового города и его окрестностей. С этой смотровой площадки можно увидеть всю мощь и изящество фортификационных сооружений: крепостных стен, башен, бастионов, стройность выстроившихся как на парад фахферных домиков, остроконечные шпили церквей. И ахнуть, в который уже раз, от восторга: Крррасота!

Совершив столь нелегкое, но полное острых ощущений восхождение, мы на закуску, уже совсем уставшие и обессилившие, приземлились в одном из многочисленных уличных кафе, расположенных на Рыночной площади и под мерный бой башенных часов и размеренное покачивание головой военачальника Тилля, восхищающегося питейными способностями городского бургомистра Нуша, осушили по бокалу баварского пива, чтобы затем отправиться дальше по прекрасной Романтической дороге навстречу новым приключениям.