Турист Валентина Эймина (Valentina_Ermoshkina)
Валентина Эймина
была 2 марта 2023 10:32

Сием Рип — Камбоджа Апрель 2016

Камбоджа: ТВ-программы, отзывы, фильмы, фотографии — все что, я думала и знала об этой стране, многое не до конца подтвердилось, а кое-что оказалось даже совсем иным. Начнем с того, что Камбоджа давно уже не страна «one dollar» ($1), это как минимум сейчас уже страна «two dollars» ($2) и больше (минимальная плата за короткую поездку на тук-туке, бутылка воды в туристическом месте и т. п.).

Страна по-прежнему, конечно же, бедная, но уже далеко не настолько, как раньше. Например, одна из странных особенностей Камбоджи — в стране очень много лексусов, причем новеньких и ухоженных, такого количества лексусов даже в Москве не встретишь (почему-то они у них сильно в ходу, видимо специальные цены какие-то). Входные билеты, цены на проезд и питание в кафе (особенно в туристических местах) далеко не дешевые для такой страны, как Камбоджа.

ДЛЯ СПРАВКИ:

Цены на апрель 2016 года: билет в храмы Ангкор на 3 дня — $40 (примерно 2800 рублей), лодка на озере Тонлесап — $30 (2100 рублей), въезд в парк Пном Кулен — $20 (1400 рублей), катер на остров Кох Ронг — $20 (1400 рублей), суп в кафе — $7 (500 рублей), маленькая баночка пива — $2 (150 рублей) и т. д.

Подтверждением высоких цен стала моя первая точка маршрута — озеро Тонлесап. В сухой сезон есть смысл ехать только в порт Кампонг Чанг (самый ближний к Сием Рипу и самый раскрученный, порт Кампонг Фулк в это время года совсем не интересен из-за засухи). Я прилетела в Сием Рип в час дня, поэтому после быстрого размещения в отеле и 10-минутного заплыва в бассейне, я отправилась на озеро Тонлесап смотреть закат.

Часть 1: Сием Рип (озеро Тонлесап, храмы Ангкор, национальный парк Пном Кулен)
Пустынный и безлюдный аэропорт Сием Рип очень сильно отличается по наполненности от главного Храма Ангкор Ват, где людей (особенно китайцев) тысячи, как в муравейнике. А еще это самый "быстрый" международный аэропорт в моей жизни - 10 минут на паспортный контроль и получение багажа, а у выхода уже ждали тук-тукеры.

По пути я заехала на одну из частных ферм лотосов: любопытно, недорого (пару долларов «чаевые» хозяевам) и не заняло много времени (лотосы очень красиво раскрываются только ранним утром до наступления жары).

Часть 1: Сием Рип (озеро Тонлесап, храмы Ангкор, национальный парк Пном Кулен)
Сием-Рип, по пути к озеру Тонлесап заехали на частную ферму лотосов, из семян которых делают мыло, ароматизаторы, украшения, а также эти "орешки" употребляют в пищу.

Тук-тук до порта на озере Тонлесап и обратно обойдется примерно в $10, а вот лодку необходимо арендовать всю (отдельные места не продают) — $30 (мой водитель тук-тука смог арендовать мне за $20). За эти деньги туристу достаются 2 кхмера, управляющих лодкой, и 1 плохо говорящий по-английски кхмер в роли гида. Атмосфера во время прогулки по озеру — горячий влажный воздух, рыбацкие поселения по берегам и сама деревня на воде — как бы вырывает сознание из реальности после холодных рутинных рабочих будней апрельской Москвы.

Часть 1: Сием Рип (озеро Тонлесап, храмы Ангкор, национальный парк Пном Кулен)
Рыбаки и рыбацкие деревни на берегу реки Тонлесап.

Возвращает иногда к реальности только такой себе типичный туристический «развод», где тебя завозят в магазин «на воде» и предлагают купить небольшой мешок риса за $50 для детишек из местной школы «на воде». Я такие вещи, кончено же, игнорирую и отправляюсь наслаждаться закатом на специальной туристической «смотровой» площадке на втором этаже мини-ресторана «на воде» (здесь же находится крокодиловая ферма).

Часть 1: Сием Рип (озеро Тонлесап, храмы Ангкор, национальный парк Пном Кулен)
Самое лучшее время для посещения озера - это вторая половина дня, чтобы полюбоваться закатом (для туристов здесь есть специальная смотровая площадка на втором этаже домика с рестораном и крокодиловой фермой).

В отель возвращаюсь затемно, наслаждаясь теплым ветерком во время быстрой езды на тук-туке (туки-туки в Камбодже, в отличие от индийскийх и шри-ланкийских, очень просторные и удобные: широкий мягкий диванчик, отсутствие окон, мини-багажник).

Королевство Камбоджа, особенно в Сием Рипе (город, близ которого находятся древние храмы Ангкор) давно стало очень туристическим местом, особенно большими толпами к главному храму Ангкор Ват и нетронутому храму Та Прохм всегда устремлены китайцы (их там ну очень-очень-очень много).

Часть 1: Сием Рип (озеро Тонлесап, храмы Ангкор, национальный парк Пном Кулен)
Это первый и самый популярный во всем мире храме Ангкор Ват (многие китайцы посещают только этот храм, но большинство европейцев стараются посмотреть весь Малый Круг, протяженность которого 17 км, между храмами удобнее всего ездить на тук-туке). Ангкор - это дословно "город", самый большой в мире религиозный комплекс, лучше всего сохранившийся до наших дней. А Ангкор Ват - самый большой, самый красивый и известный из всех храмов в этом уцелевшем городе.

Но если отъехать подальше к другим храмам Малого (17 км) и Большого (26 км) кругов, то здесь можно встретить только очень выносливых и целеустремленных туристов (как яJ), так как весь день на солнце при жаре 40 градусов карабкаться по громадным и бесконечным лестницам, террасам, храмам без остановок в течение 2-х дней может выдержать далеко не каждый. Внимание: в некоторых храмах существует ЖЕСТКИЙ дресс-код (выявила как минимум эти два: главная башня Анкор Ват и громадный Бапхуон): колени и плечи должны быть прикрыты, ШАРФЫ не допускаются, только «цельная» одежда с нормальными рукавами (никакие уговоры и попытки укрыть шарфом плечи не проходят).

Часть 1: Сием Рип (озеро Тонлесап, храмы Ангкор, национальный парк Пном Кулен)
Бапхуон - это огромный храм-гора, находящийся на северо-западе от Байона, был государственым храмом Ясодхарапуры- столицы короля Удаядитьявармана II , и до сих пор достаточно впечатляющ будучи недавно отреставрированным, а в конце 13-го века, заслужил следующее описание китайского дипломата Жоу Дагуана: "К северу от Золотой Башни (Байона) на расстоянии около двухсот ярдов, возвышается Бронзовая Башня, даже выше Золотой Башни. Это поистине удивительное зрелище, с более чем десятью комнатами в его основании"

Также обратите внимание на основные большие и местные незначительные праздники (где найти достоверный перечень таких правда не знаю), в такие дни вход в некоторые храмы также может быть закрыт. В общем на храмы я потратила 2 полных дня: 1 день — Малый Круг (полный день с закатом), 2 день — Большой Круг (со встречей рассвета и перерывом на 2 часа перед закатом). Закат я наблюдала на берегу Королевской купальни Шра Шранг (назойливые дети-попрошайки, не очень рекомендую) и с храма Пре Руп, а рассвет встречала на Холме Пном Бакхенг (неблизкий подъем по крутой горке). Выбирая свои точки для рассвета и заката, не забывайте, что толпы туристов могу испортить впечатление (так, например, возле самого Ангкор Вата всегда громадное столпотворение), а самые красивые рассветы, по словам кхмеров, в декабре и январе.

ДЛЯ СПРАВКИ:

В среднем тук-тук на 1 день осмотра храмов стоит $15-20, если с закатом или рассветом, то плюс $3-5. Хороший водитель тук-тука должен более-менее говорить по-английски, знать названия и месторасположения всех основных храмов Малого и Большого кругов, а также иметь в багажнике упаковку воды и переносный холодильник (последнее очень важно, так как носить на себе целый день еще и рюкзак с водой просто невыносимо). Мне с водителем тук-тука очень повезло, нашла его по рекомендации туристов в интернете на ресепшене своего отеля. Вам в помощь:
— классный бесплатный аудиогид
и буклет со схемой храмов: аудиогид;
— самое полное и подробнее описание всех храмов:
www.angkor.cc.

На четвертый день моего пребывания в Сием Рипе мы, с моим уже проверенным водителем тук-тука, отправились в национальный парк Пном Кулен (сторговались на $30, удаленность от города — более 50 км). На самом деле ехать на такое большое расстояние на тук-туке рискованное мероприятие, далеко не каждый согласится. Я после предыдущих «адских» по загруженности дней просто всю дорогу в тук-туке спала, а вот моему водителю пришлось не сладко. Подъехав к подножию горы, мы сняли тележку тук-тука и далее в гору по грунтовой дороге отправились уже на мотобайке (конечно же, мне шлем не достался, но благо путь не далекий, мы справились с этим приключением). Там на горе есть много интересностей: кхмерские пикники, уличные «чняни» («вкусно» по-кхмерски), храм лежачего Будды, река 1000 лингамов и горные водопады (правда последнее в сухой сезон не очень яркое зрелище).

Национальный паркПном Кулен считается святой горой в Камбодже и вершина горы является священным местом для индуистов и буддистов , которые приезжают сюда как паломники. Пхном Кулен означает "гора личии" (личия - китайская слива) является горным хребтом в 30 км к северу от Ангкора Ват Пном Кулен состоит из песчаника и служил его источником как строительного материала в период Ангкора. На фото - подъем к Лежачему Будде - храм Преах Анг Тхом.

На обратном пути в город мы также заехали в один из самых красивых из отдаленных храмов Ангкора (остальные интересны будут преимущественно археологам и людям, увлекающимся раскопками) — «Женская Цитадель» Бантей Срей. Этот храм отличается ярким оранжевым цветом песчаника, из которого он построен, красивейшими декоративными фасадами, большим зеленым парком вокруг с невероятно высоченными деревьями (посещение данного храма, в отличие от других дальних храмов, входит в стоимость основного билета на 3 дня Ангкор, поэтому не забудьте его обязательно взять с собой).

Часть 1: Сием Рип (озеро Тонлесап, храмы Ангкор, национальный парк Пном Кулен)
На обратном пути из Пном Кулена обязательно нужно заехать в один из дальних храмов Ангкора - Бантей Срей, который отличается от храмов основного комплекса не только своей красотой, живописным парком с гигантскими деревьями вокруг, но ярко-оранжевым цветом песчаника, из которого он построен. Бантей Срей означает Цитадель Женщин или Женская Цитадель, или возможно Цитадель Красоты. Последнее название отражает размер и красоту его художественного оформления.

По возвращению в отель у меня осталось немного времени (из отеля я выселилась еще с утра, но бассейн, терраса и гостевой душ были в моем распоряжении) и я отправилась на тук-туке в центр Сием-Рипа на улицу Pub Street, чтобы прикупить сувениров (Сием Рип — лучшее место для покупки сувениров, далее по маршруту у меня с этим были большие проблемы). В конце этого тоже нелегкого дня далее меня ожидал ночной переезд в Пном Пень. Все переезды по стране для меня оказались очень удобными и, что называется, «без сучка и задоринки». Готовясь к данной поездке, изучая отзывы туристов, я много сталкивалась с информацией о том, что были проблемы с билетами, автобусами, расписаниями и т. п., поэтому все билеты на переезды я купила заранее в Москве на сайтах автобусных компаний (онлайн). И это было очень правильное решение, так как на месте у меня не было времени даже дух перевести, не то чтобы бегать по городу в поисках билетов. Качество данного сервиса для меня было просто бесценным, так как, пардон даже в Москве, нет подобного уровня автобусных компаний с возможностью покупки билетов онлайн.

Часть 1: Сием Рип (озеро Тонлесап, храмы Ангкор, национальный парк Пном Кулен)
Забавная трактор-повозка с кхмерской ребятней вблизи Сием Рипа.

ДЛЯ СПРАВКИ:

В Камбодже есть много автобусных компаний, но я бы не заморачивалась, запоминая названия и разыскивая адреса на карте, запомните две лучшие и другие не нужны: Giant Ibis и Mekong Express. Удобные понятные сайты, реальное расписание, карты стоянок (адреса ночных и дневных стоянок автобусов различаются!), покупка билетов онлайн с возможностью выбора мест, возможность трансфера из отеля. Здесь стоимость очень адекватная (есть автобусные линии на $2–5 долларов дешевле, но это не сильно экономит бюджет с учетом возможного дискомфорта и проблем). Так, например, ночной переезд Giant Ibis из Сием Рипа в Пном Пень обошелся мне в $15+$1 (комиссия за оплату онлайн), дневной переезд Mekong Express из Сиануквиля в Пном Пень на VIP-van (вместо трансфера на такси за $80) обошелся мне в $13. На «борту» будет обязательно кондиционер и бесплатная бутылка воды, а на ночном автобусе Giant Ibis еще и «гид» с микрофоном, матрас, подушка и одеяло. В ночном автобусе места похожи на плацкарт: главное, выбирайте, как и на поезде, нижнее места (bottom bunk) и одиночное место по схеме (если не вдвоем), иначе будете спать с каким-нибудь кхмером прямо в одной «двуспальной кровати».