Турист Наталия (natchen)
Наталия
была вчера 18:27

Ика, Писко, Наска — Перу Апрель 2016

Сегодня о рисунках плато Наска знает почти каждый. Даже в детских энциклопедиях можно встретить фотографии этих загадочных геоглифов. Подумаешь геоглифы, — возразит кто-то,- их можно встретить и в Англии, и в Австралии, и в Калифорнии, в Чили, в Боливии, да мало ли еще где. Можно, но такой концентрации изображений на земле как в Перу, вы не увидите больше нигде. К настоящему времени на плато насчитывается около 13 тысяч линий и полос, свыше 700 прямоугольных и трапециевидных фигур, около сотни различных спиралей и только около тридцати рисунков животных, включая птиц, насекомых и рыб.

Пролетая над Наской и Пальпой

Глядя на картосхему плато, в голове сразу возникает неразбериха и путаница. А теперь представьте ощущения неподготовленного путешественника, который, сидя в самолете, с высоты птичьего полета пытается разглядеть знаменитые рисунки колибри, паука, обезьяны и кондора в этом хаосе линий. Глаза судорожно бегают по неимоверному количеству полос, трапеций и треугольников, и какое счастье, когда удается выхватить взглядом слаборазличимые на поверхности пустыни знакомые образы животных.

Вот таким неподготовленным туристом была я в первый свой приезд в Перу в 2009 году. Предполагаю, что нас таких много, т. к. все мы видим уже выхваченные образы известных рисунков, рассматривая их на фотографиях отчетов путешественников и иллюстраций книг. Собираясь в Перу сейчас, лететь над Наской в мои планы не входило. Воспоминания о нагрузках на вестибулярный аппарат, которые я испытала тогда во время полета, не придавали мне оптимизма. Желания повторять снова сей полет не было никакого. Но как говорится в одной поговорке: " Человек предполагает, а Бог располагает». На последний день нашего пребывания в Перу у нас были запланированы посещения двух интереснейших музеев города Ики: регионального музея Ики и частного музея Хавьера Кабрера, где собраны знаменитые камни Ики. Т. к. этот день выпал на воскресение, когда государственные музеи в Перу закрыты, пришлось в срочном порядке перекраивать экскурсионную программу. От регионального музея нам пришлось отказаться, тогда как посещение музея Хавьера Кабрера было решено перенести на субботний вечер, дабы не рисковать, зная капризный характер его владельца. Отказаться от созерцания камней Ики я не могла никак, но это совсем уже другая история. Вот так у нас образовалось свободное воскресное утро, которое надо было чем-то заполнить.

Буквально за несколько дней до этого экскурсионного апгрейда я с удивлением вычитала в одной из книг, что где-то в десяти километрах от Наски находится еще одно плато — Пальпа, по разнообразию геоглифов которое ничуть не уступает своему знаменитому сородичу. Узнав, что возможен полет сразу и над Наской, и над Пальпой, я решила лететь, предусмотрительно приобретя таблетки от укачивания «Драмина». Сестра составить мне компанию наотрез отказалась. И вот воскресным солнечным утром я уже стою в аэропорту города Писко в предвкушении полета.

Пролетая над Наской и Пальпой

Вот на таком самолете мне предстояло еще раз открыть для себя геоглифы Наска и познакомиться с плато Пальпа. Из 20 человек, собиравшихся составить мне компанию, только три человека, включая меня, были европейцы. Все остальные были японцами. «Надо же какие молодцы, — думала я, глядя на них, — неужели в Японии столько людей, увлекающихся альтернативной историей и знающих о Пальпе?» Дальнейшие события показали, что нет. Видимо, этим группам просто удобно было по логистике передвижения знакомиться с геоглифами Наски из Писко. В каждом самолете было по 10 посадочных мест, не считая сзади общего, как в автобусе, трехместного сидения. Мне по закону подлости достался второй ряд, что не предвещало ни хорошей видимости под крылом самолета, ни хороших фотографий. Дождавшись, когда все пассажиры займут свои места, я ринулась к пилоту с просьбой разрешить мне сесть на последнем трехместном сидении. Мой поступок был абсолютно импульсивным даже для меня и, видимо, неожиданным для летчиков, так что к моей великой радости мне разрешили это сделать. Ну что же, лучшие посадочные места мной заняты, let’s go!

Итак, что же из себя представляют плато Наска и плато Пальпа?

Пролетая над Наской и Пальпой

Это безжизненная пустыня в одном из самых засушливых мест на Земле.

Дожди выпадают здесь в среднем два раза в год и продолжаются не более получаса.

Пролетая над Наской и Пальпой

В этом выжженном и бесплодном месте люди никогда не селились в большом количестве.

Официальной датой открытия геоглифов Наска считается 1927 год, когда линии обнаружил и описал перуанский археолог Торибио Мейя Ксесспе. Широкую же известность плато Наска получило после публикации фотографий, сделанных американским исследователем Полом Косоком в 1939 году с борта легкого самолета. Но именно немецкой исследовательнице Марии Райхе суждено было привлечь внимание мира к линиям Наска.

Обеспокоенная приходом к власти нацистов, в 1932 году она покидает родину и приезжает в Перу, где познакомившись с геоглифами Наска, после нескольких посещений плато в 1945 году она перебирается в город Наска и посвящает всю свою оставшуюся жизнь изучению этих загадочных линий и рисунков.

Пролетая над Наской и Пальпой

Математик и астроном по образованию, именно М. Райхе способствовала включению геоглифов Наска в 1994 году в Список ЮНЕСКО. Она никогда не была замужем, была аскетом и вегетарианкой. Не смотря на сложные условия жизни, когда порой не было денег на еду, с помощью самых простых измерительных инструментов, таких как рулетки, угольники и т. п., Райхе смогла составить общую картосхему Наска, которой исследователи пользуются и сегодня. Ее данные считаются самыми надежными по сей день. Эта женщина была одержима геоглифами и до самой своей смерти занималась их картографированием.

Глядя в иллюминатор самолета, я с интересом разглядывала картины, проплывающие подо мной: горные вершины, окутанные мягким пледом из песка,

Пролетая над Наской и Пальпой

дюны, похожие на распустившиеся цветы, раскрывшиеся после долгожданного дождя.

А ведь летая из города Наска, эта красота остается скрытой от туристических глаз, также как и понимание того КТО, КОГДА и ЗАЧЕМ так разрисовал безжизненную пустыню. Конечно выдвинуто много версий и гипотез на этот счет, которые в массе своей сводятся к трем: к гипотезе инопланетного происхождения геоглифов, к астрономической теории, которой в частности придерживалась М. Райхе, и к религиозно-культовой версии.

Разнообразие, а иногда и абсурдность гипотез поражает и удивляет. Георг А. фон Брюниг высказал идею, что плато использовалось для забегов в ритуальных целях. Такое садо-мазо — бег в пустыне.

Пролетая над Наской и Пальпой

Профессор Генри Стирлинг считал, что насканцы становились на нарисованные ими же линии, воссоздавая тем самым гигантский ткацкий станок. Видимо, уже тогда стремясь попасть в будущую книгу рекордов Гиннесса.

Эван Хадингем считал, что индейцы использовали сильнейшее местное галлюциногенное растение, с помощью которого устраивали «шаманские полеты» для обозрения поверхности плато.

Пролетая над Наской и Пальпой

Очень популярна гипотеза о том, что линии и рисунки указывают на источники воды. Однако, индейцы культуры Наска, а именно им учеными приписывается создание геоглифов, селились как можно ближе к речным долинам, где и расположены в основном акведуки со спиральными колодцами. В пустыне же индейцы не жили никогда. Тут нет даже следов древних поселений. И самое главное, поиск источников воды в Наска вообще не составляет проблем, т. к. многие реки здесь до конца не пересохли. Просто вода в них ушла под землю и продолжает течь под камнями, и индейцы прекрасно об этом знали. Гипотеза с аэродромом тоже трещит по швам.

Дело в том, что грунт на поверхности плато слишком мягкий и рыхлый, вследствие чего колеса летательных аппаратов должны по идее постоянно зарываться в песок под тяжестью самих аппаратов. Ну и напоследок еще одна из версий, которая мне понравилась больше всего. Версия демографическая. Т. к. у насканцев периодически возникал дефицит провизии вследствие климатических условий, читай засуха и неурожай, то правители Наска, чтобы снизить рождаемость, просили приказывали индейцам рисовать линии. После такого адского труда по созданию геоглифов уже не хотелось ничего, совсем ничего. Так что все гениальное просто! А в иллюминаторе тем временем наконец-то появились первые линии и фигуры.

Пролетая над Наской и Пальпой

Дело в том, что, не погружаясь глубоко в тему геоглифов Наска/Пальпа, мы, простые обыватели, полностью сосредотачиваем свое внимание на рисунках животных, игнорируя при этом полосы и геометрические фигуры. А зря! Еще Райхе в результате многолетних исследований обнаружила, что геоглифы Наска «буквально пронизаны математикой». Эта математическая зависимость произвела сильнейшее впечатление на астронома Джеральда Хокинса, который в 1973 году организовал экспедицию в Наска, охарактеризовав ее как «жизнь в аду замороженной математики». Согласно проведенным в этой экспедиции измерениям, Хокинс сделал вывод, что большие линии Наска сделаны на пределе современных приемов геодезии и аэрофотосъемки. "Их среднее отклонение по направлению не превышает 9 угловых минут, т. е. всего два с половиной метра на целый километр длины! И это при том, что очень многие из линий пересекают овраги и небольшие холмы" (с).

И если размеры рисунков в среднем ограничиваются десятками метров, то многие линии тянутся на километры.

Пролетая над Наской и Пальпой

Основная часть линий, полос и геометрических фигур характеризуется невероятной точностью направлений и границ. Зная все это сейчас, я не могла оторвать от этих линий взгляда. А ведь когда-то они меня откровенно раздражали и мешали мне в поиске известных рисунков.

Пролетая над Наской и Пальпой

Справедливости ради, надо сказать, что технология создания рисунков была предельно простой. Камни, почерневшие на солнце, лишь убирались в сторону, оголяя под собой более светлый песок. Оставить такой след, в принципе, может любой прохожий в пустыне или проезжающий по плато автомобиль. Именно по этой причине и был запрещен доступ на плато всем желающим.

Пролетая над Наской и Пальпой

Так почему же меня так заинтересовало плато Пальпа, ради которого я решила повторить свой полет? Публичную известность плато получило после публикации фотографий Эрихом фон Дэникеном в 90-х годах прошлого века. Плато Пальпа по площади в два раза уступает Наске. Как и на Наске подавляющую часть изображений на плато Пальпа составляют линии и геометрические фигуры.

Пролетая над Наской и Пальпой

При этом полосы могут раздваиваться, менять свое направление под прямым углом, переходить в треугольники.

Пролетая над Наской и Пальпой

Но есть одно очень важное и сильное различие. Если Наска — это ровное плато, простирающееся на многие километры, то Пальпа — это сгусток невысоких холмов, на плоских вершинах которых нарисованы полосы и линии.

Причем, обратите внимание, верхушки срезаны практически по единой плоскости.

Пролетая над Наской и Пальпой

Правда спешу расстроить любителей всего загадочного, к коим отношусь и сама. Доказано, что автором плоских вершин является природа. Однако прямолинейность полос, пересекающих горные вершины и уходящих в овраги, не только обескураживает, она шокирует.

Пролетая над Наской и Пальпой

Конечно же, на плато Пальпа есть рисунки. Есть даже своя колибри.

Пролетая над Наской и Пальпой

Присутствуют и два загадочных рисунка, которые сегодня вызывают очень большие споры среди исследователей. Это странная спираль или лабиринт, называемый «Солнечные часы». По мнению исследователей по этой спирали можно определить дни равноденствий и солнцестояний. Однако в этой спирали столько осей, что положение солнца в вышеназванные дни обязательно с какой-нибудь осью да совпадет. Не могу продемонстрировать вам фото с «часами, т. к. они остались где-то в стороне, также как и Estrella или „звезда“, которую многие исследователи называют „индийской мандалой“. Эта фигура породила очень много гипотез по поводу своего предназначения. При желании вы найдете ее изображение в интернете. Могу только сказать о существовании версии, что Estrella — новодел. Т. к. плато Пальпа было открыто сравнительно недавно по сравнению с Наской, то могли найтись предприимчивые люди, которые быстро подсуетились и создали этот шедевр.

Какой рисунок точно не вызывает сомнения в своем исполнении, так это чудаковатые человечки на склоне одного из холмов Пальпы.

Пролетая над Наской и Пальпой

Невооруженным взглядом видно, что качество прорисовки оставляет желать лучшего и совсем не претендует на засекреченное послание из прошлого.

Но давайте вернемся к геоглифам, ради которых сюда приезжают путешественники, и которые не так-то просто разглядеть на поверхности пустыни среди множества линий и полос.

Пролетая над Наской и Пальпой

Карта показывает, как расположены рисунки Наска на плато. Обратите внимание, в верхнем правом углу есть название сайта компании, которая организует полеты над Пальпой и Наской.

М. Райхе считала, что рисунки на плато Наска представляют собой модель звездного неба, где изображения животных соответствуют определенным созвездиям. Например, обезьяна изображает ковш Большой Медведицы.

Пролетая над Наской и Пальпой

А паук был задуман как модель созвездия Орион. Причем, тонкая талия паука возможно изображает три звезды Пояса Ориона.

Кстати, это один из редчайших видов пауков в мире, который был обнаружен только в отдаленной и недоступной части влажных лесов Амазонии. Каким образом насканцам удалось добыть этот образец для своего творчества непонятно. Но даже если предположить, что смогли и добыли, то объяснить, как " примитивным» индейцам удалось воспроизвести мельчайшие подробности анатомического строения этого паука, видимые только под микроскопом, непонятно вдвойне. Обратите внимание, в конце вытянутой правой ноги геоглифа очень четко прорисован репродуктивный орган.

Пролетая над Наской и Пальпой

Почти все рисунки Наска выполнены в одной манере — контур очерчен одной непрерывной линией.

Пролетая над Наской и Пальпой

При этом многие исследователи обратили внимание на то, что изображения на плато Наска обладают ярко выраженной ассиметрией. "Эта странность настолько бросалась в глаза, что заставляла искать какое-то логическое объяснение" (с). В последние годы появился целый ряд независимых друг от друга публикаций, в которых авторы приходят к одному и тому же выводу: нарушения симметрии в геоглифах Наски являются не результатом небрежности их создателей, а неизбежным следствием того, что древние авторы рисовали проекции трехмерных изображений.

Пролетая над Наской и Пальпой

Более крупная правая нога цыпленка в трехмерном изображении выглядит не иначе, как просто выставленная вперед. Современные технологии и компьютерные программы позволяют сегодня проводить интересные эксперименты с известными рисунками Наска/Пальпа, и выводы порой ошеломляют.

Несуразно по сравнению с остальными рисунками выглядит фигура человека, нарисованная на одном из холмов плато Наска. Очень многие видят в фигуре космонавта. На мой взгляд, фигура исполнена достаточно примитивно, и на космонавта она тянет с натяжкой.

Пролетая над Наской и Пальпой

Где-то к середине полета, прыгая от одного иллюминатора к другому, я обратила внимание, что японцы подозрительно притихли. Заходя на очередной вираж, чтобы еще раз продемонстрировать нам рисунки Наска, летчики, по ходу, испытывали на прочность и наши вестибулярные аппараты. Эти ощущения я, наверное, не забуду никогда. Но принятые мною две заветные таблеточки «Драмины» позволили остаться мне в строю и, как это не странно звучит, получить удовольствие от полета. Так что данный медицинский препарат мной опробован, испытан и рекомендован. Можно брать! Покружив еще некоторое время над плато Наска, где помимо прочего встречались и рисунки, не несущие никакой смысловой нагрузки,

мы пересекли плато Пальпа

и направились в сторону аэродрома Писко. Полтора часа длился наш полет. Виды на обратном пути были не менее захватывающие.

Пролетая над Наской и Пальпой

Оставшиеся 20 минут все сидели притихшие и задумчивые. Кто-то любовался вздымающимися под нами горными пейзажами. Кто-то думал об увиденном: как много еще таинственного и неизведанного существует на Земле, и сколько времени понадобится человечеству, чтобы открыть эти тайны, и сможем ли мы вообще когда-нибудь их разгадать. Кто-то боролся с разочарованием, что в мешанине геометрических фигур так мало увидел и рассмотрел желанных рисунков животных. Кому-то было просто плохо, и он мечтал побыстрее ступить на твердую землю ногами. Я же тихо сидела в своем счастливом и умиротворенном состоянии, радуясь тому, что мне удалось увидеть практически все, что я хотела, и самое главное, удалось получить удовольствие от увиденного, и что данный полет стал достойным завершением моего десятидневного путешествия по Перу. Путешествия, местами трудного, но бесспорно захватывающего и безумно интересного.