Елена Акимова — была 17 октября 2018 г. 23:41
 – Погрузилась в омут работы.... Скучаю по Туристеру...Скоро вернусь....

Лиссабон без ретуши. Алфама

10 июля 2016 г. 23:34 Лиссабон — Португалия Апрель 2016

К несчастью, город, столь пленивший нас, вблизи теряет прелесть невозвратно

Он душит вонью, оскорбляет глаз, все черное, на всем — подтеки, пятна

И знать, и плебс грязны невероятно…

Любое, пусть роскошное жилье, как вся страна — нечисто, неопрятно…

И напади чесотка на нее, не станут мыться здесь или менять белье…

(Байрон «Паломничество Чарльза Гарольда)

Сколько людей, столько мнений, но позволю себе не согласиться с этим бездельником, мало о чем отзывавшемся лестно. Не могу принять и озвученный грязный пасквиль. Почему я его привела здесь? Да потому, что осмотр «причесанного» Лиссабона был закончен, и впереди были его немытые и неухоженные кварталы.

Утро моего Главного Дня Лиссабона — здесь https://www.tourister.ru/responses/id_16029

Я, наконец, вырвалась из той тягучей патоки, в которую меня увлек водоворот Байши и решительно настроилась на поездку в трамвае № 28. Мне уже не терпелось увидеть настоящий потертый и затрапезно- замарашечный Лиссабон в лице Алфамы.

Для этого с улицы Аугушта я отправилась на площадь Фигейра, где «кучкуются» трамваи. Мне хотелось сесть у окошка рядом с водителем, чтобы все-все увидеть. Достигнув вожделенной остановки, постоянно ругая себя за притормаживание у каждого герба, я приготовилась к штурму очередного «желтенького». Но вдруг мой взгляд упал на уходящую в небо лестницу. Указатель вещал: «саstelo de S. Jorge».

Скажите мне: что сделает турист, если перед ним стоит выбор — развалиться в кресле трамвая и взирать на достопримечательности с ленцой и комфортом либо взять штурмом крутую лестницу без конца и края с неизвестно какой продолжительностью маршрута и неизвестным конечным результатом?

Как говорится, «бешеной собаке…» Португальский кот с сиамскими корнями с таким пренебрежительным сожалением смотрел на меня, поднимающуюся по нескончаемой крутой лестнице под лучами палящего полуденного солнца, что хотелось перед ним извиниться.

Где-то в книжках было написано, что на самую высокую точку Лиссабона — крепость Сан-Жоржи, рекомендуется подниматься на закате. Но желание увидеть город с высоты прямо сейчас победило. Тем более, что мой трамвай никуда не денется, а я пока сброшу грамм 500, резво взлягивая вверх по лестнице. Я поняла, что наконец начался правильный лиссабонский туризм: перемещение не по горизонтали, а по вертикали!!!

Алфама… Как много в этом звуке… Ведь город зародился здесь.

С вершины этого холма он и застраивался по направлению к реке Тежу. На вершине Алфамы моя цель — замок святого Георгия, покровителя города (чувствуете родство с Москвой?). Замок видно с любой точки города, откуда бы Вы ни смотрели.

А пока я карабкалась вверх, вспоминала, что знаю об этом районе.

Понятно, что древний, понятно, что мавританский, поскольку мавры — бывшие хозяева, обнаружили на холме множество источников для строительства бань и фонтанов, а баня по-арабски — «al-hamma». Первый горячий ключ в Средние века бил прямо из стены, он стал камнем преткновения между местными жителями, моряками и эфиопскими рабами. Каждый считал свое право на горячую воду первоочередным. Правитель города нашел гениальный выход — для каждого сословия был установлен свой отдельный кран. Вот отсюда и название квартала. В начале 20 века здесь было огромное количество бань с минеральной водой, но, к сожалению, все они позакрывались.

Алфамцы к потерям привыкли. Несчастий и разрухи здесь было и остается немало. Этот очень меланхолично-романтичный район — концентрат португальского саудаде… Томление, грусть, ностальгия — какое-же слово поточнее подобрать? Все не то. У русских есть «воля» и «тоска». У португальцев — саудаде. Считается, что понятие это появилось в эпоху Великих географических открытий. Ведь люди уходили в океан зачастую навсегда… И те, кто оставался на берегу — испытывали эту смешанную гамму чувств: надежду, печаль, тоску, любовь, томление и грусть… Где-то написано, что саудаде — это «сосущая дыра в сердце», наверное… Тоска по тому, что никогда не будет, а так хотелось бы… Объект саудаде — и покинутый берег, и любимый человек, и прошлое, и будущее — важно, что этого НЕТ. Саудаде бывает, когда любишь и понимаешь, что случится, если ты потеряешь эту любовь. Предчувствие душевной боли. Выразительнее слов только музыка, и португальцы прекрасно научились «петь» эту тоску…

Но вернемся к Алфаме.

Хаос улиц не передается на карте города. Это можно ощутить, только попав сюда. Как эта кажущаяся хрупкость выстояла в Великом землетрясении? Уму непостижимо! Ветхость на поверку оказывается прочнее брони… Благодаря расположению домов на скальном грунте, Алфама осталась. Сегодня путаная и архаичная планировка квартала, сочетая в себе отголоски многих — многих своих жителей — римлян, вестготов, евреев, все равно сохраняет восточный колорит.

В Алфаме живут коренные лиссабонцы, они с гордостью называют себя «алфасинья». «Alface» — в переводе — салат, и якобы далекие предки могли долгое время обходиться салатом во время длительных осад набегавших со всех сторон завоевателей.

Я с теплотой и умилением смотрела на этих аборигенов…

Шла к крепости и понимала, что в перекрученных улочках сжато куда большее пространство, чем кажется на гугловской карте.

И что-то постоянно заставляет делать непредвиденные остановки — то граффити, то заманчивая кофейня, то живописная помойка, то сногсшибательный вид. И торопиться, собственно, невозможно, некуда и незачем. Лиссабон не терпит спешки. И если Вы хотите увидеть Жизнь, то вам — сюда!

Долго ли, коротко ли, но до крепости Сан-Жоржи я все же доплелась.

Не столько сама крепость манила, не столько её история, а хотелось «видеть виды», извиняюсь за тавтологию. Немного боялась полуденного солнечного света — убийцу фотографий, но вроде бы ничего, немного получилось.

Народу в очереди было немного, я купила билет, взяла путеводитель (есть на русском) и пошла.

Сказать, что увидела красивый замок, не могу. Это просто толстые стены, заключенные в еще одни толстые стены, а внутри плешь, как на голове любого андропаузального профессора — ловеласа.

История говорит, что первые укрепления заложили здесь вестготы в 5 веке, а настоящую крепость — алькасар построили мавры в 8 веке. Спустя четыре сотни лет первый король Португалии Афонсу Энрикеш, возглавляя войско крестоносцев, взял цитадель. Осада продолжалась целых 3 месяца. Памятник королю стоит на большой площади у входа в замок.

В это же время король Леона признает независимость нового государства Португалия со столицей в Коимбре. Португальские земли становятся христианскими, а маврам пришлось сбиваться в гетто, уезжать, либо менять вероисповедание.

В 13 веке столицей государства стал Лиссабон, а крепость Сан-Жоржи, соответственно, королевской резиденцией. Замку дали христианское имя — святого Георгия, покровителя рыцарей и Крестовых походов. Есть мнение, что в то время Португалия была тесно связана с Англией, покровителем которой традиционно считается Сан-Жоржи. В течение 100 лет замок переживал свой золотой век. Здесь проходила вся богемная жизнь страны. Здесь устраивали пиры по случаю династических бракосочетаний, встречали послов и королей из других держав, праздновали все значимые события государства, в том числе — именно здесь чествовали вернувшегося из Индии Васко да Гаму.

В начале 16 века король Мануэл I Счастливый (помните, он создавал Белен) построил на площади Комерсиу замок Рибейра. Вот, кстати, его импозантная фигура в местном парке.

И королевский двор переехал в просторный и модный дворец. Золотое время Сан-Жоржи закончилось. Ветшающие стены замка стали бараком для солдат, потом тюрьмой, гарнизоном, домом престарелых. Завершающим разрушающим аккордом стало землетрясение. Все рухнуло. И все закончилось.

Вход в замок — под аркой с португальским гербом. Я так и не поняла до конца, где мне было интереснее — до арки или после. К замку прилежит крайне интересный крошечный квартальчик Санта Круш и одноименная улица, так вот там было так классно! Столько разных персонажей, столько народных умельцев, уютнейших улочек, милых кафешек.

А за аркой на территории замка — обширная площадь — терраса с первой порцией видов на Лиссабон.

Посмотрите, как эклектичен город.

Он словно состоит из несовместимостей. Но как же все гармонично! Лиссабон надо обязательно смотреть с холмов. Без этих картинок впечатления от него останутся совсем неполными.

Вот хорошо видна перпендикулярно — параллельная Байша и лифт Санта — Жушта с монастырем Карму:

А вот площадь Коммерции с Триумфальной аркой, где сегодня собрались все болельщики Португальской сборной на финал ЧЕ по футболу.

А это три площади-соседки, о которых я рассказывала в предыдущем отчете:

Вокзал Росиу сверху кажется очень большим:

Мост 25 апреля, за которым виднеется Белен, западная окраина туристического Лиссабона.

В саму цитадель можно попасть по каменному мосту, перекинутому через давно высохший ров.

По периметру замок окружает 10 башен.

Подниматься на них — неплохая разминка после обеда. Крутая каменная лестница не имеет ни перил, ни ограждений, поэтому чтобы прогуляться здесь с детками, потребуются внимание и сноровка.

Есть здесь интересная башня Улисса, наделенная особыми полномочиями, поскольку в ней размещена камера — обскура, проецирующая шикарные виды Лиссабона на стены замка.

Шоу рассчитано на 20 минут, запускают людей небольшими группами по 10- 15 человек. Аттракцион комментирует английский гид, но, в принципе, и так все понятно.

Побродить по территории и понаблюдать за происходящим — увлекательное зрелище.

Настоящими хозяевами жизни здесь чувствуют себя павлины.

В 1910 году замок святого Георгия признали национальным памятником Португалии.

Билет стоит 8.5 евро.

Добраться до вершины холма можно следующими способами:

1. Пешком! Это — интереснее!

2. На трамвае — № 12 и 28

3. Автобусом № 37

4. Маршрутным такси № 737.

Выйдя из замка, я опять закружила хоровод с узкими улочками, заглядывая то в одну, то в другую.

К слову, забыла сказать, что встретила на территории замка сохранившийся с незапамятных времен уличный писсуар, сразу же припоминая, как меня шокировали подобные вещи на улицах Амстердама. Не сами по себе, конечно, а беззастенчивое посещение их импозантными мужчинами.

Парни заходят за эту ширмочку — и все дела….

Ну, да Бог с ними, с их нравами, я посмотрела на Лиссабон с самой высокой точки города и была непомерно свободна в своих дальнейших действиях.

Трамвай № 28 каждые 5 минут призывно бренчал, не забыла ли я о своих утренних планах прокатиться, но мне было так хорошо бродить, что время трамвая постоянно отодвигалось.

Разглядывая окрестности со стен Сан-Жоржи, в глаза постоянно бросались белоснежные колокольни монастыря Сан-Висенти-ди-Фора.

Мне так захотелось узнать поближе храмы Алфамы, что я на всех парусах помчалась к белоснежной красавице святого Висента, главного покровителя Лиссабона. Об этом и не только расскажу в следующий раз.

в Лиссабоне

11 июля 2016 г. 8:52
Для меня Лиссабон это прежде всего Альфама, моя нежная любовь. Мы гуляли очень ранним утром, с самыми ранними хозяйками и совсем без толп туристов, и сердце мое таяло от любви и счастья...
11 июля 2016 г. 9:22
Толп туристов особо и я не увидела, так слегка... Но представляю, если их вообще нет - то атмосфера будет еще романтичнее...
onegina17 писала 11 июля 2016 г. 8:52
сердце мое таяло от любви и счастья...
я тебя понимаю....
11 июля 2016 г. 10:18
Лен, прекрати!!! Чуть помедленней! Я еще не успела в себя прийти от вчерашнего Лиссабона, а тут уже новая порция!
позволю себе тоже с ним не согласиться ) Этот скучающий эстет к тому же еще и плохо кончил
ну конечно настоящий туристЕР сделает именно так ) Тем более что сбивать ноги, бродя по Алфаме - это обалденное удовольствие!
11 июля 2016 г. 10:22
catys писала 11 июля 2016 г. 10:18
Лен, прекрати!!!
вчера приболела, целый день дома просидела) http://parijanka.info/gallery/ изображениеЧего, думаю, время терять....
11 июля 2016 г. 11:00
Ну ты просто спринтер! Я даже за целый день дома СТОЛЬКО написать не могу, постоянно отвлекаюсь на что-нибудь
11 июля 2016 г. 13:35
По секрету: палец нажал не на ту кнопку, хотела на редактировать нажать, а получилось на модерацию))) А взад не знаю как вернуть)))
11 июля 2016 г. 14:00
Kapuletta писала 11 июля 2016 г. 13:35
А взад не знаю как вернуть)))
Ну теперь уже и не надо! Палец, он такой.... не ошибается )))
11 июля 2016 г. 17:28
catys писала 11 июля 2016 г. 14:00
Палец, он такой
он теперь доволен! Я теперь буду всю неделю убираться, белье гладить, полы мыть... А не только им в клавиши тыкать, утомился...
11 июля 2016 г. 21:50
Вот только кажется мне, что заскучает он скоро... без интеллектуального труда
11 июля 2016 г. 22:04
catys писала 11 июля 2016 г. 21:50
заскучает он скоро... без интеллектуального труда
уже сидит тыкает....
11 июля 2016 г. 11:27
catys писала 11 июля 2016 г. 10:18
Вот и я о том же. Взрыв мозга полный.
11 июля 2016 г. 13:36
ПрАстите....Больше не буду.....
11 июля 2016 г. 13:46
Да нет уж! По другому не хотим.
11 июля 2016 г. 17:28
11 июля 2016 г. 10:42
Лена, классная ода Алфаме! С нотками саудаде.
Я бы предпочел кресло трамвая.)))
11 июля 2016 г. 13:37
vibas писал 11 июля 2016 г. 10:42
Я бы предпочел кресло трамвая.)))

ха-ха! Даже врать не умеешь!!!!!http://parijanka.info/gallery/ изображение
11 июля 2016 г. 11:12
Представила, как на этих улицах сегодня поют и пляшут. Чемпионы...
11 июля 2016 г. 13:37
Да, дали вчера португальцы!!! Я полночи не спала из-за них!!!
11 июля 2016 г. 14:12
А кто спал!!!
AMour
11 июля 2016 г. 11:31
Прямо душу рвёт!
11 июля 2016 г. 13:38
не плачьте... все устроится....
AMour
11 июля 2016 г. 15:22
Сильно надеюсь...
11 июля 2016 г. 12:07
Да! Я теперь понимаю, что вообще не был в Лиссабоне!
11 июля 2016 г. 13:38
Да, ладно, Альберт, не скромничай... Просто у меня времени было побольше)
11 июля 2016 г. 13:56
Классный рассказ, без лести. Очень жаль, что когда я был там, его не было.
И про содаду ( у тебя "саудаде") ты вспомнила. А для меня это с тех пор вполне актуально
11 июля 2016 г. 17:29
albygan писал 11 июля 2016 г. 13:56
А для меня это с тех пор вполне актуально
ты это слово даже в название вывел.... Я помню... А ты что-ли по России скучаешь?
11 июля 2016 г. 18:07
Kapuletta писала 11 июля 2016 г. 17:29
А ты что-ли по России скучаешь?
Не совсем. Это ведь тоска по тем местам где ни разу и не был!
11 июля 2016 г. 18:21
тоже вариант.... А вдруг тоска по тем местам окажется ничтоже сумняшеся ложной... И места те не совпадут с мечтой твоей? И картинки не сольются ...а ?
11 июля 2016 г. 18:43
Это запросто. Вывод простой - туда не ехать, дабы не было потерь для души. Или мечтать о том, куда точно не пропадешь - о Марсе, например.
11 июля 2016 г. 20:10
albygan писал 11 июля 2016 г. 18:43
мечтать о том, куда точно не пропадешь - о Марсе, например.
это безпроигрышный вариант!!!!
11 июля 2016 г. 20:20
Coshara
11 июля 2016 г. 13:39
Какая интересная и красивая прогулка! Фотографии прекрасные!
11 июля 2016 г. 13:42
Спасибо, Кать! Я на Вашем Монмартре вчера зависала полчаса....
Coshara
12 июля 2016 г. 10:38
Ну, это две огромные разницы! В сторону Португалии пока даже не смотрели, а надо бы)))
11 июля 2016 г. 14:36
Ленуся, я прям загордилась, что я была в Лиссабоне! Пусть город был другого цвета, но с незабываемым запахом жареных сардинок в старых запутанных переулочках!
11 июля 2016 г. 17:31
незабываемым запахом жареных сардинок в старых запутанных переулочках!
и стар , и млад их там жарит... Скажи, что запах въедается в душу на всю жизнь? И ведь приятный запах! Попробуй мойву на кухне пожарить, с ума сойдешь от амбре....
11 июля 2016 г. 17:34
Скажи, что запах въедается в душу

Скажу, Лен!
Мы только недавно "отступились" от мечты найти сардинки и дома их пожарить.
11 июля 2016 г. 17:39
не пробуй, все равно как надо не получится))) А с запахом потом что делать будешь???
11 июля 2016 г. 17:47
А уже не буду, Ленусь!
Вкусы ЮВА уже перебили вкусовые "хотелки".
Завтра вовсе летим в Тай. Салат Сом-Там с сушеными креветками и суп Том Ям теперь на повестке дня!
11 июля 2016 г. 17:56
marysar писала 11 июля 2016 г. 17:47
Завтра вовсе летим в Тай
вау! Счастливые!!!! Привет там Таю передавай!!! От тех, кто еще не был...
11 июля 2016 г. 18:04
Провоцируешь меня? Плакат писать?
11 июля 2016 г. 19:58
А чё, Альберту, значит, написала....А мне?
11 июля 2016 г. 20:16
Заказ принят!
Счастливо оставаться!
11 июля 2016 г. 20:22
alla_gorbunova
11 июля 2016 г. 17:55
Елена, два рассказа вкупе с победой сборной - такой подарок нам, любителям Португалии и Лиссабона в частности!
Спасибо, интересно, красиво!
11 июля 2016 г. 17:57
Алла, спасибо Вам еще раз! Победа на ЧЕ - настоящий подарок судьбы для португальцев! Господь услышал их...
11 июля 2016 г. 19:30
Ну ты сильна, Лен, пешком в кастелло добралась! Я то на трамвае туда подъехала. А ты не искала лёгких путей.
Какие виды оттуда на город, он весь прямо раскрывается, просматривается! И то что видела вблизи увидеть теперь панормано очень здорово, для сравнения и общего представления.
11 июля 2016 г. 19:59
tinka61 писала 11 июля 2016 г. 19:30
, пешком в кастелло добралась
такой вот был кураж, Ир.... Зато пока шла, столько граффити и помоек поснимала... красота!!!
11 июля 2016 г. 20:41
Да, это очень здорово, столько впечатлений от одной только дороги к замку получила!
Selena56
11 июля 2016 г. 19:51
Лена, ты как всегда на высоте и на " высших точках" городов. Хорошая прогулка получилась. А 500 гр . минусовала? Главное, что ты гуляла в кайф. Я тоже наслаждалась ,глядя на солнечные фотографии главного города вчерашних победителей ЧЕ. Сама себе удивлялась вчера ночью, что сидя у TV, к французской команде была совершенно равнодушна. Вся "боль" была за Криштиану и выстоявших португальцев.
11 июля 2016 г. 20:00
Selena58 писал 11 июля 2016 г. 19:51
Вся "боль" была за Криштиану и выстоявших португальцев.
У меня аж мурашки побежали, Лен, спасибо!!! Я тоже вся изболелась за них....Так хотелось, чтоб Португалия повеселилась масштабно!!!!
Selena56
11 июля 2016 г. 20:23
Мы с мужем с тобой солидарны на 200%! Думаю, праздник будет грандиозный.
11 июля 2016 г. 20:12
взлягивая
Ну, Ленок, ты и перлы выдаешь!
Я сегодня наслаждалась и с утра, а сейчас еще и вечером счастья привалило. Вот если Лиссабон даже в половину так хорош, как твои фотографии, тогда буду мечтать интенсивно.
А ты не болей. Это кто же летом болеет. Придумала тоже.
Класс, Леночек!
11 июля 2016 г. 20:14
Leolik писала 11 июля 2016 г. 20:12
А ты не болей. Это кто же летом болеет.
все уж, выздоровела, пара пилюль Тамифлю, и ты как конь...Конина жена, то есть...http://parijanka.info/gallery/ изображение
11 июля 2016 г. 20:16
У меня от твоей бабульки в глазах зарябило!
Вот кого мне в том высокогорном районе Лиссабонском жалко - это старичков. Каженный день так лазать. Да еще и в жару!
11 июля 2016 г. 20:20
У них есть 28 трамвай...он для них бесплатный... Но ведь ходят сами! И не только вниз!!! Я видела таких древних.... Уважуха!
11 июля 2016 г. 20:27
Kapuletta писала 11 июля 2016 г. 20:20
Я видела таких древних.... Уважуха!
Говорят, ходить по лестницам полезно для сердца!
11 июля 2016 г. 21:08
Икроножная мышца - второе сердце... И это правда...ТОже своего рода - насос
11 июля 2016 г. 20:15
Leolik писала 11 июля 2016 г. 20:12
Вот если Лиссабон даже в половину так хорош, как твои фотографии,
это провокация! Не веришь мне ?
11 июля 2016 г. 20:17
Kapuletta писала 11 июля 2016 г. 20:15
Не веришь мне
Верю!
11 июля 2016 г. 20:58
Здорово наснимала! По Алфаме гуляли и в этот раз, но в крепость опять не ходили. Виды, конечно, оттуда великолепные! Ходили понизу, там районы менее ободранные, ползать по лестницам после того, как меня пытались грабануть, настроения не было.
11 июля 2016 г. 21:08
Anna_08 писала 11 июля 2016 г. 20:58
меня пытались грабануть, настроения не было.
да ты что? белым днем???
11 июля 2016 г. 21:18
Да, причем на пустой улице. Шли с площади Коммерции мимо порта к Каса-душ-Бикуш, сзади никого не было. Остановились напротив, я стала думать, где лучше перейти, там реставрация. Подруга ушла вперед метров на двадцать. Я что-то почувствовала и оглянулась. За спиной вплотную стоят парень и девка. Выглядят прилично. Мне парень говорит что-то типа "Сорри, задели случайно". Это на пустой широкой улице. Рюкзак скинула, а он уже открытый. Видимо помогло то, что у меня собачки молнии на одну сторону до низу были спущены, долго открывали. Парень мне опять, мол у меня та же проблема, само открывается. Я начала что-то на них орать. Резко развернулись и исчезли. Настроение было предынфарктное! Больше рюкзак не надела! Не для нищих городов такие, как мой - на молнии.
11 июля 2016 г. 21:20
фу, какашечно как.... Я там обедала у этого дома с шипами, много крутилось подозрительных типов вокруг, я обратила внимание....
11 июля 2016 г. 21:25
Я представила последствия (есть прошлогодний мадридский опыт), было очень погано. Расслабилась - солнце, тепло, красиво... Обратила внимание, какая черная стала Португалия? Мне особенно заметна разница за шесть лет. И остальная Европа не лучше, а вот Португалия особенно.
11 июля 2016 г. 22:03
Anna_08 писала 11 июля 2016 г. 21:25
какая черная стала Португалия?
я ведь не была раньше...Поэтому в глаза не бросилось...Много Пакистана.
AllaW
11 июля 2016 г. 22:15
Спасибо! Очень интересно и красиво! Прочитала на одном дыхании.Да, читать -не писать!!
11 июля 2016 г. 22:19
Алла, спасибо! Про Лиссабон писать легко. Во-первых воспоминания еще свежие, а во-вторых Португалия крайне интересная страна для туриста. Еще раз благодарю
Gurman
12 июля 2016 г. 16:10
Завораживает и манит... очень красиво и интересно написано! Читая ваши отчёты, я ещё раз убеждаюсь, что совершенно не сложилось у меня с Португалией... всё было так суетливо... и акценты совершенно не там, где хотелось бы... Придётся повторить... Спасибо...
12 июля 2016 г. 17:41
Замечательно,Лена! Вид с крепости на город отличный,да крепость тоже ничего(люблю такие места).И то,что пешком пошла полностью поддерживаю.Ой,сколько же ножкам нашим в поездках достается )
12 июля 2016 г. 17:59
happiness писала 12 июля 2016 г. 17:41
.Ой,сколько же ножкам нашим в поездках достается )
Ой, Лина, и не говори!!! Но как хорошо после таких спринтов!
12 июля 2016 г. 19:23
Вот-вот!
12 июля 2016 г. 17:57
Gurman писал 12 июля 2016 г. 16:10
всё было так суетливо
всегда этого боюсь... Лучше меньше, да лучше ...Спасибо, Элен!
13 июля 2016 г. 17:09
резво взлягивая вверх по лестнице.
-еле прочла и поняла!!
Предчувствие душевной боли.
-это ты сказала? Очень коротко, емко и верно, Ленусь.
Пешком! Это — интереснее!
-и бедные ноженьки, но действительно-виды с крепости потрясающие и город как карта-все видно!!
13 июля 2016 г. 21:35
14 июля 2016 г. 18:20
это точно!
15 июля 2016 г. 8:27
Вот это настоящая свобода и счастье Планировать одно, осуществить экспромтом совершенно другое, сделать это классно и получить удовольствие
15 июля 2016 г. 8:35
Спасибо, Любаш, ты абсолютно точно сказала. Сама в "это " регулярно попадаешь) и это - счастье!
15 июля 2016 г. 14:00
Ух ты! Любопытный райончик какой, люблю по таким прогуляться- разбавить достопримечательности :) Обязательно возьму на заметку
15 июля 2016 г. 14:47
fanolia писала 15 июля 2016 г. 14:00
люблю по таким прогуляться-
все старые мавританские районы и Португалии, и Испании очень схожи... Схожи атмосферой "настоящести" жизни, без прикрас, без наносного...
16 июля 2016 г. 15:46
Лена, долго читала рассказ, так как задерживалась на каждой фотографии. Каждый кадр состоит из стольких множеств всяческих деталей, что непроизвольно начинаешь рассматривать))
Невозможно интересно и красиво подан твой Лиссабон!
16 июля 2016 г. 16:57
Спасибо, Натусь, мне хотелось его хвалить бесконечно... Вряд ли другой мой город будет достоит пяти рассказов, а про Лиссабон мне хотелось говорить и говорить...
22 июля 2016 г. 2:01
Лиссабон не терпит спешки.
Это прямо чувствуется! Павлины конечно роскошные! Очень понравились портреты людей, местных жителей в среде города. Все так атмосферно!
23 июля 2016 г. 17:17
отличный альбом! хоть и недавно 3-й раз из Лиссабона-все равно очень живые фото,браво!
23 июля 2016 г. 18:03
недавно 3-й раз из Лиссабона
вот это да! Вы - счастливчик!!!
nika55
24 июля 2016 г. 14:21
Несколько раз пересматривала фотографии. Столько всего!
Время как будто остановилось в этих улочках и закоулочках с обшарпанными домами, причем даже не поймешь, на какой эпохе.
Отдельное спасибо за рассказ. Читала и перечитывала. Особенно о саудаде! Зацепило!
24 июля 2016 г. 21:52
Если Вы посвятите Лиссабону пару-тройку дней, он такими красками для Вас заиграет, я уверена...
larkis8
7 марта 2017 г. 0:10
Леночка, вот почему-то этот рассказ я заметила только сейчас, когда наконец-то написала про то, как мы спускались из замка, на территории которого я неосмотрительно выбрала жилье https://www.tourister.ru/responses/id_18518 . Про то, как мы каждый вечер поднимались, и какими словами "благодарил" меня муж за удачное месторасположение жилья, я умолчу ... Но зато я на твоих фото увидела сам Замок, в который мы так и не успели сходить... Но вид из моего окна был круче, чем из Замка...