Турист Владимир Олейник (violik)
Владимир Олейник
был 1 марта 19:02

И вновь "Пою моё отечество"

Москва — Россия Июль 2016

О существовании музея-усадьбы «Люблино» я узнал сравнительно недавно, не более года тому назад. Сказать, что я был удивлён, это ничего не сказать. Я был просто ошарашен. Предвижу вопрос: и что же это тебя так удивило? Ты что, хочешь сказать, что знаешь все усадьбы Москвы? Нет, конечно, не знаю. Я вовсе не претендую на то, что смогу перечислить все усадьбы Москвы. Но в данном случае говорить слово «все» неуместно. Дело в том, что усадьба Люблино находится практически в шаговой доступности от мест, где прошли мои детские и школьные годы. И самый первый мой материал, выложенный на Туристере, был посвящён «моим» краям. Это был фотоальбом о дворцово-парковом ансамбле Кусково. Другой, очень подробный, мой рассказ был посвящён непосредственно месту, где я собственно и провёл большую часть своей жизни — Кузьминкам. И тут вдруг выясняется, что рядом имеется и ещё один историко-культурный объект — усадьба Люблино. Скажу более. Когда я учился в девятом классе, мы сравнительно большой компанией одноклассников занимались в детской автошколе. Автошкола эта находилась на территории ПКиО Люблино. Была такая аббревиатура в советские времена. ПКиО — парк культуры и отдыха. Есть какой-либо парк на территории города, поставили туда пару-тройку качелей и простеньких электромеханических аттракционов, вот вам и парк культуры и отдыха. К таковым ПКиО относились и мои родимые Кузьминки, и Люблино.
Забегу вперёд и скажу, что два объекта усадьбы Люблино стали музеями в 2005-м году. А раньше в них размещался какой-то институт. И та автошкола, о которой я написал чуть выше, тоже выходит располагалась в одном из зданий этой усадьбы. Но мы и понятия не имели об этом. А в 1996 году в зданиях усадьбы начались грандиозные реставрационные работы. А после завершения этих работ, два здания стали музеями. Вот вам и весь ответ, почему я ничего не знал об этой усадьбе. Про неё нигде не было никакой информации. А так… мало ли какие здания в Москве, в которых располагаются какие-либо организации, являются бывшими усадьбами. Таких наберётся весьма немалое количество, как в Москве, так и в других городах.
Люблинский ПКиО располагался по обе стороны Люблинских прудов. Люблинские пруды вместе с Кузьминскими прудами представляет собой последовательный каскад прудов на реке Чурилиха (она же Голедянка, она же Пономарка). В настоящий момент бывший Люблинский ПКиО разделили на парк имени Шкулёва и усадьбу Люблино.
Находится усадьба буквально в пяти минутах ходьбы от метро «Волжская». Непосредственно у метро находится парк имени Шкулёва, а усадьба находится на другой стороне Люблинского пруда.

И вновь Пою моё отечество

Кстати, любопытный момент. Территориально усадьба находится недалеко от усадьбы Кузьминки. И входит в состав природно-исторического парка Кузьминки-Люблино. А вот юридически музеи усадьбы Люблино входят в Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник. Сам парк усадьбы гораздо меньше Кузьминского парка, заблудиться здесь невозможно. На входе установлены таблички со схемой усадьбы (покажу чуть позже) и таблички государственного учереждения.

К объектам усадьбы ведёт улица Летняя. Она проходит почти что мимо всех объектов усадьбы, и заканчивается возле дворца. Возле каждого объекта усадьбы установлены таблички с названием объекта и кратким его описанием.

И вновь Пою моё отечество

В настоящий момент от усадьбы остались:
1. Дворец Николая Дурасова.
2. Театральная школа.
3. Жилой дом.
4. Театр.
5. Пансион дворянских детей.
6. Конный двор.
7. Восточный флигель оранжереи (сохранилась лишь небольшая часть оторанжереи).

И вновь Пою моё отечество

Из всех объектов усадьбы для посещения открыты только Дворец и Театральная школа. В остальных располагаются сторонние организации. Насколько я понимаю, и та автошкола в которой мы когда-то занимались (конец 70-х) располагалась в одном из этих зданий.
Когда идёшь по территории усадьбы ко Дворцу от метро «Волжская», первым объектом усадьбы на пути, попадается восточный флигель оранжереи

Вторым объектом на пути становится пансион дворянских детей. Невзрачное здание, я даже не фотографировал. Затем на нашем пути (это при следовании по улице Летняя) становится театр.

И вновь Пою моё отечество

А далее расположена театральная школа, к которой я и подошёл.

Надо сказать, что в этот день я приехал в усадьбу фактически наобум. Т.е. я понятия не имел, какие объекты усадьбы открыты для посещения как музеи, а какие нет. Понятия не имел о часах работы и т. д. Единственное, в чём я был уверен на сто процентов, так это в том, что в этот летний выходной день в эти часы, когда я приехал, что должно быть открыто для посещения, явно будет открыто. И я не ошибся. Более того, пришёл я очень вовремя. Буквально через 15 минут, после того как я подошёл кассе, должна состояться экскурсия с экскурсоводом по театральной школе. Билет можно брать как для самостоятельного посещения, так и посещения с экскурсоводом. Я взял билет для посещения с экскурсоводом. Кстати, меня спросили, буду ли я фотографировать. Т. е. фотографировать в музеях можно, но нужно брать билет, для фотографирования. Но я отказался. Увы, в плане фотографирования в сопровождении экскурсоводов, я почему-то чувствую себя неловко… Я спросил сколько времени продлится экскурсия и услышал ответ, что продолжительность всех экскурсий равна 45 минутам. Ровно через час после экскурсии по театральной школе состоится экскурсия по дворцу усадьбы. Я сразу взял билет и во дворец. Опять же, можно осматривать дворец как самостоятельно, так и с экскурсоводом. Конечно же, я взял билет для посещения с экскурсоводом. До начала экскурсии у меня было несколько минут времени, и я потратил эти минуты на фотографирование близлежащих мест. Так выглядит театральная школа с тыльной стороны.

И вновь Пою моё отечество

Напомню, что раньше вся территория парка вокруг пруда была парком культуры и отдыха. Раньше здесь были какие-то аттракционы. Не знаю, может аттракционы есть и сейчас, я увидел только вот такую «прыгалку» для детишек

Вроде и погода в это время была просто замечательной, и время уже было не самое раннее (без нескольких минут — полдень), но что-то никого не видно… А рядом этим чудищем стоял человек с лошадкой, явно для катания на ней детишек. Но, похоже, что для катаний ещё было рано

А вот и сам дворец, насколько можно его рассмотреть сквозь листву деревьев

И вновь Пою моё отечество

Возле входа во дворец имеются две клумбы, в которых посажены агавы.

И вновь Пою моё отечество

Думаю, настало время для краткого исторического экскурса. Впервые усадьба Люблино упоминается на страницах источников в конце 16 века. В 1800 году усадьбу приобрёл богатый помещик, отставной армейский бригадир Николай Алексеевич Дурасов. По его заказу в 1801 — 1806 годах известные зодчие Р. Р. Казаков и И. В. Еготов спроектировали и построили усадьбу в стиле классицизм. Усадьба задумывалась как модная по тому времени подмосковная увеселительная усадьба. Сам Дурасов был страстным театралом и решил создать и свой театр с крепостными актёрами. В залах дворца, театре и тенистом парке хозяин устраивал роскошные обеды, празднества, спектакли и балы, на которых играл оркестр.

А я возвращаюсь к своему рассказу. Итак, через несколько минут я ожидал экскурсовода в одном из флигелей театральной школы. Вскоре подошёл мужчина-экскурсовод в каком-то одеянии явно из тех времён начала 19 века. Из посетителей, решивших пойти на экскурсию, я был один. Хотя я видел двух пожилых женщин, взявших билеты в театральную школу сразу же после меня. Т. е. экскурсия проводится даже с одним посетителем. Так что обратите на это внимание. Очень отрадно. Экскурсовод отметил, что в экспонаты музея театральной школы не и из усадьбы Люблино, а переданы сюда из музея Останкино. Задачей музея является показать само устройство и быт крепостных театров того времени. Сразу скажу — интересная экскурсия. Во время экскурсии, я увидел посетителя с фотоаппаратом (не «мыльницей»…), так что фотолюбители «мотайте на ус». В течение всей экскурсии на некотором расстоянии нас сопровождала какая-то девушка. На ней было лёгкое воздушное платье с завышенной талией, прямо как с картин Боровиковского. Мне даже стало любопытно, а что это она нас сопровождает? Может в конце экскурсии будет петь? Или какую-то сценку изобразит? Нет, ничего этого не было. Экскурсия была интересной. Пересказывать её не имеет смысла. Скажу лишь только, как я узнал из экскурсии, что театральной школе вернули тот вид, в котором она и была построена. Театральная школа выполнена в виде двух флигелей, соединённых между собой колоннадой. В советское время колоннаду убрали. А здание сделали единым. И вот сейчас школе вернули прежный вид

И вновь Пою моё отечество

Через несколько минут после окончания экскурсии по театральной школе, я направился на экскурсию во дворец. Та самая милая девушка в лёгком платье с завышенной талией и вела экскурсию по дворцу. Из посетителей я опять оказался один, но буквально через несколько минут к нам подошли ещё три посетителя. Дворец в Люблино не совсем обычный. Всё дело в том, повторюсь, что вся усадьба Люблино была в большей степени для празднеств, званных обедов и вечеров и т. д. Поэтому и дворец не являлся неким жилым дворцом в привычном понимании. По своей форме он представляет собой крест, в центре которого находится круг. Круг — это круглый зал, от которого в разные стороны отходят залы и комнаты. Круглый зал в центре украшают многочисленные росписи в технике гризайль. Стены расписаны под мрамор, нарисованы колонны. Выше, как дань моде того времени, изображены боги из древнегреческих мифов: Венера, Аполлон, Амур. Не буду перечислять всего, скажу только, что было очень интересно. После окончании экскурсии, я спросил, как работает музеи усадьбы, как проводятся экскурсии. Всю справочную информацию напишу в самом конце рассказа. Когда я вышел из дворца, увидел, что небо сильно затянулось тучами и вот-вот может начаться дождь. Я вновь сфотграфировал театральную школу, чтобы хоть как-то было видно, что она из себя представляет со стороны.

К тому же так живописно смотрится художник, пишущий эту школу

И вновь Пою моё отечество

Насколько это было возможно, я поснимал дворец с разных сторон. Надо честно сказать, что фотографировать объекты усадьбы не очень удобно: несколько тесновато, к тому же всё закрыто листвой деревьев.

Первоначально на крыше дворца стояла фигура Аполлона. Но в 1904 г. в результате падения во время урагана статуя была разрушена. Её заменили на фигуру геркуланянки, облаченной в траурные одежды. Геркуланянка — т. е. гражданка города Геркула. Этот город также, как и Помпеи был уничтожен во время извержения вулкана

От дворца можно опуститься по такую деревянной лестнице к пруду

И вновь Пою моё отечество

Спустился по ней, посмотрел как выглядит дворец со стороны пруда.

Так выглядит Люблинский пруд со стороны дворца

И вновь Пою моё отечество

А я вновь поднялся наверх, посмотрел напоследок на строения усадьбы

и по Летней улице направился к выходу.

И вновь Пою моё отечество

Так и состоялось моё знакомство с усадьбой Люблино. Музеи мне очень понравились. Было очень уютно. Экскурсоводы были замечательными. Добираться до усадьбы ещё проще, чем до Кузьминок и Кусково. Времени на посещение уйдёт немного. Часа три максимум. Так что, настоятельно советую посетить усадьбу Люблино всем москвичам и гостям столицы.
Напоследок приведу справочную информацию.

Режим работы:
с 1 апреля по 29 сентября:
вторник — пятница, воскресенье — с 10.00 до 18.00,
суббота — с 10.00 до 19.00;
с 30 сентября по 30 марта:

вторник — воскресенье — с 10.00 до 18.00;

каждое третье воскресенье месяца — бесплатное индивидуальное посещение экспозиции;
в выходные и праздничные дни — экскурсионные сеансы во дворце — в 11.00, 13.00 и 15.00,
в театральной школе — в 12.00 и 14.00

Экскурсии также проводятся для групп по предварительной договоренности.

Справки и заказ услуг: 8 (495) 350–1553, 8 (499)722–7189
Стоимость билета в театральную школу — 100 руб.
Стоимость билета во дворец — 150 руб.
Стоимость экскурсии — 50 руб.