Турист NatalyA (NatalyA)
была 17 мая 2019 12:00

Хельсинки — Финляндия Август 2009

Финны и сауна.

Это святое. Сауна и все, что связано с ней. А именно масса приятнейших вещиц. Как-то — тонкие льняные разноразмерные полотенчики для разных частей вашего распаренного тела. Специальная ароматно-деревянная изогнутая подставка для головы с льняной подушечкой. Темное мыло для мужчин, светлое для женщин с петелькой. Мёд для сауны или Sauna Hunaja — типа скраба-маски для тела. Шапочки финны не уважают, говорят, что это придумали — «русские и эстонцы» … J. Молчу уже про наборы с арома-маслами и жидкостями, шайки-лейки, ковшики-тазики, мочалки-скребки, барометры, льняные махровые халаты, прищепки для полотенец и прочие прибамбасы.

Госпожа Северное Сияние — Финляндия. Хельсинки, часть 3

Без этого — финн не финн.

Наборы для саун продаются в специальных отделах в крупных супермаркетах и хозяйственных. Стоят — очень прилично. Зато на распродажах именно около этих прилавков финны теряют свою знаменитую невозмутимость. Лично наблюдала битву за шайки и халаты.

Отдельный собственный дом обязательно подразумевает наличие сауны. В многоквартирных домах есть общие сауны, посещение которых регламентируется по дням для женщин и мужчин и оплачивается ежемесячно.

Финское телевидение.

Оно удивительно спокойное. Полное отсутствие латентно-истеричной визгливой манеры дикторов наших новостей излагать информацию. Много спорта, хорошие фильмы (в т. ч. и русская классика). Роскошные просто передачи про природу, которые вот бы закупить нашим каналам — все до единой. Финское телевидение делает всё для того, чтобы финский гражданин, улегшийся на диване со стаканом молока и вкусной пышной булочкой, мог получить максимум позитива из просмотренного им. В отличие от нашего, которое целенаправленно добивает издерганного проблемной нестабильностью россиянина, безумными кровавыми сводками и мутной завуалированностью проблем в застойном стиле «всё хорошо, прекрасная маркиза».

Вот, к примеру. Отрывки из просмотренных передач (в воскресенье и субботу вечером!):

— Снежное поле, мчится огненная лиса, взбивая снежинки пышным хвостом, вдруг остановилась, принюхалась, заиграла мускулами, резко прыгнула в воздух, и вертикальным столбиком нырнула куда-то под снег. Выскочила — с большим лососем в зубах.

— Человек ищет грибы. Чистейший лес, он мягко ходит по моховым кочкам, вдруг нагибается, разводит руками листики, а там какие-то иссиня-черные грибы. Он их бережно срезает ножом, кладет в красивое лукошко, возвращается к себе в домик. Там, вытаскивает на стол странный агрегат, куда насыпает пшеницу (!), нажимает на кнопку и… мелет муку. Из которой замешивает тесто для пиццы, выкладывает на него поджаренные грибочки с овощами, сажает на плоскую деревянную лопаточку и отправляет в русскую… нет в финскую печь.

Скажите, просмотрев такие передачи, что вам сразу же захочется сделать? Правильно — не зарезать, не убить, не ограбить, не спрятаться под диваном и накрыться подушкой, или тупо наржаться, а сходить в лес.

Госпожа Северное Сияние — Финляндия. Хельсинки, часть 3
На финском телевидении нет культа молодости. Там вообще считается, что брать интервью могут только взрослые люди. Конечно, есть и молодежные каналы. Полностью исключено появление «блондинок в шоколаде» на финских экранах. Зачем они нужны? Для скандала, который якобы повышает рейтинг? Финский зритель рассчитывает получить заряд спокойствия от общения с голубым экраном, а финский телевизор заботится и бережет своего потребителя.

Финский телевизор — средство позитивного расслабления. Наш ящик — орудие дегенеративного оглупления. У финнов телевидение — обладает информативно-развивающим эффектом. У нас — это государственное средство манипулирования сознанием людей. И машина, делающая деньги для владельцев каналов.

Никаких фонограммных концертов и артистов, никаких дебильных шуток и домов 1,2,3. Финское общество не позволяет себя оглуплять.

Почему финны такие спокойные? — новости про лесорубов, природу и грибы способствуют этому. Почему русские такие дерганые? — наши новости всегда расскажут где кого убили, где ограбили, а-а-а.

Детские передачи… их ведут гномы в вязаных колпаках, там поют песенки и смеются. А шведские детские фильмы — это вообще планка уровня Исымбаевой. Много детских спортивных соревнований.

Финским телевидением привлекается много иностранных видео-продуктов, все они идут на оригинальном языке, а перевод на финский даётся внизу субтитрами.

Иногда показывают сногсшибательные по правдивости документальные фильмы о России. Я смотрела один — по Валаам. Интересно людей слушать. То, что вырежут (отцензурируют) у нас, то оставят иностранцы.

Финские полицейские.

За невозмутимым финским спокойствием и безопасностью стоит огромная и сильная полицейская система. Иногда это и напрягает. Потому что почти везде, где бы ты не находился на тебя устремлены невидимые глазки видеокамер. Зато, случись какой форс-мажор, полицейские вырастают как из-под земли.

Госпожа Северное Сияние — Финляндия. Хельсинки, часть 3
К примеру, однажды в вагон метро завалилась компания поддатых мужиков, которые уселись на задние места, громко орали и звенели перекатывающимися бутылками. На следующей же (!) станции в вагон вошли два полицейских. Под 2 метра здоровенных парня, в плечах косая сажень. И молча, встали за их сиденьями. Никаких слов, все спокойно, молча. Пьяницы мгновенно притихли, и скоро засобирались выходить. Вышли. Полицейские тоже вышли за ними и держались за ними, на небольшом расстоянии. Также никаких слов, спокойно, молча.

Однажды видела, как какой-то финский пенсионер тащил два велика, через секунду скрипнула тормозами полицейская машина и к нему подошли полицейские. Он аж затрясся. Стащил велосипеды оказывается.

А ещё видела, как в центре на Эспланаде задержали двух карманников южного вида. Работа полицейских была безукоризненной. Мощно мгновенно беззвучно скрутили.

Финская полиция, безусловно, впечатляет. И работой, и внешним видом. Видела девушек-полицейских. Здоровенные девахи с огромными кулаками, рифленые ботинки около 40го размера. С такими не поспоришь и не попререкаешься. И тем более, не сунешь деньги.

Финское метро.

По сравнению с московским оно очень простое. Всего одна ветка-вилка. Поезда ходят точно по расписанию. Между станциями — чёткий временной интервал — 2 или 3 минуты. Эта информация нужна для того, чтобы распланировать свою поездку, поскольку она ограниченна временным лимитом вашего билета, который действует 1 час 10 минут с момента покупки. Взрослый билет стоит 2€, дети до 7 лет бесплатно, после 7 лет — 1€. Билеты предназначены для использования в течение указанного выше временного интервала на любом транспорте: метро, автобус, трамвай.

Госпожа Северное Сияние — Финляндия. Хельсинки, часть 3
Самое сложное поначалу — именно разобраться, где покупают билеты в метро. Обычно перед эскалаторами стоят автоматы. Один с зеленым кругом, другой с желтым. В первом (зеленый круг), нужно 3 раза последовательно нажать самую верхнюю правую кнопку (все надписи на финском, но есть переключение на английский, ищите значок флага). Далее опустить 2 евро (можно разными монетами, кроме 5 евроцентов) и получить билет. Можно оплачивать бумажными купюрами, можно кредиткой. Финны ещё пользуются оплатой телефонным звонком — но эту систему я не знаю. Во втором (желтый круг) процесс упрощен до нажатия один раз одной кнопки с надписью «Single ticket».

Финны обычно пользуются проездным на месяц, это пластиковая карточка, которая прикладывается к специальным палкам-автоматам перед эскалаторами. Билет вы никому не предъявляете, а купив его, спускаетесь по эскалатору к поезду.

Билеты проверяют контролеры, которые ходят по вагонам. Они заходят очень быстро, по 6 человек, и мгновенно блокируют все выходы. Правда, сколько раз я не ездила (в течение многих лет) — ни разу — меня не проверили. Ни разу. Хотя однажды контролеров видела просто в проходе. Это вовсе не означает, что вы безнаказанно можете ездить зайцем. Невидимое око Саарумана видит всё. Штраф — 80€, я думаю, надолго отобьет охоту проводить подобные эксперименты J.

Купленный билет, вне зависимости где (в метро, в автобусе/трамвае) действует на всех видах транспорта и в течение часа десяти минут.

Вагоны финского метро — ярко-оранжевые, как фанта или апельсин. Такой цвет всегда поднимет настроение, даже если пасмурно или дождливо. Народу редко бывает много. Остановки не объявляются, а высвечиваются бегущей строкой на электронном табло.

Схемы метро висят на стенах. Приглядитесь внимательнее — там есть стрелка, указывающая направления движения. Моей особенной любовью пользовалась схема метрополитена в виде звездного неба:).

Финский автотранспорт.

Центральная автобусная станция находится в Kamppi. Другая большая автобусная остановка — рядом с Центральным ж/д вокзалом.

Билеты покупают у водителя, но они на 50 евроцентов дороже обычного номинала в автомате. По Хельсинки — 2,50€, если едете в пригороды (Эспоо, Вантаа) — 4,50€. Если на табличке на остановке значок «круг» — этот автобус ходит по городу, если «ромб» — едет в пригороды.

Госпожа Северное Сияние — Финляндия. Хельсинки, часть 3
В автобус заходят — только через переднюю дверь, а выходят через остальные. Билет показывают водителю. И обязательно с ним здороваются — Хей — а то обидится:(. Водительское место — как маленький дом, и он очень бережно к нему относится. Водители автобусов всегда приветствуют друг друга на дорогах поднятой рукой.

Каждый автобус ходит строго по расписанию. Оно висит на его остановках, и его в виде бумажного листка можно взять из кармашков рядом с водительским сиденьем. Чтобы финский автобус опоздал — даже не представляю, что должно случиться… J Минута в минуту, секунда в секунду автобус подъедет к остановке. Если ждете автобус не на стартовой остановке, а на промежуточной — машите ему рукой, а то не остановится. Нужно выйти — заранее нажмите на кнопку на ручке-поручне.

На трамвайных остановках в центре тоже есть расписания, либо электронные табло, которые высвечивают время, когда подойдет ваш номер. Рукой трамваю махать не надо J, заходить можно через любую дверь (если не надо купить билет), но открывать двери на улице вам нужно самим — на боку трамвая есть кнопки.

Я лично побаиваюсь финских трамваев. Особенно — 3Т. Один раз я укатила на нём в депо (не поняла предупредительного обращения к пассажирам по-фински). И женщина-водитель, извинилась передо мной, отвела чуть не за ручку на нужную автобусную остановку, где вручила меня другому водителю, договорившись о бесплатном проезде (объяснила ситуацию). Второй раз, уже с ребенком, на 3В укатила тоже непонятно куда. А ехали мы в парк развлечений Линнанмякки. Хотя (!) ровно за день до этого (в пятницу) на том же самом трамвае мы спокойно доехали до него. Видимо, я просто не в курсе каких-то трамвайных субботних перестановочных нюансов.

Финские пенсионеры.

Лавочка, стоптанные калоши и платочек в цветочек, продукты из «Копейки» на последние копейки в авоське — это не про финских пенсионеров. Можно даже сказать, что после финской пенсии жизнь только начинается. Люди путешествуют, занимаются домом, посадками, а главное — спортом. В Финляндии очень широко распространена ходьба с лыжными палками. Считается, что просто ходить это не так полезно, как размахивать при этом руками, опираясь на палки. Ходят так все — от мала до велика. Но поражают именно пенсионеры — кроссовки, симпатичный спортивный костюмчик, и бабуля лет за 90 легко проносится мимо тебя молодого и здорового, идущего пешком.

Представить себе картину, когда финские бабушки сидят на лавочке перед подъездом и обсуждают, что, мол, вот «Юха то наш Виртанен ишь как бейсболку натянул, надо матери его сказать» — это из области фантастики.

Когда финн пересекает определенный возрастной рубеж и выходит на пенсию, для него это не является моральной и финансовой катастрофой как для русского человека. Он получает от государства не 3 копейки как у нас, а более чем ощутимую достойную сумму, позволяющую ему наслаждаться жизнью. Это норма вещей для всех развитых государств. Упомяну о медицинском обслуживании, не дай бог что — скорая приезжает в Финляндии через 2 минуты (!) после вызова, и ещё пожилым людям выдаются специальные браслеты помощи, в экстренном случае после нажатия кнопки сразу вычисляется местонахождение вызвавшего и мчится медпомощь.

Зубное протезирование для пенсионеров в Финляндии тоже бесплатно и находится на высочайшем уровне. Интересно (разговорилась как-то в метро с эстонцем-эмигрантом), существуют пункты помощи малообеспеченным людям, куда они могут приходить каждый день и получать определённый набор продуктов — сыр, яблоко, консервы, ещё что-то. Никаких документов от тебя не требуют. Раз пришел — значит помогут. Кто вы думаете, расценивает это как халяву? Наши здоровые и румяные соотечественники, в основном автотуристы, отжимают в сторону финских пенсионеров и отнюдь не брезгуют ни яблоком, ни сыром. Бесплатно же, и не проверяют.

К вопросу о разнице в менталитетах. … … …

Финны и мороз.

Так и не нашла ответа на свой в высшей степени удивленный вопрос — как можно ходить без шапки и с открытой грудью/шеей в сильные морозы?

Финны — насколько легко упивающаяся нация, настолько и морозоустойчивая. Пропорция обратная. Мороз, ветер — а они полураздеты, да ещё в резиновых кедах могут ходить. Подозреваю, что в этом заключается своеобразный финский шик J. С другой стороны, ну ладно взрослые, пусть отмораживают себе мозги и уши при минус 18, но дети? Шапки у них не завязываются. Шарфов не носят. Вот такой розовощекий метровый (выше/ниже) блондин или блондинка, весь усыпанный снегом, тянет на горку свой снегокат, шапка буквально набекрень, еле держится на макушке, комбез расстегнут на груди, шея вся голая — ну как им не холодно?! Ну, объясните мне, в чем секрет?! J Может, с детства они привыкают к закалке, саунам, морозам? Холод нешуточный, да ещё часто ветер в Хельсинки дует жёсткий с залива. А их не берёт…

Финны и зайцы.

Представляете себе наше удивление, когда зимой, в городе (правда, на окраине), но рядом с домами перед нами выскочил косой. Здоровенный такой, как откормленный поросёнок, уши торчат, закосил на нас и попрыгал себе вперед. Живой, настоящий! Мы с криками «Заяц, заяц, смотри, смотри, вот он!» — кинулись, не помня себя, вдогонку. А эта ленивая раскормленная тушка особо резво ещё и не гнала. Чуть поскачет, остановится, обернётся, вздохнёт, «что, мол, зайцев, что ли не видели», и опять пару прыжков вперёд. Мы бежим следом, орём. Тут открывается дверь подъезда и выходят финны. Заяц как раз бежит мимо них. Они посмотрели и говорят: «Ооо, йо!». И всё. Пошли себе дальше.

Госпожа Северное Сияние — Финляндия. Хельсинки, часть 3

Второй раз, увидев косого знакомого, а может и его родственника, мы опять не удержались от криков «Заяц, заяц». Ну, правда, невозможно, себя сдержать, когда буквально под ногами носятся зайцы.

Когда увидели его в третий раз… Мы посмотрели. И сказали: «Ооо, йо!».

Па-адумаешь, заяц…

Кстати, как потом выяснилось — это были не зайцы, а лесные кролики. Разница, во-первых, в окраске шкурки, у настоящих зайцев зимой она белая, а у кроликов — рыжевато-серая. Во-вторых, финны с ними борются, как с грызунами, закутывают от них деревья, которые те очень любят подпортить своим длинными зубами.

Финны и дети.

На детей здесь никогда не орут, а главное, и дети сами не орут. Вообще, уважение к личности, здесь воспитывается чуть не с пелёнок. Любой финский ребенок — это гражданин страны.

Уважение к нему общества проявляется всегда и везде — нет точки отсчета. Для мамы с малышом созданы — все — удобства, чтобы не ограничивать себя в социальной активности и наслаждаться радостями любого периода роста ребенка. Почти в любом wc есть столики для пеленания, и детские горшочки, в любом заведении (кафе, гостиница) есть детские стульчики и креслица, перед домами построены великолепные детские площадки, а ландшафт Хельсинки обыгран так, что зимой в горку превращается любой подходящий склон. А также широкий и качественный выбор детских сладостей, отлично и с умом сделанные книжки, широкий, модный, качественный и выбор одежды и обуви. Возможности легкого и раннего приобщения к любому виду спорта: бассейн, лыжи, коньки, велосипед и пр. По телевизору показывают прекрасные смешные и добрые детские программы.

И, конечно же — экология.

Говорят, в Финляндии очень сильное школьное образование.

Финны вообще не любят перебивать, всегда выслушивают речь собеседника до конца и сами того же ожидают. А уж в общении с детьми — повышение голоса — недопустимо. Этой зимой мы катались у нас на школьном катке, где проводился урок физры в классе, наверное, восьмом. Это ужас. Ничего не изменилось со времён моего школьного обучения. Те же гнусавые завывания: «Ивано-о-в, Петро-о-в, Си-и-доров, пятнадцать кругов вокруг. Сини-и-чкина, Куку-у-шкина, шаг вперёд, выполнять элеме-е-нты. Я кому сказа-а-ла.». Тогда как, наблюдая однажды школьное катание в Хельсинки (класс, наверное, третий) я не услышала — ни одного — окрика. Ни одного одёргивающего вопля. Дети улыбались и старались делать так, как показывала тренер. Тренер улыбалась. Кстати, со мной (а я стояла на краю катка) поздоровался почти каждый ребёнок. Хей — Привет.

Госпожа Северное Сияние — Финляндия. Хельсинки, часть 3
Когда, например, утром зимой открывается и начинает работать финский детский сад, то на улицу вытаскиваются кучи ледянок, санок, салазок. Оказывается — их можно брать всем, без спросу… Там рядом была горка и соответственно можно взять ледянку, покататься и положить обратно. Даже не то, чтобы обратно, можно кинуть на горке, а воспитатели потом подберут. Главное — не уносить домой. Всё построено на доверии и честности…

Те проблемы, которые возникают у родителей с органами опёки — не на пустом месте. Заметим, что все-такие дети имеют следы побоев — фингал, синяк и т. д. Заметим также, что органы опеки имеют реальную силу и авторитет в стране. И как бы то ни было — дети в случае реальной опасности защищены, виновные родители — несут ответственность.

Финны и азарт.

Вопреки всем шаблонным ожиданиям в финском характере спокойствие и азартные чувства это друзья, или, по крайней мере, соседи, а не взаимоисключающие понятия. Вообще, сложилось впечатление, что взрослые финны — как дети. Им присуща совершенно детская наивная вера в счастливый случай будь то лотерейный билет, розыгрыши призов, игровые автоматы. Последние, кстати, установлены почти во все больших супермаркетах. И иногда странно наблюдать совершенный сюр — как седовласые финские пенсионерки/пенсионеры, отставив пакеты с продуктами в сторону, уверенно оттесняют модно одетую молодежь и занимают место под солнцем перед игровыми автоматами. И, ничуть не стесняясь, режутся в какие-то мигающие на экранах завлекушки, и даже срывают ва-банк — иногда слышно как звенят выигранные денежки. :)

Продолжение следует.

© http://www.pamsik.ru — здесь размещены полные версии наших рассказов и фото, при использовании текстов гиперссылка на сайт и указание имени автора обязательны.