Турист Владимир Шалаев (Vladimir_Shalaev)
Владимир Шалаев
был 23 апреля 22:21

Бухта Нагаева в Магадане

Магадан — Россия Апрель 2021
Ледоход в бухте Нагаева.

"Ты думаешь, что мне — не по годам,
Я очень редко раскрываю душу,
Я расскажу тебе про Магадан. Слушай!

Я видел Нагайскую бухту да тракты,

Однажды я уехал в Магадан,
Не от себя бежал, не от чахотки.
Я вскоре там напился вдрабадан водки!

Но я видел Нагайскую бухту да тракты,
Улетел я туда не с бухты-барахты.

За мной летели слухи по следам,
Опережая самолет и вьюгу,
Я все-таки уехал в Магадан к другу!

Ты не видел Нагайской бухты, дурак ты.
Улетел я туда не с бухты-барахты.

Я повода врагам своим не дал,
Не срезал вену, не порвал аорту,
Я взял да как уехал в Магадан — к чёрту!

Я видел Нагайскую бухту да тракты,
Улетел я туда не с бухты-барахты.

Я, правда, здесь оставил много дам,
Писали мне: «Все дамы твои биты».
Ну что ж, а я уехал в Магадан, квиты!

Ты не видел Нагайской бухты, дурак ты.
Улетел я туда не с бухты-барахты.

Теперь подходит дело к холодам,
И если так случится, пусть досадно,
Я снова в раз уеду в Магадан, ладно…

Я увижу Нагайскую бухту, да тракты,
Улечу я туда не с бухты-барахты!"

Поэтическим результатом поездки Владимира Высоцкого в 1968 году в Магадан на два дня к своему другу Игорю Кохановскому стала эта песня «Ты думаешь, что мне не по годам…».

Бухта Нагаева

А ещё ранее в 1965 году он посвятил ему песню «Мой друг уехал в Магадан…»

«Мой друг уехал в Магадан.
Снимите шляпу, снимите шляпу!
Уехал сам, уехал сам,
Не по этапу, не по этапу.

Не то чтоб другу не везло,
Не чтоб кому-нибудь назло,
Не для молвы, что, мол, чудак,
А просто так, а просто так."

Так что это за бухта такая, воспетая поэтом? Бухта Нагаева (или Нагаевская бухта) находится в Тауйской губе Охотского моря и считается лучшей стоянкой для судов в Охотском море. На восточном побережье бухты расположен город Магадан. Именно от бухты Нагаева Магадан начал своё развитие. Бухта названа в честь выдающегося гидрографа XVIII века адмирала Алексея Ивановича Нагаева. Кстати, сам Нагаев в бухте своего имени не бывал никогда. Эту бухту так назвал другой русский гидрограф — Михаил Ефимович Жданко, который в 1898 г. был назначен начальником Гидрографической экспедиции Восточного (Тихого) океана. Ну и исследовал в том числе побережье Охотского моря там, где сейчас располагается Магадан.

Зеркало

В период массовых сталинских репрессий бухта Нагаева использовалась как пересыльный пункт для вновь прибывших морем заключенных для отправки их далее по этапу в лагеря Магадана и Колымы. Именно от бухты Нагаева Нагаевская улица в Магадане превращается в проспект Ленина, который в свою очередь переходит в печально известную Колымскую трассу.

Вдоль бухты узкая полоса каменистого пляжа. Магаданцы пользуются им: летом бывают очень жаркие дни, но водица бодрит.

Помимо рыбного порта есть морской торговый порт. Может и есть какие-то закрытые военные объекты. Вдоль береговой линии есть погранзаставы, капониры, военные пирсы. Когда-то в бухте Нагаева можно было наблюдать всплытие подводных лодок.

Тоннель

А это сопка Каменный Венец. На вершине сопки находится скалистая корона. Это естественное нагромождение камней.

Сопка Каменный Венец

Моргородок — один из микрорайонов Магадана на пути в морской торговый порт.

Моргородок

А помните песню „Поспели вишни в саду у дяди Вани“ братьев Жемчужных?

„Поспели вишни в саду у дяди Вани
У дяди Вани поспели вишни
А дядя Ваня с тётей Груней нынче в бане
А мы с друзьями погулять как будто вышли“

Там есть такие строчки:

„Пусть дядя Ваня купает тётю Груню
В колхозной бане на Марчекане…“

На фотографии ниже можно разглядеть эту колхозную баню.

Не знаю вызревают ли вишни в короткое Колымское лето, а то что Марчекан — это вполне реальная точка на карте и баня эта имеется я могу подтвердить точно. Марчекан — это когда-то пригород, а сейчас один из маргинальных районов Магадана рядом с магаданским рыбным портом. На Марчекане находится кладбище, на котором похоронен ещё один известный советский эстрадный певец, композитор, поэт, автор нескольких сотен песен Вадим Козин. Люди старшего поколения должны хорошо его помнить. Он был осуждён в 1944 году и сослан на Колыму. Был досрочно освобождён в 1950 году. Однако в 1959 году был повторно осуждён по той же статье. До конца жизни жил в Магадане, оставаясь своеобразной достопримечательностью города, человеком-легендой. Вадим Туманов (российский предприниматель, золотопромышленник и близкий друг Владимира Высоцкого) так напишет в своих воспоминаниях: »И тут происходит невероятное. Козин делает шаг вперед, почти к краю сцены, и говорит четко, с паузами между словами: — Я приехал петь для заключенных. Поэтому прошу лагерное начальство оставить нас одних. Зал цепенеет, не зная, как к этому отнестись. После короткого замешательства по знаку начальника лагеря офицеры и их семьи, а вслед за ними надзиратели покидают столовую».

А Александр Розенбаум в своей песне «Серебристая Колыма» так упомянул Вадима Козина:

«На серебристой Колыме
Мы не скучаем по тюрьме,
Здесь слёзы наши до земли не долетают,
На них здесь радуга висит,
У дяди Козина спроси,
А дядя Козин в этой жизни понимает».

Ледяная рапсодия

«А что же Аркадий Северный со своими „частушками-припиздушками“?» — спросите вы. «Пардон, гран мерси, здрасте, спасибо…« — отвечу я его словами. Казалось бы, что человек с таким репертуаром просто обязан был быть в Магадане и петь на кухне в тёплой компании где-нибудь на Марчекане. Это легко представить, в это легко поверить. Стал вентелировать этот вопрос — и выяснил, что Аркадий Северный никогда в Магадане не был. Даже странно. Аркадий Северный никогда не сидел в тюрьме, как бы ни божились те, которые «помнят его еще по Магадану». Но в его репертуаре были песни про Магадан. Аркадий Северный не сочинял стихи и музыку — он пел песни, сочиненные другими поэтами и композиторами.

******************************************************************************************************************************

Сегодня по уютной бухте Нагаева снуют многочисленные рыбацкие лодки, современный торговый порт принимает сотни тысяч тонн груза, сюда заходят комфортабельные пассажирские лайнеры и современные грузовые суда. И только искореженные куски железа и остатки постепенно разрушающегося деревянного пирса напоминают об этой страшной странице в истории Магадана.

Вот такая вот история. Как говорил один из гайдаевских кино-героев: «Будете у нас на Колыме — милости просим!» Там ещё много интересного.

Закат в бухте Нагаева

P. S. Этот небольшой рассказик сопровождают фотографии, сделанные мною поздним вечером в конце апреля. В бухте Нагаева ледоход. По водной глади плывут небольшие льдинки и большие айсберги невообразимых форм.