Турист Ирина Александрова (Argentique)
Ирина Александрова
была 16 сентября 17:14

Шипка — Болгария Апрель 2015

Слово «Шипка» для каждого болгарина имеет особое значение. Оно никого не оставляет равнодушным: гордость, благодарность, торжественность, монументальность, любовь к Родине переплетаются там высоко среди неприветливых гор, где каждый камень — легенда, а свирепый ледяной ветер поет песни о памяти павших героев.

Еду на Шипку не в первый раз. В школе это обязательная экскурсия, воспоминания от которой отнюдь не связаны с историей. В студенческие годы как-то промчались мимо галопом и опять ничего не поняли, не заметили, не почувствовали. В этот раз пришло время по-взрослому.

Ночуем в Старой Загоре, где у меня живут друзья. Конец апреля, самый разгар здешней весны. Путь недалекий — километров шестьдесят, но в горах быстро не поедешь. Проезжаем Казанлык и Долину роз и вот где-то вдали, в горах, празднично заблистали на солнце золотые купола.

Вид с автотрассы на храм „Рождество Христово“ в деревне Шипка. Фото из интернета.

Это наша первая цель — крохотный городок Шипка и грандиозная церковь Шипченского монастыря — «Рождество Христово».

На Шипке все спокойно

Храм построен в прекрасном парке в самом начале 20-го века на пожертвования россиян.

Немного в сторонке есть запущенное кладбище, на котором похоронены ветераны русско-турецкой войны, офицеры-белогвардейцы и супруга архитектора церкви.

На Шипке все спокойно

Люди разные и оказались они в этих землях совсем с разными целями — кто-то приехал освобождать братский славянский народ, а кто-то спасался бегством от своих же братьев-освободителей.

И хотя вид кладбища попортил настроение, нельзя остаться равнодушным к красоте природы, гармонично сочетающейся с великолепным творением архитектуры. Церковь была полностью отреставрирована к 125-летию русско-турецкой войны в 2003 году представителями Российской Академии художеств и это заметно.

На Шипке все спокойно

Интересно, что все 17 колоколов храма весом 30 тонн были отлиты из собранных на горе Шипка гильз, а их звон напоминает нам о героях, чьи кости покоятся в каменных саркофагах в подземелье церкви. Внутри церковь тоже очень красивая, но фото как обычно делать не разрешается, тем более в тот момент в церкви находились представители духовенства. Контакт между мной, человеком верующим, но абсолютно нерелигиозным, и атмосферой храма возникает нечасто, но церковь в Шипке — одно из тех мест, где это произошло.

Пока я гуляла по парку, доставляя еще большее наслаждение умиротворенной душе, стал понемногу подтягиваться народ, которого до этого, несмотря на прекрасное субботнее утро, было немного. В праздники же здесь не протолкнуться.

Спешим далее, так как впереди нас ждет дорога на Шипкинский перевал. Помню как лет пять назад мы плелись по этой ухабистой дороге за грузовиком со скоростью от силы километров двадцать. Оказывается, все это уже далеко в прошлом, так как дорогу отремонтировали, народ решил в субботу отоспаться до обеда и только наша машина ползет по серпантину вверх. Куда-то сразу подевались листья на деревьях, а у нас внизу, на равнине, в этот момент уже отцветает сирень. Здесь же весной и не пахнет.

Наконец доезжаем до самой верхней точки перевала — 1185 метров. Стара Планина (или Балканы, как называет эти горы остальной мир) делит страну на две довольно разные климатические зоны, а разница температур весной, осенью и зимой может составлять свыше десяти градусов.

Вид с лестницы под самим памятником. Перевал, где останавливаются автобусы, слева. В хорошую погоду можно доехать до парковки внизу справа.

Можно оставить машину на парковке у дороги через перевал и долго подниматься по лестнице или повернуть вправо, проехать еще немного вверх по не очень хорошей, но асфальтированной дороге и остановиться на парковке у последней лестницы.

На Шипке все спокойно

Все это актуально, разумеется, когда на перевале нет снега. А снег там появляется очень неожиданно. За две недели до нашей поездки туда ездил мой брат и шел по лестнице до самого памятника по колено в снегу из-за нескольких кадров покрытого снегом памятника. Снег и ветер на перевале создают удивительные скульптуры.

Фото из интернета.

Мы любим лазать по горам, но над соседними вершинами была замечена тучка, а один из друзей убежденно сказал, что быть грозе.

На Шипке все спокойно

Гроза в горах — дело страшное, поэтому решили маршрут сократить, а где возможно — пуститься в галоп. Очень быстро поднялись по лестнице к памятнику, обошли всю окрестность, посмотрели пушки и сходили на находящееся неподалеку Орлово гнездо, где собственно и велись самые ожесточенные бои.

На Шипке все спокойно

Камней там много и по словам историков, когда у защитников закончились боеприпасы, в ход пошли камни, скалы и даже тела погибших товарищей.

Орловое гнездо. Фото из интернета.
Вид на Шипку с Орлового гнезда.

Виды с вершин в ясную погоду открываются фантастические — можно долго сидеть на какой-нибудь скале, смотреть вниз в долину и думать.

Вид на Шипку с Орлового гнезда

Думать о том, как все связано. Думать о том, как дедушка моей бабушки, русский солдат, отслуживший полный срок в царской армии, когда-то был здесь. И не только был, но и вернулся живым на родину. Думать о том, что война — штука ужасная, но не будь ее тогда, судьба этой страны была бы совершенно другой. Война разрушает жизни людей, но все же что-то созидает. Благодаря ей, родители моей мамы, жители разных республик нашей огромной когда-то страны, встретились среди ужаса и пепелищ, полюбили друг друга и создали троих детей. Хотя счастливых историй не так уж много.

Вернувшись в настоящее и увидев, что погода точно портится, поспешили с памятнику. Внутри памятника находится саркофаг с останками солдат, музей с историческими предметами, картинами и копией Самарского знамени (оригинал находится в Национальном музее военной истории в Софии).

На Шипке все спокойно

По узкой лесенке (этажей пять) можно подняться на площадку на верху памятника, откуда открываются сногсшибательные виды на вершину Бузлуджа, Габрово и северную часть Болгарии, сопровождаемые не менее сногсшибательным ветром.

Гора Бузлуджа с летающей тарелкой :)

Порадовавшись всей красоте, все же решили вести себя разумно и избежать приближающегося ливня над соседней горой.

На Шипке все спокойно

До свидания, Шипка, мы еще обязательно увидимся!

Успели доехать до придорожной кафешки в Долине роз, как началась гроза, которая почему-то очень быстро закончилась. После обеда решили ехать на мемориальный памятник «Защитники Стары Загоры», который местные называют «Самарское знамя».

На Шипке все спокойно

Мемориал построен к 100-летию боев на Шипке в 1877 году, после неуспешного окончания которых пятидесятитысячная армия Сулейман-паши прошла через Стару Загору и спалила этот тогда самый населенный болгарский город дотла. 15000 человек были убиты особенно жестоким образом, а оставшиеся 10000 проданы в рабство. Основанный еще древними римлянами город, которому свыше 2500 лет, на время перестал существовать. Немногие верили, что люди вернутся сюда, но люди оказались существами упрямыми и живучими и не только вернулись, но и отстроили все из руин. У современного города шахматная планировка и прямые улицы, многие из которых названы в честь героев Русско-турецкой войны.

Мемориал внушительный и с него открывается дивный вид на город и горы.

Вид на Стару Загору

Посетителей немного, но в последние годы сложилась очень красивая традиция — в День Освобождения Болгарии, 3-его марта, солдаты и местные жители несут 300-метровый болгарский флаг через весь город к памятнику Самарское знамя, чтобы почтить подвиг погибших.

300-метровый болгарский флаг у памятника Самарское знамя 3-его марта. Фото из интернета.

Болгары любят и чтут свой национальный праздник и памятники Русско-турецкой войны. Я знаю людей, которые пересекают Стару Планину специально через перевал на Шипке (хотя поблизости есть более широкий и удобный перевал Хаинбоаз), только чтобы издали взглянуть на памятник. Шипка — это важнейший исторический символ для каждого болгарина, а в этом году третьего марта на Шипке, где каждый год проводят официальные церемонии чествований освобождения страны от турецкого рабства, по данным полиции было сто тысяч (!) человек, что для семимилионной страны очень много.

А в остальное время на Шипке все спокойно.

(P. S. Совет для самостоятельных путешественников без авто — до Шипки можно добраться на автобусах, движущихся по маршруту Велико Тырново — Габрово — Стара Загора.)

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании Туров на Travelata.