Турист Екатерина (Chiffa7)
Екатерина — был 23 марта 20:50
все работаю и работаю... даже читать некогда, не то что пытаться писать...

Кострома — Россия Апрель 2016

Кострома-государыня

Кострома, аккуратные ряды торговых рядов и лабазов, начинающиеся сразу от набережной, потрескавшийся, словно выгоревший на солнце, асфальт у старой пристани, но в укромных оврагах за Ипатьевской слободой еще лежит снег, хотя и самый конец апреля. Пока еще прозрачные березовые рощи на территории музея деревянного зодчества. Резные наличники, почти по всему центру, объемные, красивые, с кокошниками и полотенцами. Красивый и уютный купеческий городок, обросший промышленными предприятиями и кварталами блочных домов. Если умудриться сразу не попасть в центр, то город не производит хорошего впечатления, но и нет нужды начинать знакомство с задворок и пригородов. Центр аккуратен, большие площади, зеленые скверы, свежеокрашенные здания, но стоит свернуть в любой проулок и начинается потрескавшаяся штукатурка, ржавые крыши и рассохшиеся двери. Но и непарадная Кострома с пылью и битым кирпичем по своему неплоха. В любом месте в центре город низкоэтажен, крепко сбит и кажется чуть ухмыляющимся в свою купеческую расчесанную и окладистую бороду. И, конечно же, Кострома — город Островского, где-то по Волжским обрывам близ города проплывала Катерина, Полиночка заставляла жениха искать доходного места, где-то пыльными и солнечными улицами Костромы делал крюки Бальзаминов, и точно, в светлых березках за Иптьевской слободой растаяла Снегурочка.

На площади перед пожарной каланчей традиционное место для кормежки стад голубей.

Ипатьевский монастырь

Весь интернет полон возмущением, что в монастырь только за деньги и по билету — ну скажите вы на входе, что в церковь идете — идите себе необелеченными. Только, если решите пойти в музей, то придется возвращаться ко входу — касса одна, но и территория не очень большая, так что и это не проблема. Самое удачное — это попасть в монастырь к ранней заутрене. Мне повезло — в Вербное воскресенье я около 6 утра уже была на территории. Солнце, густые синие тени на побелке стен и почти полное безлюдье. В это время монастырь кажется намоленным, тихим и спокойным. Хочется подольше посидеть на одной из скамеек на территории, послушать тишину древних стен, даже пение из храмов не доносится. Днем, когда работают музеи, все как-то не так — группы туристов, паломники, суета. Музея мы нашли два — монастырксие кельи в которых жили Романовы и Церковный Историко-археологический музей Костромской епархии, экспонирующий в основном церковные пожертвования от домов Романовых и Годуновых. Михаил Романов провел в Ипатьевском монастыре менее года с осени 1612 по весну 1613, но именно здесь его позвали на царство.

Кострома-государыня

Сам монастырь известен по летописям с 1432 года, но по легендам он основан в 1330, на том месте, где татарскому музре Чету, заболевшему в дороге, было видение святых, после которого он и исцелился. Чудные были времена — в горячечный бред на изломе болезни крепко поверили, сам Чет крестился, крестил свое ближнее окружение, и заложил монастырь на месте выздоровления. Вот объясните мне, как татарин, не имевший отношения к православию, смог определить, что увидел именно, очень редко упоминаемого на Руси, святого Ипатия Гангрского?

Уголек для Иоанна Златоуста. "Уст твоих, якоже светлость огня, возсиявши благодать, вселенную просвети" (с)

Самые сложные времена для монастыря пришлись на Смутное время, и осады, и штурмы, и пролом стены, и даже взрыв порохового погреба, разрушивший главный собор монастыря. Но то, что монастырь стал почти на полгода убежищем будущего царя, сыграло свою роль. Собор отстроили, стены переложили и члены царской фамилии регулярно передавали богатые дары.

Костромской музей деревянного зодчества

Кострома-государыня
резьба артели Емельяна Степановича Зиринова.

Одна из визитных карточек Костромы — резные деревянные львы, украшающие слуховое окно деревянного же дома — это резьба артели Емельяна Степановича Зиринова, ставившего дома по Костромской области. Определить авторство помогли «подписные таблички» содержащие информацию о заказчике, мастере и годе постройки. Зиринов расписывался зачастую прямо на фасадах срубленных им домов «Ма(стер) Емельян Степанов» — это на доме лесопромышленника Серова, прямо подо львами. Считается, что мотив со львами взят из каменной резьбы Владимиро-Суздальской земли. В настоящее время из 20 выявленных домов, срубленных артелью Зиринова, сейчас сохранилось только 3 дома, один в селе Мытищи и 2 в музее. Дома Зиринова отличали глухая резьба (про нее в свою очередь пишут, что она пошла от корабельной резьбы — вытесненные пароходами с Волги, расшивы и коноводки всегда украшали богатой резьбой) и резные цветочные розетки.

Кострома-государыня
резьба артели Емельяна Степановича Зиринова.

Место для музея выбрано шикарное — в черте города, на стрелке рек Кострома и Волга, совсем рядом с Ипатьевским монастырем. Официальный статус музей получил в 1960-м году. Но начало музею было положено в 1950-х годах, во время проектирования Горьковского водохранилища, когда было проведено обследование деревень, попавших в зону затопления. Из этих деревень были перенесены в безопасную городскую черту несколько деревянных построек, в их числе церковь из села Спас-Вёжи — церковь Спаса-Преображения (постройка 1713 г.), которая была утрачена в 2002 году при пожаре (на переломе 90-х годов Ипатьевский монастырь был передан церкви, а памятники деревянного зодчества стались без пригляда — администрацию музея переселили в центр города). Самая древняя церковь в экспозиции — церковь Собора Богородицы из села Холм — она датируется 1552 годом постройки. Сейчас в музее стоит более 20 деревянных построек, среди них церкви, жилые дома, амбары, бани. Воссоздана целая деревенская улица.

Церковь Ильи Пророка из села Верхний Березовец Солигаличского района.

Дополнительным пряником при посещении, является музей деревянной резьбы «Тридевятое царство» — более шикарных сказочных персонажей, вырезанных в «натуральную» величину из дерева я еще не видела. Да еще можно побывать в избушке Бабы-Яги и прокатиться на ступе (если заветные слова помните).

Торговые ряды

Больших по площади торговых рядов, да еще и поставленных в одном месте, чем в Костроме, вероятно нигде и не сохранилось. Строить их начали после большого пожара 1773 г., первыми возвели Красные торговые ряды (они же Гостиный двор), они включили в себя церковь Спаса в Рядах, потом поставили Большие Мучные ряды, внутри Красных рядов построили одноэтажные Мелочные ряды, позже вокруг были построены Пряничные, Хлебные, Квасные, Живорыбные, Рыбные, Мясные и Шорные ряды, которые в большинстве окружены колоннадами и открытыми аркадами. Еще позже появились Зеленные, Масляные, Овощные (Табачные) и Дегтярные ряды, всего 20 зданий. В целом строительство шло с 1775 и до начала 19 века. Ряды занимают все пространство от набережной Волги до главной площади города. Впервые, кстати, узнала, что в список красного товара, кроме кожаных вещей, мехов и тканей входили еще и книги. Сейчас сложно представить, как бурлила жизнь среди этих белых колоннад, как развозили товар по лавкам, как зазывали покупателей, вели торг, как сводили вечерами счета за день, как вечером по закрытии торговли выходили горожане гулять под сводами галерей торговых рядов. Сейчас здесь пусто и малолюдно, большая часть лавок закрыта, в Больших Мучных рядах городской рынок, и если в Гостином дворе лавки почти все заняты, то Мелочные ряды почти полностью пустуют. Московский ГУМ строился по тому же принципу, что и Красные ряды в Костороме, одна лавка — один пролет галереи, свой вход.

Кострома-государыня
Мелочные ряды, церковь Спаса в Рядах.

Сумароковская лосеферма

Вот теперь точно знаю, что лоси на ощупь гораздо жестче лошадей, даже нос у лосей не настолько бархатный. Слушайте, ну где вам еще дадут пощупать живого лося? А тут и пощупать, и покормить, и даже поцеловаться с годовалым лосем (этакой дурищей с тебя ростом в холке). Экскурсия идет только с гидом лосефермы, цены гуманные (150р на взрослого на апрель 2016), продолжительность экскурсии у нас была около 40–60 минут, часть дороги к ферме — грейдер. Ну и быть в Костроме и не съездить на единственную в стране лосеферму не простительное расточительство). На самом деле именно лосеферма оставила самые светлые впечатления, это как глоток воздуха из детства — непередаваемый восторг!

Красное-на-Волге

ЧуднОе поселение — один их крупнейших ювелирных центров России — в каждом доме по ювелирной мастерской с магазином, несколько заводов и все это на площади не превышающей пару гектар. Но если фасады магазинов местных жителей заботят, то качество дороги, по которой к ним поедут потенциальные покупатели, не заботит их совсем. Хотя, это может оказаться новейшим методом борьбы с превышением скорости и в Красном, и в самой Костроме — по таким ямам, как там, выше 40 км/ч ехать просто страшно.

В Красное мы приехали ради ювелирного музея, в принятом решении не разочаровались, в музее есть и кустарное оборудование конца 19 века, и чудесные образцы работ из скани, и очень необычные дипломные работы выпускников местного ювелирного училища. Но на самом деле, ювелирный музей в Красном навевает не лучшие мысли — половина экспозиции это дипломные работы выпускников местного училища, каждая из них шедевр (в лучших традициях средневековых мастеров, когда подтвердить звание мастера можно было одним способом — сделав шедевр), доказывающий, что почти четырехлетнее обучение было не зря, что училище выпускает мастера с золотыми руками, хорошим вкусом и отличным воображением, и все эти мастера должны были пойти на советский завод, штампующий серийную продукцию, где инициатива сложна, а ассортимент не разнообразен…

Наличники

Необъятное таки необъялось… Наличники в Костроме в центре везде, а мне более-менее плотно удалось погулять только по Ипатьевской слободе и большая часть чудесных наличников была увидена мельком из-за руля. Но такой объемной, сохранной, а главное в таком количестве, резьбы мне давно не попадалось. К сожалению безликие пластиковые окна, при установке которых так часто снимают наличники, добрались уже до многих и многих деревянных домов, но не здесь. Даже Вологда проигрывает Костроме в плане сохранности деревянной резьбы. Так же в городе есть несколько деревянных домов построенных в стиле модерн. Почти на каждой улице в центре есть дома с красивыми наличниками, и на Шагова, и на Ленина, и на Свердлова, и на Энгельса, и на Смоленской, и на Симановского, и на проспекте Текстильщиков, надо постараться найти улицу в центре Костромы, на которой наличников не будет.

Вот эта красота стоит вдоль улицы Симановского.

Закатыыы, рассветыыыы, куда яяя, туда тыыы… ©

Кострома-государыня

Вставалось мне в Костроме необычайно легко — я опережала будильник не менее чем на полчаса, даже поставив его на встречу рассвета, который на час раньше московского. И только самый первый рассвет, на следующий по приезду день, я пропустила — когда проснулась стены Ипатьевского монастыря уже были окрашены солнцем в ярко-розовый, вместо штатного белого цвета. А потом я каждое утро ходила проверять, что в этот раз мне покажут на рассвете, и Кострома не подводила, удивляя то огромным зеркалом воды при полном штиле, то грозовыми тучами на горизонте.

Ипатьевский монастырь.

О полезном

Из музеев Костромы мы успели побывать в Ипатьевском монастыре, Музее Деревянного зодчества, Романовском музее, музее Лес-Чудодей.

В Романовский музей стоит идти хотя бы ради работы Кустодиева «Гуляния» (форменные зомби)) на набережной Тутаева). Все площади поделены на отдельные выставочные пространства, соответственно, везде отдельные билеты, так что если посетить несколько экспозиций в здании, то цена билета будет выше, чем в Третьяковку. Мы ходили только на выставку «Три века искусства», на которой представлены лучшие работы из запасников музея, относящиеся к 18 — началу 20 вв. от национализированных в 1920-х гг семейных портретов до Айвазовского, Коровина и Шишкина. Фотографирование экспонатов за отдельные деньги.

А вот Лес-Чудодей рекомендовать к посещению бы не стала. В экспозиции встречаются очень забавные персонажи, но в целом все очень сумбурно. Вся выставка по принципу «чем больше — тем лучше!».

Харчевались в разных ресторанах каждый день, успели побывать в Бляхином клубе, Проспект-баре, Рогах и Копытах, Шеш-беше. При наличии собственной кухни, больше съесть вне дома не удалось)) Очень понравилась кухня в Рогах и Копытах и в Шеш-беше. Цены по московским меркам везде довольно гуманны (от 700р за плотный завтрак на двоих в Рогах и Копытах и до 2 с чем-то тысяч за очень плотный обед в Шеш-беше, но оттуда мы уходили, как волк из мультика…). В Бляхином клубе и Проспекте не повезло — готовят съедобно, но очень шаблонно, удивительно безвкусно, хоть и с претензией, ни одно из блюд и напитков в категорию «пальчики оближешь» не попало, но и жути, типа «Дудки бар» нам не досталось. Забавная тенденция Костромы стилизовать рестораны и кафе под известные кинофильмы: в Рогах и копытах сидят Бендер с Кисой, в Бляхином клубе спекулируют Красными дьяволятами, на набережной притулилось не посещенное Белое солнце, опять же с чучелами киногероев.

Состояние дорог на апрель 2016: Ярославское шоссе — хорошо и местами отлично, трасса Ярославль-Кострома и Кострома-Красное — хорошо, в самом городе тихий ужас — ямы и ямищи.

С ночной подсветкой мне не повезло — у Ипатьевского монастыря подсвечивали только стену, обращенную к Ипатьевской слободе и ни огонечка по набережной, а в центре подсветка дальше первых этажей не пошла, у каланчи подсвечивают только колонны, у соседней гаупвахты тоже самое, торговые ряды освещены безсистемно.

http://ipatievsky-monastery.ru/ сайт Ипатьевского монастыря.

http://kostrsloboda.ru/ музей деревянного зодчества Костромы.

http://www.kostromamuseum.ru/ объединенные музеи Костромы.