Maksim_Starostin
Maksim Starostin — был сегодня 15:31
 – Рафтинг в Эквадоре!

На машине по Балканам! 1-4. Из Нарвы в Дубровник

Вообще изначально в том году мы собирались в Болгарию. Я даже уже заранее купил путеводитель «Афиша» и изучил все тамошние достопримечательности. Однако потом планы изменились. Я подумал, что на Черном море я уже был, а тут как раз на туристических форумах пошла мода на поездки в Хорватию и Черногорию. Что касается Хорватии, то там уже за год до этого была моя сестра, повторяться не хотелось, а потому основной целью была выбрана именно Черногория.

День выезда назначили на самый конец лета – 29 августа. Так, я считал, мы сможем избежать сумасшедших летних толп отдыхающих, при этом будет уже не так жарко, но еще и не холодно. Вобщем, бархатный сезон.

Вот только спутница поехать в назначенное время не смогла, а сдвигать отпуск ввиду вредности начальника я не хотел. В итоге решили так – она полетит самолетом из Таллина в Дубровник, а я поеду туда своим ходом. Да, понимаю, что это далеко, но ведь в этом самый кайф – проехать всю Европу своим ходом :)

Брать же машину в прокат я не хотел еще и по другой причине - в планах было часто пересекать разные границы, а разрешат ли это делать на прокатных машинах, было неизвестно.

ДЕНЬ 1. НАРВА - ВАРШАВА

Вобщем, загрузив все вещи в машину — их набрался полный багажник я выехал из Нарвы в южном направлении. Непередаваемое ощущение – ты едешь куда-то далеко-далеко, своим ходом, и уже совсем скоро будешь на другом конце Европы!

Первая значимая остановка польская граница. Шенгена тогда еще не было, поэтому польские пограничники поинтересовались целью поездки –

Яки место? спросили они.

Я эти восточноевропейские приколы уже знал. Спрашивали они вовсе не про какое-то место, а про город :)

Дубровник, ответил я им.

По Польше я поехал по уже знакомой дороге через Белосток. Снова пришлось вспоминать, как надо обгонять фуры, сгоняя встречных на обочину :)

В Варшаву приехал уже около 8 вечера по местному времени, как раз стемнело, да еще и дождь пошел. Где-то у въезда промелькнул указатель Е67 и поворот направо. Но я поехал прямо, о чем скоро пожалел. В прошлую поездку проезд Варшавы мне запомнился в куда как более радужных тонах. В этот раз я замучился бесчисленное число раз стоять на светофорах, а моста через Вислу все не было и не было. Но вот наконец и центр. Как и в прошлый раз я свернул на набережную, доехал до следующего моста и свернул на Ерозолимскую.

А вот дальше я каким-то образом прозевал поворот с Ерозолимской на Краков, видать темнота и дождь сделали свое дело. Поняв, что еду явно не в ту сторону, решил свернуть на заправку и посмотреть на карту. Бумажную! Заметьте в те далекие годы навигаторы я считал баловством - настоящий турист должен уметь ориентироваться сам! :)

Вместо заправки я попал неизвестно куда, причем с односторонним движением, так что выбраться обратно было никак. Поехал вперед, забрел в какие-то дворы рядом с каким-то автобусным парком, и понял, что заблудился окончательно. Раскрыв зонтик, вылез из машины и пошел читать таблички на улицах. Как оказалось, все не так страшно, рядом была Лопушанская улица, а с нее был поворот на Краковскую трассу. Все-таки хорошо уметь ориентироваться по карте :)

Выбравшись из города, стал смотреть ночлег, который все никак не попадался. Наконец, километрах в пятидесяти от Петркува-Трибунальского нашлась гостиница с «уютным» названием «У печурки». В действительности, правда, все оказалось не столь уютно, поскольку удобства были в коридоре, причем задвижек на дверях не было. Утром оказалось, что здесь еще и с водой сложности – при попытке умыться кран начал устрашающе гудеть и плеваться рыжей водой, так что пришлось оставить его в покое. Компенсировалось все это невысокой ценой за проживание всего 50 злотых.

Пробег за день - 1293 км
Общий пробег – 1293 км

Маршрут за день был такой

ДЕНЬ 2. ПОЛЬША - СЛОВАКИЯ - ВЕНГРИЯ

Встав утром, продолжил свой путь на юг. По четырехполосной дороге я в два счета добрался до Бельско-Бялы. Оттуда все указатели указывали в одном направлении на Чехию. Там на границе я купил за 30 злотых словацкую виньетку и за 20, на всякий случай, чтобы был, свеоотражающий жилет. Куда ехать дальше из Чешского Тешина было непонятно, все указатели показывают то на Брно, то на Остраву, то на сам Чешский Тешин. Дорог на Словакию не было!

Замучавшись искать выезд, решил ехать на Брно, а потом свернуть на Hnojnik (хорошее название :)), а оттуда на Яблунков и словацкую границу. Вокруг начались горы, дорога здесь проходит через маленькие живописные городки, напрягала лишь средняя скорость перемещения в районе 40 км/ч.

На словацкой границе полицейские даже не стали смотреть документы, сразу махнув, чтобы я проезжал. И это правильно, все-таки совсем недавно это была одна страна.

В одном городе обратил внимание, как интересно выстрижен лес на склоне горы. Приглядевшись, увидел, что это на самом деле кладбище. Вот такая особенность жизни в горах любой кусок земли используется. А в другом месте поразило, что на склоне горы стоят многоэтажки.

После Жилины начались указатели на автобан, пока перечеркнутые. Действующий автобан начался километров через 15, где я, вырвавшись на «оперативный простор», наконец-то «втопил» 150. Как же здорово, когда есть автобаны расстояние на них пролетает совершенно незаметно!

Столицу страны автобан проходит чуть ли не через центр города, во всяком случае, Братиславский Град я из окна машины увидел. Свернул по направлению на венгерский GYOR и вот уже граница.

На венгерской стороне за 7 евро купил венгерскую виньетку. Женщина спросила, из какой страны машина, ответил ей «ESTONIA». Уже потом, вспомнив приколы про “ESTONIA-ESPANA”, решил проверить, правильно ли она записала. Так и есть на квиточке пробито ESPANA и стоит значок «E» вместо «EST». Надо было ей говорить сразу по-немецки «ESTLAND» :)

(Кстати, примерно в то же время в Эстонии вдруг поднялась кампания за то, чтобы переименовать страну и называться на иностранных языках не ESTONIA, а вот именно так, на немецкий лад ESTLAND. Вот как раз для того, чтобы не путали с Испанией :))

Сразу после границы я опять попал в пробку. Мимо проехали полиция и пожарные, было видно, как откуда-то спереди поднимается черный дымок. Народ высыпал из машин и, выбегая в поле, пытался рассмотреть, что случилось.

В таких пробках обычно появляется время рассмотреть соседей. Сзади стояла фура с румынскими номерами национальным триколором и буквами ROM. Впереди поляк, он вез на прицепе катер. Тоже что-ли в Черногорию едет? Или в Грецию? Вообще, каких стран тут только не было! Много болгар и румын, сказывалась близость этих стран. Много машин из стран Евросоюза с голубыми флажками, как у меня. А один раз я обогнал фуру из Ирана. Так у нее номера были написаны персидской вязью!

Где-то через полчаса пробка ожила, и я увидел ее причину - на обочине стоял основательно обгоревший джип.

Солнце садилось, и надо было думать о ночлеге. Я решил доехать до Будапешта, а уже оттуда сворачивать на местную дорогу и на ней искать отель. Но тут мне повезло, километров за 50 до Будапешта я увидел указатель HOTEL. Свернул с автобана и практически рядом с ним увидел симпатичную гостиницу, где и поселился.

Пробег за день - 710 км
Общий пробег – 2003 км

Маршрут за день был такой

ДЕНЬ 3. ВЕНГРИЯ - СЕРБИЯ

Утром я встал в 7 часов по местному времени, надо было торопиться, за этот день я должен был преодолеть большую часть оставшейся дороги до Черногории. На объездной Будапешта довольно-таки плотный траффик, скорость падает, лишь после поворота на M5 можно снова разогнаться до 150. При такой скорости дорога до Сегеда пролетает незаметно. Вот мимо промелькнул поворот на Румынию, а вот и граница Евросоюза. На венгерской таможне даю ИД-карту, меня предупреждают, что здесь она еще «ОК», а вот уже в Сербии нужен будет паспорт. На той стороне спросили, куда я еду, ответил «Монтенегро». Сербский пограничник обновил мой новый паспорт первым штампом.

Дорога после границы пошла хоть и неплохая, но всего лишь двухполосная. Через несколько километров показались знаки Putarina / Peage, и на дороге нарисовался пункт оплаты за дорогу. Заплатив 6 евро наличными, я надеялся, что вот сейчас возникнет автобан или хотя бы четырехполосная дорога, обозначенная у меня в атласе. Но ее все не было и не было. Правда машин было мало, дорога шла в обход всех городов, и таким образом удавалось держать среднюю скорость в районе 100-110 километров.

Людей в этом районе Сербии живет очень мало, по обе стороны дороги раскинулись бескрайние поля с кукурузой и подсолнухами. Возникший однажды на горизонте, как мне показалось, древний замок в ближайшем рассмотрении оказался всего лишь современным элеватором : )

Я ехал и прикидывал в уме, не слишком ли это дорого, брать за такую дорогу целых 6 евро, как вдруг примерно за 30 км до Белграда показался еще один пункт оплаты. Здесь опять взяли 6 евро, дорога стала четырехполосной, но оказалась в крайне убитом состоянии – заплата на заплате, продавленная колея и бесконечные ремонты.

Вобщем, как мне показалось, платные дороги в Сербии это чистой воды развод, своего рода налог на иностранных туристов, в особенности из тех стран, которые 7 лет назад либо бомбили сербов сами, либо, как Эстония, подтявкивали в сторонке.

Изначально в планах у меня было заехать в Белград и осмотреть его. Как оказалось, автобан проходит прямо через центр города. Трафик здесь просто кошмарный. Я стал смотреть по указателям съезды, вот появился поворот на центр, и я ушел направо. На пандусе на въезде на мост пробка, я двигался с помощью ручника рывками по два метра, а самого не покидала мысль зачем я сюда полез? Может лучше вернуться обратно? Но как теперь здесь развернуться?

Наконец я вполз на мост, там тоже все было забито. Проехал по крайней полосе и вдруг обнаружил, что для того, чтобы ехать прямо, надо каким-то образом втиснуться во второй ряд. Тут же на ходу принял решение не пытаться этого делать и с той же полосы, по которой ехал, съехал с моста обратно на автобан.

Вобщем, посещение крепости Калемегдан пришлось отложить до лучших времен. Все-таки в мегаполисы приятнее въезжать на поезде или, как в прошлом году в Мюнхен, на метро.

А дальше я по автобану поехал в направлении Загреба, проехал аэропорт, и поскольку города, появлявшиеся на указателях, ни о чем мне не говорили, пришлось съехать на заправку осмотреться. Был намечен новый ориентир город Чачак на юге Сербии. Объездная Белграда была сделана лишь частично, свернув на развязке по направлению на Чачак, несколько километров я проехал по автобану, а потом началась обычная местная дорога.

В южных предместьях Белграда Сербия напоминала одну большую помойку. Повсюду свалки с кучами ржавых автомобилей и старых покрышек, вокруг стояли облупленные до невозможности многоэтажки, магазинчики все сплошь «сарайного» типа и, как апофеоз бедности, цыганки с маленькими детьми подмышками, просящие милостыню на светофорах. Какой-то странный парень подбежал к машине и, несмотря на мой отказ, стал мыть лобовое стекло... На дороге попался военный тягач, волочивший на прицепе танк без башни…

Дальше на юг местность приобрела уже более культурный вид. Пошли холмы, дорога стала больше петлять, но назвать ее серпантином, как делали некоторые, я бы не решился. Реальные горы начались только за городом Ljig, вот тут уже дорога стала закручиваться вокруг скал, периодически ныряя в тоннели, и средняя скорость заметно упала. Тоннели были по большей части "нецивилизованные" в них было абсолютно темно, а с потолка капала вода. Появилось много «светофорных» участков, на которых шел ремонт. Красивые виды гор были в районе городов Рудник и Горный Милановац.

1

На горных дорогах большую проблему представляют пыхтящие тихоходные грузовики. Обогнать их на извилистых участках очень сложно, приходится подолгу тащиться за ними.

Иногда, устав, я просто съезжал на обочину и давал им уехать вперед. При этом приходилось следить, чтобы такой же тихоход не объехал меня сзади :)

1

После Чачака пошли указатели на следующий город Ужице. Въехав в него, я поразился тому, что окружавшие его горы были утыканы домами почти полностью! Кое-где на склонах стояли даже многоэтажки!

1

Дальше виды пошли просто фантастические буквально сразу за городской чертой справа от дороги открылась пропасть, из которой торчали островерхие скалы. Жаль только что негде было остановиться, да и времени на это уже не было. Вот, вставлю сюда вот этот вид с Google Street View. Скалы не сказать, чтобы островерхие, но зато видно, как внизу по мостам и тоннелям идет железная дорога Белград-Бар.

А это уже сельские пейзажи на юге Сербии

1

Пейзажи юга Сербии

1

Где-то через полчаса после Ужице асфальт на Е763 кончился, и начались сплошные ремонты. Было такое ощущение, что в этом месте дорогу либо разбомбили, либо ее смыло. Километров десять пришлось ползти по грунтовкам, повторяющим рельеф местности. В одном месте минут 15 простоял в заторе у строящейся эстакады дорожники спрямляли серпантин.

Постепенно стало темнеть, и я испугался, что если и дальше дорога пойдет в таком же темпе, то мне придется ночевать где-нибудь в лесу. Тут по левую сторону показалось какое-то озеро, у придорожного ресторана я заметил вывеску SOBE и решил остановиться.

Комната на одного с видом на озеро стоила около 15€. Радостный оттого, что не пришлось ночевать в лесу, я завалился смотреть телевизор. Он показывал всего два канала 1-ю и 2-ю программы Сербского ТВ. В новостях показывали репортажи о ремонте дорог, при этом кадры подозрительно напоминали ту размытую грунтовку, по которой я только что проехал. По другой программе шла какая-то викторина с «патриотическим» уклоном надо было сопоставить латиноамериканских диктаторов с теми странами, где они правили :)

А потом я смотрел «Гражданина Икс» на английском языке с сербскими субтитрами.

1

Уже потом я выяснил, что деревня эта называется Кокин Брод, а стоит она на Златарском озере. Увы, но времени на более вдумчивый осмотр Сербии у меня не было.

2

Пробег за день - 735 км
Общий пробег – 2738 км

Маршрут за день был такой

ДЕНЬ 4. СЕРБИЯ - ЧЕРНОГОРИЯ - ХОРВАТИЯ

Как оказалось, вчера вечером боялся я зря, ремонты закончились и дальше дорога была вполне приличная.

В горах на юге Сербии

1

Моя Mitsubishi Carisma - по-моему самая красивая машина из всех, что я видел. И очень узнаваемая.

Несколько километров я ехал вдоль реки параллельно железной дороге Белград Бар. Вот только если автомобильная дорога шла почти у самой воды, то железная дорога иногда возвышалась метров на сто выше и была проложена прямо в толще гор, лишь иногда появляясь снаружи в виде открытого участка или галереи с «окошками». Эх, вот бы еще там на поезде проехаться!

1

Граница между Сербией и Черногорией оказалась никак не обозначена, на дороге лишь торчал знак «Полиция» и стояла полицейская машина. Документы они не проверяли, и останавливаться не заставляли.

А тут надо сказать, что Черногория отделилась от Сербии как раз за пару месяцев до моей поездки в июне. Так что просто еще не успели оборудовать границу.

Первое ощущение от смены стран на дорогах появились красивые щиты с указанием достопримечательностей. В Сербии указатели были больше похожи на куски фанеры с написанными от руки названиями. Плюс полицейские машины в Черногории покрасивее и поновее сербских.

А еще в Черногории очень много дорог реновируется на европейские деньги. Вблизи обвалоопасных участков строятся тоннели и галереи, и дороги убираются в них.

На въезде в Подгорицу я пожалел, что не купил в Словакии карту-двухкилометровку Черногории. Удивительно, но факт приличную карту Черногории в самой стране не найти!

В самой Подгорице, не успев вовремя встать в левый ряд, я пропустил указатель на Будву и Петровац, пришлось долго крутиться по центру в поисках нужной дороги.

Выехав из столицы, продолжил поиски карты. Заезжал на заправки, но карт нигде не было. Сами заправки в большинстве своем выглядят так ты подходишь к магазину, чтобы поискать карту, продавец сидит на крылечке и сразу кидается в твою сторону, заглядывая буквально в рот, если видит, что ты направляешься ко входу. Какой-то уж больно навязчивый сервис, я считаю.

Всю дорогу до Черногории я боялся, что температура так и не поднимется выше 15-18 градусов, что стояли на улице на всем протяжении дороги от самой Нарвы. Вот и в каньоне Морачи на подъезде к Подгорице было около 18. А вот в Подгорице температура подскочила сразу до +29, недаром в путеводителе ее называют самой жаркой европейской столицей!

Вокруг Подгорицы очень красивые горы, покрытые пожелтевшей от солнца травой с серыми вкраплениями камней. Дорога на Будву была недавно отремонтирована и ехать по ней было очень комфортно. На всех подъемах сделана дополнительная полоса для обгона.

В Черногории поражает большое количество монастырей, они здесь повсюду. Едешь по дороге, вдруг вбок под 45° вверх уходит какая-то козья тропа и указатель «Монастырь такой-то». И это понятно, в течение столетий турецкого владычества именно в монастырях сохранялась православная культура, и строили их в таких местах, куда оккупантам было добраться тяжело.

Вот я обогнул очередную скалу, и прямо передо мной открылось фантастическое зрелище – вид на море с полукилометровой высоты.

Я тут же узнал уже знакомый по фотографиям соединенный с берегом островок Святой Стефан. Спуск к морю занял наверно с полчаса, виток за витком я спускался по серпантину все ниже, пока не поравнялся с идущей вдоль моря дорогой. Фото из Интернета.

2

В самой Будве поразило количество народа. Несмотря на сентябрь, вокруг была такая толчея, что желания останавливаться не возникло. На заправке я купил путеводитель по Черногории и поехал дальше в сторону хорватской границы.

Будва. Старый город. Фото из книги Б.Стругара, купленной в Черногории.

3

В районе Тивата допустил первую ошибку. Решив ехать в обход бухты, я не свернул на Котор, а доехал до паромной переправы и продолжил ехать вдоль берега. Поначалу было ощущение, что заехал к кому-то во двор, настолько узкой была дорога. Разъехаться со встречными можно было далеко не везде, но все-таки еще можно. А вот как интересно собирался разъезжаться с ними ехавший позади меня МАЗ… Я потом подсмотрел, как. Встречные, увидев его, просто заворачивали на уходящие во дворы под 45° пандусы и пережидали его там, а потом выкатывались обратно.

Проехав в таком режиме довольно далеко, я понял, что с такой скоростью бухту я буду объезжать до вечера и еще не факт, что успею до темноты. К этому времени я уже находился напротив какого-то городка с итальянской кампанилой в центре и двумя островными церквушками рядом.

2

Как я потом узнал, это был Пераст. Фото из книги Б.Стругара

2

Две церкви на островах у Пераста. Фото из книги Б.Стругара

1

Сделав пару фоток, я развернулся и поехал на паром. Боялся, что навстречу попадется тот МАЗ, но он куда-то пропал :)

1

Паром за 3.5 евро перевез меня через самый узкий участок бухты. Как оказалось, это действительно намного удобнее, чем ехать вокруг.

Кстати, заметьте, в Черногории уже тогда, десять лет назад, были в ходу евро! Страна перешла на них явочным порядком, никого не спрашивая! Так и живут до сих пор - формально ни в Евросоюз, ни в зону евро не входят, но при этом другой валюты у них в ходу нет. Прямо как какой-нибудь Эквадор или Сальвадор :)

В городе Херцег-Нови проехал мимо римских развалин. Ночлег хотел найти где-нибудь вблизи хорватской границы, но несколько напрягало малое количество мест для парковки повсюду, в итоге так и проехал до самой границы.

На хорватской границе была очередь, двигалась правда она быстро. Что поразило в очереди это разнообразие номеров у машин. Я не нашел ни одной страны, которая бы встречалась дважды французы, итальянцы, чехи, словаки, поляки, австрийцы...

На хорватской стороне поехал в сторону Дубровника, и вскоре из-за леса показалась башня аэропорта Чилипи. Аэропорт оказался маленький, я без труда отыскал зал прилета. Теперь надо было искать жилье. У поворота на Цавтат увидел турбюро с вывесками SOBE, APARTMANI, туда и зашел. Мужик хорошо говорил по-английски, и я быстро договорился с ним. Его дом находился в самом Цавтате, километрах в трех от дороги.

Уже поздно вечером сделал не совсем приятное открытие дом находился как раз на пути заходящих на посадку самолетов. Так что пришлось дверь на балкон закрыть. Хорошо хоть в курортный аэропорт самолеты не летают по ночам.

Пробег за день 382 км
Общий пробег 3120 км

Маршрут за день был такой

Вобщем вот так на всю дорогу от Нарвы до Дубровника у меня ушло 4 неполных дня. В принципе можно было бы уложиться и в 3 дня, но тогда пришлось бы ехать в темноте, поскольку в конце августа в южных странах темнеет очень рано.

А дальше будет рассказ про окрестности Дубровника и поездку в национальный парк Дурмитор.

НАЧАЛОДубровник и окрестности

Все части рассказа про поездку по Балканам —

1–4. Из Нарвы в Дубровник

5–6. Дубровник и окрестности

7-8-9. Монастырь Острог, парк Дурмитор и каньон Тары

10–14. Петровац и окрестности

15–16. Великий пляж, Ульцинь и вылазка в Албанию

17-20. Плитвицкие озера и ДТП в Польше

x

Комментарии

YaroslavGlukhov
+1
19 июня 2016 г. 16:04
Вот это марш-бросок! Огромное путешествие!
Maksim_Starostin
+1
19 июня 2016 г. 16:08
Единственное, меня напрягают крупные города и недостаток мест для парковки, я не привык, как москвичи, ездить в большом траффике.
vadimbryansk333
+1
20 июня 2016 г. 10:51
Черногория отделилась от Сербии как раз за пару месяцев до моей поездки — в июне. Так что просто еще не успели оборудовать границу.

они и спустя 4 года ее не оборудовали -ехали в Черногорию из Болгарии,на сербско-черногорской границе стоял какой -то сарай и сидел погранец под зонтом-махнул мне рукой-проезжай(а авто с российскими номерами)Еле уговорил поставить нам штампы в паспорт-мало ли что.Все бы границы так проходить!
Maksim_Starostin
20 июня 2016 г. 10:53
Там еще внутри Боснии и Герцеговины есть граница - Республики Сербской. Но там только указатель стоял.
vadimbryansk333
20 июня 2016 г. 11:00
видел-видел,в прошлом году мимо проезжал
Maksim_Starostin
20 июня 2016 г. 11:02
А еще там на побережье Неум есть, где нас боснийцы на 30 евро обули.
vadimbryansk333
20 июня 2016 г. 11:09
плата за эксклюзивное 4-х километровое боснийское побережье
Maksim_Starostin
+1
20 июня 2016 г. 11:10
Как в анекдоте - "вот тебе знак 40, поставь его, где хочешь" :)
AllaW
20 июня 2016 г. 13:32
Дааа,это ж надо решиться на такое путешествие!!
Maksim_Starostin
20 июня 2016 г. 13:46
Я тогда на форуме auto.ru сидел - там все в такие туры ездили, да еще иногда и с палатками по кемпингам.
kindus
10 августа 2016 г. 13:59
Путешествия на машине всегда влекут за собой приключения, тем более без нафигатора. Но интересно же!
А на венгров не обижайтесь, мы в Беларуси их тоже по-своему называем - Вугоршчына Хотя всё-таки лучше, чем поляки итальянцев - влохи...
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.