Турист Алексей Неведров (Devadip)
Алексей Неведров
был 16 ноября 2020 15:35

Автомобильное путешествие в Грузию №2

Боржоми, Амбролаури, Гори — Грузия Май 2016
4 16

Поездка № 2 на автомобиле в Грузию (29 апреля — 9 мая 2016 года)

Автор: Алексей Неведров

Эта публикация является логическим продолжением темы, затронутой мною ровно год назад после поездки на автомобиле из Москвы в Грузию и осуществленную практически в те же сроки. Поэтому, если этот материал Вы читаете первым, то советую сначала прочитать про наше путешествие в Грузию в 2015 году (https://www.tourister.ru/responses/id_15231) и затем перейти к чтению данного материала.

Незаметно пролетел год после удачной и запоминающейся предыдущей поездки в Грузию. Так как наш план был подготовлен с учетом полученной информации и итогов предыдущего путешествия, то к этой поездке мы готовились более основательно и детально. Если читатель обратил внимание, то тема виноделия, вина и маршрутов по винным турам «красной нитью» пронизывает наш первый маршрут по Грузии и, в первую очередь, по Кахетии. Я, как автор, увлечен этой темой, поэтому возможно читателю может показаться, что я слишком детально описываю эти вопросы, но уж извините…….

Итак, стартовали мы, как и в прошлый раз рано — в 4.15 утра. Так как это была пятница и в придачу последний рабочий день перед майскими праздниками, то мы намеревались опередить ранних дачников и проскочить возможные предпраздничные «пробки».

Как и в прошлый раз, мы решили вести достаточно подробный учет наших расходов, включающих в первую очередь затраты на топливо, платные участки, штрафы, ночлег.

Движение по МКАД, несмотря на ранний час, было достаточно плотное, но, тем не менее, мы без задержек выехали на трассу «ДОН» и, подъехав к первому пункту оплаты, обнаружили, что «дневной тариф» действует с 7.00 до 00.00 часов, хотя еще в прошлом году он был с 9.00 утра! Ну и, естественно, он стал несколько дороже по сравнению с прошлым годом. В итоге мы, проехав 2 пункта оплаты по «ночному», а остальные 7 пунктов по «дневному» тарифу суммарно заплатили за участки платной дороги 510 рублей. Много это или мало, решайте сами, но последний пункт оплаты находится на 635 км от Москвы и путь проходит по дороге хорошего качества. Хотя хочу отметить факт, который мы упустили в прошлом году: платная дорога и хорошее покрытие как-то расслабляет водителя и настраивает на быструю езду и вот тут то и выясняется, что участки с разрешенной скоростью 110 км/час незаметно чередуются с участками в стандартные 90 км/час и вот когда вы расслабились и «привычно» мчитесь со скоростью 120 — 130 км/час вас ловит «бдительная» к нарушителям полиция и вы вынуждены, чтобы не терять время на оформление протокола, по «милицейски» решать возникший вопрос……. .

В прошлом году, в силу обстоятельств, мы останавливались в городе Кропоткин, который нам очень понравился. В этом году мы решили не менять «традицию» и, преодолев те же 1350 км от нашего дома на севере Москвы, к 8 часам вечера снова в него заехали, но ночевку себе нашли на квартире через сайт посуточно.рф. Сняли мы двухкомнатную квартиру скромного, но достаточного для ночного отдыха качества, за 1300 рублей на всех. Поужинали в итальянском ресторане «La Cantina», расположенного за клубом Железнодорожников, в центре городка. Ресторан нам понравился своим симпатичным интерьером, вежливым обслуживанием и вкусными блюдами. Да и счет на троих показался разумным — 2300 рублей.

Утро 30 апреля в Кропоткине встретило нас солнечной и теплой погодой, а также благоуханием сирени и многочисленными каштанами в полном цветении! Город Кропоткин вновь произвел очень приятное впечатление — чистый, уютный городок.

Около 9 часов утра мы отправились в путь: до Тбилиси нам нужно было проехать «какие-то» 700 км. Движение было нормальное, но после выезда из Пятигорска мы очутились в Кабардино — Балкарии и сразу почувствовали резкое ухудшение культуры вождения: местная публика ездит «круто»: подрезает, выезжает на встречное движение через одну и даже две сплошные полосы, идет на обгон чуть ли не в «лоб», подпирает сзади вплотную мигая фарами так, что можно подумать, что уступить дорогу требует истребитель F-15, а на поверку оказывается ВАЗ 2109 и т. д. и т. п.

Еще один «пункт оплаты» нас ждал при въезде в Северную Осетию, где местный полицейский «джигит» высмотрел у нас не пристегнутого лежащего на заднем сиденье пассажира (!) «Джигит» довольно откровенно намекнул, что надо заплатить за проезд, иначе оформление протокола может затянуться на неопределенное время виду большого объема «работы» по проверке транзитных машин. В итоге мы отделались пятьюстами рублями и еще удивились, что он не придрался к тому, что мы не бриты и автомобиль грязный! Вообще хочу предупредить путешественников на автомобиле, что проезжая по Кабардино — Балкарии и Северной Осетии будьте аккуратны, строго соблюдая требования ПДД!

Подъезжали мы к погранпереходу Верхний Ларс в хорошем расположении духа, так ехали по намеченному графику и надеялись уже отведать наших любимых грузинских хинкали часа через четыре. И тут нас ждал сюрприз: так как это был предпраздничный день, то на границе выстроилась очередь из нескольких сотен автомобилей! При этом в большом количестве находившаяся местная полиция «регулировала» движение, беспрепятственно пропуская «своих» и собирая дань с тех, кто не собирался отстаивать очередь в несколько часов. Все это добавляло «масло» и так в напряженно-нервное состояние очередников. Кто когда-то простаивал часы неизвестности при переходе границы на автомобиле тот меня поймет! При том, ни туалетов, ни магазинов, ни мест отдыха поблизости не было! Вот вам и хинкали с грузинским вином — не тут то было. В итоге на переход границы мы потратили около 6,5 часов, вместо 30 минут, как это было в прошлом году. При том, что после проезда грузинской границы около двух километров идет настолько разбитая и ухабистая дорога, что возникает ощущение, что ты свернул с трассы на проселок! Постепенно ситуация улучшается, но вас ждет еще 170 км до Тбилиси по горам и переезд через перевал, который в это время года может встретить вас дождем, снегом и в придачу туманом! В результате в Тбилиси мы приехали поздней (уже 1 мая) ночью, разбитые, уставшие и злые. И это при том, что в этом году 1 мая совпало с Пасхой, но праздничное настроение было сильно подпорчено. Тем не менее, расположившись на ночлег у Эдуаро, которого мы нашли на упомянутом сайте «посуточно» (Тбилиси) в центре города рядом с площадью Независимости. Заплатили мы 50 долларов за две ночевки за вполне приличное по грузинским меркам жилье.

В этом году в качестве навигации мы пользовались загруженной в телефон навигационной системой «Навител», которая по всему нашему маршруту показала себя с хорошей стороны, хотя, конечно, не без эпизодических «глюков».

Проснулись мы поздно — стояла замечательная солнечная погода и все готовились к празднованию Пасхи и поэтому были закрыты практически все заведения, включая даже отдельные кафе и закусочные. Хорошо, что хоть бы были открытии некоторые пункты обмена валюты, где мы обменяли наши рубли по значительно менее выгодному курсу, чем в прошлом году: 31 рубль за 1 лари (год назад за 1 лари мы отдавали всего по 23 «кровных деревянных»). Так что подешевел наш рубль даже к лари почти на 33 процента за год! Ну что делать — будем есть хачапури меньшего размера и соблюдать умеренность в грузинском вине!

Кстати, пока мы были в Грузии мне посоветовали несколько местных сайтов по поиску жилья, которые и привожу: www.myhome.ge, www.makler.ge, www.please.ge.

Так как 1 мая мы решили сделать днем отдыха перед дальнейшей насыщенной поездкой (о плане которой напишу чуть позже) и день выдался теплый и солнечный, то мы отправились прогуляться по Тбилиси. Рядом с нашим домом мы встретили большой цветущий куст розы.

Автомобильное путешествие в Грузию №2

Далее, спустившись вниз, мы вышли к площади Независимости

Автомобильное путешествие в Грузию №2

и обогнув площадь попали на нашу любимую улицу — Коте Абхази (Kote Abhazi),

Автомобильное путешествие в Грузию №2

где в этом году было очень много туристов, как наших, так и иностранцев.

Автомобильное путешествие в Грузию №2
Автомобильное путешествие в Грузию №2
Автомобильное путешествие в Грузию №2
Автомобильное путешествие в Грузию №2

Пройдя до конца улицы и попав на площадь Горгасали, мы, естественно, зашли в дегустационный зал компании ХАРЕБА по адресу ул. Горгасали, дом 1.

Автомобильное путешествие в Грузию №2

В прошлом году, как я отметил в своем предыдущем очерке, нам очень понравилось разливное вино Киндзмараули производства Харебы по цене 9.35 лари за литр урожая 2014 года. В этом году мы попробовали, соответственно вино урожая 2015 года и не были разочарованы — оно было отменное! В нем, по нашему субъективному ощущению, добавилось сильное вишневое послевкусие.

Автомобильное путешествие в Грузию №2

Хочу отметить, что натурально-полусладкие грузинские вина хранятся при температуре не выше минус 4 — минус 1 градусов С, чтобы сохранить стабильность вина, так как высокое остаточное содержание сахара приводит к продолжению брожения при повышении температуры даже до +10 — 12 С и быстрому скисанию! Вообще, многие люди даже толком не понимают и не задумываются над тем, что же такое «натурально — полусладкое» вино, т. е. то, что написано на этикетках знаменитых полусладких грузинских вина, таких, как «Хванчкара», «Киндзмараули», «Твиши», «Алазанская Долина» и других? А ведь это уникальное «know-how» грузинских виноделов, отшлифованное столетиями, когда из сортов винограда с высоких содержанием сахара производятся вина путем прекращения процесса ферментации (брожения) на определенной стадии, то есть когда часть сахаров, имеющихся в винограде, уже превратились в алкоголь, а часть еще осталось в вине и своим количеством, а это от 30 до 50 граммов на литр, делают его полусладким. А слово «натуральное» только подчеркивает, что в вине находится только остаточный сахар, который был в винограде! Ничего общего эти настоящие вина не имеют со всякими другими «полусладкими» винами, которые у нас часто ассоциируются с головной болью на утро. Это сложные в производстве вина и не менее сложные в хранении, так как могут быстро испортиться от попадания воздуха, света и повышения температуры. Многие страны — производители вина его вообще не делают или делают в очень ограниченных количествах. Кроме того, если процесс брожения не останавливать, то примерно еще через пару недель мы получим сухое вино. Но грузины делают сухие вина из этих сортов в небольших количествах, так, для себя, но это уже другая история….

Теперь я хочу остановиться на намеченном нами в Москве маршруте поездки. Дело в том, что в прошлом году мы были в хорошо известном для многих винодельческом регионе Кахетия. Но когда я углубился в тему производства вина в Грузии, то выяснил, что оказывается самые знаменитые вина, многие из которых мало известны широкому кругу читателей, производятся в Северо — Западном регионе Грузии под названием РАЧА — ЛЕЧХУРИ, где растут уникальные сорта винограда «Александроули», «Муджуреули», «Усахелаури», «Твиши» и другие. Из первых двух делается знаменитая «Хванчкара», а из «Усахелаури» делается одноименное вино (фотография бутылки есть в моем первом очерке о Грузии), которого производится очень мало и виноград этого сорта у крестьян покупают аж по 30 лари за кг!!! Да, да почти по 1000 рублей за килограмм винограда, я не ошибся.

Так как наш маршрут в Рачу пролегал через города Гори и Боржоми, то, конечно, мы заехали в эти всем известные города. По пути завернули в Усадьбу Иванэ Багратион — Мухранского, которая находится примерно в 40 км от Тбилиси.

2
Автомобильное путешествие в Грузию №2
1
Автомобильное путешествие в Грузию №2

История этой усадьбы уходит в далекий 16 век, откуда происходит одна из старейших царских династий — Багратионов. Князь Иванэ Багратион — Мухранский родился 7 февраля 1812 года незадолго до Бородинского сражения и, сделав успешную карьеру на военном поприще, в 38 лет стал генералом. Кроме этого, он был видным общественным деятелем. Но после посещения Франции он увлекся искусством виноделия и вернувшись домой переименовал свое поместье «Мухрани» в «Шато Мухрани». «Шато» — это принятое во Франции название загородного усадебного дома высшей категории, с парком и винодельческим хозяйством. Позднее он привез из Франции специалистов — виноделов, которые разбили на землях князя виноградники и построили первый в Грузии винный завод. В 1873 году началось строительство дворца, которое длилось 12 лет и который своей необычностью и небывалой роскошью поражал всех, кто в нем бывал. Иванэ вырастил превосходные виноградники и создал современное винодельческое хозяйство мощностью 1 200 000 литров, производя 12 видов вин. Его вина получали многочисленные награды и медали на различных выставках, а игристое вино " Святая Нино» получило высшую награду — золотую медаль на выставке вин в Париже в 1889 г. ! А в 1892 году в Москве игристое вино «Мухрани» получило Государственный герб! Иванэ Мухранбатони был одним из эксклюзивных поставщиков Русского Императорского двора. Несмотря на высокую цену, спрос на его вина был чрезвычайно высок и они успешно продавались не только в России, но и в Европе и даже США.

После смерти Иванэ его дело пришло в упадок и к 2010 году поместье представляло унылое зрелище. С 2011 года благодаря местным и иностранным инвестициям «Шато Мухрани» реконструируется и обновляется и есть оптимистическая надежда, что через пару лет дворец и прилегающая территория заблистает былой славой!

Нам организовали получасовую экскурсию (10 лари с человека) про историю этого шато и рассказом о современном производстве. После этого нас повели в ресторан, расположенный в подвале, и предложили дегустацию за 30 лари с человека. Так как мы не собирались задерживаться, а хотели продолжить наше движение, то от дегустации мы отказались, ограничившись приобретением нескольких марок местных вин: «Хванчкары» по 29 лари = 900 рублй (очень дешево!), «Киндзмараули» по 24 лари и розовое «Тавквери» по 21 лари. Завод «Шато Мухрани» позиционируется на рынке виноделия Грузии, как современное производство вин «премиум» класса, хотя и по очень разумным цена и оно продается в Москве, если поискать в винных бутиках. Экскурсия вместе с осмотром шато и выбором вин под кофе заняла у нас около 2,5 — 3 часов.

Производители данного завода ориентированы на сегодняшний день на европейский рынок, поэтому вино производится по европейской технологии (о ее особенностях я останавливался в предыдущем очерке, поэтому не буду повторяться). В прошлом году завод произвел около 400.000 бутылок, из которых 60%, т. е. 240.000 бутылок ушло в Европу. В общем, капля в море. В любом случае, я рекомендую посещение этого красивого места с богатой и давней историей.

Далее мы поехали в Гори, расстояние до которого составляет около 45 км или 30 минут езды по отличной дороге, т. к. трасса Е60 имеет разрешенную скорость 110 км/час. При этом вы можете наслаждаться красивым ландшафтом по пути. Город Гори особо ничем не примечателен, за исключением того, что здесь родился Сталин, а сейчас здесь расположен его музей и выставлен бронированный вагон, в котором он ездил в период 1941 — 1945 годов. В музей мы не пошли, а вагон посмотрели и сделали несколько снимков внутренних помещений — смотрите фото.

Автомобильное путешествие в Грузию №2
Автомобильное путешествие в Грузию №2
Автомобильное путешествие в Грузию №2
Автомобильное путешествие в Грузию №2

Дальше наш путь лежал в город Боржоми, известный всем нам, как место производства популярной минеральной воды «Боржоми» с населением около 15000 человек, расположенный на высоте 850 метров над уровнем моря и растянутый на 5 километров вдоль реки Куры.

В Боржоми мы остановились у очень приятных и гостеприимных хозяев — Тимура и Нино, и с их ведома и разрешения публикую их реквизиты: ул. Робакидзе, д. 6. Тел. +995 595 55 90 10, электронный адрес anidaluka@gmail.com Мы сняли двухместную комнату за 45 лари и одноместную — за 30 лари.

Ближе к вечеру мы посетили городской парк, расположенный в получасе ходьбы, где попали на ухоженную красивую площадь со зданием бывшей царской канцелярии

Автомобильное путешествие в Грузию №2

Рядом, чуть правее, находится здание канатной дороги, по которой за 2 лари можно подняться на плато над парком, где раньше были санатории, а сейчас открывается красивый вид.

Перед входом в парк с правой стороны реки находится шикарный пятизвездочный отель «Crowne Plaza» с ценами за двухместный номер от 200 евро и выше.

Сам парк существовал давно, но привели его в порядок только к 2005 году. Парк тянется около 1 километра по узкому ущелью вдоль реки, где расположено большое количество детских аттракционов. Источников минеральной воды два — один перед входом в парк, расположенный в небольшом оборудованном углублении в земле с трубкой по которой тонкой струйкой течет слабо газированная вода Боржоми. Второй, уже более цивилизованно оборудованный источник, находится примерно в 150 метрах от входа в парк и выглядит в виде ротонды со стеклянным куполом. Там расположены два краника, из которых течет теплая минеральная вода с легким специфическим запахом.

Автомобильное путешествие в Грузию №2

Около первого источника находится много киосков и просто стендов по продаже сувениров, вина, меда, сладостей и пустых бутылок. Кстати, в Боржоми есть свой оригинальный аутентичный продукт — варенье из сосновых шишек и это на любителя.

«Боржоми» в настоящее время добывают из 9 скважин с глубин от 200 до 1500 метров на территории Боржомского заповедника, при естественной для термальной воды температуре около 40 С. Причем, как говорят специалисты, минеральный состав воды во всех скважинах одинаков и не менялся с 1830 года!!! (точнее с момента постоянных лабораторных исследований). В конце 19 века, когда началось промышленное производство минеральной воды «Боржоми», собственником имения Боржоми был двоюродный дядя Николая II, великий князь Николай Михайлович.

В 2007 году компания «ИДС Боржоми Грузия» получила сертификат международного стандарта безопасности продукта и стала первой минеральной водой в странах СНГ и Балтии, соответствующая международным стандартам ISO 22000.

Мне лично кажется, что «Боржоми» вкуснее, чем скажем французская Перье. Причем считается, что надо аккуратно подходить к количеству потребления минеральной воды в принципе, но кроме профилактики и лечения заболеваний, связанных с пищеварительной системой и обменом веществ, ее можно употреблять и как столовую воду, т. е. без строгого ограничения. Так что пейте ее на здоровье!

Утром следующего дня, в соответствии с нашим предварительным планом, мы решили проехаться на знаменитой «кукушке» — электропоезде, идущему по узкоколейной железной дороге по маршруту Боржоми — Бакуриани.

2
Автомобильное путешествие в Грузию №2
1
Автомобильное путешествие в Грузию №2
Автомобильное путешествие в Грузию №2

Эта необычная железная дорога является памятником ж.д. технике конца 19 века. Поезд состоит из двух вагонов — «эконом и бизнес» класса и медленно движется по живописному маршруту со сложным рельефом в Бакуриани — горнолыжный курорт Грузии, поднимаясь на высоту 1500 метров над уровнем моря. Поезд идет 2,5 часа и преодолевает 37 километров. Стоимость проезда в «эконом» классе составляет смехотворную сумму 1 (!) лари, а в «бизнес» классе — 2 (!) лари. Два вагона тянет чешский электровоз производства 1966 года, один из тех «старожилов», которые были специально построены по заказу СССР в Чехословакии для этого маршрута. В настоящее время оставшийся парк электровозов составляет 6 штук и отсутствие запасных частей и финансирования приводит к тому, что постепенно один из них пускается под разборку, что рано или поздно должно привести к тому, что все закончится? Этот исторический маршрут был открыт для личных целей царской семьи в 1902 году и сначала вагоны тянулись конкой, затем использовалась паровозная тяга, а в 1966 году дорога была электрифицирована. Ниже привожу несколько снимков, в том числе сделанных из кабины машинистов, которые великодушно позволили мне проехаться с ними, рассказав о печальной перспективе этого замечательного «пережитка» прошлого….

Автомобильное путешествие в Грузию №2

Маршрут состава идет по извилистому маршруту по лесу и холмам, делая несколько остановок у населенных пунктов. Состояние остановочных мест можно оценить по предлагаемой фотографии, которая, на мой взгляд, красноречиво его передает.

Автомобильное путешествие в Грузию №2

Примерно на середине пути находится еще одна достопримечательность — мост, построенный по проекту Густава Эйфеля. Но этот мост самый обычный и стал известен только благодаря имени автора.

1
Автомобильное путешествие в Грузию №2

Бакуриани произвел на нас тягостное впечатление своей запущенностью и пустынностью. Но сезон уже закончился и, возможно, зимой здесь намного веселей. Вернулись мы в Боржоми на маршрутном такси, заплатив по 2 лари с человека и «домчавшись» за 40 минут.

Переночевав, мы на следующее утро отправились в сторону популярного туристического места — пещерный монастырь Вардзия, расположенный примерно в 100 км к югу от Боржоми.

Автомобильное путешествие в Грузию №2
2
Автомобильное путешествие в Грузию №2
Автомобильное путешествие в Грузию №2

Вардзия — это удивительное место и поражающий своими размерами город, построенный по указанию царицы Тамары в 12 -13 веках нашей эры в долине реки Куры (по грузински Мтквари). На протяжении около 1 (!) километра в отвесной стене туфовой горы (туф — мягкий песчаник) было построено, т. е. высечено и выкопано более 500 помещений различного назначения: жилых, трапезных, кладовых, часовен, бань, библиотек, совещательных и т. п., то есть вся инфраструктура большого долговременного поселения! При этом были выкопаны и затейливые потайные ходы, соединяющие основные помещения, а также водопровод, канализация и оросительная система! Монастырь — крепость, расположенный на юго-западной границе Грузии, в ту пору был скрыт скалой и перекрывал ущелье реки от вторжения иранцев и турок с юга и был хорошей защитой от неприятеля. В 1193 — 1195 годах, во время войны с турками, царица Тамара находилась со своим двором в Вардзии.

В 1283 году произошло крупное землетрясение, в результате которого от скалы отделился и рухнул огромный пласт породы, обнажив многие помещения. При этом было разрушено до двух третей комплекса и таким образом Вардзия утратила свое оборонное значение.

В 1938 году комплекс был объявлен музеем — заповедником. В настоящее время Вардзия является действующим монастырем и одной из главных достопримечательностей южной Грузии.

Не могу не упомянуть еще один исторический памятник, расположенный перед поворотом с главной дороги в сторону Вардзии и находящийся на высокой скале — крепость Хертвиси.

2
Автомобильное путешествие в Грузию №2

Эта крепость является одной из самых древних и лучше всего сохранившихся крепостей грузинского феодального периода и упоминается в своем первоначальном виде в летописях 4 века до нашей эры в связи с походами Александра Македонского. Она впечатляет своей мощью и местоположением и кажется абсолютно неприступной. Эта крепость, так же, как и Вардзия была сильно разрушена во время землетрясения 1283 года и вновь отстроена к 1354 году. В 16 веке, когда южный регион Грузии был захвачен турками, в течении последующих трех столетий Хертвиси принадлежал им. Только в 1828 году в ходе русско-турецкой войны крепость была захвачена русскими и грузинскими войсками и по мирному договору перешла к Российской империи.

По пути назад мы заехали в еще одну достопримечательность данного района — крепостной комплекс Акхалцикхе (Akaltsikhe), который своей историей восходит к Средневековью.

1
Автомобильное путешествие в Грузию №2
Автомобильное путешествие в Грузию №2
2
Автомобильное путешествие в Грузию №2
1
Автомобильное путешествие в Грузию №2

Он являлся одним из важнейших защитных комплексов данного региона и был свидетелем многочисленных кровопролитных сражений. В течение нескольких веков крепость была резиденцией правителей Акхалцикхе, являлась по сути городом и состояла из многочисленных городских и государственных учреждений, находившихся на ее территории: суда, монетного двора, казначейства, ремесленных мастерских, бани, церкви, медресе, минарета и др.

В 2011 — 2012 годах комплекс претерпел капитальную реконструкцию и реставрацию и сейчас здесь можно найти и исторический музей, и туристический информационный центр, и сувенирные магазины, и даже Дворец бракосочетаний!

Вернувшись в Боржоми, мы остались на третью ночевку у наших уже ставших родными, говорю это без иронии, хозяев. Хозяйка Нино потчевала нас хачапури и сациви, а Тимур подливал вино с чачей, так что идти в ресторан нам не пришлось.

Утром мы отправились в «главный» пункт нашего путешествия — район Рача-Лечхуми. К сожалению мало кто из нас, даже бывавших в Грузии, знает об этом регионе! А ведь сами грузины называют его Грузинской Швейцарией!

При этом очень многие знают грузинское вино «Хванчкара» и даже, возможно, слышали, что это было любимое вино Сталина, но мало кто знает, что два сорта винограда, из которого производится это вино («Александроули» и «Муджуреули») растут только в регионе Рача — Лечхуми на очень ограниченной территории с уникальным, специфическим микроклиматом и особенными почвами! Эти два сорта винограда, естественно, пытались выращивать и в других местах, например в Кахетии, но виноград менял свои свойства и становился другим.

Отъехав от Боржоми 30 км мы въехали в поселок Хашури, расположенный на перекрестке дороги идущей с запада (Батуми) на восток (Тбилиси) и с севера на юг (Армения) известный крупным рынком всевозможных товаров — начиная от сельскохозяйственных и заканчивая промышленными. Выбор большой, а цены по московским меркам низкие. Например, мы купили великолепного качества очищенные грецкие орехи по цене 20 лари (600 рублей) за килограмм, а только что появившуюся клубнику по 5 лари (150 рублей) за кг.

От Хашури мы поехали на запад, в сторону города Зестофони по трассе Е60 и по пути встречали большое количество небольших придорожных рынков местной сувенирной продукции, продающих горшки, кувшины, корзины, разделочные доски, изделия из дерева и т. д. и т. п.

2
Автомобильное путешествие в Грузию №2

Далее, после Зестофони, мы свернули с трассы Е60 на север в сторону города Амбролаури. Дорога стала постепенно подниматься вверх, радуя глаз красивыми пейзажами и ландшафтами, пока мы не достигли города Ткибули, который удивил нас своей серостью и неприглядностью и явился, как мы потом узнали, отголоском бывшего советского прошлого, когда он был индустриальным центром в период активной добычи каменного угля. Теперь же город пришел в полный упадок, так как уголь практически перестал добываться. В этом городе можно смело снимать фильмы на послевоенную тематику с минимумом декораций. Далее мы проехали очень красивое Шаорское водохранилище, расположенное на высоте 1132 метра над уровнем моря, окруженное рощами с буковыми деревьями и кавказской пихтой.

И вот, насладившись горной дорогой с крутыми резкими поворотами и красивыми пейзажами,

1
Автомобильное путешествие в Грузию №2

мы въехали в «столицу» Рачи — г. Амбролаури, свернув с главной дороги на улицу Чавчавадзе, где собирались найти гест-хаус для ночевки, точный адрес которого мы не знали. Доехав до конца достаточно длинной улицы до пересечения с улицей Гамсахурдия, мы решили обратиться за помощью к хозяйке небольшого продуктового магазина, которая поразила меня чистейшим русским языком и тут же предложила мне проживание, с ее слов, «лучше и дешевле» ! Меня это, естественно, насторожило, но после знакомства с хозяйкой — Лали Кемоклидзе (+ 995 593 26 77 98), проживающей по соседству на улице Хуцишвили, дом 10, все мои сомнения и опасения отпали — помощь была предложена искренне и бескорыстно! Телефон и адрес хозяйки дома, опять же публикую с ее согласия и рекомендую тем, кто вдруг захочет повторить наш маршрут и будет искать ночлег в Амбролаури. Хотя альтернативно поблизости по адресу ул. Гамсахурдия находится новый, очень симпатичный отель «Mehetkara» с красивым садиком и двухместными номерами с завтраком по цене 90 лари (2700 рублей) в сутки. Мы же остановились, естественно, в более скромном месте, но у очень гостеприимной хозяйки дома Лали по 20 лари с носа! Так как этот день недели был предпраздничным, то мы, не теряя времени, выгрузив наши вещи, поехали искать знаменитый завод по производству таких вин, как Хванчкара, Усахелоури и Тетра — завод «Александроули» в селе Бугеули (Bugeuli), расположенный в 9 км от города. Поселок Бугеули мы нашли быстро, а вот мимо «завода» мы проехали два раза, так как с дороги его закрывал невзрачный забор без вывески, а само здание абсолютно не соответствовало нашему представлению о винном заводе.

Встретили нас, как нам показалось сначала, не очень приветливо, но затем это впечатление рассеялось. Нас отвели в помещение хранения вина в цистернах и налили для дегустации «Хванчкары».

Автомобильное путешествие в Грузию №2

Вино нам понравилось, но не могу сказать, что произвело какое-то особенное впечатление, как это часто бывает, когда ждешь чего-то особенного……. Мы взяли пять литров по 20 лари за литр и отправились с нашим проводником в другой зал, где у них хранилось бутылированное вино. В результате обсуждения и рекомендации мы остановились на «Хванчкаре» в бутылках по 20 лари и белом полусухом вине «Тетра» по 16 лари за бутылку. Так как время уже было вечернее, то мы стали собираться, хотя мне очень хотелось еще съездить в расположенное неподалеку село «Хванчкара». Мы вернулись в Амбролаури, и так как следующий день был праздничным, то решили заехать на завод " Роял Хванчкара «, который расположен практически в центре города по адресу ул. Костава, дом 13, рядом с круговым движением в центре которого на клумбе красуется в виде скульптуры или памятника большая бутылка „Хванчкары“. Несмотря на уже достаточно поздний час завод был открыт и мы договорились, с встретившим нас управляющим завода Иосифом Чигвария, приехать завтра, несмотря на праздник.

Вернувшись домой нас ждал сюрприз в виде, разнообразного по количеству приготовленных блюд от нашей хозяйки Лали, ужина и бутылки своего домашнего вина. Да, в Грузии нам очень нравится! При этом после окончания ужина на мое искреннее предложение помыть посуду, Лали посмотрела на меня, как на умалишенного и сказала: " Алексей, а если соседи узнают, как я им буду в глаза смотреть! " В общем, гости в Грузии посуду не моют!

На следующий день, а это было 6 мая, мы отправились на встречу на завод " Роял Хванчкара». Встретил нас очень радушно Иосиф, провел экскурсию по помещениям завода, ответил на наши вопросы и предложил пройти на дегустацию.

Автомобильное путешествие в Грузию №2
1
Автомобильное путешествие в Грузию №2
1
Автомобильное путешествие в Грузию №2

Сравнивая два завода, могу сказать, что последний выглядел значительно более современным с новым итальянским оборудованием и с идущим процессом реконструкции. Правда, на сегодняшний день, этот завод не имея лицензии на розлив вина, продает его только в виде сырья. Так как было утро и мы планировали после посещения этого места выдвинуться обратно в Тбилиси, то хотели отказаться от дегустации. Но когда мы вошли в дегустационный зал и увидели стоящий на столе нарезанный пирог и несколько бутылок с пробами производимых ими вин, устоять перед соблазном нам было трудно и мы согласились попробовать по «чуть-чуть»……, чего, конечно, не получилось. Вернее, получилось по «чуть-чуть» каждого вида вина, но так как их, по-моему, было шесть видов, то общая доза получилась достаточная, наверное, где-то по бутылке на «брата». Беседа была задушевная и неторопливая, с обсуждением интересовавших меня большим количеством технологических вопросов производства вина, о чем я не буду здесь подробно останавливаться, но отмечу несколько, на мой взгляд, интересных моментов. После закладки виноматериала для брожения, полусладкие вина при поддержании температуры брожения около +20 С, становятся «готовыми», т. е. содержащими необходимый алкоголь и содержание сахара около 40 грамм на литр уже к 8 — 13 дню! После этого дальнейший процесс ферментации прекращают путем охлаждения, вино фильтруют и заливают в емкости, где поддерживается температура минус 4 (!) градуса. И в таком состоянии вино дозревает еще несколько месяцев. Такая низкая температура хранения вина гарантирует предотвращение возможного дальнейшего процесса брожения. Этот процесс тонкий, хлопотный и затратный. Ну, а если процесс брожения не прекратить, то что будет дальше, спросите Вы? А будет у вас уже примерно еще через неделю сухое вино! Но, сухую «Хванчкару» практически не делают, так как она теряет свои особенные вкусовые свойства. Кстати, во время дегустации, мы дегустировали сухое и полусладкое вино «Тетра» и «Александроули» сухое! В общем было очень вкусно, интересно и задушевно! Это Грузия, черт возьми! В итоге мы купили 5 литров «Хванчкары» по 15 лари за литр, 5 литров очень вкусного полусладкого «Твиши» (из удивительного сорта винограда «Цоликаури») по 10 лари за литр и 5 литров сухой «Тетры» по 6 лари за литр. Меньше взять мы не могли, иначе хозяева могли бы обидеться — зачем тогда приезжали?!

Что было дальше? А дальше, я, твердо держа «баранку», медленно и аккуратно повел машину назад, в Тбилиси, к начальной и, соответственно, конечной точке нашего путешествия по уже ставшей любимой, очень гостеприимной, вкусной и, конечно же, «винной» Грузии! Так как возвращались мы из Амбролаури 6 мая — в праздник Святого Георгия, то попали в пробку около Тикбульского водохранилища, куда традиционно в этот день грузинские семьи приезжают на пикник.

Доехали мы до Тбилиси благополучно, «растеряв» по пути все ощущения дегустации в Амбролаури, остановившись на этот раз в большой хорошей 3-х комнатной квартире в центре Тбилиси у хозяйки Карины по адресу улица Бесики (Besiki), дом 22, и заплатив за ночлег 50 $ в сутки. Тел. +995 599 18 80 68 (данные сведения опять же с позволения хозяйки).

Последний день перед отъездом — 7 мая выдался солнечным и очень теплым. Мы решили его начать с посещения серных бань, о которых я уже писал в своем первом очерке. Так как это была суббота, народу в банях было много и все отдельные кабинеты были забронированы, поэтому мы пошли в общее отделение бани № 5.

Заплатили мы за вход по 3 лари, а также по 3 лари за одноразовые тапки и 6 лари за комплект из 3-х простыней. Сеанс формально длится 1 час, но при желании его можно продлевать через банщика доплачивая еще 3 лари за каждый последующий час. Дополнительно предлагаются услуги банщика с мойкой — скрабом за 10 лари и т. п. Вода в этом году показалась нам практически без характерного запаха сероводорода, хотя банщик подтвердил, что источник тот же и вода такая же, но констатирую, что запах пропал………

После бани, взбодренные и чистые мы отправились к Левану Пахгаве, в его недавно открытый новый винный магазин с погребом, по адресу улица Коте Абхази, дом 51.

Поэтому всем, кто интересуется винной тематикой и хочет продегустировать вино в красивом месте — рекомендую!

Смотрите фотографии ниже:

Вход в новый магазин.

1
Автомобильное путешествие в Грузию №2

Это Леван на фоне своего погреба.

1
Автомобильное путешествие в Грузию №2

Это мы на фоне раздела со старым элитным вином.

1
Автомобильное путешествие в Грузию №2

Вид магазина изнутри.

1
Автомобильное путешествие в Грузию №2

В прошлом году Леван пошел дальше простой реализации алкогольной продукции, а купил виноградник в Кахетии, где планирует обустроить гостиницу, дегустационный зал, и создать небольшое производство своего вина, экспериментируя с известными грузинскими сортами! Например, смешивая Саперави с Мускатом?!

Успеха тебе Леван в твоих начинаниях!

Вообще улица Коте Абхази (Kote Aphazi) среди местных жителей по старой привычке зовется улицей Константина Лесеидзе, так как была переименована несколько лет назад. Хочу отметить, что ресторанов и других заведений на этой улице, как «грибов» после дождя, но при этом ресторан «САМИКИТНО»,

1
Автомобильное путешествие в Грузию №2

который находится в самом конце улице на площади, отличается тем, что чтобы туда попасть, нужно отстоять очередь! И это при том, что ресторан состоит из 3-х этажей и еще имеет дополнительные столики на улице! Ресторан находится в бойком туристическом месте, но в нем отличная кухня, безупречное обслуживание (по нашему опыту) и абсолютно демократичные цены: например 0,5 литра великолепного разливного Ркацители стоит 2 лари (!) — 60 рублей!!! Да, да я не ошибся….

1
Автомобильное путешествие в Грузию №2

Представьте Москву, Тверскую улицу, ресторан, к примеру «Националь», и меню, в котором вы увидите натуральное Кахетинское вино по 120 рублей за литр?! Конечно, вы подумаете, что рестораторы ошиблись, как минимум на один ноль в ценнике, и побыстрее закажите 5 литров. Так как это наша уже вторая поездка в Грузию и мы были в этом ресторане несколько раз, могу сказать, что планку качества он пока держит!

Вот так быстротечно, как это всегда бывает, когда ты попадаешь в интересные места, подошла к концу наша недельная поездка по Грузии. Чувства и желания мы испытывали те же, что и в прошлый раз — вернуться еще раз!

8 мая в 6.00 по местному времени мы выехали домой и к этому моменту у нас на спидометре было 3010 км с точки нашего старта из Москвы. Погода была прохладная, около +17 С и на дороге было свободно. Вдоль дороги встречалось много небольших стихийных рынков и продавцов, продающих различную с/х продукцию, так что если у вас к отъезду останется местная валюта, то не торопитесь от нее избавиться — вы легко это сделаете по пути к границе с большим удовольствием и толком! Кроме того, хочу отметить по нашему опыту, что кроме Тбилиси и других крупных городов, сложно найти обменники рублей на лари, поэтому собираясь в «глубинку» нужно иметь евро или доллары.

В Грузии, как это ни странно, при достаточно часто встречающихся отарах овец, очень трудно найти в продаже баранину, потому что, как говорят, она практически вся поставляется на экспорт.

Отъехав от Тбилиси около 100 км. мы проехали большой лагерь для рафтинга перед селом Надивани. Дорога шла вдоль реки Арагви, но, несмотря на начало мая, воды в реке было очень мало.

Следующим крупным населенным пунктом по нашему маршруту был горнолыжный курорт Гудаури, располагающийся в 55 км. от границы. Проехав Гудаури и приближаясь к перевалу мы столкнулись с резким понижением температуры и ухудшением погоды. Чуть позже пошел плотный снегопад (!), а температура воздуха упала до +1 С! Мы не могли поверить своим глазам, поэтому попытаюсь подтвердить наши ощущения фотографиями.

2
Автомобильное путешествие в Грузию №2
1
Автомобильное путешествие в Грузию №2

В итоге на перевале образовалась «пробка», так как большинство автомобилей, как и все многочисленные мотоциклисты, были на летней резине! В итоге потеряв около часа, мы медленно спустились с перевала, снова вернувшись в лето и дальше уже без приключений доехали на ночевку до Новочеркасска, где мы предварительно забронировали двухкомнатную квартиру за 1500 рублей.

От Новочеркасска до Москвы около 850 км и мы, выехав утром 09.05.2016, благополучно к вечеру подъехали к нашему дому, преодолев в итоге 5075 километров и истратив 457 литров 95 бензина (9 литров на 100 км)!

Теги: Самостоятельные путешествия, Автопутешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Грузия: полезная информация
Комментарии